ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А47-16301/18 от 04.03.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург                                                                Дело № А47-16301/2018  

11 марта 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена        марта 2019 года

В полном объеме определение изготовлено        марта 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.А. Александрова, при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.В. Рахимовой, рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по   заявлению

Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области,                      ИНН 5614029240, ОГРН 1065614060270, г. Орск, Оренбургская область,

к Западно-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ИНН 0274928714, ОГРН 1170280046001, г. Уфа

о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений № 015670 от 22 ноября 2018 года.

В предварительном судебном заседании принял участие представитель заинтересованного лица Васенькин Сергей Валерьевич по доверенности № Д-43/2019 от 10.01.2019.

В предварительном судебном заседании 27.02.2019 судом в порядке ст. 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 04.03.2019 до 12 час. 00 мин.

Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в предварительное судебное заседание после перерыва представителя не направило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

В ходе  предварительного судебного заседания до перерыва судом на обсуждение представителей лиц, участвующих в деле, был поставлен вопрос о подсудности спора Арбитражному суду Оренбургской области.

Представитель заинтересованного лица пояснил, что на территории Оренбургской области филиалов и представительств Западно-Уральского  межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не имеется, расположенное на территории Оренбургской области территориальное структурное подразделение не относится к филиалу или представительству, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом Республики Башкортостан.

Исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к выводу о том, что дело было принято к производству Арбитражным судом Оренбургской области с нарушением правил подсудности, исходя из следующего.

На основании ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

Указанной нормой установлено общее правило территориальной подсудности споров, подведомственных арбитражному суду.

Частью 5 статьи 36 АПК РФ предусмотрено, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Следовательно, отнесение к числу филиалов или представительств иных подразделений юридического лица, не поименованных в его учредительных документах и в ЕГРЮЛ в качестве таковых, недопустимо.

Местом нахождения заинтересованного лица - Западно-Уральского  межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, является г. Уфа.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Оренбургской области существуют филиал или представительство данного юридического лица, сведения о которых были бы внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, заявителем в материалы дела не представлено.

Как следует из Положения о Западно-Уральском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденном Приказом Ространснадзора от 27.06.2017 № ВБ-542ф (далее - Положение), Западно-Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного, электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Республики Башкортостан, Оренбургской области и Пермского края, а также на территории города Байконур, являющегося административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды в Российской Федерации (п. 1 Положения).

Более того, согласно п. 4 Положения Управление в установленном порядке имеет территориальные структурные подразделения на территории Оренбургской области, Пермского края.

В соответствии с п. 6.4.17 Положения Управление выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах.

Таким образом, Отдел автотранспортного надзора по Оренбургской области является структурным подразделением заинтересованного лица и его статус не может быть приравнен к статусу филиала или представительства в смысле, придаваемом статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 АПК РФ арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от                 15 января 2009 г. №144-О-П указал, что несмотря на то, что в положениях Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержится прямого указания на несоблюдение правил подсудности как на основание для отмены судебного акта в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно - вопреки статье 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом и статье 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не допускающей ограничение этого права ни при каких обстоятельствах - принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 июля 2007 г. №623-О-П, является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является - по смыслу статей 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации и соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права - законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

При таких обстоятельствах  суд приходит к выводу о том, что заявление было принято к производству Арбитражным судом Оренбургской области с нарушением правил подсудности, в связи с чем, передает дело на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Руководствуясь статьями 35, 39, 176, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Передать дело №А47-16301/2018 на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск) в течение десяти дней со дня его  принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.       

Судья                                                                        А.А. Александров