171 1224398
Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
о прекращении производства по делу | |
г. Пермь | |
03 сентября 2014 года | № дела А50-11024/2014 |
Резолютивная часть определения объявлена 01 сентября 2014 года.
Полный текст определения изготовлен 03 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мещеряковой Т.И., судей: Аликиной Е.Н., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотнико- вой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению дело открытого акцио- нерного общества «Центральный универмаг» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к администрации города Соликамска (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
третьи лица: управление имущественных отношений администрации города Соликамска (ОГРН:<***>, ИНН:<***>), Муниципальное унитарное предприятие «Городские коммунальные электрические сети» (ОГРН: <***>, ИНН:<***>)
при участии Прокуратуры Пермского края
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества «Центральный универмаг»: ФИО1, по доверенности от 03.06.2014, предъявлен паспорт;
от ответчика - администрации города Соликамска: ФИО2 по дове- ренности от 28.01.2014 № 026-02-09б-54, предъявлен паспорт;
от третьих лиц:
управления имущественных отношений администрации города Соликамска: не явились;
Муниципального унитарного предприятия «Городские коммунальные элек- трические сети»: не явились,
от Прокуратуры Пермского края: Федорова Е.С., предъявлено служебное удостоверение
установил:
открытое акционерное общество «Центральный универмаг» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о призна- нии недействующим постановления администрации города Соликамска от 22.04.2014 № 710-па «Об установлении постоянного публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 59:10:0407022:23» (далее – постановление № 710-па).
Определением суда от 11.06.2014 в порядке ст.51 Арбитражного про- цессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление имущественных от- ношений администрации города Соликамска (далее – управление), Муници- пальное унитарное предприятие «Городские коммунальные электрические сети» (далее – предприятие).
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил Прокурор Пермского края с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Требования заявителя мотивированы тем, что оспариваемым постанов- лением в нарушение ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) постоянный публичный сервитут в отношении принадлежащего обществу земельного участка установлен не в целях обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, а в интересах хозяйст- вующих субъектов, в том числе предприятия. Кроме того, указывает, что в нарушение п.п. 3.5, 3.7 Положения об организации и проведении публичных слушаний в Соликамском городском округе, утвержденного решением Соли- камской городской Думы от 26.04.2006 № 13 не были учтены предложения и замечания заинтересованных лиц ни при первых, ни при вторых публичных слушаниях, чем нарушена процедура установления сервитута. Относительно нарушения прав постановлением № 710-па указывает, что установленный сервитут не только выходит за рамки заявленных целей, но и фактически формирует самостоятельную территорию, ограничивающую заявителя как собственника земельного участка в реализации своих законных прав и инте- ресов, препятствует нормальной эксплуатации принадлежащего собственни- ку недвижимого имущества, чем наносит значительный экономический ущерб интересам заявителя.
Администрации города Соликамска (далее – ответчик, администрация) с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в от- зыве на заявление (л.д.125-129). Указывает, что оспариваемый сервитут ус- тановлен в целях обеспечения беспрепятственного доступа (прохода и проез- да) к объекту муниципальной собственности – трансформаторной подстан- ции № 42 (ТП-42), которая является важным узловым элементом системы электроснабжения центральной части города Соликамска; для обеспечения пожарной безопасности населения. Полагает, что оспариваемый акт принят исходя из целей установления сервитуты в рамках осуществления возложен- ных на администрацию полномочий по разрешению вопросов местного зна- чения. Указывает также, что процедура установления сервитута соблюдена, все поступившие замечания и предложения отражены в протоколах публич- ных слушаний.
В судебном заседании представитель ответчика устно заявил ходатай- ство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Прокуратура Пермского края также полагает, что дело неподведомст- венно арбитражному суду по основаниям, изложенным в отзыве на заявле- ние.
Заявитель возражает против удовлетворения данного ходатайства, по- лагает, что дело может быть рассмотрено в арбитражном суде в силу п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №11) и п. 2.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспари- вании нормативных правовых актов» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №58).
Управление с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 135).
Направленное управлением ходатайство о рассмотрении дела в отсут- ствие его представителя рассмотрено судом и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Предприятие не согласно с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В судебное заседание представителя не направило, что в силу ч.3 ст. 156 АПК РФ признано судом не препятствую- щим обстоятельством для рассмотрения дела при существующей явке.
Изучив материалы дела, рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о прекращении производства по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, заслушав представителей лиц, участвующих в деле суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...> Победы, д. 117: нежилое 3-х этажное зда- ние универмага площадью 3 806, 1 кв.м. и земельный участок площадью 13 412 кв.м., кадастровый номер 59:10:0407022:23, предназначенный для экс- плуатации здания универмага.
Постановлением № 710-па в отношении части земельного участка с ка- дастровым номером 59:10:0407022:23 установлен публичный сервитут пло- щадью 801, 50 кв.м. в соответствии со схемой границ. Публичный сервитут зарегистрирован в качестве обременения земельного участка с кадастровым номером 59:10:0407022:23, о чем произведена запись государственной реги- страции № 59-59-15/105/2014-738.
Заявитель, считая постановление № 710-па противоречащим ЗК РФ, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления пред- принимательской деятельности, в порядке гл. 23 АПК РФ оспорил его в ар- битражном суде.
В связи с упразднением с 06.08.2014 Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) внесен ряд изменений в АПК РФ, в том числе, по вопросам, связанным с подведомственностью споров об оспа- ривании нормативных правовых актов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессу- альный кодекс Российской Федерации» дела, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производ- ству, в соответствии с правилами, предусмотренными АПК РФ и действо- вавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Рассматриваемое в настоящем деле заявление принято к производству 11.06.2014, т.е. подлежит рассмотрению по существу в соответствии с прави- лами, предусмотренными АПК РФ на день принятия соответствующего заяв- ления к производству.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недей- ствующим нормативного правового акта, принятого государственным орга- ном, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом,
если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и закон- ные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятель- ности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной эконо- мической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установ- ленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие неза- висимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливает- ся законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, норматив- ным правовым актом органа местного самоуправления.
Таким образом, исходя из природы оспариваемого акта, Арбитражный суд Пермского края считает, что заявление по настоящему делу подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гл.23 АПК РФ в редакции, дейст- вовавшей на момент обращения предпринимателя с соответствующим заяв- лением (09.06.2014).
В соответствии с п.п.1 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассмат- ривают в порядке административного судопроизводства возникающие из ад- министративных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно ч.4 ст.191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных право- вых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в со- ответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
ВАС РФ в абзаце 2 пункта 2.2 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 разъяснено, что если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмот- рению в арбитражном суде.
Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осущест- влением предпринимательской и иной экономической деятельности опреде- лил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об об- щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления мо- гут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
На основании указанного арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое за- явление подано организацией или гражданином, которые полагают, что ос- париваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные инте- ресы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2.4 постановления Пленума ВАС РФ №58).
Из материалов дела усматривается, что предметом спора являются со- ответствующие положения нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления в сфере земельных правоотношений.
На основании п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного са- моуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юриди- ческого лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В силу п. 8 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сер- витута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
В указанных нормах арбитражный суд не назван в качестве суда, компе- тентного рассматривать заявления об оспаривании нормативных правовых актов в сфере земельных правоотношений.
Ссылка заявителя на постановление Пленума ВАС РФ № 11, согласно п. 29 которого, исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах орга- низации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункте 2 ста- тьи 23 ЗК РФ, рассмотрение заявлений о признании недействующими норма- тивных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов, судом отклонена, поскольку не учитывает положения п.1 ч.1 ст. 29 АПК РФ, которые связывают подведомственность споров арбитражному су- ду именно с указанием на это в федеральном законе.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.01.2010 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Произ- водственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карбо- лит", "Завод Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Рас- пиратор", каждый имеет право на рассмотрение его дела компетентным су- дом. Суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статьи 46 и статьи 47 Конституции Российской Федерации не являет- ся законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
Статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд общей юрисдикции рассматривает дела об ос- паривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рас- смотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов, следовательно, настоящий спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества в суд общей юрисдикции с настоящим заявлением или доказательства, свиде- тельствующие об утрате им возможности разбирательства дела в суде общей юрисдикции. Поэтому указанные обществом доводы относительно несоот- ветствия оспариваемого постановления подлежат оценке при рассмотрении судом, к компетенции которого данное дело отнесено.
Согласно пункту 2.5 постановления Пленума ВАС РФ № 58, если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответст- вии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного пра- вового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу.
Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в сфере земельных отношений и в рассматриваемом случае специаль- ный закон, и иные нормативные правовые акты не содержат положений об отнесении данных споров к компетенции арбитражных судов, суд приходит к выводу, что данное дело неподведомственно арбитражному суду.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заяв- ления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
В связи с прекращением производства по делу государственная пошли- на подлежит возврату заявителю на основании ст.104 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 104, п.1 ч.1 ст.150, ст.ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу «Центральный уни- вермаг» из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную при подаче заявления по платежному поручению от 04.06.2014 № 170 в раз- мере 2000 (Две тысячи) рублей.
Определение может быть обжаловано в порядке кассационного произ- водства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | Т.И. Мещерякова |
Судьи | Е.Н. Аликина |
Е.М.Трефилова
2
3
4
5
6
7
8