Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 000 , www.yakutsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об уменьшении размера исполнительского сбора
город Якутск
19 апреля 2021 года | Дело № А58-1457/2020 |
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шамаевой Т. С. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривогорницыной Т. А., рассмотрев заявление Акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" от 18.03.2021 об уменьшении размера исполнительского сбора,
с участием представителя должника по доверенности ФИО1, в отсутствие надлежаще извещенного судебного пристава-исполнителя, взыскателя,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель, взыскатель отзывы на заявление должника не представили.
Судебный пристав-исполнитель, взыскатель надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания в соответствии со ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает вопрос уменьшения размера исполнительского сбора в отсутствие надлежаще извещенных судебного пристава-исполнителя, взыскателя.
Представитель должника поддерживает ходатайство об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заслушав пояснения представителя должника, изучив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "М-Базис" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Акционерному обществу "Авиакомпания "Якутия" о взыскании по договору поставки от 20.07.2017 №23/07-17/1407 задолженности в размере 152 600 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07.05.2020 по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, с Акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" взысканы в пользу общества с ограниченной ответственностью "М-Базис" основной долг 152 600 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины 5 578 руб.
Взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС № 035239362.
В арбитражный суд 23.03.2021 поступило заявление должника об уменьшении размера исполнительского сбора на 25%.
В силу ч.2.1 ст.324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются по правилам, установленным частью 2 названной статьи.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
В силу ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пунктам 1, 3 ст.112 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы.
В соответствии с п.7 ст.112 Закон об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного пунктом 3 настоящей статьи.
Факт неисполнения заявителем в полном объеме исполнительного документа в установленный срок им не оспаривается.
Сумма исполнительского сбора исчислена судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованием закона от взыскиваемой суммы с должника.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа. Его размер - 7% от взыскиваемой суммы, является лишь допустимым максимумом и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Таким обрахом, Конституционный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу, которая заключается в том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо.
При этом с учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в ст.112 Закона об исполнительном производстве нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей их предписаний Закона об исполнительном производстве.
Как указано в п.26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов", арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Анализ приведенных правовых норм и позиций позволяет сделать вывод о том, что законодатель установил открытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда.
Кроме того, взыскание исполнительского сбора является мерой публично-правовой ответственности должника, призванной стимулировать своевременное исполнение публичных актов и не может являться мерой подавления либо ослабления хозяйственной деятельности должника путем наложения дополнительного материального бремени при и без того тяжелом финансовом положении должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Якутского межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств от 09.02.2021 с должника АО «Авиакомпания «Якутия» взыскан исполнительский сбор в размере 11 072,46 руб. в связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Должник в обоснование своего заявления поясняет, что несвоевременное исполнение обязательств по оплате основного долга связано с финансовыми трудностями авиакомпании, а также событиями 2020 года, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции, ограничительными мерами.
Деятельность пассажирского воздушного транспорта (код ОКВЭД 2: «51.1») включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст) деятельность пассажирского воздушного транспорта включает подразделы, в том числе перевозку воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию.
Сведения об основном виде деятельности АО «Авиакомпания «Якутия» содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Кодом основного вида деятельности АО «Авиакомпания «Якутия» является 51.10.1 «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию».
Зарегистрированный вид деятельности является фактической основной деятельностью АО «Авиакомпания «Якутия» на основании устава общества. Информация о данном виде деятельности раскрыта на официальном сайте авиакомпании https://www.yakutia.aero и является общедоступной.
АО «Авиакомпания «Якутия» является основным региональным авиаперевозчиком Республики Саха (Якутия), обеспечивающим авиатранспортную доступность территории для населения, в том числе для труднодоступных населенных пунктов с экстремальными погодными условиями.
АО «Авиакомпания «Якутия» осуществляет субсидированные авиаперевозки пассажиров и грузов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети».
Данный вид деятельности предполагает поступления на счета открытые в кредитных организациях денежных средств из бюджета и от потребителей (пассажиров) от продажи перевозочных документов. Поступающие денежные средства подлежат ежедневному перечислению поставщикам (контрагентам) АО «Авиакомпания «Якутия», обеспечивающим авиаперевозки пассажиров и грузов, в том числе для обеспечения аэропортового и аэронавигационного обслуживания воздушных судов, поставки авиатоплива и других материалов, ежедневно потребляемых авиакомпанией.
На фоне ухудшения эпидемиологической обстановки и введения ограничительных мер для предотвращения распространения коронавирусной инфекции АО «Авиакомпания «Якутия» приостанавливало международные полеты. С февраля 2020 года АО «Авиакомпания «Якутия» осуществила возврат билетов на рейсы на сумму более 260 млн. рублей.
Ограничительные меры и рекомендации органов здравоохранения РФ, связанные с самоизоляцией граждан, рост негативной статистики по распространению новой короновирусной инфекции в 2020 году обуславливают критическое падение спроса на авиаперевозки, что является основным источником дохода авиакомпании.
В настоящее время авиакомпания испытывает существенные финансовые трудности. Контрагенты авиакомпании подали в отношении АО «Авиакомпания «Якутия» иски о взыскании денежных средств. Судебные дела с общим размером задолженности свыше 2 млрд. руб. опубликованы в общем доступе в картотеке арбитражных дел по веб-адресу:https://kad.arbitr.ru Исполнительные производства приостановлены судебными приставами-исполнителями, принудительное списание денежных средств со счетов банками не осуществляется на основании моратория на банкротство.
Бухгалтерский баланс на 31.07.2020 подтверждает превышение размера кредиторской задолженности (4,6 млрд. руб.) над дебиторской задолженностью (2,7 млрд. руб.), наличие непокрытого убытка (6,1 млрд. руб., существенно больше, чем за аналогичные периоды 2019 и 2018 годов). Отчет о финансовых результатах на 31.07.2020 подтверждает превышение размера себестоимости (5,1 млрд. руб.) над выручкой (3,6 млрд. руб., которая сама по себе составила практически в два раза меньше, чем за аналогичный период 2019 года), а также подтверждает отсутствие чистой прибыли, наличие убытка по состоянию на конец месяца (1,9 млрд. руб.). Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на 31.07.2020 детально раскрывает показатели, по которым кредиторская задолженность значительно превышает дебиторскую.
Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах на 30.06.2020 (утв. генеральным директором 28.07.2020) позволяют изучить динамику финансового состояния организации с разницей в один календарный месяц. Исходя из того, что по отчетам о финансовых результатах на 31.07.2020 убыток организации составил 1 925 828 тыс. руб., а на 30.06.2020 составил 1 734 192 тыс. руб., следует, что за один месяц убыток организации вырос на 191 млн. руб.
Аудиторским заключением независимого аудитора в отношении бухгалтерской отчетности ответчика за 2019 год (копия прилагается) отмечена существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности авиакомпании.
Возложение на АО «Авиакомпания «Якутия» дополнительных финансовых обязательств негативно повлияет на режим ежедневных расчетов авиакомпании с поставщиками за счет средств бюджета и потребителей (пассажиров), привести к нарушению возможности своевременно и в полной мере исполнить свои обязательства перед работниками по выплате заработной платы, по выплате лизинговых платежей за воздушные суда, по обеспечению авиатранспортной доступности на территории РС (Я) и целевому расходованию денежных средств государственной поддержки.
Так как другие авиаперевозчики (авиакомпании Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии) планируют прекратить выполнять полеты в Якутск в период реконструкции взлетной полосы безальтернативного Аэропорта «Якутск» в 2021-2022 гг., АО «Авиакомпания «Якутия» может остаться единственным авиаперевозчиком, готовым к выполнению полетов и обеспечению авиатранспортной доступности региона.
АО «Авиакомпания «Якутия» включено в официальный реестр лиц, на которых распространяется мораторий на банкротство; является системообразующим, стратегическим предприятием региона, деятельность которого носит социальный характер; находится в тяжелом финансовом положении, которое непосредственно связано с распространением коронавирусной инфекции в РФ, а также относится к авиационной отрасли, которая признана наиболее пострадавшей.
В подтверждение заявления должником представлены бухгалтерский баланс на 30.06.2020, 31.07.2020, 30.09.2020, отчет о финансовых результатах от 30.06.2020, 31.07.2020, 30.09.2020, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на 31.07.2020, аудиторское заключение за 2019 год и бухгалтерская отчетность за 2019 год.
Суд, оценив по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора до 8 304,35 руб. (11 072,46 * 75%).
Руководствуясь пунктом 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьями 324, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" (ИНН <***>, ОГРН <***>) по постановлению судебного пристава-исполнителя Якутского межрайонного отдела по ИОВИП УФССП России по Республике Саха (Якутия) ФИО2 от 09.02.2021 по исполнительному производству 24840/20/14038-ИП от 13.08.2020 уменьшить на 2 768,11 руб. до 8 304,35 руб.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, вынесший определение.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru
Судья Т. С. Шамаева