ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А51-7178/16 от 05.07.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении заявления без рассмотрения

г. Владивосток                                                    Дело № А51-7178/2016

06 июля 2016 года

Резолютивная часть определения объявлена июля 2016 года .

Полный текст определения изготовлен июля 2016 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи   Палагеша Г.Н.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Куценко О.А.

рассмотрев  дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОФК» (ИНН <***>, ОГРН  <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.04.2013)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)

об обязании возвратить таможенные платежи,

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.03.2016 сроком действия до 20.01.2018; ответчик не явился извещен,

установил: общество с ограниченной ответственностью «ОФК»  обратилось с заявлением об обязании Владивостокской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ №№ 10702030/131015/0064824, 10702030/301015/0068347 в размере 266730 руб. 36 коп.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, для участия в нем своих представителей не направил, что в силу статьи 123, части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для проведения судебного заседания в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ООО «ОФК» (далее – общество, декларант) заявленное требование поддержал, полагает, что корректировка таможенной стоимости товаров по ДТ №№ 02030/131015/0064824, 10702030/301015/0068347 (далее – спорные ДТ,  таможенные декларации) и доначисление таможенных платежей в спорной сумме произведено ответчиком необоснованно. Считает, что указанные платежи в спорной сумме подлежат возврату обществу. Утверждает, что процедура возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов по спорным таможенным декларациям обществом соблюдена, Владивостокской таможне (далее – таможня, таможенный орган) был представлен для принятия решения о возврате данных денежных средств достаточный пакет документов, соответствующий требованиям статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

Считает необоснованной ссылку таможни на отсутствие в приложенных к поданному обществом 10.02.2016 заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей  формы корректировки декларации на товары  (КДТ) с расчетом суммы  таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату. Настаивает на том, что факт излишней  уплаты таможенных платежей в рассматриваемом случае подтвержден заявителем копиями внешнеторгового контракта, спецификации, инвойса, упаковочного листа, свидетельствующими, по его мнению, об обоснованности декларирования в спорных ДТ таможенной стоимости товаров, определенной по первому методу таможенной оценки – по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Полагает недопустимым применение к спорным правоотношениям  правовой позиции, изложенной в изложенной Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», поскольку спорные правоотношения, в том числе связанные с инициированием обществом процедуры по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, возникли до принятия указанного постановления. 

 По мнению заявителя, отказав в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, ответчик нарушил права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.

Таможня, согласно представленному в материалы дела отзыву,  с заявленными требованиями не согласилась,  полагая, что обращаясь с заявлением о возврате денежных средств, общество в нарушение  части 2 статьи  147  Закона № 311-ФЗ  не подтвердило обоснованность заявления о возврате таможенных платежей ввиду отсутствия в поданных им в таможенный орган документах сведений, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов по спорным таможенным декларациям, в виде формы корректировки декларации на товары (КДТ) с расчетом соответствующих сумм таможенных пошлин, налогов, испрашиваемых  заявителем к возврату.  

Исследовав материалы дела, суд установил, что  в октябре 2015 года  во исполнение внешнеторгового контракта от 02.02.2015 № RU-002, на таможенную территорию Таможенного союза были ввезены товары, в целях таможенного оформления которых заявитель подал с применением системы электронного декларирования во Владивостокскую таможню ДТ №№ 10702030/131015/0064824, 10702030/301015/0068347, определив таможенную стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В ходе проведения дополнительных проверок заявленных в таможенных декларациях сведений о таможенной стоимости задекларированных товаров, таможенный орган предложил декларанту представить дополнительные документы, заполнить формы корректировок деклараций на товары и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня  22.10.2015, 01.11.2015 приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров, предложив декларанту в соответствии со статьей 68 ТК ТС осуществить корректировку таможенной стоимости и уплатить таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости. 

По результатам проведенной  проверки,  таможенная стоимость товаров была скорректирована и определена с применением резервного метода таможенной оценки.

Общество самостоятельно заполнило формы корректировок деклараций на товары (КДТ) с исчислением размера таможенных пошлин, налогов,  подлежащих доплате по результатам таможенного контроля.

ООО «ОФК» 10.02.2016 обратилось в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей. 

По результатам рассмотрения заявления таможней было принято решение о возврате заявления общества, оформленное письмом от 12.02.2016  № 25-28/06356.

ООО «ОФК», полагая, что таможенные платежи  в общей сумме 266730 руб. 36 коп. доначислены по ДТ №№ 10702030/131015/0064824, 10702030/301015/0068347 необоснованно и подлежат возврату, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав по правилам Главы 7 АПК РФ материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав обоснованность заявленного требования, суд не находит процессуальных оснований для рассмотрения по существу искового заявления  ООО «ОФК» в силу следующего.

В силу части 5 статьи 4 АПК РФ разрешение экономических споров возникающих из административных и иных публичных правоотношений  возможно после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.

В силу требований данной статьи,  пункта 8 части 1 статьи 125, пункта 7 части 1 статьи 126 поданное обществом  в арбитражный суд  заявление  должно содержать основанные на доказательствах  сведения                о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора предусмотренного федеральным законом.

Рассматриваемое требование заявителя основано на процедуре  возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, предусмотренной статьей 147 Закона № 311-ФЗ.

Статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) предусмотрено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

В силу пункта 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Проверяя обстоятельства, на которых стороны основывают свои  доводы, суд исходит из статуса заявителя как субъекта экономической деятельности и необходимости соблюдения лицами, заинтересованными в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, предусмотренного статье 147 Закона № 311-ФЗ порядка  подачи заявления  о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Частью 2 статьей 147 Закона № 311-ФЗ, в числе прочих документов, прилагаемых к заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей, подлежат предоставлению плательщиком: документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (пункт 3).

 Приказом  ФТС России от 22.12.2010 № 2520,  в Приложении 2 утверждена форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Анализ названных норм, позволяет суду прийти к выводу, что выполнение заявителем  в рамках предусмотренной статьей 147 Закона № 311-ФЗ административной процедуры возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей  требований  по оформлению и подаче заявления (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и соответствующего пакета документов, направлено на обеспечение  формализации лицом его волеизъявления на совершение действий, направленных на  возврат денежных средств, уплаченных в виде таможенных пошлин, налогов.

Согласно утвержденной  Приказом  ФТС России от 22.12.2010 № 2520, форме заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, в данном заявлении подлежит указанию как сумма денежных средств, испрашиваемых к возврату, так и  перечень документов, прилагаемых  к данному заявлению.

Фактические обстоятельства корректировки таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №№ 10702030/131015/0064824, 10702030/301015/0068347, и доначисления таможенных платежей  в первом случае 201792,25 руб. и во втором – 64938,11 руб. подтверждены представленными в материалы дела   решениями о корректировке таможенной стоимости товаров и заполненными обществом по итогам дополнительных проверок  формами корректировок деклараций на товары (КДТ-1, КДТ-2).

Суд  принимает во внимание, что в поданных 10.02.2016 в таможенный орган заявлениях о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей заявитель в обоснование   испрашиваемой суммы таможенных пошлин, налогов сослался  на  излишнее взыскание таможенных платежей  в соответствии с  принятыми таможней решениями о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ, приложив к данному заявлению копии следующих документов: таможенных деклараций; решений о проведении дополнительных проверок;  платежных поручений на внесение авансовых платежей; КДТ-1, КДТ-2, заполненных декларантом и содержащих сведения об исчислении сумм таможенных платежей, доначисленных по результатам корректировки таможенной стоимости товаров; внешнеторгового контракта от 02.02.2015 № RU-002;  спецификаций к  данному контракту; упаковочных листов; коносаментов; решений о  корректировке таможенной стоимости.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ на заявителя  возложена процессуальная обязанность по  доказыванию обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований.

Общество, в обоснование своих требованиях, полагает, что вышеназванные документы в полной мере подтверждают соблюдение им административной процедуры возврата таможенных платежей по правилам статьи 147 Закона № 311-ФЗ.

В то же время, возвратив декларанту поданное им в таможню 10.02.2016 заявление и приложенные к нему документы, ответчик мотивировал принятое им решение отсутствием в представленном заявителем пакете документов доказательств, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных платежей по спорным таможенным декларациям  в виде форм КДТ с исчислением сумм таможенных пошлин, налогов, испрашиваемых обществом  к возврату в соответствующем размере, с соблюдением им порядка внесения в спорные ДТ  изменений в соответствии с утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее – Порядок № 289).

Регламентированная статьей 147 Закона № 311-ФЗ процедура носит заявительный характер и предусматривает обязательное соблюдение декларантами (таможенными представителями)  порядка ее соблюдения и формальных требований к оформлению как самого заявления о возврате денежных средств, так и прилагаемого к нему пакета документов.

Согласно пункту 2 статьи 75 ТК ТС таможенная стоимость является базой для исчисления  таможенных пошлин.

Суд принимает во внимание, что рассмотрение заявления общества о возврате таможенных платежей, по существу сопряжено с внесением в таможенные декларации изменений в части размера подлежащих  уплате таможенных платежей, а указанные действия на момент обращения декларанта в таможню  регламентированы  процедурой корректировки  сведений в таможенной декларации после выпуска товаров на основе решения таможни о корректировке таможенной стоимости в сторону уменьшения  как в силу положений, приведенных пунктах 10, 11 и 12 Порядка корректировки таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее – Порядок корректировки таможенной стоимости № 376),  так  и в соответствии с утвержденным Порядком № 289.

Согласно Порядку  корректировки таможенной стоимости № 376 корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя, в том числе  внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, с применением КДТ, в которой согласно утвержденной  Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 Инструкции  по заполнению формы корректировки декларации на товары (далее – Инструкция № 289)  отражаются величина таможенной стоимости, а также исчисляются таможенные платежи подлежащие взысканию или возврату.  

Кроме того,  согласно пункту 11 Инструкции № 289 одним из оснований для внесения сведений о таможенной стоимости задекларированных товаров и таможенных платежах подлежащих уплате, является  принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (пункты 26, 27 Порядка контроля таможенной стоимости товаров).

Вышеназванные законоположения применительно к спорным правоотношением суд применяет с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», согласно которой по смыслу части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

При этом довод общества о недопустимости придания указанному постановлению Пленума Верховного Суда РФ обратной силы применительно к спорным правоотношениям суд отклоняет в силу прямого регулирования названными выше нормами права как процедуры корректировки таможенной стоимости и внесения соответствующих изменений в таможенную декларацию, так и порядка возврата  излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, вне зависимости от формирования правоприменительной практики при рассмотрении арбитражными судами споров, вытекающих из административно-властных правоотношений.

Как видно из перечня приложенных к поданному обществом 10.02.2016 в таможню заявлению, соответствующие формы КДТ, с расчетом таможенных пошлин, налогов  скорректированные на размеры таможенных платежей, равные суммам денежных средств, испрашиваемым заявителем к возврату, не были приложены, что последним не оспаривается.

Также заявитель не представил таможне  формы ДТС с расчетом таможенной стоимости и применением необходимого для ее определения метода таможенной оценки и отметками таможни о принятых в отношении таможенной стоимости решений.

При этом довод общества о подтверждении факта излишней уплаты таможенных платежей по спорным таможенным декларациям формами КДТ, заполненными декларантом по результатам корректировки таможенной стоимости, суд отклоняет в силу вышеназванных положений норм права,  согласно которым  заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению таможенным органом, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

 Представленные заявителем в таможню формы КДТ-1, КДТ-2, являясь документами, свидетельствующими лишь о доначислении таможенных платежей по результатам таможенного контроля в спорных размерах, сами по себе не могли подтверждать обоснованность расчета суммы таможенных платежей, подлежащих возврату, в силу требований, установленных вышеназванными нормами права.

Подача  10.02.2016  в  таможню обществом заявления о возврате таможенных платежей, доначисленных по результатам  контроля таможенной стоимости, в отсутствие со стороны последнего инициативы по рассмотрению вопроса об определении таможенного стоимости выпущенного в соответствии с заявленной процедурой товара с соблюдением необходимой для этого процедуры, объективно не могло создать для таможенного органа основания для пересмотра ранее принятых им решений по таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №№ 10702030/131015/0064824, 10702030/301015/0068347, а равно для пересчета таможенных пошлин, налогов, и, соответственно, их возврата в заявленной декларантом части.

Тот факт, что заявитель ранее не обращался в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в спорные таможенные декларации, подтвержден представителем общества в ходе судебного разбирательства.

Вышеперечисленные обстоятельства указывают на несоблюдение заявителем требований  Порядка корректировки таможенной стоимости № 376, Порядка № 289, пункта 3 части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ и  Приказа  ФТС России от 22.12.2010 № 2520.

Изложенное, в своей совокупности, свидетельствует о несоответствии поданного декларантом 10.02.2016 в таможенный орган  заявления пункту 3 части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, и, следовательно, о несоблюдении заявителем административного правового порядка урегулирования спора по возврату таможенных платежей до обращения в арбитражный суд, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ  является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с  пунктом 2 статьи  333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясьпунктом 2 части 1 статьи  148, статьями 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

                                                    о п р е д е л и л :

           Оставить исковое заявление без рассмотрения.

          Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ОФК» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 8334 (восемь тысяч триста тридцать четыре) рублей 61 коп., оплаченную платежным поручением  № 74 от 21.03.2016.

          Справку на возврат госпошлины выдать после вступления определения в законную силу.

 Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края.

          Судья                                                                            Палагеша Г.Н.