ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-27716/18 от 27.01.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о признании требования обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника

г. Пермь

05 февраля 2021 года Дело № А50-27716/2018

Резолютивная часть определения вынесена 27 января 2021 года. Полный текст определения изготовлен 05 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1, секретарем судебного заседания Гандилян А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о признании по заявлению ФИО4 (614088, г. Пермь,
ул. Чердынская, д. 30, кв. 206; СНИЛС <***>; ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения Азербайджан, Белоканский район, с. Газма; ИНН <***>) его несостоятельным (банкротом),

заявление Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам
в сумме 8 544 руб.,

в заседании приняли участие представители:

от уполномоченного органа – ФИО2, по доверенности
от 07.02.2020 № 93, предъявлено служебное удостоверение;

от должника – не явились, извещены надлежащим образом;

от финансового управляющего - ФИО3 –
не явились, извещен надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения о назначении судебного заседания, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Пермского края 03.09.2018 поступило заявление ФИО4 о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2018 заявление ФИО4 о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству суда.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.10.2018 ФИО4 (далее также - должник, ФИО4) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества сроком на четыре месяца, финансовым управляющим должника утверждена ФИО3 (номер в реестре – 16062, ИНН <***>, адрес для корреспонденции: 614094, <...>), член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Меркурий» (далее также - финансовый управляющий).

Сведения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликованы в газете «Коммерсантъ», выпуск № 188 за 13.10.2018.

От Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (далее - заявитель, уполномоченный орган) поступило в суд заявление от 06.11.2020
№ 17-05/21132 (вх. от 10.11.2020) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам
в сумме 8 544 руб. (недоимка по транспортному налогу за 2017 год).

Заявление уполномоченного органа принято к рассмотрению, судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 23.12.2020.

Судебное заседание по рассмотрению требования уполномоченного органа откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ на 21.01.2021.

В судебном заседании 21.01.2021, проведенном при явке представителя уполномоченного органа и в отсутствие должника и финансового управляющего (их представителей) судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 27.01.2021 (протокольное определение суда от 21.01.2021).

После перерыва судебное заседание продолжено 27.01.2021 в том же составе суда, при явке представителя уполномоченного органа, в отсутствие должника и финансового управляющего (их представителей).

Неявка в судебное заседание 27.01.2021 должника и финансового управляющего (их представителей) с учетом положений частей 2, 3
статьи 156 АПК РФ не препятствовала продолжению судебного заседание
в их отсутствие.

От должника поступил и приобщен к материалам обособленного спора отзыв на заявление уполномоченного органа, отражающий доводы
о пропуске срока взыскания задолженности по обязательным платежам.

От финансового управляющего поступил и приобщен к материалам обособленного спора отзыв на заявление уполномоченного органа, в котором приведены доводы об отсутствии возражений по заявленному уполномоченным органом требованию и отражено ходатайство
о рассмотрении требования уполномоченного органа в отсутствие финансового управляющего.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела
о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом
по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Как предусмотрено статьей 213.2 Закона о банкротстве,
при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Исходя из статьи 213.11 Закона № 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления
о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в порядке, установленном этим Законом.

Пунктом 2 статьи 213.24 Закона № 127-ФЗ нормативно предусмотрено, что в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев, при этом указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина,
не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Пунктом 4 статьи 213.24 Закона № 127-ФЗ установлено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.

Исходя из пункта 10 статьи 16, пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)», проверка обоснованности размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).

При установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле
о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону
от необходимости доказывания таких обстоятельств (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

Исходя из правовых позиций, отраженных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45
«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику
в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа.

Арбитражный суд, рассмотрев заявление уполномоченного органа
в порядке статей 71, 100, 213.24 Закона о банкротстве, заслушав пояснения присутствующего в судебном заседании представителя уполномоченного органа, исследовав материалы спора в порядке статей 9, 65, 71, 162 АПК РФ, считает, что заявленное уполномоченным органом требование следует признать обоснованным.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как определено пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 44 НК РФ обязанность
по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ нормативно закреплено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное
не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность
по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу пункта 2 статьи 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как определено пунктом 3 статьи 52 НК РФ, в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 58 НК РФ).
На основании пункта 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом
в установленные сроки.

Статьей 48 НК РФ нормативно регламентируется процедура взыскания налога, пеней и налоговых санкций с налогоплательщика - физического лица, не имеющего статус индивидуального предпринимателя, исходя из пункта 1 этой статьи Кодекса, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных этой статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление
о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом)
в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей,
за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.

Пунктом 2 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается
в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов
не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с подпунктами 2, 4, 9 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе: - проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом; - вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием
и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства
о налогах и сборах; - взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 358 Кодекса объектами налогообложения по транспортному налогу признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 2 статьи 358 Кодекса, не относящихся
к объектам налогообложения.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, если иное не предусмотрено Кодексом (статья 357 Кодекса).

Исходя из пунктов 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве, в целях этого Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору,
и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления
о признании должника банкротом, если иное не установлено этим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам
не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими
в деле о банкротстве.

Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (статья 75 НК РФ), относящихся
к текущим платежам, также являются текущими платежами, в свою очередь, требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.

Исходя правового подхода, отраженного в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле
о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом обоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства
не утрачена.

Как следует из обстоятельств спора, должник, в частности до даты введения процедуры банкротства, являлся как физическое лицо, имеющее
на праве собственности транспортные средства, плательщиком транспортного налога, обязанным в нормативно установленном порядке уплачивать (перечислять) эти налоги в бюджетную систему Российской Федерации (статьи 19, 23 (пункты 1, 3, 4), 45, 52 НК РФ).

Требования уполномоченного органа основаны на неисполнении ФИО4, как собственником имущества, являющегося объектом налогообложения транспортным налогом, и налогоплательщиком этого налога (статьи 19, 23, 357, 358 НК РФ) обязанности по уплате исчисленных налоговым органом и предъявленных к уплате в налоговом уведомлении
от 01.09.2020 № 76449008, наряду с иными, налоговых обязательств
за 2017 год в сумме 8 544 руб. в отношении двух транспортных средств: государственные регистрационные номера <***>, В729КА159 (в связи с окончанием налогового периода по этому налогу - 2017 года).

Как указывает уполномоченный орган, по факту поступления
в 2020 году в налоговый орган в порядке статьи 85 НК РФ
из органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств,
в электронном виде информации о зарегистрированных за должником транспортных средствах в порядке абзаца третьего пункта 2 статьи 52 НК РФ налоговым органом исчислены налоговые обязательства по транспортному налогу за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления - за 2017, 2018 и 2019 годы. В адрес должника налоговым органом по месту его учета направлено налоговое уведомление от 01.09.2020 № 76449008, в котором отражены исчисленные
к уплате налоговые обязательства, в том числе за 2017 год.

Наличие оснований для уплаты должником транспортного налога
за 2017 год подтверждено уполномоченным органом представленными,
в дело документами, в частности налоговым уведомлением от 01.09.2020
№ 76449008, сведениями, поступившими из органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств (письмо МРЭО ГИБДД ГУ МВД России
по Пермскому краю от 20.10.2018 № 20/1-9095), скриншотами
из программного комплекса отражающими поступление сведений
о транспортных средствах, требованием 57839 по состоянию на 14.12.2020 об уплате недоимки и пеней (за 2017, 2018, 2019 годы), выпиской из лицевого счета должника как налогоплательщика.

Применительно к истекшему налоговому периоду, за который подлежал уплате налог – 2017 год, принятия заявления о признании должника банкротом (10.09.2018), недоимка по транспортному налогу
за 2017 год в спорной сумме не относятся к текущим платежам.

При этом, несмотря на то, что срок уплаты транспортного налога
за 2017 год в связи направлением налогового уведомления от 01.09.2020
№ 76449008 на момент признания должника банкротом и введения процедуры реализации имущества не наступил (01.10.2018), поскольку налоговый период по указанному периоду - календарный год (пункт 1
статьи 360 НК РФ) закончился на даты принятия заявления о признании должника банкротом (10.09.2018) и введения первой процедуры банкротства, требования уполномоченного органа заявлены обоснованно.

Так, согласно правовым подходам, приведенным в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. В силу пункта 1
статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Несмотря на то, что налоговый орган по факту получения 01.11.2018 письма МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю от 20.10.2018
№ 20/1-9095 (на бумажном носителе (поступило в налоговый орган
за вх. № 44134 от 01.11.2018), отражающего сведения о принадлежащих должнику транспортных средствах, не реализовал своевременно полномочия на исчисление и предъявление к уплате транспортного налога в налоговом уведомлении в порядке пункта 2 статьи 52 НК РФ до истечения 2018 года, срок реализации процедуры взыскания транспортного налога за 2017 год, вопреки доводам должника, не пропущен.

Согласно пункту 2 статьи 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (абзац первый). Направление налогового уведомления допускается не более чем
за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй пункта 3 статьи 363 НК РФ).

Исходя из абзаца третьего пункта 3 статьи 363 НК РФ, налогоплательщики, указанные в абзаце первом этого пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного
в абзаце втором этого пункта.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 363 НК РФ, в редакции Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ, предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок
не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как предусмотрено абзацем третьим пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога
с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 этого Кодекса.

Как определено пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено
в соответствии с этим Кодексом.

Исходя из пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается
в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом)
в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования
об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное
не предусмотрено этим пунктом.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует,
что транспортный налог за 2017 год должником ФИО4 как налогоплательщиком - физическим лицом подлежал уплате в любом случае не ранее 03.12.2018 (пункт 1 статьи 363, статья 6.1 НК РФ), и лишь после истечения срока уплаты транспортного налога налоговым органом могли быть реализованы процедуры принудительного взыскания налога
с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 70, пунктом 4 статьи 69, пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.10.2018 по делу
№ А50-27716/2018 ФИО4 признан несостоятельным (банкротом),
в отношении него введена процедура реализации имущества.

Исходя из правового подхода, выраженного в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом обоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства
не утрачена.

При изложенных обстоятельствах, в любом случае срок принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017 год на дату введения в отношении должника первой процедуры банкротства
не был пропущен. Соответствующие доводы должника арбитражным судом не принимаются и отклоняются.

Вместе с тем, арбитражный суд в отношении доводов заявителя о сроке предъявления требования учитывает следующее.

Исходя из правовых позиций, отраженных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45
«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику
в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине
он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа.

Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом, включаются
в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008
№ 1049-р газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве
в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

Кредиторы и третьи лица, включая кредитные организации, в которых открыты банковский счет и (или) банковский вклад (депозит) гражданина-должника, считаются извещенными об опубликовании сведений, указанных
в пункте 2 настоящей статьи, по истечении пяти рабочих дней со дня включения таких сведений в Единого федерального реестра сведений
о банкротстве, если не доказано иное, в частности, если ранее не было получено уведомление, предусмотренное абзацем восьмым пункта 8
статьи 213.9 Закона о банкротстве (пункт 3 статьи 213.7 Закона
о банкротстве) (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах
о несостоятельности (банкротстве) граждан»).

В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

В рассматриваемом случае, как указано выше, сведения о введении
в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликованы 13.10.2018 в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, – газете «Коммерсантъ» № 188 от 13.10.2018, а также включены 05.10.2018 в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (дата публикации 05.10.2018
№ сообщения 3090206).

Таким образом, уполномоченный орган (располагающий необходимыми данными для идентификации должника, в том числе
о Ф.И.О., ИНН) считается извещенным о введении в отношении ФИО4 процедуры, применяемой в деле о банкротстве - реализации имущества гражданина, а также о номере, рассматриваемом судом дела, в связи с чем, идентификация должника на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве или на официальном сайте газеты «Коммерсантъ» не должна была вызывать у заявителя затруднений.

Наряду с этим, уполномоченным органом в рамках реализации процедуры банкротства предъявлены в арбитражный суд 12.12.2018 требования о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам, которые признаны правомерными и удовлетворены определением Арбитражного суда Пермского края от 17.01.2019 по делу № А50-27716/2018.

С заявленными требованиями в сумме 8 544 руб. уполномоченный орган обратился в суд лишь 10.11.2020 - с пропуском срока на подачу требований, хотя при наличии полученных 01.11.2018 из МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю (письмо от 20.10.2018 № 20/1-9095 (поступило в налоговый орган за вх. № 44134 от 01.11.2018)) сведений
о принадлежащих должнику транспортных средствах, являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, имел (при отсутствии в материалах обособленного спора соответствующих доказательств иного) объективную возможность в течение двух месяцев после указанной даты - до 13.12.2018, обратиться в суд с отмеченными требованиями.

Наличие каких-либо препятствий для своевременной реализации права заявителя на включение в реестр требований кредиторов с момента, когда ему стало известно о нахождении должника в состоянии банкротства
не установлено, доказательств наличия каких-либо объективных препятствий для реализации указанного права в установленный срок в материалы обособленного спора не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1
статьи 65 АПК РФ).

В пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным
с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых
в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, закреплена правовая позиция, согласно которой при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.

Таким образом, то обстоятельство, что уполномоченный орган
не заявил своевременно о включении спорных требований в реестр требований кредиторов должника, влечет соответствующие правовые последствия, предусмотренные пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов -понижение очередности удовлетворения. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что закрытие реестра требований кредиторов обусловлено необходимостью создания определенности имущественного положения кредиторов и должника в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, а возможность удовлетворения требований, предъявленных до и после закрытия реестра требований кредиторов, зависит от фактической платежеспособности конкретного должника и наличия у него имущества, достаточного для удовлетворения таких требований (Определения от 22.04.2014 № 952-О, от 16.07.2015
№ 1699-О и др.).

Поскольку уполномоченный орган представил заявление в суд 10.11.2020 - после истечения установленного двухмесячного срока для предъявления требований в реестр требований кредиторов (13.12.2018), заявителем не представлены доказательства наличия именно объективных, непреодолимых препятствий предъявления указанного требования
в пределах нормативно предусмотренного двухмесячного срока, и отсутствуют основания, предусмотренные абзацем 3 пункта 4 статьи 142 Закона № 127-ФЗ (проверочные мероприятия, требующие вынесение акта
о доначислении налога, соблюдение процедуры налоговой проверки и рассмотрения материалов проверки, вступление в силу акта о доначислении налога, предусмотренные статьями 88, 89, 100, 101, 101.4 НК РФ не проводились, и восьмимесячный срок предъявления требований с даты публикации в газете «Коммерсантъ» не только не подлежит применению,
но и в любом случае на момент подачи 10.11.2020 заявления уполномоченного органа объективно истек), арбитражный суд признает требование уполномоченного органа в сумме 8 544 руб. - основной долг (недоимка по транспортному налогу за 2017 год), обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов, имущества должника (пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве).

Аргументы уполномоченного органа (его представителя) о том, что сведения о принадлежащих должнику, в том числе в 2017 году, транспортных средствах поступили в налоговый орган по месту учета должника в порядке пунктов 4, 11 статьи 85 НК РФ в электронном виде из органа регистрации транспортных средств в январе и апреле 2020 года и при отсутствии таких сведений в электронном виде не имелось оснований для начисления и предъявления к уплате должнику транспортного налога
за 2017 год арбитражным судом рассмотрены и не принимаются.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Исходя из подпунктов 1, 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Подпунктом 2.1 статьи 23 НК РФ закреплено, что налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом пункта 2.1 статьи 23 НК РФ, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи
с предоставлением ему налоговой льготы.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пунктов 3, 9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, взыскивать недоимки и пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль
за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых
в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора. Статьей 33 НК РФ установлено, что должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (статья 10 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

В силу пункта 1 статьи 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство
о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса
и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность
по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства
о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается
на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии
у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы.

Пунктом 1 статьи 83 Кодекса определено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Пунктом 5 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85 этого Кодекса.

Как установлено пунктом 8 статьи 84 НК РФ на основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2017 № 99н (далее - Порядок № 99н).

Пунктом 3 Порядка № 99н предусмотрено, что этом реестре содержатся сведения об организациях и физических лицах, учет которых осуществляется в налоговых органах по основаниям, установленным статьями 83, 335, 346.28 и 346.46 НК РФ, согласно приложению к этому Порядку (далее - Сведения).

Ведение Реестра включает в себя внесение в него Сведений, изменение Сведений, содержащихся в Реестре (пункт 4 Порядка № 99н).

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 99н документы на бумажном носителе и электронные документы, являющиеся основанием для ведения Реестра, хранятся в налоговых органах.

Пунктом 3 раздела III «Сведения о физических лицах» Порядка № 99н определено, что в состав сведений о физическом лице, содержащихся
в Едином государственном реестре налогоплательщиков, включаются
в числе прочих следующие сведения: - фамилия, имя, отчество (при наличии); - сведения о принадлежащих физическому лицу транспортных средствах.

Таким образом, пунктом 7 Порядка № 99н предусмотрено, что сведения в Единый государственный реестр налогоплательщиков вносятся на основании документов, поступивших на бумажном носителе, и информации, представленном в электронном виде.

Сведения о лицах, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, представляются в налоговые органы бесплатно органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с пунктами 4, 11 статьи 85 Кодекса
в электронном виде.

Пунктом 13 статьи 85 НК РФ закреплено, что сведения, предусмотренные этой статьей, представляются также указанными в этой статье органами, учреждениями, организациями в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.

Лица, на которых по данным регистрирующих органов зарегистрированы транспортные средства в силу вышеперечисленных норм главы 28 Кодекса, признаются налогоплательщиками транспортного налога.

Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 № 61н, предусмотрено, что Инспекция такого уровня централизованной системы налоговых органов осуществляет
контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Подпунктами 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 пункта 6.5 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 № 61н, закреплено, что Инспекция такого уровня централизованной системы налоговых органов ведет в установленном порядке: - учет организаций и физических лиц на подведомственной территории и (или) учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Инспекции, в целях проведения налогового контроля; - Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН); - учет (по каждому налогоплательщику, плательщику сборов, плательщику страховых взносов и виду платежа) сумм налогов, сборов и страховых взносов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций.

Как определено пунктом 6.15 Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 № 61н, предусмотрено, что Инспекция такого уровня централизованной системы налоговых органов представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.

Пунктом 7.1 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 17.07.2014 № 61н, закреплено, что Инспекция такого уровня централизованной системы налоговых органов с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Исходя из правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 465-О, осуществляя организующее и регулирующее воздействие на общественные отношения, в том числе в сфере взимания с граждан и юридических лиц обязательных публичных платежей, государство осуществляет контрольную функцию, которая присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 № 18-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 № 575-О).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции (Постановления от 18.07.2008 № 10-П и от 17.01.2013 № 1-П, Определения
от 03.04.2012 № 630-О, от 14.05.2015 № 1076-О).

Применительно к правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2008 № 10-П конституционные принципы финансового обеспечения государственной власти распространяются и на государственный контроль, который - как одна из функций государственной власти, имеющих императивный характер, - осуществляется в целях обеспечения конституционно значимых ценностей.

Исходя из имеющих универсальный характер и учитываемых арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела правовых позиций, отраженных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020
№ 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия налогового органа, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами налогового органа и содействии налогоплательщика в их установлении.

Как следует из материалов обособленного спора, сведения о зарегистрированных за должником с 2012 года двух транспортных средствах, государственные регистрационные номера <***>, В729КА159 поступили в налоговый орган по месту учета должника 01.11.2018 на основании запроса налогового органа из МРЭО ГИБДД ГУ МВД России
по Пермскому краю с письмом от 20.10.2018 № 20/1-9095 (поступило
в налоговый орган за вх. № 44134 от 01.11.2018).

Таким образом, налоговый орган при надлежащем анализе полученной информации в рамках исполнения нормативно возложенных обязанностей
с соблюдением критерия своевременности при наличии поступивших сведений об имеющихся у должника объектах налогообложения, обладая информацией о введении в отношении должника процедуры банкротства (им предъявлены в арбитражный суд 12.12.2018 требования о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам, которые признаны правомерными и удовлетворены определением Арбитражного суда Пермского края от 17.01.2019 по делу
№ А50-27716/2018), имел объективную возможность сформировать соответствующие документы о возникших у должника налоговых обязательствах за 2017 год и своевременно в пределах в течение двух месяцев с даты публикации сведений в газете «Коммерсант» - до 13.12.2018 предъявить соответствующее требования для включения в реестр требований кредиторов.

При этом требования об уплате налога, заявление о выдаче судебного приказа не отнесены действующим законодательством к числу документов, обязательное наличие которых предопределяет возможность уполномоченного органа предъявить в арбитражный суд требование
по обязательным платежам в рамках процедур банкротства.

Ссылка уполномоченного органа (его представителя) на то, что сведения о налоговых обязательствах по транспортному налогу формируются с учетом информации, направленной органами регистрации именно
в электронном виде, арбитражным судом не принимаются, поскольку ведение внесение сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков для целей постановки на учет и налогового администрирования предусмотрено и на основании документов, представленных на бумажных носителях (7 Порядка № 99н). В любом случае, налоговый орган не был лишен при исполнении нормативно возложенных обязанностей исчислить и предъявить должнику
к уплате налог на основании сведений, отраженных в документе регистрирующего органа на бумажном носителе.

Возникновение объекта налогообложения и налоговых обязательств
не может зависеть от способа (формы) представления информации -
на бумажном носителе или в электронном виде.

Несвоевременное направление требования о включении задолженности по обязательных платежам в реестр требований кредиторов должника
не обусловлено объективными причинами, соответствующих доказательств
иного в материалы обособленного спора не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ), письменное ходатайство о восстановлении срока не заявлено (часть 2 статьи 9, статья 115 АПК РФ), а внутриорганизационные аспекты деятельности уполномоченного органа сами по себе объективными причинами для целей восстановления уполномоченному органу срока предъявления требований не являются.

Руководствуясь статьями 16, 71, 213.24 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 176, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

Требования Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов ФИО4 (614088, г. Пермь,
ул. Чердынская, д. 30, кв. 206; СНИЛС <***>; ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения Азербайджан, Белоканский район, с. Газма; ИНН <***>) задолженности по обязательным платежам
в сумме 8 544 руб. (недоимка по налогу), признать обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО4 (614088, г. Пермь,
ул. Чердынская, д. 30, кв. 206; СНИЛС <***>; ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения Азербайджан, Белоканский район, с. Газма; ИНН <***>), имущества должника.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть
в течение десятидневного срока со дня его изготовления в полном объеме обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Самаркин