ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А57-2222/14 от 03.04.2014 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                         

09 апреля 2014 года

Дело №А57-2222/2014

Резолютивная часть определения объявлена 03 апреля 2014 года

Полный текст определения изготовлен 09 апреля 2014 года

Арбитражный суд  Саратовской области в составе судьи Т.А. Лескиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания М.Н. Фроловой

при рассмотрении в судебном разбирательстве дела по заявлению 

Министерства сельского хозяйства Саратовской области (г.Саратов),

заинтересованные лица:

Администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области,

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,

Счётная палата Саратовской области,

ФИО1,

ФИО2

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании

представителя заявителя ФИО3 (доверенность №03-03-02-67 от 14.01.2014 года),

представитель Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области – не явился,

представитель Счётной палаты Саратовской области – не явился,

ФИО1 – лично (паспорт),

ФИО2 – лично (паспорт)

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по включению в список участников мероприятий по обеспечению жильём граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», по Базарно-Карабулакскому муниципальному району Саратовской области на 2009 года ФИО1, ФИО2.

Вышеуказанное заявление определением Арбитражного суда Саратовской области от 13.02.2014 года принято к производству.

Определением от 13.02.2014 года к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 и ФИО2.

 Представитель заявителя поддержал заявленное требование.

 ФИО1 и ФИО2 высказали возражения против удовлетворения заявленного требования.

Представители Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и Счётной палаты Саратовской области в судебное заседание не явились.

Администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и Счётная палата Саратовской области   о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст.123 АПК РФ.

 Администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области посредством факсимильной связи представлен отзыв, в котором  Администрация   указывает на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду в связи с отсутствием экономического характера спора.         

Материалами дела установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года».

Основными целями названной Программы   являются:    повышение уровня и качества жизни  сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в  сельской местности и обеспечение его привлекательности;  повышение престижности проживания в сельской местности.

Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых   семей и молодых специалистов на селе.

К числу основных мероприятий Программы относится  обеспечение жильем.

В соответствии с положениями Типового положения о предоставлении социальных выплат …, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013    года" право и порядок предоставления социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам регулируются пунктами 5 - 11 и 14 - 25 настоящего Типового положения.

В соответствии с п.5 раздела II Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности (Приложения № 1 к Постановлению № 858) гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.3, 5 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (ч.3 ст.52 ЖК РФ).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (ч.5 ст.52 ЖК РФ).

Следовательно, согласно указанным нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениям п.п.6 п.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.3 ст.14 ЖК РФ признание граждан, в том числе, молодых семей и молодых специалистов нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", отнесено к обязанностям органов местного самоуправления. 

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство).

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется уполномоченным органом.

Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением документов, указанных в п.12 Типового положения.

В соответствии с пунктом 14 Типового положения органы местного самоуправления формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы.

Таким органом на территории Саратовской области является Министерство сельского хозяйства Саратовской области.

В силу пункта 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению №3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в список участников мероприятий по обеспечению жильём граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» по Базарно-Карабулакскому  муниципальному району Саратовской области на 2009 год включены ФИО1, ФИО2.

В соответствии с планом работы Счетной палаты Саратовской области на основании удостоверения на право проведения проверки № 01-11/41 от 28.08.2012г. проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в Министерстве сельского хозяйства Саратовской области.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. «а», «б» п.26 Типового Положения «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» в список участников мероприятий по обеспечению жильём граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» по Базарно-Карабулакскому муниципальному району Саратовской области без документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, включены ФИО1, ФИО2.

По результатам проверки составлен акт  проверки от 02.08.2013г., выдано представление от 15.08.2013г., копии указанных документов направлены в Министерство сельского хозяйства Саратовской области для рассмотрения и принятия мер.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области, полагая, что действия Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по включению в список участников мероприятий по обеспечению жильём граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», по Базарно-Карабулакскому муниципальному району Саратовской области на 2009 года ФИО1, ФИО2, незаконны, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки, проведенной Счетной палатой Саратовской области, установлены факты неправомерного включения в   список участников мероприятий по обеспечению жильём граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», по Базарно-Карабулакскому муниципальному району Саратовской области на 2009 года ФИО1, ФИО2.

Принимая такое решение, орган местного самоуправления реализовывал полномочия, предоставленные ему статьями 14, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями. То есть в качестве основного критерия, при определении подведомственности спора арбитражному суду, выступает характер спора и содержание правоотношения, из которого возник спор, наряду с правовым статусом сторон. Соответственно, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) указанных органов, которые нарушают их права и законные интересы юридического лица или индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражным судом установлено, что обжалуемые действия Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области совершены в рамках жилищных правоотношений и вытекают из порядка определения граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, что свидетельствует о его социальной направленности.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями, заявитель полагает, что орган местного самоуправления незаконно включил ФИО1 и  ФИО2 в сводный список участников мероприятий по обеспечению жильём граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» по Базарно-Карабулакскому муниципальному району Саратовской области, то есть фактически заявитель просит суд дать оценку – правомерно ли орган местного самоуправления, осуществляя полномочия в области жилищных отношений (ст.ст.14, 51, 52 ЖК РФ), совершил действия по включению данных лиц в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» по Базарно-Карабулакскому муниципальному району Саратовской области.

Однако, жилищные правоотношения по включению граждан (физических лиц) в список участников мероприятий по обеспечению жильём граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» не отнесены к компетенции арбитражного суда, который рассматривает споры в области предпринимательской или иной экономической деятельности субъектов хозяйственных отношений.

Выплаты, предоставляемые в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», носят социальный характер.

С учетом заявленных Министерством сельского хозяйства Саратовской области требований и представленных в материалы дела документов, послуживших основанием для обращения в арбитражный суд, в настоящем деле усматривается оспаривание ненормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого в области жилищных правоотношений с участием граждан.

Довод заявителя о том, что спорные правоотношения возникли в области бюджетных отношений в связи с тем, что действия Администрации повлекли за собой неправомерное выделение и использование средств областного и федерального бюджета, не принимается судом в качестве обоснованного, поскольку оспариваемыми действиями органа местного самоуправления не разрешался вопрос о расходовании бюджетных средств и при их совершении не применялись нормы бюджетного законодательства.

Поэтому довод заявителя о том, что рассматриваемые правоотношения возникли в экономической сфере и урегулированы бюджетным законодательством, является ошибочным.

Полномочия органа местного самоуправления в области бюджетных правоотношений как получателя бюджетных средств сводятся к исполнению поручений главного распорядителя бюджетных средств, то есть непосредственно Министерства сельского хозяйства Саратовской области.

В данном случае включение в список граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия, формирование списка органом местного самоуправления не является решением о предоставлении бюджетных ассигнований для социальных выплат. Основное решение, в том числе, утверждение списков участников мероприятий, выдачу свидетельств, перечисление бюджетных ассигнований осуществляет непосредственно орган исполнительной власти, Министерство сельского хозяйства Саратовской области, и в данных вопросах – оно самостоятельно.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том,  что этап подготовки документов и включение граждан в списки лиц, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальной выплаты, Бюджетным кодексом РФ не регулируется, экономические отношения на данной стадии отсутствуют.   

На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что спор по настоящему делу не относится к категории экономических и неподведомствен арбитражному суду.

В данном случае оспаривание Министерством сельского хозяйства Саратовской области  названных действий органа местного самоуправления по сути является спором между органами власти разных уровней по осуществлению ими своих полномочий в области социальной программы в отношении граждан, в связи с чем, спор по настоящему делу не свидетельствует о его экономическом характере.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п.1 ст.150  Арбитражного процессуального кодекса  РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, статьями  184-188 Арбитражного процессуального кодекса   Российской Федерации,  арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу №А57-2222/2014 по заявлению  Министерства сельского хозяйства Саратовской области о признании незаконными действий Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по включению в список участников мероприятий по обеспечению жильём граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» по Базарно-Карабулакскому муниципальному району Саратовской области на 2009 год  ФИО1, ФИО2 - прекратить.

Определение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 257-272, 273-290 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья  Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                       Т.А. Лескина