ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А52-4459/08 от 10.08.2010 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

180001 г. Псков , ул.Некрасова ,23,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Псков                                                                                    Дело №А52-4459/2008

10 августа 2010 года

Арбитражный суд Псковской области  в составе судьи Жупановой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Проскуриной Ю.К.

рассмотрев дело по заявлению закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Псков»

о замене должника его правопреемником

по делу №А52-4459/2008, возбужденному по иску закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Псков»

к специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества»

о взыскании 20 646 рублей 58 копеек

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 639 от 01.04.2009, паспорт предъявлен;

от специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества»: не явились;

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились;

установил:

Решением Арбитражного суда Псковской области 11 декабря 2008 года удовлетворены исковые требования закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Псков» (далее – взыскатель) о взыскании с специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (далее – должник) 20 646 руб. 58 коп. – основного долга, а также 825 руб. 86 коп. – расходов по оплате государственной пошлины. На основании указанного решения 16 января 2009 года выдан исполнительный лист.

18 мая 2010 года взыскатель обратился в суд с заявлением о замене должника – специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» на правопреемника – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Представители Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (далее Фонд) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее Росимущество) надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, отзыва на заявление взыскателя не представили, какие-либо заявления, ходатайства в суд не заявили.

Заявление взыскателя рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев указанное ходатайство, выслушав представителя взыскателя, суд находит требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 №947-р Фонд ликвидирован.

В силу статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.

Согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, на него возложены функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом функциональное правопреемство в силу пункта 17 названного Указа означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.

Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 года №947-р Росимуществу предписано принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.

Из приведенных правовых актов следует, что ликвидация фонда связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции и полномочия фонда переданы Росимуществу, в связи с чем общие положения ГК РФ о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям статьи 125 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В спорных правоотношениях Фонд выступал как организация, представляющая Российскую Федерацию, следовательно, перераспределение Российской Федерацией функций органов исполнительной власти и полномочий по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, с одновременным упразднением некоторых из них само по себе не прекращает и не изменяет установленных с участием органов исполнительной власти гражданских правоотношений. В этом случае меняется только орган Российской Федерации, участвующий в соответствующем правоотношении.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Из общего смысла данной нормы следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением.

На основании вышеизложенного, а также принимая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в письме от 19 июля 2004 года №С1-7/уп-905, согласно которой производство по делам, в которых от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа, следует произвести соответствующую процессуальную замену ненадлежащего должника надлежащим.

Руководствуясь статьями 48, 179, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Ходатайство закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Псков» о замене должника по делу №А52-4459/2008 удовлетворить.

Заменить должника по делу №А52-4459/2008 Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Выдать исполнительный лист.

На определение в течение одного месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                                 Л.В.Жупанова