АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов
16 ноября 2020 года
Дело № А57-5717/2019
Резолютивная часть определения оглашена 09 ноября 2020 года
Полный текст определения изготовлен 16 ноября 2020 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Н.Г.Седовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.С. Веховым, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление кредитора – Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов о признании обоснованных требований к должнику – обществу с ограниченной ответственностью «Новопрокровское» задолженности в размере 404 041 руб. 39 коп.,
в рамках дела №А57-5717/2019, возбужденного по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа Компаний «Русагро» (ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 392000, <...> этаж, пом. 303) о признании общества с ограниченной ответственностью «Новопокровское» (ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 412170, <...>) несостоятельным (банкротом),
с участием заинтересованных лиц: ООО «Торговый дом «Солнечные продукты», АО «Аткарский МЭЗ», АО «МЖК «Армавирский», АО «Новосибирский жировой комбинат», АО «Жировой комбинат», АО «ТД Янтарный», ООО «Волжский терминал», АО «Элеваторхолдинг», ООО «Янтарное», АО «Агрофирма «Волга», АО «ТД «Русский гектар», ООО «Камси», ООО «Ж.К.», ООО «М.Э.З.», ООО «Э.Х.», ООО «Апин», АО «Эстэл», АО «Арно», ЗАО «Ротондо», АО «АгроТранс», ЗАО «Русский гектар», ЗАО «МАДИН», ООО «Московский жировой комбинат», АО «Зоринское», ООО «Солнечные продукты», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, АО «Россельхозбанк»,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
13.03.2019 в Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Группа Компаний «Русагро» (далее – ООО ««Группа Компаний «Русагро», кредитор) о признании общества с ограниченной ответственностью «Новопокровское» (далее – ООО «Новопокровское», должник) несостоятельным (банкротом) по упрощённой процедуре ликвидируемого должника; открытии в отношении должника процедуры банкротства - конкурсного производства; включении требования в размере 608 052 000 руб., в том числе 600 000 000 руб. основного долга, 8 052 000 руб. процентов за пользование кредитом за период с 01.10.2018 по 30.11.2018 в третью очередь реестра требований кредиторов должника; утверждении конкурсным управляющим должника ФИО6, члена Саморегулируемой организации «Ассоциации арбитражных управляющих «Паритет».
Определением от 20.03.2019 заявление ООО «Группа Компаний «Русагро» было оставлено без движения. Заявитель устранил обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления кредитора без движения.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.04.2019 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по проверке его обоснованности.
Решением от 04.10.2019 (резолютивная часть оглашена 27.09.2019) общество с ограниченной ответственностью «Новопокровское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 412170, <...>) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на пять месяцев, до 27 февраля 2020 года.
Определением от 04.10.2019 (резолютивная часть оглашена 27.09.2019) конкурсным управляющим конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Новопокровское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 412170, <...>) утвержден ФИО6 (регистрационный номер в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве: 16147, ИНН <***>, адрес для направления корреспонденции: 410012, <...>), член Саморегулируемой организации «Ассоциации арбитражных управляющих «Паритет» (141206, <...>).
28.08.2020 в Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление кредитора – Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов о признании обоснованных требований к должнику – обществу с ограниченной ответственностью «Новопрокровское» задолженности в размере 404 041 руб. 39 коп.
Определением суда от 03.09.2020 судебное заседание назначено на 01.10.2020.
Требование рассматривается в порядке статей 153-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявлений по статьям 24, 47, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание, назначенное на 02.11.2020, не обеспечили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
На основании изложенного, суд считает, что все меры к извещению лиц, участвующих в деле, приняты.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Арбитражный суд, руководствуясь положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, объявил перерыв судебного заседания с 02.11.2020 до 09.11.2020 до 14 час. 30 мин. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках», размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От конкурсного управляющего поступил отзыв на требование кредитора, согласно которому управляющий возражает против включения в реестр требований заявленной суммы задолженности, поскольку кредитором пропущен срок, установленный для обращения с требованием в суд.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает право кредиторов предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов.
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев, с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд конкурсным управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней, с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.
Проверив в порядке статьи 100 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил, что требование кредитором заявлено по истечении двухмесячного срока, установленного положениями Закона о банкротстве.
В обоснование требований, кредитор ссылается на следующие обстоятельства.
В производстве арбитражного суда Саратовской области по исковому заявлению минсельхоза области к ООО «Новопокровское» о взыскании денежных средств в виде штрафных санкций за невыполненное плановое значение показателя результативности при осуществлении агротехнологических работ, повышению плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой сельскохозяйственными культурами (зерновыми, зернобобовыми, кормовыми), находились следующие дела по аналогичным требованиям: № А57-1877/2020 на сумму исковых требований в размере 66 430,64 рублей; № А57-1896/2020 на сумму исковых требований в размере 247 758,28 рублей; № А57-1895/2020 на сумму исковых требований в размере 62 984,76 рублей; № А57-1893/2020 на сумму исковых требований в размере 26 867,71 рублей.
Вышеперечисленные дела в исковом производстве были оставлены без рассмотрения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее по тексту - АПК РФ) на основании ненадлежащего порядка предъявления исковых требований в несоответствующий процессуальной форме.
В ходе судопроизводств по данным делам установлено, что предъявленные денежные требования минсельхоза области к ООО «Новопокровское» возникли 1 марта 2019 года до возбуждения 1 апреля 2019 года дела о банкротстве в отношении ООО «Новопокровское». Предъявленные денежные требования относятся к реестровым требованиям, которые рассматриваются в рамках дела о банкротстве.
Соглашение № 430 «О предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» между министерством сельского хозяйства области и ООО «Новопокровское» заключено 31 января 2018 года, на основании которого были предоставлены субсидии в размере 1 253 408,25 рублей.
Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением.
Пунктом 4.3. соглашения от 31 января 2018 № 430 установлены обязанности получателя по обеспечению достижения значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии, по предоставлению в Министерство отчета о достижении значений показателей результативности и по возврату в областной бюджет средств в размере, определенном по форме в соответствии с приложением № 4 к соглашению, в случае принятия Министерством решения о применении к Получателю штрафных санкций.
В приложении № 2 к соглашению от 31 января 2018 № 430 установлен показатель результативности «Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами» с плановым значением 5,000 тыс. га.
Согласно представленному отчету о достижении значений целевых показателей результативности по состоянию на 1 января 2019 года достигнутое значение показателя составило 4,735 тыс. га или 94,7% от планового значения.
На основании подпункта 4.1.8. пункта 4.1. соглашения от 31 января 2018 № 430 минсельхоз области обязуется применять штрафные санкции, рассчитываемые по форме в приложении № 4 настоящего соглашения, к получателю субсидии в случае недостижения им необходимых показателей результативности в соответствии с правилами предоставления субсидии с обязательным его уведомлением в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения.
Следуя подпункту 4.3.6. пункта 4.3. соглашения от 31 января 2018 № 430 получатель субсидии обязан возвратить в областной бюджет денежные средства в размере, определенном по форме в соответствии с приложением № 4 к настоящему соглашению, в случае принятия решения минсельхоза области о применении к получателю субсидии штрафных санкций в срок, установленный минсельхозом области о применении штрафных санкцийМинсёльхозом области произведен расчет размера штрафных санкций за невыполнение планового значения показателя результативности, который составил 66 430,64 рублей.
1 марта 2019 года минсёльхозом области было принято решение о применении штрафных санкций к получателям субсидии за недостижение обусловленного показателя результативности, выраженное в форме приказа № 664ip от 1 марта 2019 года.
18 марта 2019 года минсёльхозом области было издано требование о возврате средств субсидии в размере 66 430,64 рублей, квалифицируемых в качестве штрафных санкций, согласно которому возврат указанных денежных средств должен быть осуществлен в течение 90 дней со дня получения настоящего требования.
Минсельхоз области обратилось с требованием к ООО «Новопокровское» о возврате средств субсидии, выраженных в виде штрафных санкций, в размере 66 430,64 рублей за недостижение планового показателя результативности сельскохозяйственной деятельности в доход бюджета Саратовской области, отраженным в требовании Минсельхоза области № 04-01-19-1633 от 18 марта 2019 года.
В письме от 18 марта 2019 года № 04-01-19-1633, содержащем требование о возврате средств субсидии, указано, что получатель субсидии должен обеспечить возврат денежных средств, полученных в виде субсидии, в течение 90 календарных дней со дня получения настоящего требования.
В связи с изданием приказа № 66-пр о применении штрафных санкций денежные требования минсельхоза области по отношению к ООО «Новопокровское» возникли 24 мая 2019 года. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Соглашение № 701 «О предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» между министерством сельского хозяйства области и ООО «Новопокровское» заключено 31 января 2018 года, на основании которого были предоставлены субсидии в размере 704 659,50 рублей.
Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением.
Пунктом 4.3. соглашения от 31 января 2018 № 701 установлены обязанности получателя по обеспечению достижения значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных правиламипредоставления субсидии, по предоставлению в минсельхоз области отчета о достижении значений показателей результативности и по возврату в областной бюджет средств в размере, определенном по форме в соответствии с Приложением № 4 к Соглашению, в случае принятия Министерством решения 6 применении к Получателю штрафных санкций.
В приложении № 2 к соглашению от 31 января 2018 № 701 установлен показатель результативности «Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами» с плановым значением 5,000 тыс: га.
Согласно представленному отчету о достижении значений целевых показателей результативности по состоянию на 1 января 2019 года достигнутое значение показателя составило 3,242 тыс. га или 64,8% от планового значения.
На основании подпункта 4.1.8. пункта 4.1. соглашения от 31 января 2018 № 701 минсельхоз области обязуется применять штрафные санкции, рассчитываемые по форме в приложении № 4 настоящего соглашения, к получателю субсидии в случае недостижения им необходимых показателей результативности в соответствии с правилами предоставления субсидии с обязательным его уведомлением в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения.
Следуя подпункту 4.3.6. пункта 4.3. соглашения от 31 января 2018 № 701 получатель субсидии обязан возвратить в областной бюджет денежные средства в размере, определенном по форме в соответствии с приложением № 4 к настоящему соглашению, в случае принятия решения минсельхоза области о. применении к получателю субсидии штрафных санкций в срок, установленный минсельхозом области о применении штрафных санкций.
Минсельхозом области произведен расчет размера штрафных санкций за невыполнение планового значения показателя результативности, который составил 247 758,28.
1 марта 2019 года минсельхозом области было принято решение о применении штрафных санкций к получателям субсидии за недостижение обусловленного показателя результативности, выраженное в форме приказа № 66-пр от 1 марта 2019 года.
18 марта 2019 года минсельхозом области было издано требование о возврате средств субсидии в размере 247 758,28 рублей, квалифицируемых в качестве штрафных санкций, согласно которому возврат указанных денежных средств должен быть осуществлен в течение 90 дней со дня получения настоящего требования.
Минсельхоз области обратилось с требованием к ООО «Новопокровское» о возврате средств субсидии, выраженных в виде штрафных санкций, в размере 247 758,28 рублей за недостижение планового показателя результативности сельскохозяйственной деятельности в доход бюджета Саратовской области, отраженным в требовании минсельхоза области № 04-01-19-1633 от 18 марта 2019 года.
В письме от 18 марта 2019 года № 04-01-19-1599, содержащем требование о возврате средств субсидии, указано, что получатель субсидии должен обеспечить возврат денежных средств, полученных в виде субсидии, в течение 90 календарных дней со дня получения настоящего требования.
В адрес получателя субсидии 19 апреля 2019 года было направлено требование от 18 марта 2019 года (согласно списка № 1, 2 внутренних почтовых отправлений от 20 марта 2020 года) о необходимости произвестивозврат денежных средств в добровольном порядке, которое получено 24 мая 2019 года (согласно общедоступным данным на официальном сайте ФГУП «Почта России» (https://www.pochta.ni/tracking#41001233465496), предоставленным в электронной системе поиска отслеживания почтовых отправлений по почтовым идентификаторам № 41001233465045, 41001233465496 соответственно списков № 1, 2 внутренних почтовых отправлений от 20 марта 2019 года).
В связи с изданием приказа № 66-пр о применении штрафных санкций денежные требования минсельхоза области по отношению к ООО «Новопокровское» возникли 24 мая 2019 года. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Соглашение № 1133. «О предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» между министерством сельского хозяйства области и ООО «Новопокровское» заключено 31 января 2018 года, на основании которого были предоставлены субсидии в размере 837 470,54 рублей.
Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением.
Пунктом 4.3. соглашения от 31 января 2018 № 1133 установлены обязанности получателя по обеспечению достижения значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных правилами предоставления субсидии, по предоставлению в минсельхоз области отчета о достижении значений показателей результативности и по возврату в областной бюджет средств в размере, определенном по форме в соответствии с приложением № 4 к соглашению, в случае принятия минсельхозом области решения о применении к получателю штрафных санкций.
В приложении № 2 к соглашению от 31 января 2018 № 1133 установлен показатель результативности «Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами» с плановым значением 4,800 тыс. га.
Согласно представленному отчету о достижении значений целевых показателей результативности по состоянию на 1 января 2019 г. достигнутое значение показателя составило 4,439 тыс. га или 92,5% от планового значения.
На основании подпункта 4.1.8. пункта 4.1. соглашения от 31 января 2018 № 1133 минсельхоз области обязуется применять штрафные санкции, рассчитываемые по форме в приложении № 4 настоящего соглашения, к получателю субсидии в случае недостижения им необходимых показателей результативности в соответствии с правилами предоставления субсидии собязательным его уведомлением в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения.
Следуя подпункту 4.3.6. пункта 4.3. соглашения от 31 января 2018 № 1133 получатель субсидии обязан возвратить в областной бюджет денежные средства в размере, определенном по форме в соответствии с приложением № 4 к настоящему соглашению, в случае принятия решения минсельхоза области о применении к получателю субсидии штрафных санкций в срок, установленный минсельхозом области о применении штрафных санкций.
Минсельхозом области произведен расчет размера штрафных санкций за невыполнение планового значения показателя результативности, который составил 62 984,76.
1 марта 2019 года минсельхозом области было принято решение о применении штрафных санкций к получателям субсидии за недостижение обусловленного показателя результативности, выраженное в форме приказа № 66-пр от 1 марта 2019 года.
18 марта 2019 года минсельхозом области было издано требование о возврате средств субсидии в размере 62 984,76 рублей, квалифицируемых в качестве штрафных санкций, согласно которому возврат указанных денежных средств должен быть осуществлен в течение 90 дней со дня получения настоящего требования.
Минсельхоз области обратилось с требованием к ООО «Новопокровское» о возврате средств субсидии, выраженных в виде штрафных санкций, в размере 62 984,76 рублей за недостижение планового показателя результативности сельскохозяйственной деятельности в доход бюджета Саратовской области, отраженным в требовании Минсельхоза области № 04-01-19-1581 от 18 марта 2019 года.
Исходя из этого, денежное обязательство получателя субсидии по возврату средств субсидии возникает с момента предъявления соответствующего требования об этом государственного органа. Аналогичной правовой позиции по моменту возникновения денежного обязательства у главного распорядителя денежных средств по возврату средств субсидии при применении штрафных санкций в случае нарушения условий соглашения получателем субсидии придерживается судебная практика (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.10.2018 № Ф06-38464/2018 по делу № А55-34594/2017). При этом данное требование считается предъявленным с момента его получения адресатом. В письме от 18 марта 2019 года № 04-01-19-1581, содержащем требование о возврате средств субсидии, указано, что получатель субсидии должен обеспечить возврат денежных средств, полученных в виде субсидии, в течение 90 календарных дней со дня получения настоящего требования.
В адрес получателя субсидии 19 апреля 2019 года было направлено требование от 18 марта 2019 года (согласно списку № 1, 2 внутренних почтовых отправлений от 20 марта 2020 года) о необходимости произвести возврат денежных средств в добровольном порядке, которое получено 24 мая 2019 года (согласно общедоступным данным на официальном сайте ФГУП «Почта России» предоставленным в электронной системе поиска отслеживания почтовых отправлений По почтовым идентификаторам № 41001233465045, 41001233465496 списков № 1, 2 внутренних почтовых отправлений от 20 марта 2019 года).
В связи с изданием приказа № 66-пр о применении штрафных санкций денежные требования минсельхоза области по отношению к ООО «Новопокровское» возникли 24 мая 2019 года. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Соглашение № 9 «О предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области «Развитиесельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» между министерством сельского хозяйства области и ООО «Новопокровское» заключено 1 февраля 2018 года, на основании которого были предоставлены субсидии в размере 85 024,39 рублей.
Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением.
Пунктом 4.3. соглашения от 01.02.2018 № 9 установлены обязанности Получателя по обеспечению достижения значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии, по предоставлению в Министерство отчета о достижении значений показателей результативности и по возврату в областной бюджет средств в размере, определенном по форме в соответствии с Приложением № 4 к Соглашению, в случае принятия Министерством решения о применении к Получателю штрафных санкций.
В приложении № 2 к соглашению от 01.02.2018 № 9 установлен показатель результативности «Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами» с плановым значением 1,000 тыс. га.
Согласно представленному отчету о достижении значений целевых показателей результативности по состоянию на 1 января 2019 г. достигнутое значение показателя составило 0,684 тыс. га или 68,4% от планового значения.
На основании подпункта 4.1.8. пункта 4.1. соглашения от 01.02.2018 № 9 минсельхоз области обязуется применять штрафные санкции, рассчитываемые по форме в приложении № 4 настоящего соглашения, к получателю субсидии в случае недостижения им необходимых показателей результативности в соответствии с Правилами предоставления субсидии с обязательным его уведомлением в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения.
Следуя подпункту 4.3.6. пункта 4.3. соглашения от 01.02.2018 № 9 получатель субсидии обязан возвратить в областной бюджет денежные средства в размере, определенном по форме в соответствии с приложением № 4 к настоящему соглашению, в случае принятия решения Министерством сельского хозяйства Саратовской области о применении к получателю субсидии штрафных санкций в срок, установленный минсельхозом области о применении штрафных санкций.
Минсельхозом области произведен расчет размера штрафных санкций за невыполнение планового значения показателя результативности, который составил 26 867,71 рублей.
1 марта 2019 года Министерством сельского хозяйства Саратовской области было принято решение о применении штрафных санкций к получателям субсидии за недостижение обусловленного показателя результативности, выраженное в форме приказа № 66-пр от 1 марта 2019 года. 18 марта 2019 года минсельхозом области было издано требование о возврате средств субсидии в размере 26 867,71 рублей, квалифицируемых в качестве штрафных санкций, согласно которому возврат указанных денежных средств должен быть осуществлен в течение 90 дней со дня получения настоящего требования.
Минсельхоз области обратилось с требованием к ООО «Новопокровское» о возврате средств субсидии, выраженных в виде штрафных санкций, в размере 26 867,71 рублей за недостижение планового показателя результативности сельскохозяйственной деятельности в доход бюджета Саратовской области, отраженным в требовании Минсельхоза области № 04-01-19-1586 от 18 марта 2019 года.
Исходя из этого, денежное обязательство получателя субсидии по возврату средств субсидии возникает с момента предъявления соответствующего требования об этом государственного органа. Аналогичной правовой позиции по моменту возникновения денежного обязательства у главного распорядителя денежных средств по возврату средств субсидии при применении штрафных санкций в случае нарушения условий соглашения получателем субсидии придерживается судебная практика (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.10.2018 № Ф06-38464/2018 по делу № А55-34594/2017). При этом данное требование считается предъявленным с момента его получения адресатом.
В письме от 18 марта 2019 года № 04-01-19-1639, содержащем требование о возврате средств субсидии, указано, что получатель субсидии должен обеспечить возврат денежных средств, полученных в виде субсидии, в течение 90 календарных дней со дня получения настоящего требования.
В адрес получателя субсидии 19 апреля 2019 года было направлено требование от 18 марта 2019 года (согласно списку № 1, 2 внутренних почтовых отправлений от 20 марта 2020 года) о необходимости произвести возврат денежных средств в добровольном порядке, которое получено 24 мая 2019 года (согласно общедоступным данным на официальном сайте ФГУП «Почта России» (https://www.pochta.ru/tracking#41001233465045), предоставленным в электронной системе поиска отслеживания почтовых отправлений по почтовым идентификаторам № 41001233465021, 41001233465359 списков № 1, 2 внутренних почтовых отправлений от 20 марта2019 года).
В связи с изданием приказа № 66-пр о применении штрафных санкций денежные требования минсельхоза области по отношению к ООО «Новопокровское» возникли 24 мая 2019 года.
До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Правовой основой для реализации мероприятий по субсидированию социально-значимых сфер в агропромышленном комплексе на территории Саратовской области служат нормативные правовые акты:
- постановление Правительства Саратовской области от 31.01.2015 № 25-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства»;
- приказ Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 31.01.2018 № пр-18 «О реализации постановления Правительства Саратовской области от 30.12.2015 № 25~П «Об утверждении положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства»;
- приказ Минфина Саратовской области от 30.12.2016 № 579 «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».
Перечисленные нормативные правовые акты устанавливают категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных(муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - субсидия), цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и формы документов, сопровождавших правоотношения по субсидированию в данной области.
В соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 № 354-П «Вопросы министерства сельского хозяйства Саратовской области» министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер, в том числе в области растениеводства.
Минсельхоз области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения части затрат в рамках реализации подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства на 2014 - 2020 годы» государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы» на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.01.2015 № 25-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее — Положение 25-П), которое определяет категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Приказом министерства сельского хозяйства Саратовской области от 05.02.2015 № 5-пр «О реализации постановления Правительства Саратовской области от 30 января 2015 г. № 25-П «Об утверждении Положенияпредоставлении субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» были утверждены формы документов.
В соответствии с пунктом 14 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30.01.2015 № 25-П (в ред. от 22.02.2018) показатели результативности, порядок, сроки и формы предоставления получателем субсидии отчетности о достижении показателей устанавливаются министерством в соглашении о предоставлении субсидии.
Пунктом 20 Положения от 30 января 2015 г. № 25-П установлено, что в случае, если получателем субсидии не достигнуты значения показателей результативности и (или) иных показателей, установленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, применяются штрафные санкции. Размер штрафных санкций рассчитывается по форме, установленной приложением № 4 к типовой форме соглашения (договора) о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу -производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг, утвержденной приказом министерства финансов Саратовской области от 30 декабря 2016 года № 579.
Таким образом, размер штрафных санкций, применяемых к недобросовестному товаропроизводителю, вычисляется расчетным методом с использованием взаимосвязанных математических формул.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ резюмируется правило, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ должник, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, обязан возместить причиненные убытки кредитору, которые определяются в соответствии с правилом статьи 15 настоящего закона. Во вместе обусловленных нормах права определено, что при возмещении убытков в полном размере кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. При этом размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности на основе принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
Для минимизации риска кредитора в обязательственном правоотношении в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 329) предусмотрено применение способов обеспечения исполнения обязательств, по характеру являющихся дополнительными способами защиты прав превентивного действия, входящими в компенсаторский механизм правового регулирования.
Одним из таких способов является взыскание неустойки с должника при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Собственно, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации под неустойкой понимается штраф или пеня в денежном выражении, определенные законом или договором, которые должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполненияобязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Взыскиваемая неустойка с должника должна быть соразмерна последствиям нарушения обязательства.
Принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности, предполагающий восстановление нарушенного права, но не обогащение в результате защиты нарушенного права (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) является элементом публичного порядка Российской Федерации. С учетом компенсационного характера гражданско-правовой ответственности под соразмерностью компенсации последствиям нарушения предполагается выплата лицу, чье право нарушено, такой компенсации, которая будет адекватна нарушенному интересу и соизмерима с ним.
В заключенных соглашениях о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области за 2014 - 2020 годы» между нами и ООО «Новопокровское» пунктом 4.3. установлены обязанности получателя по обеспечению достижения значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных правилами предоставления субсидии, по предоставлению в министерство отчета о достижении значений показателей результативности и по возврату в областной бюджет средств в размере, определенном по форме в соответствии с приложением № 4 к соглашению, в случае принятия Министерством решения о применении к Получателю штрафных санкций. Пунктом 4.1 настоящего соглашения в обязанности министерства вменено применение штрафных санкций в случае, если Получателем не достигнуты значения показателей результативности и (или) иных показателей, установленных правилами предоставления субсидии.
Предоставленные отчеты о достижении значений показателей результативности по состоянию на 1 января 2019 года доказывают, что получатель субсидии исполнил свои обязательства по агротехнологическим работам ненадлежащим образом, так как показатели результативности не достигнуты в необходимом значении.
Применение штрафных санкций к получателю субсидии при недостижении им необходимых показателей результативности и иных показателей обосновывается на пунктах 18, 20 постановления Правительства Саратовской области от 30.01.2015 № 25-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства».
Пунктом 18 данного постановления предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных припредоставлений субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля, в случае недостижении обусловленных показателей результативности получатель субсидии при невозврате в областной бюджет предоставленной ему субсидии в добровольном порядке в течение 90 дней по требованию министерства последнее обращается в суд с заявлением о взыскании средств субсидии в соответствии с действующем законодательством. Пункт 20 этого постановления дополняет и одновременно конкретизирует предыдущий пункт, оговаривая условие, согласно которому, если получателем субсидии не достигнуты значения показателей результативности и (или) иных показателей, установленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, применяются штрафные санкции. Размер штрафных санкций рассчитывается по форме, установленной приложением № 4 к типовой форме соглашения, утвержденной приказом министерства финансов Саратовской области от 30 декабря 2016 года № 579.
Учитывая приведенные законоположения, размер штрафных санкций должен быть пропорционален коэффициенту недостигнутых показателей результативности от сельскохозяйственной деятельности, который вычисляется в процентном соотношении исходя из размера предоставленной субсидии. При установлении размера штрафных санкций в данном случае необходимо учитывать специфику правовой природы денежного эквивалента в данных обязательственных отношениях, выраженного в форме субсидии.
К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий при невыполнении оговоренных условий, применяется бюджетное законодательство.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Далее этой статьи в соответствии пункту 3 части 3 настоящего кодекса, пунктам 18, 20 постановления Правительства Саратовской области от 30.01.2015 № 25-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства» возврат субсидий осуществляется в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, недостижения показателей результативности.
Таким образом, субсидия означает денежную выплату, предоставляемую определенному получателю на безвозмездной и безвозвратной на установленных условиях нормативным правовым актом.
В действующем законодательстве, в частном и публичном праве, не установлено единого понимания определения штрафа. При договорно-правовом способе правового регулирования частных или публичных общественных отношений стороны обращаются к способу обеспечения исполнения обязательств путем взыскания неустойки (штрафа).
Из системного анализа законодательства Российской Федерации относительно договорных правоотношений штраф выражается в твердой денежной сумме, имея санкционный характер компенсации за нарушение права, являющейся мерой юридической ответственности, предполагающей претерпевание негативных последствий лицами, к которым такие меры применяются. Штраф как мера юридической ответственности может быть установлен как законом, так и договором.
Поскольку субсидия как денежная сумма имеет безвозмездную и безвозвратную основу, то придание обратной силы данной основе путем ее возврата в полном или частичном объеме в областной бюджет в зависимости от достигнутых показателей результативности при осуществлении сельскохозяйственной деятельности, по сути, будет иметь штрафной характер в таком понимании.
Аккумулируя изложенное, с учетом специфики правовой природы субсидии, при наложении смыслового содержания пункта 20 к смысловому содержанию пункта 18 постановления Правительства Саратовской области от 30.01.2015 № 25-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства» в месте с соглашением № 234 получается, что штрафную санкцию применительно к взыскиваемой сумме субсидии при нарушении установленных условий соглашения можно трактовать в широком смысле этого слова. Иными словами, предмет иска, выражающийся во взыскании части денежных средств, предоставленных в виде субсидии, в определенном размере, одновременно означает штрафную санкцию, применяемую к получателю субсидии за ненадлежащее исполнение своих обязательств в качестве компенсаторской меры с целью восстановления нарушенных публичных интересов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 6) денежные обязательства перед публично-правовым образованием определяет в качестве обязанности должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения илиненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований).
Таким образом, денежные обязательства, возникающие из правоотношений по субсидированию, имеют бинарную специфику правопорождения.
Изначально с момента заключения соглашения по субсидированию денежные обязательства возникают между минсельхозом области и получателем субсидии как первичные обязательства, в обязанности первого которого входит передача денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе на целевое использование при условии достижения показателей результативности.
В случае нарушения условий соглашения субсидирования получателем данных денежных средств, с момента получения им требования о возврате денежных средств между минсельхозом области и получателем денежных средств возникают производные денежные обязательства, при которых первый обязан осуществить возврат денежных средств в виде субсидии по отношению к последнему в случае неудовлетворения требования в пределах обусловленного срока. Однако штрафные санкции применяются к получателю субсидии со стороны Министерства сельского хозяйства Саратовской области с момента принятия решения в виде приказа, поскольку такие действия обусловлены последним.
Штрафные санкции в данном аспекте представляют собой санкцию к получателю субсидии по возврату части или в полном размере субсидии, выраженную в твердой денежной форме в процентном соотношении исходя из размера представленной субсидии в зависимости от невыполненного показателя результативности, в качестве меры юридической ответственности за ненадлежащее выполнение условий публичного соглашения.
При этом необходимо обратить внимание, что формально штрафные санкции к получателю субсидии как мера юридической ответственности возникают с момента принятия решения минсельхозом области о таком применении, но фактический механизм реализации штрафных санкций, проявляющейся через право требования по возврату средств субсидии, возникает с момента предъявления минсельхозом области требования получателю субсидии.
Таким образом, денежные обязательства между получателем субсидии и минсельхозом области, опосредуемые через штрафные санкции посредством взыскания средств субсидии за невыполненное плановое значение показателя результативности, возникают с момента их формального применения независимо от того, будут фактически предъявлены требования по взысканию средств субсидии в добровольном порядке.
В силу правовых положений по порядку предоставления субсидий минсельхоз области осуществляет обязательную проверку соблюдения условий целей и порядка предоставления субсидий и в случае установления нарушений, получатель обязан в течение девяноста дней со дня полученияписьменного требования минсельхоза о возврате субсидии или ее части возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или ее часть, полученную неправомерно. В случае если субсидия или ее часть не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
Оценив представленные в материалы обособленного спора доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу об обоснованности и документальном подтверждении заявленных кредитором требований на сумму 404 041 (четыреста четыре тысячи сорок один) руб. 39 коп., из которых: в сумме 66 430,64 рублей по соглашению от 31 января 2018 № 430 за предоставленные денежные средства в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства; в сумме 247 758,28 рублей по соглашению от 31 января 2018 № 170 за предоставленные денежные средства в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства; в сумме 62 984,76 рублей по соглашению от 31 января 2018 № 1133 за предоставленные денежные средства в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства; в сумме 26 867,71 рублей по соглашению от 1 февраля 2018 № 9 за предоставленные денежные средства в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
В соответствии со статьей 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 указанного федерального закона. Статьей 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что требования кредиторов направляются в арбитражный суд и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов и включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда.
Согласно пункту 1 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» реестр требований кредиторов в конкурсном производстве подлежит закрытию по истечении двух месяцев, с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно пункту 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредитором по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей.
В рассматриваемом случае, требование кредитора поступило в арбитражный суд 28.08.2020. Таким образом, требование кредитора предъявлено с пропуском установленного срока, после закрытия реестра требований кредиторов.
Таким образом, поскольку, требования заявлены кредитором с пропуском установленного пунктом 1 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» срока на предъявление требований, в связи с чем подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В удовлетворении ходатайства Министерства сельского хозяйства Саратовской области о восстановлении пропущенного срока для включения требований в реестр требований кредиторов должника следует отказать.
Руководствуясь статьями 100, 142, 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении ходатайства Министерства сельского хозяйства Саратовской области о восстановлении пропущенного срока для включения требований в реестр требований кредиторов должника – отказать.
Признать обоснованными требования кредитора Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов к должнику – обществу с ограниченной ответственностью «Новопокровское» (ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 412170, <...>) в размере штрафных санкций в сумме 404 041 (четыреста четыре тысячи сорок один) руб. 39 коп., из которых: в сумме 66 430,64 рублей по соглашению от 31 января 2018 № 430 за предоставленные денежные средства в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства; в сумме 247 758,28 рублей по соглашению от 31 января 2018 № 170 за предоставленные денежные средства в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства; в сумме 62 984,76 рублей по соглашению от 31 января 2018 № 1133 за предоставленные денежные средства в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства; в сумме 26 867,71 рублей по соглашению от 1 февраля 2018 № 9 за предоставленные денежные средства в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, и подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Настоящее определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок через Арбитражный суд Саратовской области.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru, в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда по адресу: <...>, а также может быть получена по телефону/факсу 8(8452) 98-39-39, 98-39-20.
Определение направить должнику, финансовому управляющему, кредитору, предъявившему требование.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Н.Г. Седова