ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А53-8378-14/18 от 22.10.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 10/11-13
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении в реестр требований кредиторов

г. Ростов-на-Дону

 Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Мезиновой Э.П., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баятовой  Р.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой  службы России 

о включении в реестр требований кредиторов
должника - ФИО1 (дата и место рождения 22.06.1972, г.

Владикавказ РСО-Алания, ИНН <***>, СНИЛС <***>, место  регистрации: <...>) 

при участии в судебном заседании представителя уполномоченного органа ФИО2 (доверенность от 17.06.2019) 

установил: решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2018  должник ФИО1 признан банкротом и в отношении него  введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, – реализация имущества  гражданина. Финансовым управляющим утвержден ФИО3. 

Сведения о введении процедуры реализации имущества гражданина опубликованы  в газете «Коммерсантъ» № 77 от 05.05.2018. 

Представитель уполномоченного органа в судебном заседании просил суд  восстановить срок, установленный п. 3 ст. 213.8 Закона о банкротстве, включить в реестр  требований кредиторов должника задолженность по обязательным платежам в размере  373 584,07 руб., в том числе во вторую очередь: 21 143,20 руб. – налог, в третью очередь:  331 802 руб. – налог, 20 638,87 руб.- пени. 

Иные лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили,  извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по правилам  статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе  путем размещения судебных актов на официальном сайте в сети Интернет. 

Спор рассмотрен в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом, с учетом правила статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления  последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. 


Исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает требования  обоснованными по следующим основаниям. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002   № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) в ходе  процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и  уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей  100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной  причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом. 

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13  октября 2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур,  применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что по  смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества  должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу  предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования  сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его  имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). 

В соответствии с пунктами 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве, пункта 26  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел  о банкротстве» проверка обоснованности и размера требований кредиторов  осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований  между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с  одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны.  Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых  представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. 

Как следует из материалов дела, согласно данных справки Межрайонной ИФНС  России № 23 по Ростовской области за ФИО1 числится  неуплаченной задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет в размере  373584.07 руб., в том числе: налог- 352 945,20 рублей, пени – 20 638,87 рублей. 

Как указывает уполномоченный орган, основанием возникновения задолженности  является неуплата следующих видов налогов и сборов: 

- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на  территории Российской Федерации в размере 18 694 руб. – недоимка. 

- налог на дох. ФЛ, полученных от осуществления деятельности физ. лицами,  зарегистрированными в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся  частной практикой адвокатов, учреждают адвокатские кабинеты и других лиц,  занимающихся частной практикой в соотв. ст. 227 НК РФ в размере 313 108 руб.–  недоимка, 20 590,94 руб. – пени. 

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном  размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 47,92 руб. – пени; 

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном  размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 21 143, 20 руб. –  недоимка, 0,01 руб. – пени. 

Как следует из заявления уполномоченного органа, основанием возникновения  указанной задолженности является неуплата начислений по налогу на добавленную  стоимость за 1 квартал 2018 г.; начислений по налогу на доходы физических лиц,  полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными  в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной  практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся  частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской  Федерации за период 2017г. (установленная законодательством дата предоставления 


декларации за 2017 год до 30.04.2018г., фактическая дата представления декларации по  НДФЛ - 24.01.2019г.); начислений по страховым взносам на обязательное пенсионное  страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и  задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные  периоды начиная с 1 января 2017 года) за период 2017г. 

Из заявления уполномоченного орган и приложенных к нему документов следует,  что в целях взыскания задолженности налоговой инспекцией в соответствии со статьей 69  Налогового кодекса Российской Федерации выставлены требования об уплате налогов,  сборов, пени и штрафов № 61232 от 25.06.2019, № 31229/1 от 13.06.2019, № 58443 от  18.12.2018, № 811640 от 29.06.2018. 

Ссылаясь на то, что задолженность до настоящего времени не погашена,  уполномоченный орган обратился в суд. 

В статье 2 Закона о банкротстве к обязательным платежам отнесены налоги, сборы  и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня  бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные  фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской  Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных  взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации  и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и  установленные уголовным законодательством штрафы. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации  под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,  взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на  праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных  средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)  муниципальных образований. 

Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под  страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное  страхование, обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование,  взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации  прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему  виду обязательного социального страхования. 

В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики  обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы в сроки, установленные  налоговым законодательством. 

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если  иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для  направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику  требования об уплате налога. 

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное  не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты  налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом. 

Пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено,  что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении 


страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом  положений настоящего пункта. 

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

Документы, представленные уполномоченным органом в обоснование требований,  оценены судом с учетом требований статей 67, 68, 71 и 75 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации и признанными надлежащими письменными  доказательствами по настоящему обособленному спору. 

Доказательств погашения должником задолженности в материалы обособленного  спора не представлено, финансовым управляющим требования уполномоченного органа  не оспорены, ввиду чего они признаются обоснованными. 

Вместе с тем, требование заявлено по истечении срока, установленного пунктом 2  статьи 213.8 Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)», согласно которому для целей включения в реестр требований кредиторов  и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы вправе предъявить свои  требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о  признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом. 

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О  некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о  несостоятельности (банкротстве) граждан» предусмотрено, что по смыслу пункта 4 статьи  213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные  кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои  требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о  признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац  третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). 

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть  восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. 

Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании  одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования.  Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61  Закона о банкротстве. 

Сведения о введении в отношении ФИО4 процедуры реализации  имущества должника опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 77 от 05.05.2018, в ЕФРСБ  – 28.04.2018. 

Заявление ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской  области подано в суд через канцелярию суда 06.09.2019. 

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд полагает необходимым  восстановить срок Федеральной налоговой службе России на включение в реестр  требований кредиторов должника. 

Согласно п. 7 пп. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации по  результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения. 

В соответствии с п. 9 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об  отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого  было вынесено соответствующее решение (его представителю). 


Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено  лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или  передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его  представителем). 

Как следует из материалов дела уточненные налоговые декларации по УСН за  2015, 2016 отчетные периоды представлены в налоговый орган 30.11.2018, камеральная  проверка закончена 24.04.2019, с установлением срока добровольной уплаты налога  18.07.2019 года. В Арбитражный суд Ростовской области уполномоченный орган с  настоящим требованием обратился 06.09.2019. 

 Учитывая изложенное, сроки обращения в арбитражный суд не нарушены. 

Как установлено ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае  подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение  вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса. 

В соответствии с п. 3 ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае,  если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу,  решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим  налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но  не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы. 

Как рекомендовано в абз. 8 п. 12 вышеназванного Обзора от 20.12.2016, при  установлении требований по обязательным платежам необходимо учитывать, имелись ли  у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований,  возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных  законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам,  обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично- правовой ответственности. 

В абз. 10 п. 12 Обзора указано: если при проведении мероприятий налогового  контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа  допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности,  предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100,  пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае  подачи апелляционной жалобы), на время такой просрочки, не обусловленной  объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1  статьи 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается. При этом к объективным  препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных  сроков, может относиться в том числе активное противодействие проведению выездной  налоговой проверки (пункт 1.1 статьи 113 НК РФ). 

Представленные налоговым органом материалы проверки подтверждают, что при  проведении мероприятий налогового контроля налоговым органом не было допущено  нарушения сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. 

Доказательств обратного финансовым управляющим не представлено.

Правовая позиция, изложенная в абз. 9 п. 12 Обзора, корреспондирует и общим  началам процессуального законодательства (ст. ст. 7, 8, 9 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации) и специальным положениям Закона о банкротстве (ст.  11), предоставляющим возможность иметь равные права и нести обязанности лицам,  обладающим статусом кредиторов в деле о банкротстве. Обратная позиция ставила бы  налоговый орган в ущемленное положение, при котором его законное право на обращение  в суд именно в двухмесячный срок было бы нарушено, поскольку на момент начала  течения этого срока он не обладал вступившим в силу актом, позволяющим законно  требовать включения в реестр требований кредиторов. На тот момент, когда акт  налогового органа вступил в силу, остаточный срок на подачу требований был  существенно короче, чем срок, которым располагали другие кредиторы. Учитывая, что 


налоговым органом нарушений при проведении проверки допущено не было, с учетом  правовой позиции, изложенной в п. 12 Обзора, срок для подачи требований должен  исчисляться с момента вступления в силу акта налогового органа. 

Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве во вторую  очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц,  работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений  авторам результатов интеллектуальной деятельности. 

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления  накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной  пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые  вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и  предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того,  что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в  отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат  исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате  заработной платы. 

В связи с изложенными обстоятельствами, задолженность по страховым взносам на  обязательное пенсионное страхование в размере 21 143,20 руб. – недоимка подлежит  включению во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО4 

Задолженность по остальным видам налогов и сборов, в том числе недоимка и пени  подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО4 

Согласно пункту 3 статьи 137 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002  года «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов третьей очереди по  возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней)  и иных финансовых санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов  и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности  и причитающихся процентов. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 100, 213.8 Федерального  закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ, статьями  184, 185, 176, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Включить требование Федеральной налоговой службы России в размере 21 143,20  руб. – недоимка во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО1. 

Включить требование Федеральной налоговой службы России 331 802 руб. –  недоимка, 20 638,87 руб.- пени в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ требования об установлении пени - 

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его  вынесения, а также в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не 


превышающий месяца со дня вступления в законную силу постановления суда  апелляционной инстанции. 

Судья Э.П. Мезинова