ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А57-19698/20 от 18.09.2023 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов

25 сентября 2023 года

Дело № А57-19698/2020

Резолютивная часть определения объявлена 18.09.2023

Полный текст определения изготовлен 25.09.2023

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Емелина Д.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фетисовой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство конкурсного управляющего об истребовании у ФИО1 бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных ценностей в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Санеко Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 410012, <...>),

при участии в судебном заседании:

лица, участвующие в деле, не явились,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 ООО «Санеко Сервис» признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, открыто конкурсное производство.

Определением от 11.07.2022 конкурсным управляющим ООО «Санеко Сервис» утверждена ФИО2 (ИНН <***>, регистрационный
№ 9174, почтовый адрес: 443532, Самарская область, Волжский район, п. Верхняя Подстепновка), член Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» (302004, <...>, оф. 14).

10.05.2023 в Арбитражный суд Саратовской области поступило ходатайство конкурсного управляющего об истребовании у ФИО1 бухгалтерской и иной документации должника (с учетом уточнения требований, принятого судом), в том числе:

1. Договора ГПХ.

2. Основные средства

3. Материалы СОУТ

4. Журнал регистрации трудовых договоров

5. Журнал регистрации по ежегодным отпускам работников

6. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

7. Журнал регистрации приказов по личному составу (прием, увольнение, перевод)

8. Журнал регистрации исходящих и входящих писем

9. Журнал начисления ежемесячных премий

10. Журнал регистрации выходных и праздничных дней

11. Журнал регистрации приказов по основной деятельности

12. Заявления (лист ознакомления о переходе на электронные книжки)

13. Штатное расписание

14. Личные дела сотрудников (36 папок)

15. Реализация 2020 год

16. Списание товарно-материальных ценностей за период 2019-2020 г.

17. Корреспонденция

18. Поступление 2020 г.

19. Приказы по основной деятельности

20. Расчеты с поставщиками 2019 г.

21. Договора 2019 г.

22. Реализация май-ноябрь 2019 г.

23. Папка общая: расчеты с поставщиками, авансовые отчеты.

24. Касса 2019-2020 г.

25. Входящая, исходящая корреспонденция 2019-2020 г.

26. Инструкции.

27. Приказы об оплате работы в выходные и праздничные дни.

28. Заявления на стандартные налоговые вычеты.

29. Приказы о ежегодных оплачиваемых отпусках.

30. Путевые листы сентябрь-декабрь 2019 г.

31. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.

32. Путевые листы 2020 г.

33. Авансовые отчеты 2019-2020 г.

34. Должностные инструкции.

35. Локально-нормативные акты.

36. Путевые листы июнь-август 2019 г.

37. Графики работ в цехе капитального ремонта скважин 2019 г.

38. Графики работ в автотранспортном цехе 2019 г.

39. Претензии к должникам ЗАО «Кэпитал Ойл» с подписанием мировых соглашений, ОАО «Волжская нефтяная компания» с подписанием мировых соглашений, ООО ЦПП «Юпитер» с подписанием мировых соглашений. ООО «Моторком-Сервис», ООО НК «Атамановкое», ООО МЦ «Стандарт», ООО «Криоген-сервис».

40. Печать ООО «Санеко-Сервис».

41. База 1С на электронном носителе

Определением от 18.05.2023 ходатайство принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), с учетом разъяснений, данных в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в том числе путем размещения электронного документа на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru).

Согласно части 1 статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам статьи 71
АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. Руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» разъяснено, что арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Из материалов дела следует, что последним руководителем ООО «Санеко Сервис» являлся ФИО3

Между тем, вступившим в законную силу определением от 18.04.2023 по настоящему делу установлено, что 20.06.2022 ФИО3 по акту приема-передачи передал директору ООО «Санеко» (учредитель должника) ФИО1 имеющуюся в распоряжении ФИО3 документацию ООО «Санеко Сервис».

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу после прекращения полномочий руководителя он обязан обеспечить сохранность документов юридического лица до момента передачи их новому ответственному лицу.

Прежний руководитель, действуя разумно и добросовестно, должен обеспечить сохранность документации и имущества юридического лица и надлежащим образом организовать их передачу конкурсному управляющему. Разумный руководитель обязан сознавать риски, которые могут возникнуть в случае непередачи либо необеспечения сохранности документации предприятия новому материально ответственному лицу, в том числе возможность привлечения такого руководителя к ответственности за утрату документов юридического лица.

Поэтому каждый руководитель, в случае признания юридического лица банкротом, по общему правилу, стремиться исключить для себя негативные последствия, в кратчайшие сроки обеспечить передачу имущества и документов конкурсному управляющему, оформив это соответствующими документами, в частности, актом приема-передачи. Такой акт, согласно обычаям делового оборота, составляется не менее чем в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одного экземпляру для каждой из сторон.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.06.2022 № 307-ЭС22-5640 по делу № А26-507/2021, бывший директор должен доказать исполнение своей обязанности по передаче документов.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.

При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.

Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.

Исходя из смысла приведенных разъяснений, при разрешении данной категории споров суды должны исследовать и давать оценку по существу заявленным ответчиком возражениям об объективной невозможности предоставления им истребуемой документации.

При фактической безучастности ответчика в опровержении доводов истцу не может быть отказано в истребовании документов по причине отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих их существование (определение Верховного Суда Российской Федерации № 307-ЭС22-5640 от 09.08.2022).

Таким образом, при рассмотрении споров об истребовании документов лицо,
у которого истребуются эти документы, должно занимать активную позицию в ходе судебного разбирательства, представлять надлежащие доказательства исполнения обязанности и (или) осуществления мероприятий, направленных на такое исполнение.

Более того, контролирующие должника лица, действуя добросовестно и разумно, должны осознавать правовые последствия неисполнения обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве, в частности, возможности привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Согласно статье 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными требования конкурсного управляющего об истребовании у ФИО1 документов ООО «Санеко Сервис», принятых им 20.06.2022 от ФИО3 по акту приема-передачи.

Руководствуясь статьями 60, 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)», статьями 66, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Ходатайство конкурсного управляющего об истребовании у ФИО1 бухгалтерской и иной документации, материальных ценностей общества с ограниченной ответственностью «Санеко Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 410012, <...>) удовлетворить.

Истребовать у ФИО1 в пользу конкурсного управляющего следующие документы и материальные ценности ООО «Санеко Сервис»:

1. Договора ГПХ.

2. Основные средства

3. Материалы СОУТ

4. Журнал регистрации трудовых договоров

5. Журнал регистрации по ежегодным отпускам работников

6. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

7. Журнал регистрации приказов по личному составу (прием, увольнение, перевод)

8. Журнал регистрации исходящих и входящих писем

9. Журнал начисления ежемесячных премий

10. Журнал регистрации выходных и праздничных дней

11. Журнал регистрации приказов по основной деятельности

12. Заявления (лист ознакомления о переходе на электронные книжки)

13. Штатное расписание

14. Личные дела сотрудников (36 папок)

15. Реализация 2020 год

16. Списание товарно-материальных ценностей за период 2019-2020 г.

17. Корреспонденция

18. Поступление 2020 г.

19. Приказы по основной деятельности

20. Расчеты с поставщиками 2019 г.

21. Договора 2019 г.

22. Реализация май-ноябрь 2019 г.

23. Папка общая: расчеты с поставщиками, авансовые отчеты.

24. Касса 2019-2020 г.

25. Входящая, исходящая корреспонденция 2019-2020 г.

26. Инструкции.

27. Приказы об оплате работы в выходные и праздничные дни.

28. Заявления на стандартные налоговые вычеты.

29. Приказы о ежегодных оплачиваемых отпусках.

30. Путевые листы сентябрь-декабрь 2019 г.

31. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.

32. Путевые листы 2020 г.

33. Авансовые отчеты 2019-2020 г.

34. Должностные инструкции.

35. Локально-нормативные акты.

36. Путевые листы июнь-август 2019 г.

37. Графики работ в цехе капитального ремонта скважин 2019 г.

38. Графики работ в автотранспортном цехе 2019 г.

39. Претензии к должникам ЗАО «Кэпитал Ойл» с подписанием мировых соглашений, ОАО «Волжская нефтяная компания» с подписанием мировых соглашений, ООО ЦПП «Юпитер» с подписанием мировых соглашений. ООО «Моторком-Сервис», ООО НК «Атамановкое», ООО МЦ «Стандарт», ООО «Криоген-сервис».

40. Печать ООО «Санеко-Сервис».

41. База 1С на электронном носителе

Исполнительный лист выдать по истечению срока на обжалование определения.

Определение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с направлением жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Информация о движении настоящего дела, о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании может быть получена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда – http://www.saratov.arbitr.ru в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» – http://kad.arbitr.ru, а также по телефонам:
<***>, (8452) 98-39-37.

Согласно части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа и считается полученным этими лицами на следующий день после дня его размещения.

Судья Д.С. Емелин