ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А53-1328-4/2021 от 13.04.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 10/11-13

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Об исключении имущества из конкурсной массы

г. Ростов-на-Дону

«13» апреля 2022 года Дело № А53-1328-4/2021

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Мезиновой Э.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерыжинской А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление должника ФИО1

об исключении имущества из конкурсной массы

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 (дата и место рождения 16.01.1973, х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области, ИНН <***>, СНИЛС <***>, место регистрации: Ростовская обл., г. Батайск, мкр. Авиагородок 28, кв. 1)

Обособленный спор рассмотрен в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения судебных актов на официальном сайте в сети Интернет.

установил: решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2021 ФИО1 признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина.

В Арбитражный суд Ростовской области 18.02.2022 (16.02.2021 посредством электронной системы подачи документов «Мой арбитр») должником подано ходатайство об исключении из конкурсной массы единовременной компенсационной выплаты в размере 2 000 000 руб.

Из материалов обособленного спора следует, что 16.07.2021 года должнику поступили денежные средства в размере 2 000 000 руб. в качестве специальной социальной выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Полагая, что указанная единовременная выплата не является в полной мере заработной платой, которая формируется в соответствии с квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, качеством труда (ст. 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации), а носит стимулирующе-компенсационный характер за работу в сельской местности в особых условиях труда, ФИО1 обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные в обоснование заявления документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив изложенные в нем доводы, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 39 Постановления Пленума ВС РФ N 45 от 13.10.2015 при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).

В силу пункта 3 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, названы в статье 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

К ним относятся, в частности, компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, в том числе: в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность.

Данные положения гарантируют должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, являются процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 169 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Согласно п. 9 указанных Правил в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» единовременная компенсационная выплата предоставляется учителю органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее -уполномоченный орган), на основании заключенного с учителем договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а также трудового договора, заключенного учителем с общеобразовательной организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления (далее - трудовой договор), предусматривающего в том числе распространение трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из п. 11 вышеуказанных Правил учитель, заключивший трудовой договор, принимает следующие обязательства:

а) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения трудового
договора по должности в соответствии с трудовым договором при условии его продления
на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха,
предусмотренного ст.ст. 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации, за
исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 255, 256 и 257 Трудового кодекса
Российской Федерации);

б) в случае неисполнения обязательства, предусмотренного подпунктом "а"
настоящего пункта, возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации в полном
объеме единовременную компенсационную выплату при расторжении трудового договора
(за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям,
предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 и п.п. 5 - 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской
Федерации).

Согласно разделу V Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 на осуществление единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тыс. человек (для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, выплата составляет 2 млн. рублей, по Российской Федерации - 1 млн. рублей).

Вышеуказанным постановлением Правительства № 1642 указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат.

Указанные выплаты не подлежат налогообложению на основании п. 6 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, денежные средства в виде компенсационной выплаты в сумме 2 000 000 руб. подлежат исключению из конкурсной массы, поскольку являются социальной выплатой стимулирующего характера, имеют целевой характер и связаны с особыми условиями труда.

При таких обстоятельствах, денежные средства, поступившие на основной счет ФИО1 в качестве специальной социальной выплаты не подлежат включению в конкурсную массу должника и не могут учитываться при определении имущества гражданина в порядке применения п. 2 ст. 213.25 Закона о банкротстве, поскольку на них не может быть обращено взыскание на основании подпункта 6 п. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 150, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Исключить из конкурсной массы должника ФИО1 единовременно компенсационную выплату в размере 2 000 000 руб.

Определение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения, через арбитражный суд, принявший определение.

Судья Э.П. Мезинова