АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об исключении имущества из конкурсной массы
г. Ростов-на-Дону
«05» октября 2022 года. Дело № А53-41179-4/2021
Резолютивная часть судебного акта оглашена «29» сентября 2022 года
Полный текст судебного акта изготовлен «05» октября 2022 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Кузиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колпаковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление финансового управляющего ФИО1 – ФИО2
об исключении имущества из конкурсной массы
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 (дата и место рождения: 03.12.1981, с. Ново-Михайловск Сивинского района Пермской обл., ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес регистрации: 347716, Ростовская обл., Кагальницкий р-н, с. Ново-Батайск, п. Калининский, 82)
при участии:
в отсутствии представителей;
установил: в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО3 рассматривается заявление финансового управляющего ФИО1 – ФИО2 об исключении из конкурсной массы должника транспортного средства ДЭУ МАТИЗ, 2006 года выпуска, VIN <***>.
Должник, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке ст. 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Финансовый управляющий, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке ст. 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Лица, участвующие в деле, извещены о дате и времени судебного заседания по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения судебных актов на официальном сайте в сети Интернет. Конкурсные кредиторы должника знают о начавшемся арбитражном процессе по делу о банкротстве, поскольку предъявили требования к должнику.
Исследовав материалы дела, суд установил, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2022 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим утверждена кандидатура ФИО2.
Сведения о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества опубликованы на сайте ЕФРСБ № 8132795 от 02.02.2022, в газете «Коммерсантъ № 26 от 12.02.2022.
25.08.2022 посредством электронной системы «Мой Арбитр» в Арбитражный суд Ростовской области в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 поступило заявление финансового управляющего ФИО1 – ФИО2 об исключении из конкурсной массы должника транспортного средства ДЭУ МАТИЗ, 2006 года выпуска, VIN <***>.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно ответу из ГИБДД № 30/БР-23762 от 15.07.2022 г., за бывшей супругой должника зарегистрировано транспортное средство ДЭУ МАТИЗ, 2006 г.в., VIN: <***>.
Указанное транспортное средство было приобретено бывшей супругой должника за счет средств регионального материнского капитала, что подтверждается договором купли-продажи транспортного средства от 27.11.2019 г. с условием оплаты по договору за счет средств регионального материнского капитала, посредствам перевода на счет продавца в размере 117 754 рублей. Решением УСЗН Кагальницкого района Ростовской области об использовании средств регионального материнского капитала от 30.12.2019 г., денежные средства в размере 117 754 рублей были зачислены на счет продавца, что подтверждается уведомлением об использовании средств регионального материнского капитала.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Закон о банкротстве, Закон) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного п. 3 настоящей статьи.
С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (п. 5 ст. 213.25 Закона).
Пунктом 3 названной статьи Закона предусмотрено, что из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей (п. 2 ст. 213.25 Закона).
Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (Постановление N 45) установлено, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Предоставляя должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности.
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Закон N 256-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 2 Закон N 256-ФЗ материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 ст. 3 указанного Закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 7 Закон N 256-ФЗ).
При этом в силу п. 2 ст. 1 названного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Абзацем 5 ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Из названных положений следует, что материнский (семейный) капитал, предоставляется за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта и предназначен для реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть средства материнского капитала, имеющие исключительно целевое назначение, не являются собственностью малолетних детей и в силу закона предоставляются их родителям (усыновителям).
Пунктом 1 ст. 2 Закона Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (Закона N 5-ПК) предусмотрено право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, которое возникает у женщин, являющихся гражданами Российской Федерации, родивших третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2011 по 31.12.2015, постоянно проживающих не менее 5 лет на дату подачи заявления о выдаче сертификата на региональный материнский капитал на территории Пермского края (допускается совокупный перерыв в регистрации не более шести месяцев), если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
В силу п. 1 ст. 1 названного Закона региональный материнский капитал представляют собой средства бюджета Пермского края, направляемые на реализацию дополнительных мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом.
Право на распоряжение средствами регионального материнского капитала возникает в любое время со дня рождения третьего или каждого последующего ребенка на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитному договору на приобретение (приобретенное), строительство (строящееся) жилого помещения, в том числе на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитному договору на приобретение (приобретенное), строительство (строящееся) жилого помещения, взятого до рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу, на приобретение автомобиля, а также на расходы, связанные с оказанием членам семьи платных медицинских услуг (п. 1.1 ст. 5 Закона N 5-ПК).
Средства (часть средств) регионального материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются, в том числе, на приобретение автомобиля (подп. 5 п. 2 ст. 5 названного Закона).
Судом установлено, что бывшая супруга должника имеет троих несовершеннолетних детей 2004, 2014 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения и имеет право на получение социальной поддержки за счет средств местного бюджета.
По договору купли-продажи от 27.11.2019 бывшая супруга должника ФИО4 приобрела у ФИО5 автомобиль ДЭУ МАТИЗ, 2006 г.в., VIN: <***>, по цене 111 754 руб.
По условиям данного договора оплата стоимости договора производится за счет средств регионального материнского капитала, сертификат серия РМК-I № 25582 выдан УСЗН Кагальницкого района 17.02.2017 путем перечисления средств ФИО5 на счет № 408***724
Данный автомобиль до настоящего времени находится в собственности бывшей супруги должника ФИО4 и зарегистрирован за ней в органах ГИБДД.
Денежные средства материнского капитала в сумме 117 754 руб. в соответствии условиями договора перечислены на счет ФИО5, что подтверждается представленным в материалы дела решением об использовании средств регионального материнского капитала № 52 от 30.12.2019.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что спорный автомобиль приобретен за счет средств материнского капитала.
Учитывая, что социальная выплата, за счет которой приобретен автомобиль, является мерой дополнительной социальной поддержки семьи, то есть льготой, предоставляемой за счет средств субъекта Российской Федерации, на приобретение автотранспортного средства указанной категории граждан, в соответствии с п. 13 ст. 101 Закона "Об исполнительном производстве" возможность обращения взыскания на данный автомобиль исключается.
Включение спорного автотранспортного средства в конкурсную массу приведет к невозможности для должника реализовать свое конституционное право на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, данная социальная выплата является мерой социальной поддержки не только должника, но и членов его семьи и даже в случае реализации автомобиля, полученные от его продажи денежные средства не могут быть включены в конкурсную массу должника и направлены на расчеты с кредиторами, поскольку транспортное средство приобреталось за счет средств мер социальной поддержки, носящих целевой характер, на которые, в силу п. 13 ч. 1 ст. 101 Закона исполнительном производстве, не может быть обращено взыскание.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 N 17АП-1078/2020(4)-АК по делу N А50-34660/2019.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявление должника об исключении имущества из конкурсной массы, поскольку оно не подлежит включению в конкурсную массу.
Руководствуясь п. 3 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л:
исключить из конкурсной массы должника ФИО1 транспортное средство ДЭУ МАТИЗ, 2006 года выпуска, VIN <***>.
Определение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия определения, через суд принявший определение.
Определение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца с даты вступления определения по делу в законную силу через суд, вынесший определение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.М. Кузина