ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-43141/17 от 27.08.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Герасименко Т.С.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Коноваловой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление  Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной  налоговой службы по Ленинскому району г. Перми о включении требования  в реестр требований кредиторов, поданное в рамках дела о признании  Общества с ограниченной ответственностью «ГРАНДСТРОЙ» (ОГРН  <***>, ИНН <***>; 614000, <...>)  несостоятельным (банкротом), 

при участии:

от уполномоченного органа: ФИО1, по доверенности от 08.02.2018,  предъявлен паспорт; 

от иных лиц, участвующих в деле: не явились, извещены надлежащим  образом, 

У С Т А Н О В И Л :

Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2018  ООО «ГРАНДСТРОЙ» признано несостоятельным (банкротом), в  отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на  шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден ФИО2 (члена Ассоциации АУ «Гарантия», № реестре – 252, ИНН  <***>). 

В порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 26  октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее  также – Закон о банкротстве), сведения о признании должника банкротом и  введение в отношении него процедуры конкурсного производства  опубликовано в газете «Коммерсантъ» 29.09.2018 года ( № 178). 


кредиторов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов  ООО «ГРАНДСТРОЙ», имущества должника. 

Определением суда от 05.07.2019 заявление уполномоченного органа  принято к производству суда, назначено судебное заседание по  рассмотрению обоснованности требования. 

В обоснование заявления уполномоченный орган указывает на наличие  у должника задолженности по обязательным платежам. 

В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы  заявления поддержал. 

Конкурсный управляющий возражений в отношении требований не  заявил, просить рассмотреть требование без участия своего представителя. 

Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте  судебного заседания в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе  публично, в судебное заседание не явились. 

Возражений относительно заявленного требования в уточненной сумме  не поступило. 

Арбитражный суд, рассмотрев требование в порядке статьи 71 Закона  о банкротстве, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц,  исследовав материалы дела, установил следующее. 

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о  несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по  правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями,  установленными федеральными законами, регулирующими вопросы  несостоятельности (банкротства). 

В силу ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) состав и  размер денежных обязательств, возникших до принятия арбитражным судом  заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия  судом такого заявления, а также в период конкурсного производства  определяются на дату введения соответствующей процедуры банкротства. 

Пунктом 6 ст. 16 Закона о банкротстве предусмотрено, что требования  кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из  него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на  основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих  их состав и размер, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. 

В соответствии с п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве установление  размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном  статьей 100 настоящего Федерального закона. 

В рассматриваемом случае объявление о введении в отношении  должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете  «Коммерсантъ» 29.09.2018, а с заявлением о включении требования в реестр  требований кредиторов уполномоченный орган обратился 28.06.2019, то есть  с пропуском установленного срока. 

Таким образом, оснований для включения требований в реестр  требований кредиторов у суда не имеется. 


Вместе с тем после закрытия реестра требований кредиторов, в случае  признания обоснованным требования кредитора, оно подлежит  удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований  кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества  должника (пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве). 

Пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 35 «О некоторых  процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»  предусмотрено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100  Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований  кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий  относительно этих требований между должником и лицами, имеющими  право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и  предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При  установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует  исходить из того, что установленными могут быть признаны только  требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства  наличия и размера задолженности. 

В связи с изложенным при установлении требований в деле о  банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно  которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих  требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не  оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных  доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно  существа заявленных требований; также при установлении требований в деле  о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим  обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3  статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от  необходимости доказывания таких обстоятельств. 

В обоснование заявления о включении требования в реестр требований  кредиторов уполномоченный орган ссылается на наличие у должника  задолженности по обязательным платежам в сумме 2500 руб. 

Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные  платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в  бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской  Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на  условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации,  в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных  обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной  системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные  фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным  законодательством штрафы. 

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской  Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов 


Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах,  применяемых в деле о банкротстве» Федеральная налоговая служба России  является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на  представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о  банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований  Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате  капитализированных платежей). 

В силу норм действующего законодательства обращение  уполномоченного органа в арбитражный суд с неподтвержденными  судебным актом требованиями к должнику по обязательным платежам  является разновидностью судебного взыскания налогов (взносов) и пеней. 

В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам,  связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и  применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного  Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года,  требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве  задолженности по обязательным платежам признается судом  необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой  задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. 

Утрата возможности принудительного исполнения требований по  обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в  процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100  Закона о банкротстве влечет признание данных требований  необоснованными. 

В подтверждение обоснованности заявленного требования  уполномоченным органом в материалы обособленного спора представлены  акт от 19.11.2018 , решение о привлечении к ответственности от 09.01.2019,  требование от 01.02.2019. 

Из содержания указанных документов следует, что задолженность  состоит из сумм финансовых санкций за несвоевременность представления  индивидуальных сведений персонифицированного учета. 

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции,  действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го  числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о  каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые  заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по  которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые  взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого  счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер  налогоплательщика. 

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением  Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о  застрахованных лицах". 

Кроме того, у страхователя имеется обязанность по представлению  расчетов по страховым взносам по установленной форме. 


Ответственность за нарушение сроков представления указанных видов  отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за  непредставление страхователем в установленный срок либо представление  им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2  статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые  санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. 

Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена  ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо  представление неполных и (или) недостоверных сведений. 

Из представленных уполномоченным органом документов следует, что  должник привлечен к ответственности за непредставление РСВ за 6 месяцев  2016, что установлено установленное по результатам сверки данных в  формах СЗВ-М за апрель и май 2016 года. 

При этом суд также отмечает следующее.

В статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017,  установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за  которое установлена настоящей статьей, должностным лицом  территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации,  установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается  этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение  (часть 6). 

В соответствии с положениями ст. 101.4 НК РФ при обнаружении  фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и  сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за  исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых  рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего  Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня  выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной  форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом,  совершившим такое нарушение. 

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен  лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по  почте заказным письмом или передан в электронном виде по  телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте  заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с  даты отправления заказного письма (часть 7). 

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами,  изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного  лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня  получения акта вправе представить в соответствующий территориальный  орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по  акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к  письменным возражениям документы (их копии, заверенные в  установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих  возражений (часть 8). 


Акт, а также документы и материалы, представленные лицом,  совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем  (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда  Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение  10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли  быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может  быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9). 

Решение о привлечении к ответственности за совершение  правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за  совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня  вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее  решение (его уполномоченному представителю) (часть 13). 

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к  ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех  месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении  своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного  фонда Российской Федерации (часть 14). 

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к  ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении  которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате  финансовых санкций (часть 15). 

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено  страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного  требования, если более продолжительный период времени для уплаты не  указан в этом требовании (часть 16). 

В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах,  возникающих при применении арбитражными судами части первой  Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит  иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении  определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового  контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи  89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10  статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы),  статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения  порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней,  штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом  соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер  сроки совершения упомянутых действий учитываются в той  продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Судом установлено, что формы СЗВ-М за май и июнь 2016 года, по  результатам проверки которых было выявлено несвоевременное  представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений,  были представлены в июне и июле 2016 года, соответственно. 


С учетом срока проведения камеральной проверки указанного расчета  акт о выявлении правонарушения от 19.11.2018 составлен спустя более чем  через два года после представления соответствующих сведений, то есть со  значительным нарушением срока, что свидетельствует о нарушении  процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее  смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций. Обращение  уполномоченного органа в арбитражный суд 28.06.2019 с настоящим  заявлением свидетельствует о пропуске срока взыскания соответствующих  финансовых санкций. 

Указанная позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда  РФ, изложенной в определении от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960. 

Таким образом, требования уполномоченного органа являются  необоснованными. 

Процедура взыскания вышеуказанных сумм проверена судом и  признана несоблюденной. 

Оценив представленные уполномоченным органом доказательства в  соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о недоказанности  наличия задолженности по обязательным платежам, не являющимися  текущими, в указанном размере. 

При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления  уполномоченного органа следует отказать. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 184 - 186, 223  АПК РФ, статьями 16, 71, 134, 137 ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)», Арбитражный суд Пермского края 

О П Р Е Д Е Л И Л :

Отказать в удовлетворении требования Федеральной налоговой  службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по  Ленинскому району г. Перми об установлении задолженности по  обязательным платежам и признании задолженности в размере 2500 руб. по  штрафам обоснованной и подлежащей удовлетворению за счет имущества,  оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в  реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью  «ГРАНДСТРОЙ». 

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть  обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его вынесения  через Арбитражный суд Пермского края. 

Судья Т.С.Герасименко