ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-1031/2021 от 25.10.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) , 000 , www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о процессуальном правопреемстве

город Якутск

29 октября 2021 года

Дело № А58-1031/2021

Резолютивная часть определения составлена 25.10.2021

Полный текст определения изготовлен 29.10.2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Терских В. С. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой К.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Стройэксперт» (ИНН 1435329385, ОГРН 1181447001625) от 15.02.2021 № б/н к Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1403002605, ОГРН 1061448000272) о взыскании 353 038,68 рублей,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора,  Администрации муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>),

без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

ООО Строительная компания «Стройэксперт» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>). Истец просит о взыскании 353 868,68 руб. задолженности за выполненные работы по разработке проектно-сметной документации на строительство станции комплексной обработки твердых коммунальных отходов с площадками накопления в п.Чокурдах Аллаиховского района.

В соответствии с п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц 19.03.2021 внесена запись о ликвидации юридического лица – Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

Однако в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2004 № С1-7/уп-905 «Об упраздненных федеральных органах исполнительной власти, выступавших в арбитражном процессе от имени Российской Федерации» разъяснено, что арбитражным судам необходимо иметь в виду, что производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа.

В названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов. Об этом указывается в судебном акте.

Несмотря на то, что изложенная правовая позиция сформулирована применительно к случаям упразднения федеральных органов исполнительной власти, являющихся лицами, участвующими в арбитражных делах, суд считает, что соответствующий подход может быть применен и к случаям разрешения вопроса о возможности рассмотрения дел по заявлениям, обращенным к упраздненным органам местного самоуправления.

Согласно статье 21 Устава городского поселения «Поселок Чокурдах» муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия), принятого решением поселкового Совета депутатов от 30.03.2021 № 47, опубликованному на сайте pravo.minjust.ru, исполнение полномочий поселковой администрации возложено на районную администрацию муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В статье 32 Устава определены полномочия Районной администрация муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в части исполнения полномочий поселковой администрации. Указано, что районная администрация осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает проект бюджета городского поселения;

2) исполняет принятый поселковым Советом депутатов бюджет городского поселения, готовит отчет об исполнении бюджета поселения;

3) исполняет принятые поселковым Советом депутатов стратегии социально-экономического развития городского поселения;

4) управляет муниципальной собственностью городского поселения, включая создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

5) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского поселения, в случае принятия соответствующего федерального закона или закона Республики Саха (Якутия);

6) обслуживает местный бюджет, управляет средствами местного бюджета;

7) от имени муниципального образования осуществляет муниципальные заимствования;

8) управляет муниципальным долгом в соответствии с бюджетным законодательством;

9) разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия);

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, а также не отнесенные федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом к полномочиям поселкового Совета депутатов;

11) решает вопросы местного значения городского поселения, не отнесенные к полномочиям поселкового Совета депутатов.

В целях решения вопросов местного значения городского поселения районная администрация обладает следующими полномочиями:

1) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;

3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

4) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, если указанные полномочия не отнесены к полномочиям поселкового Совета депутатов поселка;

8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

10) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов поселкового Совета депутатов, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

11) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

12) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом муниципального образования.

В подпункте 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ).

В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом (пункты 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В части 4 статьи 8 Закона № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Суд полагает, что  Администрация муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) является правопреемником по обязательствам, возникшим у муниципального образования «Поселок Чокурдах» в связи с заключением муниципального контракта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства.

Руководствуясь статьями 48, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Произвести замену ответчика – Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) её правопреемником Администрацией муниципального образования «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия определения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

Судья                                                                                                           В.ФИО1