ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А57-20402/13 от 20.03.2014 АС Саратовской области

                 АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

           город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1

             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов

                                                                                                                 Дело № А57-20402/2013

Резолютивная часть определения объявлена  20.03.2014г.

Определение изготовлено в полном объеме     24.03.2014г.   

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Е.В. Пузиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.С.Кораблевой,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г.Саратов

Заинтересованные лица:

Администрация Дергачевского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, п. Дергачи

Счетная палата Саратовской области, г. Саратов,

ФИО1, Саратовская область, п. Дергачи

ФИО2, Саратовская область, п. Дергачи

о признании действий Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области незаконными          

при участии в судебном заседании:

от Министерства сельского хозяйства Саратовской области – ФИО3, дов. от 14.01.2014 года

от Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области – не явился, извещен

от ФИО1 – не явился, извещен

от Счетной палаты Саратовской области – не явился, извещен

 от ФИО2 – не явился, извещен


У С Т А Н О В И Л:


       Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением  о признании действий Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области по включению в список участников мероприятий по обеспечению жильем граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», по Дергачевскому муниципальному району Саратовской области ФИО1 и ФИО2 незаконными.

Определением суда от 22.01.2014г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1, ФИО2

В судебное заседание явился представитель Министерства сельского хозяйства Саратовской области.

Представители Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области, ФИО1, Счетной палаты Саратовской области, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке ст.123 АПК РФ.

Представитель Министерства сельского хозяйства Саратовской области поддержал заявленные требования в полном объеме.

Счетная палата Саратовской области в представленных пояснениях по делу требования заявителя поддерживает, просит удовлетворить.

Администрация Дергачевского муниципального района Саратовской области в представленном отзыве требования заявителя оспорила, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года».

Основными целями названной Программы   являются:    повышение уровня и качества жизни  сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в  сельской местности и обеспечение его привлекательности;  повышение престижности проживания в сельской местности.

Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых   семей и молодых специалистов на селе.

К числу основных мероприятий Программы относится  обеспечение жильем.

В соответствии с положениями Типового положения о предоставлении социальных выплат …, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" право и порядок предоставления социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам регулируются пунктами 5 - 11 и 14 - 25 настоящего Типового положения.

В соответствии с п.5 раздела II Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности (Приложения № 1 к Постановлению № 858) гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.3, 5 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (ч.3 ст.52 ЖК РФ).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (ч.5 ст.52 ЖК РФ).

Следовательно, согласно указанным нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениям п.п.6 п.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.3 ст.14 ЖК РФ признание граждан, в том числе, молодых семей и молодых специалистов нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", отнесено к обязанностям органов местного самоуправления. 

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство).

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется уполномоченным органом.

Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением документов, указанных в п.12 Типового положения.

В соответствии с пунктом 14 Типового положения органы местного самоуправления формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы.

Таким органом на территории Саратовской области является Министерство сельского хозяйства Саратовской области.

В силу пункта 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по Дергачевскому муниципальному району Саратовской области включены: ФИО1 и ФИО2.

В соответствии с планом работы Счетной палаты Саратовской области на основании удостоверения на право проведения проверки № 01-11/41 от 28.08.2012г. проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в Министерстве сельского хозяйства Саратовской области.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. «а», «б» п.26 Типового Положения «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по Дергачевскому муниципальному району Саратовской области без документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, включены ФИО1, ФИО2.

По результатам проверки составлен акт  проверки от 02.08.2013г., выдано представление от 15.08.2013г., копии указанных документов направлены в Министерство сельского хозяйства Саратовской области для рассмотрения и принятия мер.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области, полагая, что действия Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области по включению в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по Дергачевскому муниципальному району Саратовской области ФИО1, ФИО2 незаконны, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки, проведенной Счетной палатой Саратовской области, установлены факты неправомерного включения в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по Дергачевскому муниципальному району Саратовской области ФИО1, ФИО2

Принимая такое решение, орган местного самоуправления реализовывал полномочия, предоставленные ему статьями 14, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями. То есть в качестве основного критерия, при определении подведомственности спора арбитражному суду, выступает характер спора и содержание правоотношения, из которого возник спор, наряду с правовым статусом сторон. Соответственно, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) указанных органов, которые нарушают их права и законные интересы юридического лица или индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом, обжалуемые действия Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области совершены в рамках жилищных правоотношений и вытекают из порядка определения граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, что свидетельствует о его социальной направленности.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями заявитель полагает, что орган местного самоуправления незаконно включил ФИО1, ФИО2 в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по Дергачевскому муниципальному району Саратовской области, то есть фактически заявитель просит суд дать оценку – правомерно ли орган местного самоуправления, осуществляя полномочия в области жилищных отношений (ст.ст.14, 51, 52 ЖК РФ), совершил действия по включению данных лиц в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по Дергачевскому муниципальному району Саратовской области.

Однако, жилищные правоотношения по включению граждан (физических лиц) в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» не отнесены к компетенции арбитражного суда, который рассматривает споры в области предпринимательской или иной экономической деятельности субъектов хозяйственных отношений.

Выплаты, предоставляемые в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», носят социальный характер.

С учетом заявленных Министерством сельского хозяйства Саратовской области требований и представленных в материалы дела документов, послуживших основанием для обращения в арбитражный суд, в настоящем деле усматривается оспаривание ненормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого в области жилищных правоотношений с участием граждан.

Довод заявителя о том, что спорные правоотношения возникли в области бюджетных отношений в связи с тем, что действия Администрации повлекли за собой неправомерное выделение и использование средств областного и федерального бюджета, не принимается судом в качестве обоснованного, поскольку оспариваемыми действиями органа местного самоуправления не разрешался вопрос о расходовании бюджетных средств и при их совершении не применялись нормы бюджетного законодательства.

Поэтому довод заявителя о том, что рассматриваемые правоотношения возникли в экономической сфере и урегулированы бюджетным законодательством, является ошибочным.

Полномочия органа местного самоуправления в области бюджетных правоотношений как получателя бюджетных средств сводятся к исполнению поручений главного распорядителя бюджетных средств, то есть непосредственно Министерства сельского хозяйства Саратовской области.

В данном случае включение в список граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия, формирование сводного списка органом местного самоуправления не является решением о предоставлении бюджетных ассигнований для социальных выплат. Основное решение, в том числе, утверждение сводных списков участников мероприятий, выдачу свидетельств, перечисление бюджетных ассигнований осуществляет непосредственно орган исполнительной власти, Министерство сельского хозяйства Саратовской области, и в данных вопросах – оно самостоятельно.

Таким образом, суд приходит к выводу о том,  что этап подготовки документов и включение граждан в списки лиц, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальной выплаты, Бюджетным кодексом РФ не регулируется, экономические отношения на данной стадии отсутствуют.   

Учитывая изложенное, суд в конкретном рассматриваемом случае приходит к выводу о том, что спор по настоящему делу не относится к категории экономических и неподведомствен арбитражному суду.

В данном случае оспаривание Министерством сельского хозяйства Саратовской области  названных действий органа местного самоуправления по сути является спором между органами власти разных уровней по осуществлению ими своих полномочий в области социальной программы в отношении граждан, в связи с чем, спор по настоящему делу не свидетельствует о его экономическом характере.

Исследовав и оценив в совокупности все обстоятельства дела: характер спора; основание возникновения спорного правоотношения и предмет спора, суд приходит к выводу о не подведомственности настоящего дела арбитражному суду, в связи с чем,  производство по нему на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, статьями  184-188 Арбитражного процессуального кодекса   Российской Федерации,  арбитражный суд

 ОПРЕДЕЛИЛ:

  Производство по делу № А57-20402/2013 прекратить.

  Определение суда может быть обжаловано в сроки и порядке, установленном статьями 188, 272, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда          

Саратовской области                                                    

                                                 Е.В. Пузина