ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А46-25722/17 от 02.08.2018 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

002008:20

16 августа 2018 года

№ дела

А46-25722/2017

Резолютивная часть определения объявлена 02 августа 2018 года.

Определение в полном объеме изготовлено 16 августа 2018 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Хвостунцева А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной М.А., рассмотрев в судебном заседании ходатайство ФИО1 (дата рождения: 21.03.1951; место рождения: г. Улан-Батор Монголия; адрес регистрации: 646176, <...>; ИНН <***>, СНИЛС <***>) об исключении из конкурсной массы денежных средств на оплату личных нужд, а также суммы ежемесячной денежной выплаты и суммы льготы по оплате коммунальных услуг,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – должник) 29.12.2017 в порядке статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Омской области от 15.01.2018 заявление ФИО1 принято, возбуждено производство по делу № А46-25722/2017, назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявленных требований.

Решением Арбитражного суда Омской области от 02.03.2018 (резолютивная часть решения объявлена 22.02.2018) ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на пять месяцев (до 22.07.2018), финансовым управляющим имуществом должника утвержден ФИО2. Судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего о результатах проведения процедуры реализации имущества гражданина на 19.07.2018.

Публикация сообщения в соответствии со статьями 28, 213.7 Закона о банкротстве о признании гражданина банкротом и введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина состоялась в газете «Коммерсантъ» № 45 от 17.03.2018.

ФИО1 02.07.2018 обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением об исключении из конкурсной массы должника и предоставлении должнику ежемесячно в период проведения в отношении должника процедуры реализации имущества для оплаты личных нужд право ежемесячно, начиная с даты введения процедуры банкротства, распоряжаться денежными средствами в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, 464,62 руб. льготы по оплате коммунальных услуг, 250 руб. ежемесячной выплаты.

Определением Арбитражного суда Омской области от 09.07.2018 заявление ФИО1 принято к производству суда, назначено к рассмотрению в судебном заседании на 02.08.2018.

Информация о месте и времени судебного заседания, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Омской области в сети Интернет по адресу: www.omsk.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Должник, финансовый управляющий, иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств не заявили, в связи с чем, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, в отсутствие должника, финансового управляющего, иных участвующих в деле лиц.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Заявителем указано, что она является пенсионером, получает пенсию за выслугу лет, а также ежемесячную денежную выплату, льготу по оплате коммунальных услуг. В материалы дела представлены копия справки о доходах пенсионера Министерства РФ от 13.03.2018 № 5 о размере пенсии, копию информации Филиала бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» по установленным ФИО1 выплатам за 2018 год.

Относительно размера суммы, прожиточного минимума установленного для пенсионера, подлежащей исключению из конкурсной массы, суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

По общему правилу статьи 4 указанного Закона величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально (пункт 1); эта величина в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с положениями статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о социальной помощи) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, в отличие от других социальных групп, законами Российской Федерации как социального государства пенсионерам гарантировано получение прожиточного минимума установленного в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации, в том числе путем осуществления социальных доплат.

То есть, в отношении пенсионеров уровень прожиточного минимума определяется не в размере, установленного постановлением Правительства Омской области на основании статьей 4.1 Закона Омской области «О потребительской корзине в Омской области» с учетом целей определения потребительской корзины (статья 3), а непосредственно Законом Омской области на основании статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с учетом целей закрепления социальных гарантий для пенсионеров как уязвимого в социальном и имущественном отношении слоя населения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Закона о социальной помощи, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 134- ФЗ) величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

Закон Омской области от 31.10.2017 № 2009-ОЗ «О величине прожиточного минимума пенсионера в Омской области на 2018 год» в целях осуществления социальной доплаты устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Омской области на 2018 год в размере 8 480 руб. Учитывая, что установленная Постановлением Правительства Омской области от 13.06.2018 № 165-п величина прожиточного уровня для пенсионера (материальное обеспечение – 7 190 руб.) не превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленную для пенсионера в целом по Российской Федерации Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (на 2018 год в размере 8 726 рубля), в целях обеспечения минимальных социальных гарантий, общая сумма материального обеспечения пенсионера должна достигать величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Омской области на 2018 год (8 480 руб.). Учитывая изложенное, из конкурсной массы подлежат исключению денежные средства в размере прожиточного минимума, определенного Законом Омской области в целях установления социальной доплаты к пенсии для пенсионера на 2018 год, в размере не менее 8 480 руб.

В случае, если в дальнейшем величина прожиточного минимума, установленная постановлением Правительства Омской области, превысит величину прожиточного минимума, определенного Законом Омской области в целях установления социальной доплаты, на основании дополнительного судебного акта порядок определения размера исключаемых из конкурсной массы денежных средств подлежит корректировке.

Кроме того, должник получает льготу по оплате коммунальных услуг, ежемесячную денежную доплату в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающего меры социальной поддержки, в том числе, для ветеранов военной службы.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).

Таким образом, данные ежемесячные денежные компенсационные выплаты подлежат исключению из конкурсной массы в силу указанного пункта 6 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Единственным источником, за счет которого возможно удовлетворение личных нужд гражданина, в отношении которого введена процедура банкротства, является пенсия (доказательства получения пенсии и ее размера имеются в материалах дела). Таким образом, денежные средства на оплату личных нужд должника в размере, не превышающем величины прожиточного минимума, установленного в Омской области для пенсионеров, а также суммы льготы по оплате коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты, начиная с даты введения процедуры, необходимы для сохранения здоровья гражданина и обеспечения его жизнедеятельности, не могут быть использованы финансовым управляющим в целях погашения долгов гражданина, и подлежат исключению из формируемой конкурсной массы должника.

Учитывая, что должник имеет право на пенсию, ежемесячное получение которой гарантировано государством, выплата пенсии в размере прожиточного минимума не может быть поставлена в зависимость от даты обращения с заявлением об исключении денежных средств из конкурсной массы.

Поэтому денежные средства в размере прожиточного минимума, обеспечиваемого за счет пенсии за выслугу лет, подлежат исключению из конкурсной массы с момента введения процедуры реализации имущества. Указанные положения подлежат применению и к выплате суммы льготы по оплате коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты.

На основании изложенного, заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 184, 185, 223 АПК РФ, статьями 60, 213.25 Закона о банкротстве, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Исключать ежемесячно в течение проведения в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина из конкурсной массы, формируемой в деле о несостоятельности (банкротстве) ФИО1, денежные средства на оплату личных нужд должника в размере, не превышающем величины прожиточного минимума, установленного в Омской области для пенсионеров, а также суммы льготы по оплате коммунальных услуг (составляющей на дату судебного заседания 464,62 руб.), суммы ежемесячной денежной выплаты (составляющей на дату судебного заседания 250 руб.).

Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

А.М. Хвостунцев