ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А47-5167/12 от 01.08.2013 АС Оренбургской области

1153/2013-59683(1)

Арбитражный суд Оренбургской области
460000, г. Оренбург, ул. Володарского, 39
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об утверждении мирового соглашения
и прекращении производства по делу

г. Оренбург

Дело № А47-5167/2012

01 августа 2013 года

Резолютивная часть определения объявлена 01 августа 2013 года.

Определение в полном объеме изготовлено 01 августа 2013 года.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Федоренко А.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шатровой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по исковому заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области (г. Оренбург, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» (Оренбургская область, г. Орск, ОГРН <***>),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1. Муниципальное образование «город Орск Оренбургской области» в лице администрации г. Орска (462419 <...>),

2. Комитет по управлению имуществом г. Орска (462419 <...>),

3. Правительство Оренбургской области (г. Оренбург) о взыскании ущерба в размере 125 338 245 рублей

представители сторон: от истца: ФИО1 - представитель (доверенность от 02.04.2012 года № 12/2012, постоянная)

от ответчика: ФИО2 – представитель (доверенность от

31.12.2012 года)


от третьих лиц: 1. Белик А.А. – представитель (доверенность от 23.01.2013 года)

2. явки нет

3. ФИО3 – представитель (доверенность от 24.01.2012 года)

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» о взыскании в бюджет муниципального образования «город Орск Оренбургской области» ущерба в размере 125 338 245 рублей, причиненного водному объекту федерального значения-реке Урал..

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Муниципальное образование «город Орск Оренбургской области» в лице администрации г. Орска, Комитет по управлению имуществом г. Орска, Правительство Оренбургской области

Третье лицо 2 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом согласно ст. 123 АПК РФ, в материалы дела предоставлено ходатайство о проведении заседания в его отсутствие.

На основании ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие третьего лица.

Сторонами в материалы дела представлено подписанное мировое соглашение и заявлено ходатайство об его утверждении.

Изучив мировое соглашение, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о возможности утвердить мировое соглашение и прекратить производство по делу по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, в период с 13.12.2010 по 17.12.2010 Управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая проверка ООО «Орск Водоканал», в ходе которой было выявлено, что ответчиком осуществляется сброс сточных вод в реку Урал с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ, в связи с несоблюдением проектно-технологической схемы эксплуатации очистных сооружений.

Указанные нарушения зафиксированы в справке по соблюдению требований природоохранного и водного законодатешльства Российской Федерации ООО «Орск Водоканал» при эксплуатации очистных сооружений г. Орска и подтверждается вступившим в законную силу


постановлением об административных правонарушениях в отношении ответчика по ст.ст. ч.4 ст.8.13, 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Специалистами Управления Росприроднадзора по Оренбургской области на основании Приказа Минприроды Российской Федерации от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» произведен расчет размера вреда, причиненного реке Урал за 2010 год, который составил 125 338 245 рублей.

В связи с отказом ООО «Оренбург Водоканал» добровольно возместить вред Управление Росприроднадзора по Оренбургской области обратилось с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд.

В силу ст.138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора. При этом, стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.

Согласно ч.ч. 6, 9 ст. 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной


и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В статье 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено также участие Российской Федерации в осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Так, Стокгольмской декларацией Организации Объединенных наций от 16.06.1972 по вопросу сохранения и улучшения окружающей человека среды были провозглашены общие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в том числе прекращения введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ, направленность политики всех государств в области окружающей среды должна на повышение существующего или будущего потенциала развития стран, выделения ресурсов для охраны и улучшения окружающей среды с учетом обстоятельств и конкретных потребностей стран и любых расходов, которые могут быть связаны с включением мер по охране окружающей среды в их планы развития, возложения на соответствующие национальные учреждения задачи планирования, управления и контроля в отношении ресурсов окружающей среды государств с целью повышения качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 30 Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 г., за защиту, сохранение и улучшение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений несут ответственность все государства. Все государства должны стремиться к выработке своей собственной политики в области окружающей среды и развития в соответствии с этой ответственностью. Политика всех государств в области окружающей среды должна способствовать, а не оказывать неблагоприятное воздействие на нынешний или будущий потенциал развития развивающихся стран.

Учитывая изложенное, единовременное изъятие из оборота предприятия, осуществляющего очистку сточных вод, крупной денежной суммы в возмещение ущерба не будет отвечать направленности экологической политики государства на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

В то время как направление данных средств ООО «Орск Водоканал» целенаправленно на реализацию мероприятий по улучшению качества очистных сооружений и снижению уровня негативного воздействия на


окружающую среду соответствует принципам способствования развитию будущего потенциала государства в области охраны окружающей среды.

Из условий мирового соглашения усматривается, что ответчик берет на себя обязательство за период с 2013 до 2016 года осуществить за счет собственных и привлеченных средств комплекс мероприятий по реконструкции системы водоотведения и проектирование строительства новых очистных сооружений г. Орска на общую сумму 133 490 000 рублей, что превышает размер причиненного вреда.

Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика).

В пункте 10 Методики указано, что исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития регионов.

При этом п.п. 12, 14 Методики предусмотрено, что в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда, а также на величину фактической оплаты сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ.

Вышеуказанные планируемые расходы ответчика должны быть учтены при расчете размера подлежащего возмещению вреда.

Принятие на себя третьими лицами (администрацией г. Орска и Правительством Оренбургской области) обязательств по частичному финансированию работ не противоречит требованиям гражданского и бюджетного законодательства.

Исследовав условия представленного мирового соглашения, суд с учетом вышеизложенного, приходит к выводу о возможности его утверждения, так как оно не противоречит закону, иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 2 и 3 ст. 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мировом соглашении могут содержаться условия,


в том числе о распределении судебных расходов, не противоречащие федеральному закону.

В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при утверждении мирового соглашения истцу возвращается половина уплаченной им государственной пошлины.

В то же время, если истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины или он был освобожден от ее уплаты, то при утверждении мирового соглашения между сторонами распределяется 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате. Остальная сумма государственной пошлины со сторон не взыскивается. Государственная пошлина, подлежащая уплате, взыскивается со сторон с учетом условия мирового соглашения о порядке распределения государственной пошлины.

Поскольку мировым соглашением предусмотрено отнесение расходов по уплате государственной пошлины на ответчика, то 100 000 рублей, что составляет 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате по данному делу, взыскивается с ответчика.

Согласно статье 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение утверждается судом, в производстве которого находится дело.

В связи с утверждением мирового соглашения, производство по делу подлежит прекращению на основании части 2 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 139, 140, 141, 150, 151, 159, 184, 185, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Утвердить мировое соглашение, заключенное между обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал г. Орска» и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области на следующих условиях:

«1. Настоящее мировое соглашение заключается сторонами в соответствии со статьями 139-141 АПК РФ, для целей устранения по обоюдному согласию возникшего спора, явившегося причиной предъявления исковых требований Истца к Ответчику, о возмещении вреда, причиненного водному объекту - реке Урал, вследствие нарушения водного законодательства.


2. Стороны констатируют, что в результате проверки, проведенной с 29 ноября 2010г. по 24 декабря 2010г., на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, водных и земельных ресурсов при эксплуатации комплекса очистных сооружений биологической очистки и сбросе сточных вод в реку Урал, установлен факт загрязнения Ответчиком реки Урал в результате сброса сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ, вследствие чего водному объекту причинен вред. Размер вреда составляет 125 338 245,0 (Сто двадцать пять миллионов триста тридцать восемь тысяч двести сорок пять) рублей.

3. Ответчик признает факт причинения экологического вреда водному объекту федерального значения - реке Урал.

3.1. Правительство Оренбургской области, Администрация в соответствии со ст. 399 ГК РФ дополнительно к ответственности Ответчика, принимают на себя обязательства (субсидиарную ответственность) по удовлетворению требований Истца, путем зачета встречного требования к Ответчику, выполнению мероприятий (плана) согласно Приложения № 1 к настоящему мировому соглашению по охране окружающей среды-улучшению работы очистных сооружений и снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду в счет возмещения экологического вреда водному объекту федерального значения-реке Урал.

4. Вред водному объекту причинен оборудованием цеха биологической очистки сточных вод, являющимся муниципальной собственностью, стороны договариваются о том, что в качестве возмещения вреда Ответчиком и Администрацией проводятся мероприятия по реконструкции системы водоотведения и снижению уровня негативного воздействия на окружающую природную среду (с 2013 по 2016 годы), а также проектирование строительства новых очистных сооружений города Орска (с 2013 по 2015 годы) за счет собственных средств, средств муниципального образования «Город Орск» в том числе субсидий из областного бюджета согласно Приложения № 1 к настоящему мировому соглашению, в связи с чем:

4.1. Ответчик в течение 2011-2012 годов в целях бесперебойной и эффективной работы отстойников ПРО, участвующих в общем цикле очистки, выполнил следующие мероприятия:

4.1.1. произвёл капитальный ремонт отстойника ПРО-1 цеха БОСвод с затратами в размере 191 072,00 (Сто девяносто одна тысяча семьдесят два) рубля;

4.1.2. произвёл капитальный ремонт отстойника ПРО-3 цеха БОСвод с затратами в размере 760 595,00 (Семьсот шестьдесят тысяч пятьсот девяносто пять) рублей;

4.1.3. приобрел и установил комплект дренажной системы (фильтросные полиэтиленовые трубы для фильтров цеха БОСвод) на


сумму 4 688 469,0 (Четыре миллиона шестьсот восемьдесят восемь тысяч четыреста шестьдесят девять) рублей;

4.1.4. произвёл засыпку двух песчаных фильтров кварцевым песком.

4.2. Общая сумма затраченных Ответчиком средств за 2011-2012 годы составила 5 640 136,0 (Пять миллионов шестьсот сорок тысяч сто тридцать шесть) рублей (Приложение № 2 к настоящему мировому соглашению).

4.3. В течение 2013-2016 годов, в целях бесперебойной работы очистных сооружений, предотвращения залповых и аварийных сбросов загрязняющих веществ, предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду до начала строительства новых очистных сооружений в городе Орске, Ответчик совместно с Администрацией обязуются произвести модернизацию воздуходувочного оборудования на аэротенках цеха БОСвод, с планируемыми затратами в размере 19 700 000,00 (Девятнадцать миллионов семьсот тысяч) рублей за счет собственных средств и средств бюджета муниципального образования «Город Орск».

4.4. В течение 2013-2016 годов, в целях бесперебойной работы очистных сооружений, предотвращения залповых и аварийных сбросов загрязняющих веществ воды водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, до начала строительства новых очистных сооружений в городе Орске, Ответчик совместно с Администрацией обязуются:

произвести ремонт отстойников ВРО-3,ВРО-4,

-заменить оборудование механического участка цеха БОСвод, приобрести и установить механические грабли МГ-8, в количестве 2 штук на районной насосной станции,

-выполнить капитальный ремонт отстойника ТРО-2 (третичного радиального отстойника) цеха БОСвод,

-закупить, установить, заменить агрегаты механической очистки сточных вод,

очистить от загрязнений пруды-отстойники

С планируемыми затратами в размере 13 790 000 (тринадцать миллионов семьсот девяносто тысяч) рублей за счет собственных средств и средств бюджета муниципального образования «Город Орск».

4.5. Администрация, в течение 2013-2016 годов, с целью дальнейшего строительства очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод до установленных действующим законодательством нормативных показателей качества сбрасываемых сточных вод в водный объект, осуществляет проектирование, инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, обследование строительных конструкций ИТМ ГО и ЧС, проводит государственную экспертизу выполненного проекта и в срок до 31.12.2015 года предоставляет Истцу:


- рабочий проект строительства очистных сооружений стоимостью до 100 000(сто миллионов) рублей за счет средств бюджета муниципального образования «Город Орск», источником финансового обеспечения которого, в том числе, являются субсидии из областного бюджета на эти цели (Приложение № 1 к настоящему мировому соглашению), прошедший государственную экспертизу в соответствии с действующим законодательством, план строительства новых очистных сооружений и в 2016 году получает разрешение на строительство.

4.6. Общая сумма затраченных средств за 2013-2016 годы составит 133490 000,0 (Сто тридцать три миллиона четыреста девяносто тысяч) рублей, из них:

-19 700 000 (Девятнадцать миллионов семьсот тысяч) рублей -собственные средства Ответчика,

- 113 790 000(Сто тринадцать миллионов семьсот девяносто тысяч) рублей- средства бюджета муниципального образования «Город Орск», источником финансового обеспечения которого, в том числе, являются субсидии из областного бюджета

5. Итого, затраты Ответчика и Администрации за период 2011- 2016 годы составят 139 130 136,0 (Сто тридцать девять миллионов сто тридцать тысяч сто тридцать шесть) рублей.

6. В рамках настоящего мирового соглашения:

6.1. Истец имеет право ежеквартально, по итогам года запрашивать у Ответчика информацию и документы, подтверждающие выполнение Ответчиком и Администрацией работ. В целях исполнения настоящего мирового соглашения осуществлять проверку выполнения условий мирового соглашения и мероприятий, указанных в Приложении № 1 к настоящему мировому соглашению.

6.2. Ответчик обязуется предоставлять Истцу запрашиваемую информацию и документы, подтверждающие выполнение работ, оговоренных мировым соглашением.

6.3. Ответчик обязуется обеспечивать допуск представителей Управления Росприроднадзора по Оренбургской области на объекты очистных сооружений г. Орска для приемки выполненных работ в соответствии с пунктом 6.2 настоящего мирового соглашения.

6.4. В случае, если по состоянию на 31.12.2015 года не будут выполнены проектирование, государственная экспертиза проекта строительства новых очистных сооружений города Орска, не предоставлены Истцу документы, указанные в п. 4.5 настоящего мирового соглашения. Ответчик обязуется уплатить в денежном выражении истребуемую сумму возмещения вреда в размере 125 338 245,0 (Сто двадцать пять миллионов триста тридцать восемь тысяч двести сорок пять) рублей, если не докажет, что надлежащее исполнение условий мирового


соглашения оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажор), в том числе связанных с изменением требований законодательства.

О наступлении обстоятельств непреодолимой силы Ответчик в обязательном порядке извещает в письменном виде Управление Росприроднадзора по Оренбургской области не позднее 20 дней со дня их наступления с предоставлением необходимых документальных подтверждений. При неуведомлении Истца о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или пропуске срока для уведомления Ответчик лишается права ссылаться на такие обстоятельства.

При возникновении форс-мажорных обстоятельств, при условии надлежащего уведомления Истца срок выполнения обязательств по проектированию и проведению государственной экспертизы проекта строительства новых очистных сооружений города Орска продлевается на срок действия таких обстоятельств.

Наступление обстоятельств непреодолимой силы не освобождает Ответчика от выполнения мероприятий, оговоренных настоящим мировым соглашением.

6.5. В случае изменения законодательства РФ относительно требований к качеству сточных вод сбрасываемых в водные объекты, Ответчик по согласованию с Истцом принимает решение по корректировке сроков выполнения мероприятий.

7. Стороны ознакомлены с содержанием статьи 141 Арбитражно- процессуального кодекса РФ (АПК РФ) и понимают последствия заключения мирового соглашения.

8. Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению в соответствии с разделом .7 АПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого Арбитражным судом по ходатайству истца или ответчика

9. Мировое соглашение не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.

10. Настоящее соглашение составлено на 5-и листах в 5-и экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон, для Администрации и для Арбитражного суда Оренбургской области.

11. Мировое соглашение вступает в силу после его утверждения Арбитражным судом Оренбургской области.

12. Последствия прекращения производства по делу в связи с заключением мирового соглашения, предусмотренные ч. 3 ст. 151 АПК РФ, Сторонам разъяснены и понятны.


13. Судебные расходы и издержки по делу относятся на Ответчика.».

2. Производство по делу прекратить.

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» (462431 <...> ОГРН <***> ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 000 рублей.

4.Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Оренбургской области.

5. Копии определения направить лицам, участвующим в деле.

Судья

Федоренко А.Г.



2 А47-5167/2012

3 А47-5167/2012

4 А47-5167/2012

5 А47-5167/2012

6 А47-5167/2012

7 А47-5167/2012

8 А47-5167/2012

9 А47-5167/2012

10 А47-5167/2012

11 А47-5167/2012