ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А46-8022/18 от 22.11.2018 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

002008:20

29 ноября 2018 года

№ дела

А46-8022/2018

Резолютивная часть определения объявлена 22 ноября 2018 года.

Полный текст определения изготовлен 29 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи А.В. Сумбаевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Иваниловой, рассмотрев в судебном заседании ходатайство ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки г. Омск, ИНН <***>, СНИЛС <***>, проживающей по адресу: 644091, <...>) об исключении из конкурсной массы должника имущества,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Омской области от 11.09.2018 заявление ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) о признании ее несостоятельной (банкротом) признано обоснованным; в отношении ФИО1 введена процедура реализации имущества гражданина сроком на четыре месяца (до 06.12.2018); финансовым управляющим утвержден ФИО2.

Публикация сообщения в соответствии со статьями 28, 213.7 Закона о банкротстве о признании ФИО1 банкротом и об открытии в отношении него процедуры реализации имущества гражданина состоялась в официальном печатном издании - газете «Коммерсантъ» № 168 от 15.09.2018, аналогичное сообщение размещено на официальном сайте ЕФРСБ № 3019101 от 08.09.2018.

18.10.2018 ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Омской области с ходатайством (вх. № 117783 от 18.10.2018) об исключении из конкурсной массы, формируемой в деле № А46-8022/2018 о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 ежемесячно, в течение всего срока проведения процедуры реализации имущества гражданина, денежные средства в размере не превышающим величину прожиточного минимума для пенсионеров, действующего на территории проживания должника, при условии фактического поступления таких денежных средств в конкурсную массу.

Определением Арбитражного суда Омской области от 25.10.2018 ходатайство ФИО1 принято, назначено судебное заседание по рассмотрению указанного ходатайства на 22.11.2018.

Информация о принятии ходатайства к производству и назначении судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения заявления в порядке, установленном статьей 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились, ходатайств не представили. Суд, руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, исследовав доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено, в частности, на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

По общему правилу статьи 4 этого Закона величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально (пункт 1); эта величина в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Как следует из текста ходатайства об исключении из конкурсной массы денежных средств должник является пенсионером, получает доход в виде пенсии по старости, что подтверждается представленной в материалы основного дела справкой ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска от 20.12.2107 № 310698/16, что нашло свое отражение в решении Арбитражного суда Омской области от 11.09.2018.

В соответствии с положениями статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о социальной помощи) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, в отличие от других социальных групп, законами Российской Федерации как социального государства пенсионерам гарантировано получение прожиточного минимума установленного в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации, в том числе путем осуществления социальных доплат.

То есть в отношении пенсионеров уровень прожиточного минимума определяется не в размере, установленного постановлением Правительства Омской области на основании статьей 4.1 Закона Омской области «О потребительской корзине в Омской области» с учетом целей определения потребительской корзины (статья 3), а непосредственно Законом Омской области на основании статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с учетом целей закрепления социальных гарантий для пенсионеров как уязвимого в социальном и имущественном отношении слоя населения.

Пунктом 4 статьи 12.1 Закон о социальной помощи, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма егоматериального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 134- ФЗ) величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

Закон Омской области от 31.10.2017 № 2009-ОЗ «О величине прожиточного минимума пенсионера в Омской области на 2018 год» в целях осуществления социальной доплаты устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Омской области на 2018 год в размере 8 480 рублей.

Учитывая, что установленная постановлением Правительства Омской области от 14.03.2018 № 61-п величина прожиточного уровня для пенсионера (материальное обеспечение – 6 824 руб.) не превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленную для пенсионера в целом по Российской Федерации Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (на 2018 год в размере 8 726,0 рубля), в целях обеспечения минимальных социальных гарантий, общая сумма материального обеспечения пенсионера должна достигать величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Омской области на 2018 год (8 480 рублей).

Таким образом, исходя из особенностей должника, являющегося пенсионером и того, что в отношении пенсионеровминимальныйразмерматериальногообеспечения определяется и гарантируется Законом Российской Федерации, Законом Омской области, из конкурсной массы подлежат исключению денежные средства в размере прожиточного минимума, определенного Законом Омской области в целях установления социальной доплаты к пенсии для пенсионера на 2018 год, в размере не менее 8 480 руб.

В настоящем деле должником является пенсионер, стабильно получающий гарантированную государством пенсию.

Учитывая, что должник имеет право на пенсию, ежемесячное получение которой гарантировано государством, выплата пенсии в размере прожиточного минимума не может быть поставлена в зависимость от даты обращения с заявлением об исключении денежных средств из конкурсной массы.

Поэтомуденежныесредства в размерепрожиточногоминимума, обеспечиваемого за счет пенсии по возрасту, подлежат исключению из конкурсной массы с момента введения процедуры реализации имущества.

Обратный подход будет противоречить конституционно значимым принципам социального обеспечения пенсионеров.

Таким образом, с учетом изложенного, суд находит заявление ФИО1 об исключении денежных средств из конкурсной массы должника подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьей 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

исключить из конкурсной ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки г. Омск, ИНН <***>, СНИЛС <***>, проживающей по адресу: 644091, <...>) ежемесячно денежные средства в размере прожиточного минимума, определенного в Омской области для пенсионеров, а именно на 2018 год в размере 8 480 руб. с момента введения процедуры реализации до ее завершения.

Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

А.В. Сумбаева