Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
26 октября 2021 года. Дело № А56-38778/2011 /разн.
Резолютивная часть определения объявлена 14 октября 2021 года. В полном объеме определение изготовлено 26 октября 2021 года.
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Нефедова А.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Купряшкиным М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Разметелево" ФИО1, поданное в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Разметелево" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о разрешении разногласий
Заинтересованные лица:
1) Администрация Муниципального образования "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (188680 Ленинградская область, район Всеволожский, <...>, ОГРН: <***>)
2) Ленинградский комитет по управлению государственным имуществом (191124, Санкт-Петербург, Лафонская улица, дом 6, литера А, ОГРН: <***>)
при участии
согласно протоколу судебного заседания от 14.10.2021
установил:
Конкурсный управляющий ФИО1 10.08.2021 обратился в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Разметелево" (далее - МУП "Разметелево") в Арбитражный суд города Санкт – Петербурга и Ленинградской области с заявлением о разрешении разногласий, в которых просил:
- исключить из конкурсной массы МУП "Разметелево" объект коммунальной инфраструктуры – водопровода "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенного по адресу: от насосной станции в д. Аро, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелево, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м.
- обязать муниципальное образование "Колтушское сельское поселение" в лице органа местного самоуправления - Администрации МО Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области принять из конкурсной массы МУП "Разметелево" объект коммунальной инфраструктуры – водопровода "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенного по адресу: от насосной станции в д. Аро, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелево, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м.
- взыскать с муниципального образования "Колтушское сельское поселение" в лице органа местного самоуправления Администрации МО Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу МУП "Разметелево" 28 300 000 руб. в качестве компенсации уменьшения конкурсной массы.
Определением Арбитражного суда города Санкт – Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2021 заявление принято к производству, его рассмотрение назначено в судебном заседании на 14.10.2021 в 17 час. 30 мин.
К настоящему заседанию от Ленинградского комитета по управлению государственным имуществом (далее – Комитет) поступил отзыв на заявление, в котором Комитет в удовлетворении разногласий просил отказать.
Администрацией представлены документы относительно разногласий, которые являются предметом судебного разбирательства, заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении разногласий Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, от которого в ходе судебного заседания ее представители отказалась. Отказ Администрации от ходатайства принят арбитражным судом.
Конкурсный управляющий представил отзыв на заявление Комитета, его представитель поддержал поданные ФИО1 разногласия.
Как следует из материалов дела и установлено вступившими в законную силу судебными актами в рамках обособленного спора по делу № А56-38778/2011/торг., на основании договора от 20.08.2010г. № 1/10 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Разметелево" Администрацией МО Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация) должнику по акту от 20.08.2010 передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество, в том числе и сооружение – водопровод "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенный по адресу: от насосной станции в д. АРО, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелево, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м (далее – Объект, Водопровод "АРО").
Объект находится на территории Колтушского района Ленинградской области, предназначен для водоснабжения юридических лиц и населения муниципального образования.
Водопровод "АРО" относится к объектам централизованных систем холодного водоснабжения, используется для обеспечения водоснабжения Колтушского района Ленинградской области.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2011 по заявлению унитарного муниципального предприятия "ЖилКомЭнерго" (далее – УМП "ЖилКомЭнерго") возбуждено производство по делу № А56-38778/20111 о несостоятельности (банкротстве) должника - МУП "Разметелево".
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2011 в отношении МУП "Разметелево" введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден ФИО1.
Публикация сообщения о введении в отношении МУП "Разметелево" процедуры наблюдения и утверждении временного управляющего осуществлена в газете "Коммерсантъ" 01.10.2011 №184 (4725).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2011 МУП "Разметелево" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
При формировании конкурсной массы МУП "Разметелево", конкурсный управляющий ФИО1 включил водопровод "АРО" в ее состав, несмотря на то, что данный объект относится к имуществу, изъятому из оборота, и провел его оценку.
Согласно отчету № 29-09/2016 от 28.12.2016 "Об определении рыночной стоимости недвижимого имущества, рыночная стоимость водопровода "АРО" составила 28 300 000 руб. Соответствие отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации подтверждается положительным заключением Территориального Управления Росимущества в Ленинградской области № 03-996 от 27.02.2017.
Водопровод "АРО" не был предложен его собственнику - Администрации, вместо этого, реализован на торгах в форме конкурса в электронном виде, торги проведены организатором торгов ООО "Тюнер".
Поскольку первые и повторные торги, назначенные на 04.09.2017, на 17.07.2017, не состоялись, имущество продано по результатам торгов посредством публичного предложения ООО "ЛОКС" за 3 164 951 руб., которое выступало от имени и за счет индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – Предприниматель) на основании заключенного 15.12.2017г. с ней агентского договора на осуществление поиска и приобретения объектов недвижимости.
В результате торгов в отношении водопровода "АРО", состоявшихся 02.02.2018, конкурсным управляющим заключен с Предпринимателем договор купли-продажи от 12.02.2018 водопровода "АРО", цена имущества определена сторонами в 3 164 951 руб.
Администрация, не согласившись с такими действиями конкурсного управляющего, оспорила в рамках дела о банкротстве МУП "Разметелево" состоявшиеся 02.02.2018 торги по продаже сооружения – водопровода "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенного по адресу: от насосной станции в д. Аро, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелво, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м. (далее - Объект, Водопровод "АРО"), а также заключенный по итогам торгов договор купли-продажи в отношении данного объекта с ИП ФИО2
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-38778/2011/торг. от 14.12.2020, резолютивная часть которого объявлена 03.12.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного суда от 18.05.2021, заявление Администрации с учетом принятых уточнений удовлетворено:
- признаны недействительными торги от 02.02.2018 года по продаже сооружения – водопровода "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенного по адресу: от насосной станции в д. АРО, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелво, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19000 м.,
- признан недействительным договор купли-продажи, заключенный по результатам торгов, состоявшихся 02.02.2018 в отношении объекта коммунальной инфраструктуры – водопровода "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенного по адресу: от насосной станции в д. АРО, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелево, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м.,
- на ФИО2 возложена обязанность возвратить МУП "Разметелево" водопровод "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенный по адресу: от насосной станции в д. АРО, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелево, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м.,
- на МУП "Разметелево" возложена обязанность возвратить ФИО2 денежные средства в сумме 1 244 950 руб. 64 коп., перечисленные в качестве оплаты по договору купли-продажи, заключенному по результатам торгов, состоявшихся 02.02.2018.
01.06.2021 Предприниматель и конкурсный управляющий МУП "Разметелево" подписали акт приема-передачи водопровода "АРО"; конкурсным управляющим направлены в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО2 и регистрации права на объект за МУП "Разметелево" соответствующее заявление с документами.
Заявлением от 08.06.2021 конкурсный управляющий уведомил Администрацию о передаче должнику спорного объекта, направив проект соглашения о передаче муниципальному образованию Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области Водопровода "АРО" с встречным равнозначным возмещением его рыночной стоимости в размере 28 300 000 руб. согласно отчету об оценке.
Письмом от 14.07.2021 № 01-10-2313/21-0-1 Администрация отказала конкурсному управляющему в выплате рыночной стоимости подлежащего возврату в муниципальную собственность имущества в размере 28 300 000 руб., указав на то, что сведения об исключении водопровода "АРО" из конкурсной массы МУП "Разметелево" конкурсным управляющим не представлены, соответствующие акты приема-передачи спорного объекта в адрес Администрации конкурсным управляющим не переданы, правовые основания для выплаты компенсации отсутствуют.
10.08.2021 в единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности на водопровод "АРО" за МУП "Разметелево".
В письмах от 13.09.2021 и от 06.10.2021 Администрация дважды указала конкурсному управляющему МУП "Разметелево" на допущенную техническую ошибку при внесении 10.08.2021 в единый государственный реестр прав на недвижимость записи о регистрации за МУП "Разметелево" права собственности на объект, поскольку должник собственником данного имущества не являлся, и до признания торгов недействительными, водопровод "АРО" был закреплен за должником на праве хозяйственного ведения.
Поскольку требование Администрации конкурсным управляющим оставлено без удовлетворения, Администрация представила самостоятельно документы в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
06.10.2021 в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности на водопровод "АРО" за муниципальным образованием "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, а также исправлена запись в ЕГРН о государственной регистрации права хозяйственного ведения на водопровод "АРО" за МУП "Разметелево".
Конкурсный управляющий, обращаясь с настоящими разногласиями в суд, полагает, что невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
По мнению конкурсного управляющего, возврат собственнику водопровода "АРО" не должен осуществляться без компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны – интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества, а с другой – интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Администрация, возражая против требований конкурсного управляющего о компенсации МУП "Разметелево" за счет средств муниципального бюджета 28 300 000 руб., представила справку, из содержания которой следует, что остаточная стоимость водопровода "АРО" по состоянию на 20.08.2010 составляла 89 392 руб. 64 коп., что в период с 20.08.2010 по 06.10.2021 капитальных вложений в данный объект, увеличивающих его остаточную стоимость, собственником имущества не производилось. Помимо этого, представители Администрации указали на то, что, несмотря на наличие отчета о рыночной стоимости водопровода "АРО", фактически на торгах он продан за 3 164 951 руб., при этом покупателем на момент рассмотрения заявления Администрации об оспаривании торгов, фактически уплачено 1 244 950 руб. 64 коп. Также Администрация отметила, что разногласия отсутствуют, так как конкурсный управляющий фактически не получил спорный объект от Предпринимателя, соответствующие документы, в т.ч. бухгалтерские, Администрации не передал.
Из отчетов конкурсного управляющего МУП "Разметелево", представленных в основное дело о банкротстве не следует, что за период процедуры наблюдения и конкурсного производства должником осуществлялись какие-либо капитальные вложения в спорный объект, увеличивающие его остаточную стоимость.
Представитель МУП "Разметелево" пояснил, что остаточная стоимость водопровода "АРО" составляет 00 руб., что отражено на аудиозаписи судебного заседания от 14.10.2021 и что фактические затраты по содержанию объекта несло ООО "ЛОКС".
Пунктом 1 ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закона № 127-ФЗ, Закон о банкротстве) установлено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное Закона № 127-ФЗ имущество (п. 2 ст. 131 Закона № 127-ФЗ).
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте (п. 1 ст. 129 ГК РФ).
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
Нормы ст. 129 ГК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 142-ФЗ), действующей с 01.10.2013 (п. 1 ст. 3 Закона № 142-ФЗ), не содержат термина "имущество, изъятое из оборота".
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 142-ФЗ правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу Закона № 142-ФЗ признавались изъятыми из оборота и в соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РФ (в редакции Закона № 142-ФЗ) признаются ограниченными в обороте, сохраняется.
Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон № 416-ФЗ).
Изначально, в редакции, действовавшей с 01.01.2012 (ч. 3 ст. 43 Закона № 416-ФЗ) согласно названной норме объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежали отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества.
С 04.08.2013 указанной нормой (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 244-ФЗ) запрещена приватизация объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно действующей в настоящее время норме, отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Таким образом, названные объекты ограничены в обороте, за ними сохранен правовой режим объектов гражданских прав, изъятых из оборота.
Любые сделки, совершенные в отношении такого имущества должны соответствовать требованиям ч. 1 ст. 9 Закона № 416-ФЗ.
Необходимо отметить, что согласно абз. 1 п. 4 ст. 132 Закона № 127-ФЗ объекты коммунальной инфраструктуры могут быть включены в конкурсную массу и отчуждены в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением.
Однако в силу того, что Закон № 416-ФЗ является специальным по отношению к Закону № 127-ФЗ, объекты коммунальной инфраструктуры, которые поименованы в Законе № 416-ФЗ (объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) не подлежат реализации в порядке, установленном Законом № 127-ФЗ, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования, не обремененные правом хозяйственного ведения.
При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества (п. 1 ст. 132 Закона № 127-ФЗ).
Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами, не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего (п. 2 ст. 132 Закона № 127-ФЗ).
Как установлено в определении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2020 по делу № А56-38778/2011/торг, при формировании конкурсной массы МУП "Разметелево" конкурсный управляющий ФИО1 включил в ее состав водопровод "АРО" с кадастровым номером 47:07:1021001:145, расположенный по адресу: от насосной станции в д. Аро, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелево, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м.
Спорное имущество не было предложено его собственнику – Администрации, вместо этого реализовано на торгах в форме конкурса в электронном виде, победителем которого стала ФИО2, имущество продано по договору от 12.05.2018.
Судом установлено, что спорное имущество относится к объектам централизованных систем холодного водоснабжения, является имуществом, изъятым из оборота, не подлежащим включению в конкурсную массу МУП "Разметелево", реализации с торгов и передаче в частную собственность.
Названным определением, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021, суд признал недействительными торги от 02.02.2018 по продаже водопровода "АРО", а также договор купли-продажи, заключенный по результатам торгов; обязал ФИО2 возвратить МУП "Разметелево" водопровод "АРО", а МУП "Разметелево", в свою очередь, возвратить ФИО2 денежные средства в сумме 1 244 950 руб. 64 коп.
Исходя из изложенного включение водопровода "АРО", находящегося в муниципальной собственности, в конкурсную массу МУП "Разметелево", является нарушением закона со стороны конкурсного управляющего, которое привело к необоснованному увеличению конкурсной массы на стоимость объекта, который изначально в нее включаться не должен был.
Как указано в заявлении о разрешении разногласий, во исполнение принятых судебных актов 01.06.2021 ФИО2 передала водопровод "АРО" конкурсному управляющему путем подписания акта приема-передачи.
Комплект документов направлен в регистрирующий орган для регистрации прекращения права собственности ФИО2 и государственной регистрации права хозяйственного ведения за МУП "Разметелево".
В заявлении конкурсный управляющий отмечает, что возврат объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в муниципальную собственность свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны – интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой стороны – интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
В обоснование названного вывода конкурсный управляющий ссылается на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.05.200 № 8-П (далее – Постановление № 8-П), а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос № 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" обзора судебной практики № 3 (2019) (далее – Обзор № 3).
В данном случае возможность применения названных разъяснений высших судов к рассматриваемым правоотношениям по возвращению в муниципальную собственность объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, незаконно включенных в конкурсную массу МУП "Разметелево" и проданных в частную собственность, суд полагает необоснованным в силу следующего.
В Обзоре № 3, со ссылкой на Постановление № 8-П указано, что возврат объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов.
Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
В свою очередь, Постановление № 8-П позволяет определить область правоотношений, в которой возможно формирование судебной практики на основе Постановления № 8-П и Обзора № 3.
Так, правоотношения, проанализированные судом в Постановлении № 8-П, касаются принадлежащей должнику – обществу с ограниченной ответственностью "Судский ЛДК-А" на праве собственности котельной, относящейся к числу объектов, жизненно необходимых для муниципального образования, переданной в силу закона из собственности должника в муниципальную собственность.
Суд посчитал, что такая передача является принудительным изъятием (отчуждением) частной собственности в силу закона без предварительного и равноценного возмещения, что противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при предварительном и равноценном возмещении.
Необходимо отметить, что в Постановлении № 8-П анализируется п. 4 ст. 104 утратившего силу Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон № 6-ФЗ), согласно которому жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном п.п. 1 – 3 ст. 104 Закона № 6-ФЗ.
Аналогично действующему законодательству п. 1 ст. 103 Закона № 6-ФЗ установлено, что все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное законом (п. 2 ст. 103 Закона № 6-ФЗ).
Объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, к которому относится котельная, являющаяся предметом рассмотрения в Постановлении № 8-П, согласно перечисленным нормам не является имуществом, которое исключается из имущества должника, составляющего конкурсную массу, а также не является имуществом, изъятым из оборота.
Для объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона, названными нормами лишь устанавливается аналогичная с установленной для имущества, изъятого из оборота, процедура передачи в собственность муниципального образования.
Постановление № 8-П направлено на защиту умаляемого конституционного права должника – собственника имущества в процедуре конкурсного производства посредством предоставления ему соответствующего возмещения.
В рассмотренной в Постановлении № 8-П ситуации до процедуры банкротства муниципальное образование не имело в собственности спорную котельную, получило её в собственность в силу закона из частной собственности должника. За названное возникновение права муниципальной собственности в силу закона суд и потребовал возмещение.
Однако в рассматриваемой ситуации спорный объект не находился в частной собственности у должника – МУП "Разметелево", его собственником являлось муниципальное образование, за МУП "Разметелево" оно было закреплено на праве хозяйственного ведения.
Возвращение имущества в муниципальную собственность после незаконного включения его в конкурсную массу и продажи физическому лицу, не является первичным принудительным получением муниципальной собственности из частной собственности, требующим предоставления разумной компенсации.
Так, в связи с подачей рассматриваемого заявления конкурсного управляющего ФИО1 подвергается умалению лишь защищенное законом право муниципальной собственности администрации сельского поселения, а не должника – МУП "Разметелево".
Нормы, связанные с имуществом, исключаемым из имущества должника, составляющего конкурсную массу, в том числе имуществом, изъятым из оборота, изначально находящимся в собственности муниципального образования, в Постановлении № 8-П не рассматриваются, а значит, названное Постановление, так же как и Обзор № 3, не подлежат применению к рассматриваемым в рамках настоящего дела правоотношениям.
Положения ст.ст. 131 и 132 Закона № 127-ФЗ не предусматривают обязанность администрации сельского поселения по компенсации стоимости имущества в целях пополнения конкурсной массы.
В сложившейся ситуации конкурсная масса действительно подлежит уменьшению, однако эта необходимость обусловлена изначально произведенными конкурсным управляющим действиями (необоснованным увеличением стоимости конкурсной массы на стоимость объекта, который изначально в нее включаться не должен был), за которые не может нести ответственность администрация сельского поселения.
В случае передачи должником спорного объекта Администрации конкурсная масса МУП "Разметелево" не может уменьшиться, принимая во внимание статус спорного объекта, а именно его социальное назначение, являющееся обременением и снижающее его рыночную стоимость, оснований для взыскания с Администрации суммы компенсации за изъятие имущества не имеется, в т.ч. и исходя из его остаточной стоимости - 00 руб., а также отсутствия доказательств капитальных вложений, увеличивающих его остаточную стоимость.
Дав оценку отсутствию доказательств согласования с Администрацией передачи спорного объекта в муниципальную собственность, соблюдения конкурсным управляющим установленного порядка передачи имущества в муниципальную собственность, определенного Регламентом, учитывая нормы п. 2 ст. 131, п. 2 ст. 132 Закона № 127-Ф, полномочия по включению и исключению из конкурсной массы имущества, передаче его в соответствии с Регламентом администрации сельского поселения (предоставление соответствующего комплекта документов самого объекта), суд пришел к выводу, что такие действия должны быть произведены конкурсным управляющим самостоятельно, надлежащим образом, в порядке, предусмотренным действующим законодательством, разногласия в том понимании, как это предусмотрено Законом о банкротстве, при том, что Администрация не отказывается принять спорный объект, а напротив требует его передачи, оформляя за конкурсного управляющего необходимые документы, отсутствуют; требование конкурсного управляющего о взыскании с Администрации в пользу МУП "Разметелево" 28 300 000 руб. в качестве компенсации уменьшения конкурсной массы необоснованно, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184-185, 188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
определил:
Отказать конкурсному управляющего муниципального унитарного предприятия "Разметелево" ФИО1 в удовлетворении его заявления о разрешении разногласий:
- об исключении из конкурсной массы муниципального унитарного предприятия "Разметелево" объекта коммунальной инфраструктуры – водопровода "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенного по адресу: от насосной станции в д. Аро, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелево, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м.
- об обязании муниципального образования "Колтушское сельское поселение" в лице органа местного самоуправления - Администрации МО Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области принять из конкурсной массы муниципального унитарного предприятия "Разметелево" объект коммунальной инфраструктуры – водопровод "АРО", кадастровый номер 47:07:1021001:145, расположенный по адресу: от насосной станции в д. Аро, пересекая автодорогу Всеволожск-Красная Звезда, далее вдоль автодороги до д. Разметелево, вдоль д. Мяглово к д. Новая Пустошь и далее к д. Хапо-Ое, протяженностью 19 000 м.
- о взыскании с муниципального образования "Колтушское сельское поселение" в лице органа местного самоуправления Администрации МО Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Разметелево" 28 300 000 руб. в качестве компенсации уменьшения конкурсной массы.
Определение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Судья А.В. Нефедова