ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А57-9100/09 от 16.01.2013 АС Саратовской области

258/2013-9761(1)

АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Саратов

Резолютивная часть оглашена 16 января 2013 года

Дело № А57-9100/2009

Полный текст изготовлен 23 января 2013 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Игнатьева Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руцкой Д.С., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Саратовской области: <...> заявление ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области, г. Саратов о наложении судебного штрафа в связи с неисполнением судебного акта, принятого по иску

ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области, г. Саратов

к Саратовскому муниципальному району Саратовской области в лице Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов

о взыскании 1 050 000 руб.

Заинтересованные лица: Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов

Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов

Глава администрации Саратовского муниципального района Саратовской области,

Начальник управления Финансового управления администрации Саратовского муниципального района

Управление образования администрации Саратовского муниципального района, г.Саратов при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности №17 от 04.05.2012г.

от заинтересованного лица (Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области) – ФИО2 по доверенности от 29.05.2012г.

заинтересованные лица (Глава администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Начальник управления Финансового управления администрации Саратовского муниципального района, Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области) не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом

У С Т А Н О В И Л:

15 августа 2012 г. от ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области поступило заявление о привлечении к ответственности за неисполнение решения суда от 19.11.2009 г. по делу №А57-9100/2009 виновных должностных лиц и Администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области.


В ходе рассмотрения заявитель неоднократно уточнял требования, изложенные в заявлении о привлечении к ответственности за неисполнение судебного акта. Согласно последним уточнениям заявитель просит суд:

1 наложить судебный штраф, на основании ст. 332 АПК РФ на главу администрации Саратовского муниципального района за неисполнение решения от 19.11.2009г. по делу №А57-9100/2009;

2 наложить судебный штраф, на основании ст. 332 АПК РФ за неисполнение решения от 19.11.2009г. по делу №А57-9100/2009 на юридическое лицо: Администрацию Саратовского муниципального района;

3 наложить судебный штраф, на основании ст. 332 АПК РФ за неисполнение действий по исполнительному листу АС №000716623 по делу №А57-9100/2009 выданному Арбитражным судом Саратовской области на должностное лицо: начальника управления Финансового управления администрации Саратовского муниципального района;

4 наложить судебный штраф, на основании ст. 332 АПК РФ за неисполнение действий по исполнительному листу АС №000716623 по делу №А57-9100/2009 выданному Арбитражным судом Саратовской области на юридическое лицо: Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района;

5 наложить судебный штраф, на основании ст. 332 АПК РФ на юридическое лицо: Управление образования администрации Саратовского муниципального района за неисполнение решения от 19.11.2009г. по делу №А57-9100/2009.

Ходатайство об уточнении заявления судом удовлетворяется.

В качестве заинтересованных лиц судом были в привлечены к участию в деле Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов, Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, Глава администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Начальник управления Финансового управления администрации Саратовского муниципального района, Управление образования администрации Саратовского муниципального района.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 ноября 2009 года по делу А57-9100/2009 с Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области в пользу государственного унитарного проектного предприятия «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области, г. Саратов, взыскана задолженность в размере 1 050 000руб.

Решение вступило в законную силу 22.12.2009г.

Во исполнение указанного решения 12.12.2009г. был выдан исполнительный лист серия АС №000716623.

03.02.2010г. ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области направил исполнительный лист №АС № 000716623 в адрес Финансового управления администрации Саратовского муниципального района для исполнения.

05.02.2010г. исполнительный лист был возвращен финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района в адрес взыскателя в связи с тем, что организация Саратовский муниципальный район Саратовской области на учете в финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района не состоит, лицевые счета не открыты.

02.03.2010 г. ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области повторно направил исполнительный лист №АС № 000716623 в адрес Финансового управления администрации Саратовского муниципального района для исполнения.


11.03.2010 г. исполнительный лист был возвращен финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района в адрес взыскателя в связи с тем, что организация Саратовский муниципальный район Саратовской области на учете в финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района не состоит, лицевые счета не открыты.

18 марта 2010 г. ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о разъяснении порядка исполнения решения арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-9100/2009 и определении должника по исполнительному листу серия АС №00071623 от 22.12.2009 г.

ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области мотивировало поданное заявление тем, что финансовое управление администрации Саратовского муниципального района возвратило исполнительный лист, в связи с отсутствием на учете организации – Саратовский муниципальный район Саратовской области, с действующими лицевыми счетами.

Определением от 20.03.2010 г. в удовлетворении заявления ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области о разъяснении порядка исполнения решения арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-9100/2009 и определении должника по исполнительному листу серия АС №000716623 от 22.12.2009 г. было отказано в связи с тем, что исполнительный лист не содержит двоякого толкования порядка исполнения судебного актам, а также содержит указание на конкретного должника - Саратовский муниципальный район Саратовской области, 410009, г. Саратов, ул. Тракторная, 43.

14 апреля 2010 года в арбитражный суд Саратовской области обратилось финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о разъяснении порядка исполнения решения арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-9100/2009 в части указания в решении на конкретный орган местного самоуправления, в лице которого необходимо произвести взыскание задолженности за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области.

Определением суда от 28.04.2010 года было разъяснено решение арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2009г. по делу А57-9100/2009: «Взыскать с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Управления образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области».

В ходе исполнительного производства судебными приставами исполнителями с Саратовского муниципального района Саратовской области в пользу ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области было взыскано 67045,73 руб. и задолженность Саратовского муниципального района Саратовской области перед ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области составляла 982954,30 руб.

24.02.2012 г. ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области направил исполнительный лист №АС 000716623 в адрес финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области для дальнейшего исполнения.

Однако до настоящего времени судебное решение не исполнено, задолженность в сумме 982954, 30 руб. не погашена. Стороны данный факт не оспаривают.

В силу положений статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными


для органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.

Длительное неисполнение требований вступившего в законную силу судебного акта нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

В силу пункта 4 указанной статьи при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос- требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

Согласно пункту 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

По правилам пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по


расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

В нарушение требований закона Финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района меры, направленные на совершение исполнительных действий по исполнительному листу, до настоящего времени не приняты.

Доводы финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о том, что исполнение судебных актов ограничено размером выделенных бюджетных средств на указанные цели, суд считает несостоятельными.

В соответствии со статьями 119, 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом. Уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области требований закона, связанных с исполнением судебного акта. Соответственно требования заявителя о наложении штрафа признаются судом обоснованными в части наложения судебного штрафа на финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.

В части наложения штрафа на главу администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и начальника управления Финансового управления администрации Саратовского муниципального района суд считает необходимым отказать, поскольку данные лица не указаны в исполнительном листе и отсутствуют основания для возложения на них ответственности за неисполнение исполнительного документа.

В части наложения штрафа на Администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области и Управление образования администрации Саратовского муниципального района суд также считает необходимым отказать, поскольку отсутствуют основания для возложения на них ответственности за неисполнение исполнительного документа.

Руководствуясь статьей 332, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Наложить на Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов судебный штраф в размере 10 000руб.

В удовлетворении остальной части заявления ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области о наложении судебного штрафа отказать.

Судебный штраф взыскать в доход федерального бюджета.


Исполнительный лист направить судебному приставу-исполнителю по месту нахождения Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.

Определение арбитражного суда о наложении штрафа подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения лицом, на которое наложен судебный штраф, копии определения.

Направить определение арбитражного суда лицам, участвующим в деле.

Судья арбитражного суда

Саратовской области

Д.Ю. Игнатьев



2 А57-9100/09

3 А57-9100/09

4 А57-9100/09

5 А57-9100/09

6 А57-9100/09