Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требований в реестр требований кредиторов
г. Пермь
24 августа 2021 года Дело № А50-4174/2021
Резолютивная часть определения вынесена 17 августа 2021 года. Полный текст определения изготовлен 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Морочковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о признании по заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: гор. Пермь; ИНН <***>, СНИЛС <***>; адрес: Пермский край, г. Горнозаводск, <...>) его несостоятельным (банкротом)
заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю
(ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам
в общей сумме 90 680,10 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
в заседании приняли участие представители:
от уполномоченного органа – ФИО2, по доверенности
от 27.07.2021 № 200, предъявлен паспорт;
от должника – не явились, извещен надлежащим образом;
от финансового управляющего - ФИО3 –
не явилась, извещена надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения о назначении судебного заседания, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.04.21 (резолютивная часть 20.04.21) по результатам рассмотрения заявления ФИО1 (далее также - ФИО1, должник) он признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина на шесть месяцев. Финансовым управляющим должника утверждена ФИО3 (далее также - финансовый управляющий).
Объявление о признании должника банкротом и введении процедуры реализации опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 15 мая 2021 года.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам - Федеральной налоговой службой в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (далее также - уполномоченный орган, заявитель) в арбитражный суд представлено заявление от 24.06.2021
№ 20-25/16314 о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в общей сумме 90 727,73 руб.,
в том числе 87 903,93 руб. - основной задолженности (недоимка по налогам и страховым взносам), 2 823,80 руб. - задолженности по пени за неуплату
в установленный срок налогов и страховых взносов.
Заявление уполномоченного органа, поданное 25.06.2021
с соблюдением установленного срока (статья 213.7, пункт 2 статьи 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), принято к рассмотрению.
В судебном заседании 10.08.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 час. 40 мин. 17.08.2021 (протокольное определение суда от 10.08.2021), после перерыва судебное заседание продолжено 17.08.2021, в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морочковой М.А., при участии представителя уполномоченного органа - ФИО2, в отсутствие должника и финансового управляющего (их представителей).
Неявка в судебное заседание 17.08.2021 должника и финансового управляющего (их представителей) с учетом положений части 3
статьи 156 АПК РФ не препятствовала проведению судебного заседания и рассмотрению заявления уполномоченного органа в отсутствие должника и финансового управляющего (их представителей).
От уполномоченного органа поступило и приобщено судом
к материалам обособленного спора уточненное требование, отражающее ходатайство об уменьшении суммы требований в части пени
до 2 776,17 руб., уточнение уполномоченным органом требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ. Таким образом, после уточнения уполномоченным органом требований в порядке статьи 49 АПК РФ заявленные к включения в реестр требований кредиторов должника требования составляют задолженность по обязательным платежам
в общей сумме 90 680,10 руб. из которых: 87 903,93 руб. - основной долг (недоимка по налогам и страховым взносам), 2 776,17 руб. - задолженность по пени, начисленные за неуплату в установленный срок налогов и страховых взносов.
От должника документов, ходатайств в суд не поступало.
От финансового управляющего поступил и приобщен судом
к материалам обособленного спора отзыв на заявление, отражающий доводы об отсутствии возражений по требованию уполномоченного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела
о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом
по правилам, предусмотренным этим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как предусмотрено статьей 213.2 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон № 127-ФЗ), при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Исходя из статьи 213.11 Закона № 127-ФЗ, с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления
о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в порядке, установленном этим Законом.
Пунктом 2 статьи 213.24 Закона № 127-ФЗ нормативно предусмотрено, что в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев, при этом указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина,
не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Пунктом 4 статьи 213.24 Закона № 127-ФЗ установлено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику, направив их в арбитражный суд и финансовому управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются финансовым управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Исходя из пункта 10 статьи 16, пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
При установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле
о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону
от необходимости доказывания таких обстоятельств (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).
Арбитражный суд, рассмотрев заявление уполномоченного органа
в порядке статей 71, 100 Закона о банкротстве, исследовав материалы дела
в порядке статей 9, 65, 71, 162 АПК РФ, считает, что заявленные уполномоченным органом требования, с учетом их уточнения, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги, сборы, страховые взносы.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная
в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются
на плательщиков страховых взносов (пункт 4 статьи 44 НК РФ), обязанность
по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2
статьи 44 НК РФ).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса определено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных Кодексом.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ, правила которой применяются также
в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 НК РФ), установлено,
что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу пункта 2 статьи 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как определено пунктом 3 статьи 52 НК РФ, в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 58 НК РФ).
На основании пункта 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом
в установленные сроки.
В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов предусмотрено начисление пени (пункт 1
статьи 72, статья 75 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик, плательщик страховых взносов уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 7 статьи 75 НК РФ), пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего
за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени по общему правилу принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно
с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм
в полном объеме.
Исходя из пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, в том числе и в случае если не осуществляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской
либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии
с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Как предусматривается пунктом 1 статьи 430 Кодекса, плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
в размере, который определяется в следующем порядке, если иное
не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей,
- в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года,
29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым этого подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование
в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года,
6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Статьей 423 НК РФ нормативно определено, что расчетным периодом для целей уплаты страховых взносов признается календарный год,
а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 425 НК РФ, тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено
главой 34 НК РФ: 1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
На основании подпунктов 1, 3, 4, 6 пункта 9 статьи 430 НК РФ для целей ее применения доход учитывается следующим образом: - для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 210 Кодекса (в части дохода
от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности); - для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса; - для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Кодекса; при этом для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы
от деятельности суммируются.
Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей. Как закреплено пунктом 2
статьи 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Порядок взыскания налогов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций с налогоплательщика (плательщика страховых взносов), имеющего статус индивидуального предпринимателя, регулируется статьями 46,
47 НК РФ.
Статьей 48 НК РФ нормативно регламентируется процедура взыскания налога, пеней и налоговых санкций с налогоплательщика - физического лица, не имеющего статус индивидуального предпринимателя, исходя из пункта 1 этой статьи Кодекса, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем,
в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных этой статьей. Заявление
о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление
о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом)
в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей,
за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается
в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов
не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ в статью 48 НК РФ внесены изменения, действующие с 23.12.2020, исходя из которых суммовое выражение публичных платежей, с достижением которого реализуются процедуры взыскания налогов, страховых взносов, пени,
штрафов с налогоплательщика - физического лица, увеличено с 3 000 руб.
до 10 000 рублей.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы
в случаях и порядке, которые установлены Кодексом.
Как закреплено пунктом 4 статьи 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. Лицам, на которых этим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика. При этом в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Пунктом 6 статьи 69 НК РФ, правила которой применяются также
в отношении требований об уплате штрафов и распространяются
на требования, направляемые налоговым агентам (пункт 8 статьи 69 НК РФ), определено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено
по почте заказным письмом, передано в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней
с даты направления заказного письма.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве, в целях этого Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору,
и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления
о признании должника банкротом, если иное не установлено этим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам
не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими
в деле о банкротстве.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (статья 75 НК РФ), относящихся
к текущим платежам, также являются текущими платежами, в свою очередь, требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.
Исходя правового подхода, отраженного в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле
о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом обоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства
не утрачена.
Как следует из обстоятельств спора, должник, в частности до даты введения процедуры банкротства, являлся как физическое лицо, имеющее на праве собственности имущество, плательщиком налога на имущество физических лиц, плательщиком транспортного налога, налога на доходы физических лиц, а также в связи с осуществлением предпринимательской деятельности до даты утраты (01.12.2020) статуса индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <***> (сведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
с официального сайта Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/)) плательщиком страховых взносов (в фиксированных размерах), обязанным
в нормативно установленном порядке уплачивать (перечислять) эти налоги
в бюджетную систему Российской Федерации (статьи 19, 23 (пункты 1, 3, 3.4, 4), 45, 52 НК РФ).
Требования уполномоченного органа основаны на неисполнении ФИО1, как собственником имущества и плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога (статьи 19, 23, 356, 357, 358, 400, 401, 409 НК РФ), а также плательщиком налога на доходы физических лиц (статьи 207, 208, 209 НК РФ) обязанности по уплате
в установленный срок исчисленных налоговым органом и предъявленных
к уплате налоговых обязательств, в частности за 2017, 2018, 2019 годы, что обусловило в порядке пункта 1 статьи 72, статьи 75 НК РФ начисление соответствующих, в том числе заявленных к включению в реестр требований кредиторов должника сумм пеней (за неуплату в установленный срок налога на имущество физических лиц – 7,59 руб., транспортного налога –
1 437,47 руб., налога на доходы физических лиц – 191,31 руб.).
Наряду с этим, неисполнение должником как плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2020 год - с 01.01.2020 по 01.12.2020 (до утраты должником статуса индивидуального предпринимателя) обязательств по уплате в установленный срок страховых взносов предопределило в порядке пункта 1 статьи 72, статьи 75 НК РФ начисление пеней, в том числе
в сумме, заявленной к включению в реестр требований кредиторов должника: за неуплату в срок страховых взносов – 1 139,80 рубля.
В отношении налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц, за 2017, 2018, 2019 год налоговым органом в порядке статьи 52 НК РФ сформированы и направлены в адрес должника налоговые уведомления.
По фактам выявления недоимки по налогам и страховым взносам, и фиксации задолженности по пеням в адрес должника в порядке статей 69, 70 НК РФ направлены требования об уплате недоимки и пеней.
Наличие оснований для уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного налога, налога на доходы физических лиц и страховых взносов за истекший до утраты статуса индивидуального предпринимателя период 2020 года, как и наличие задолженности по пеням, начисленным
в связи с неуплатой в установленный срок указанных налогов и страховых взносов подтверждено уполномоченным органом представленными
в материала обособленного спора документами, в частности налоговыми уведомлениями, требованиями об уплате налогов и пеней, выписками из лицевого счета должника как налогоплательщика. При этом к включению
в реестр уполномоченным органом заявлена задолженность по пеням
в сумме 2 776,17 руб. - с учетом дат возникновения недоимок, временного интервала просрочки исполнения налоговых обязательств и даты введения первой процедуры банкротства.
Применительно к истекшим налоговым периодам, за которые подлежали уплате поимущественные налоги – 2017, 2018, 2019, 2020 годы, страховые взносы – за период с 01.01.2020 по 01.12.2020 (до утраты должником статуса индивидуального предпринимателя), возникновения обязательств по уплате налога на доходы физических лиц - 2018 год, принятия заявления о признании должника банкротом, обязательства по налогам и страховым взносам, и начисленные за неуплату указанных налогов и страховых взносов пени не относится к текущим платежам.
При этом, несмотря на то, что срок уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного налога за период за 2020 год на дату введения в отношении должника процедуры банкротства (02.03.2021)
не наступил, поскольку налоговый период по указанным налогам - календарный год (статья 405, статья 360 НК РФ) закончился на дату введения первой процедуры банкротства, требования уполномоченного органа заявлены обоснованно.
Так, согласно правовым подходам, приведенным в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. В силу пункта 1
статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3
статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно
в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве,
не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1
статьи 126 Закона о банкротстве).
Совокупные сроки реализации процедуры принудительного взыскания недоимки по налогам и страховым взносам, задолженности по пеням, начисленным за неуплату в установленный срок налогов и страховых взносов, (пункт 2 статьи 52, статьи 69, 70, пункт 2 статьи 48, статьи 46,
47 НК РФ), предъявления к исполнению судебного приказа которым взыскана недоимка и задолженность по пеням, на дату введения первой процедуры банкротства, как следует из представленных в материалы обособленного спора документов не истекли.
Как определено пунктом 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно правовым позициям, отраженным в пунктах 51, 57 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме; если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Наличие недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц, задолженности по пеням, начисленным за неуплату в установленный срок указанных налогов и страховых взносов, подтверждено представленными уполномоченным органом в материалы обособленного спора документами, налоговым уведомлением, требованиями об уплате налогов и пеней, судебными приказом (что учитывается судом при рассмотрении настоящего обособленного спора в силу статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку налоговым органом с соблюдением сроков предъявлены
к взысканию недоимка по налогам и страховым взносам за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, срок взыскания начисленных и предъявленных к включению в реестр требований кредиторов пеней не является пропущенным (пункт 5 статьи 75 НК РФ, пункты 51, 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57
«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Доказательств отсутствия налоговых обязательств и обязательств по уплате страховых взносов и задолженности по пеням в связи с неуплатой
в установленный срок налогов и страховых взносов в заявленных суммах должником и его финансовым управляющим не представлено (часть 1
статьи 65 АПК РФ), и при подтверждении уполномоченным органом надлежащими и допустимыми доказательствами налоговых обязательств и обязательств по уплате страховых взносов, их отнесения к категории реестровых платежей, учитывая, что совокупные сроки реализации процедур принудительного взыскания недоимки и пеней соблюдены (учитывая положения статей 45, 52, 69, 70, 48, 75 НК РФ, пункты 6, 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов
в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, пункты 51, 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), требования заявителя суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, требования уполномоченного органа подлежат удовлетворению, следует включить в реестр требований кредиторов ФИО1 - в состав третьей очереди реестра требований кредиторов - требования по обязательным платежам в общей сумме 90 680,10 руб., в том числе 87 903,93 руб. основной задолженности (недоимка по налогам и страховым взносам), 2 776,17 руб. задолженности по пени за неуплату
в установленный срок налогов и страховых взносов.
При этом требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Руководствуясь статьями 16, 100, 213.24 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 176, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю
(ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: гор. Пермь; ИНН <***>, СНИЛС <***>; адрес: Пермский край, г. Горнозаводск, <...>) задолженности по обязательным платежам в общей сумме 90 680,10 руб. удовлетворить.
2. Включить в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: гор. Пермь;
ИНН <***>, СНИЛС <***>; адрес: Пермский край,
г. Горнозаводск, <...>) следующие требования Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю
(ОГРН <***>, ИНН <***>) по обязательным платежам:
- в состав третьей очереди реестра требований кредиторов - требования в общей сумме 90 680,10 руб., из них: 87 903,93 руб. - основная задолженность (недоимка по налогам и страховым взносам), 2 776,17 руб. - задолженность по пени за неуплату в установленный срок налогов и страховых взносов.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть
в течение десятидневного срока со дня его изготовления в полном объеме обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин