ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-1031/2021 от 25.10.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) , 000 , www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о процессуальном правопреемстве

город Якутск

29 октября 2021 года

Дело № А58-1031/2021

Резолютивная часть определения составлена 25.10.2021

Полный текст определения изготовлен 29.10.2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Терских В. С. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой К.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Стройэксперт» (ИНН 1435329385, ОГРН 1181447001625) от 15.02.2021 № б/н к Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1403002605, ОГРН 1061448000272) о взыскании 353 038,68 рублей,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора,  Администрации муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН 1403002066, ОГРН 1031400196739),

без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

ООО Строительная компания «Стройэксперт» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1403002605, ОГРН 1061448000272). Истец просит о взыскании 353 868,68 руб. задолженности за выполненные работы по разработке проектно-сметной документации на строительство станции комплексной обработки твердых коммунальных отходов с площадками накопления в п.Чокурдах Аллаиховского района.

В соответствии с п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц 19.03.2021 внесена запись о ликвидации юридического лица – Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

Однако в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2004 № С1-7/уп-905 «Об упраздненных федеральных органах исполнительной власти, выступавших в арбитражном процессе от имени Российской Федерации» разъяснено, что арбитражным судам необходимо иметь в виду, что производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа.

В названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов. Об этом указывается в судебном акте.

Несмотря на то, что изложенная правовая позиция сформулирована применительно к случаям упразднения федеральных органов исполнительной власти, являющихся лицами, участвующими в арбитражных делах, суд считает, что соответствующий подход может быть применен и к случаям разрешения вопроса о возможности рассмотрения дел по заявлениям, обращенным к упраздненным органам местного самоуправления.

Согласно статье 21 Устава городского поселения «Поселок Чокурдах» муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия), принятого решением поселкового Совета депутатов от 30.03.2021 № 47, опубликованному на сайте pravo.minjust.ru, исполнение полномочий поселковой администрации возложено на районную администрацию муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В статье 32 Устава определены полномочия Районной администрация муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в части исполнения полномочий поселковой администрации. Указано, что районная администрация осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает проект бюджета городского поселения;

2) исполняет принятый поселковым Советом депутатов бюджет городского поселения, готовит отчет об исполнении бюджета поселения;

3) исполняет принятые поселковым Советом депутатов стратегии социально-экономического развития городского поселения;

4) управляет муниципальной собственностью городского поселения, включая создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

5) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского поселения, в случае принятия соответствующего федерального закона или закона Республики Саха (Якутия);

6) обслуживает местный бюджет, управляет средствами местного бюджета;

7) от имени муниципального образования осуществляет муниципальные заимствования;

8) управляет муниципальным долгом в соответствии с бюджетным законодательством;

9) разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия);

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, а также не отнесенные федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом к полномочиям поселкового Совета депутатов;

11) решает вопросы местного значения городского поселения, не отнесенные к полномочиям поселкового Совета депутатов.

В целях решения вопросов местного значения городского поселения районная администрация обладает следующими полномочиями:

1) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;

3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

4) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, если указанные полномочия не отнесены к полномочиям поселкового Совета депутатов поселка;

8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

10) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов поселкового Совета депутатов, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

11) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

12) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом муниципального образования.

В подпункте 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ).

В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом (пункты 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В части 4 статьи 8 Закона № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Суд полагает, что  Администрация муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН 1403002066, ОГРН 1031400196739) является правопреемником по обязательствам, возникшим у муниципального образования «Поселок Чокурдах» в связи с заключением муниципального контракта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства.

Руководствуясь статьями 48, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Произвести замену ответчика – Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1403002605, ОГРН 1061448000272) её правопреемником Администрацией муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН 1403002066, ОГРН 1031400196739).

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия определения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

Судья                                                                                                           В.С.Терских