АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
г. Новосибирск Дело № А45-10452/2015
10 ма рта 2016 года
Резолютивная часть определения объявлена 09 марта 2016 года.
Определение в полном объеме изготовлено 10 марта 2016 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Тарасовой С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арикян А.Г., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КПД-Газстрой», г. Новосибирск
к заинтересованному лицу – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области
с участием третьих лиц: 1) ФИО1 ; 2) Главного Управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области
о признании недействительным решения налогового органа
при участии в судебном заседании представителей:
от истца (заявителя) - ФИО2 по доверенности от 01.01.2016;
от ответчика (заинтересованного лица)- ФИО3 по доверенности от 17.11.2015, паспорт;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен;
2) не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «КПД-Газстрой» (далее по тексту - Общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области (далее по тексту - регистрирующий орган, налоговый орган, инспекция) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 2 л.д. 1-2) о признании недействительными решения о государственной регистрации прекращения деятельности Фонда развития ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска в связи с его ликвидацией на основании документов, поступивших из органов Министерства юстиции Российской Федерацию; об обязании Межрайонной ИФНС №16 по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КПД-Газстрой», вызванных принятием решения путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 19.03.2015г. №2155476251005.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве 3-их лиц , не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены : председатель ликвидационной комиссии - ФИО1 и Главное Управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области.
Заявлением от 22 сентября 2015 г. заявитель изменил исковые требования в части предмета иска: просит признать недействительной запись за государственным регистрационным номером 2155476251005 от 19.03.2015 г. в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица - Фонда содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска (далее – Фонд) в связи с его ликвидацией, внесенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области.
А также заявитель просит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области аннулировать запись за государственным регистрационным номером 2155476251005 от 19.03.2015 г. в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица - Фонда содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска в связи с его ликвидацией.
(т. 2 л.д. 13-14)
Согласно ч. 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ изменение предмета иска принято судом, как не противоречащее законодательству и не нарушающее прав и законных интересов каких-либо лиц.
В период судебного разбирательства по настоящему делу ООО «КПД-Газстрой» обратился в арбитражный суд с иском к Главному Управлению Министерства юстиции РФ по Новосибирской области о признании недействительным распоряжения от 06 марта 2015 г. № 248 о государственной регистрации некоммерческой организации (Фонда) в связи с ее ликвидацией (дело № А45-22893/2015).
Определением арбитражного суда от 02.11.2015 г. производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебных актов всех инстанций по делу А45-22893/2015.
В судебном заседании 09.03.2016 г. суд выяснил, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, устранены. Производство по делу было возобновлено.
От третьего лица ФИО1 имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо Главное Управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения спора по последнему известному суду адресу, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзывом поддержало позицию МИФНС № 16.
В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежаще уведомленных третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные (измененные) требования в полном объеме.
В обоснование предъявленных требований заявитель ссылается на то, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц в виде записи, которая может быть оспорена в суде.
Заинтересованное лицо иск не признало, считает, что запись о ликвидации Фонда содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска была внесена в ЕГРЮЛ на основании решения Министерством юстиции Новосибирской области о ликвидации Фонда и не является ненормативным актом, подлежащим оспариванию в суде.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает предъявленные заявителем требования не подлежащими удовлетворению, а дело подлежащим прекращению, при этом исходит из следующего.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
«01» февраля 2011 года между ООО «КПД-Газстрой» и Фондом содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска (ИНН <***>) был заключен Договор № 5 (Приложение № 4) Возмездного оказания услуг по компенсационной посадке зеленых насаждений (далее – Договор).
В соответствии с п.1.1. Договора, Исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по компенсационной посадке зеленых насаждений на территории <...> согласно схеме, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, а Заказчик оплатить выполненные работы.
В соответствии с приложением № 1 к Договору, Заказчик должен посадить 150 деревьев в срок до конца июня 2011 года.
Согласно п. 3.1. Договора стоимость работ за компенсационную посадку зеленых насаждений составляет 1 500 000,00 (Один миллион пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
Во исполнение Договора, Заказчик перечислил на расчетный счет Исполнителя следующие платежи:
- 30.03.2011 года в размере 500 000,00 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, что подтверждается Платежным поручением № 678 от 30.03.2011 года;
- 14.04.2011 года в размере 500 000,00 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, что подтверждается Платежным поручением № 766 от 14.04.2011 года;
- 09.06.2011 года в размере 500 000,00 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, что подтверждается Платежным поручением № 1352 от 09.06.2011 года.
После получения указанных выше платежей, Исполнителем была выполнена только часть работ по компенсационной посадке зеленых насаждений на сумму 500 000,00 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, что подтверждается Актом № 1 от 30.05.2011 г.
Работы по Договору в полном объеме не были выполнены, в связи с чем 22.04.2014 г. ООО «КПД-Газстрой» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Фонду содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска о взыскании 1 000 000,00 (одного миллиона) рублей 00 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2014 года по делу № А45-7717/2014 исковые требования ООО «КПД-Газстрой» были удовлетворены в полном объеме, суд решил взыскать с Фонда содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска 1 000 000,00 (один миллион) рублей неосновательного обогащения, а также 23 000,00 тысяч рублей расходов по уплате государственной пошлины.
26.06.2014 г. Фондом содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска было принято решение о ликвидации Фонда (Протокол № 2 от 26 июня 2014 года).
Учредители Фонда - ФИО1 и ФИО4 в 2014 г. обратились в суд общей юрисдикции с иском к Фонду содействия развитию жилишно-коммунатьного хозяйства, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска о его ликвидации, назначении ликвидационной комиссии в составе ФИО1. ФИО4, назначении председателем ликвидационной комиссии - ФИО1, поручении ликвидационной комиссии осуществить действия, связанные с ликвидацией Фонда, установлении порядка и сроков ликвидации.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 26.08.2014 г. по делу № 2-4860,2014 иск ФИО1 и ФИО4 удовлетворен, судом принято решение о ликвидации Фонда содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска. Данное решение вступило в законную силу 19.11.2014 г. (т. 1 л.д. 24-26).
Во исполнении решения суда от 26.08.2014 г. Главным управлением Министерства юстиции Новосибирской области (далее – Минюст) вынесено распоряжение от 26.11.2014 г. № 1451 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора. В связи с принятием указанного решения о начале процедуры ликвидации юридического лица Фонда содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска Минюстом представлены в МИФНС № 16 соответствующие документы (вх. № 10187А).
06 марта 2015 г. Главным управлением Министерства юстиции Новосибирской области вынесено распоряжение № 248 о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией, в соответствии с которым Минюстом принято решение о ликвидации Фонда, аннулировании его свидетельства о государственной регистрации и Устава, и о направлении копий документов в МИФНС № 16 для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
На основании указанного распоряжения Минюста и представленных документов регистрирующим органом (МИФНС № 16 по Новосибирской области) была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ о ликвидации Фонда.
Несогласие с ликвидаций должника послужило поводом для обращения кредитора в суд с настоящим заявлением о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации Фонда.
От требования к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области о признании недействительным распоряжения № 248 от 06.03.2015 о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, ООО «КПД-Газстрой» заявило отказ, в связи с чем производство по делу № А45-22893/2015 прекращено.
Суд признал доводы регистрирующего органа о не подведомственности арбитражному суду споров о признании недействительными записей в ЕГРЮЛ обоснованными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом; сведения о юридическом лице не являются тем ненормативным актом, который может быть оспорен в суде в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие (налоговые) органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального Закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
При этом создание и ликвидация некоммерческих организаций имеют некоторые особенности.
В соответствии со ст. ст. 18, 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010г. № 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций» установлено, что решения о государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями, принимаются Минюстом России.
Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) сведений о создании, реорганизации и ликвидации, указанных организаций, а также сведений о них осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации или по согласованию с ФНС России инспекциями ФНС России, находящимися в подчинении управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
Минюст России (территориальные органы Минюста России) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Федеральным законом №129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
Документ об уплате государственной пошлины остается в Минюсте России (территориальном органе Минюста России). Копия документа об уплате государственной пошлины в налоговый орган не направляется.
При поступлении от Минюста России (территориального органа Минюста России) документов для внесения сведений в государственный реестр налоговый орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в государственный реестр соответствующую запись.
Аналогичный порядок установлен для ликвидации некоммерческих организаций, в том числе Фондов, в территориальном органе Минюста России.
Таким образом, регистрирующий орган, в силу законного порядка, осуществляет лишь правоподтверждающую функцию на основании уже принятого решения Минюстом , в связи с чем, надлежащим ответчиком по данному делу является Минюст .
Материалами дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «КПД-Газстрой» оспаривает запись (сведения) об юридическом лице – Фонд содействия развитию ЖКХ, благоустройства и озеленения Ленинского района г. Новосибирска, то есть информацию, содержащуюся в ЕГРЮЛ.
При внесении в ЕГРЮЛ указанной регистрационной записи инспекция, как регистрирующий орган, исполняла возложенную на нее Федеральным Законом № 129-ФЗ обязанность по осуществлению регистрационных действий на основании действующего (неотмененного) решения уполномоченного органа, в данном случае – Главного управления Министерства юстиции Новосибирской области, которым вынесено распоряжение № 248 о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией.
Согласно ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Ненормативными актами государственных органов и органов местного самоуправления являются принимаемые этими органами акты, подписанные от имени органов их полномочными должностными лицами, содержащие властные предписания, обращенные к конкретным индивидуально определенным субъектам и обязательные для исполнения ими, влекущие юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения гражданских прав или обязанностей, затрагивающими права и законные интересы тех лиц, к которым они обращены (ст. ст. 8, 13 ГК РФ).
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемая запись в ЕГРЮЛ ненормативным правовым актом не является, поскольку не адресована определенному кругу лиц, не содержит властных предписаний и запрещений, не носит разового характера (не прекращает своего действия в связи с исполнением) и к ней не могут быть применены положения ст. 13 ГК РФ и гл. 24 АПК РФ.
Запись в ЕГРЮЛ подтверждает лишь факт осуществления определенного регистрационного действия на основании представленных в регистрирующий орган документов, и сама по себе не порождает последствий для заявителей гражданских прав и обязанностей, не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязывающих для них предписаний, то есть не является ненормативным правовым актом, поэтому не может быть предметом рассмотрения арбитражного суда применительно к главе 24 АПК РФ.
Таким образом, ни государственная регистрация изменений, ни сама регистрационная запись, в отличие от решения регистрирующего органа ( в данном случае Минюста), не являются ненормативным актом государственного органа, который подлежит оспариванию в суде, поскольку является лишь фактом подтверждения проведенной государственной регистрации на основании принятого Минюстом Новосибирской области акта - решения (распоряжения) о государственной регистрации, которое в свою очередь вынесено во исполнение решения суда общей юрисдикции о ликвидации некоммерческой организации.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Аналогичная позиция изложена в судебных актах : Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2009 года по делу № А27-11329/2008, Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу N А40-31338/2015, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2011 г. по делу N А60-3855/2011, Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 апреля 2012 г. по делу N А24-2631/2011.
Заявителем при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. .
Уплаченная госпошлина в связи с прекращением производства по делу подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 104, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ :
Прекратить производство по делу, в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «КПД-Газстрой» из федерального бюджета уплаченную госпошлину в сумме 3000 руб.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск, в срок, не превышающий одного месяца после вынесения определения.
Судья С.В.Тарасова