Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, www.yakutsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина
город Якутск
17 июня 2021 года
Дело № А58-3817/2020
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Стопичевой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании итоги процедуры реструктуризации задолженности в деле о несостоятельности (банкротстве) ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения <...> Якутская АССР, место жительства: <...>,
ИНН <***>, СНИЛС <***>),
лица, участвующие в деле: не явились, извещены;
установил:
ФИО2 (далее – должник, ФИО2) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании ее несостоятельной (банкротом).
Определением арбитражного суда от 05.08.2020 заявление должника признано обоснованным, введена процедура реструктуризации долгов гражданина; финансовым управляющим имуществом должника утверждена ФИО3 (далее – финансовый управляющий).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в установленном порядке, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Финансовым управляющим представлен отчет с приложенными документами, заявлено ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов, предложенного кредитором должника – публичным акционерным обществом «Сбербанк России».
Должник предложенный к утверждению план реструктуризации задолженности не одобрил, указав, что трудовую деятельность осуществляет в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) «Ленская центральная районная больница» в должности «уборщик служебных помещений», с 10.12.2020 работает в должности «санитарки» в инфекционном отделении ввиду отсутствия основного сотрудника, в связи с чем в случае перевода на прежнюю должность, имеющего дохода будет недостаточно для исполнения представленного к утверждению плана реструктуризации задолженности. Кроме того, задолженность перед обществом с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие жилищного хозяйства» увеличилась до 255 972 рублей 20 копеек. Полагает, что введение процедуры реализации имущества должника приведет к более быстрому удовлетворению требований кредиторов, поскольку на счете должника имеются денежные средства в размере 445 865 рублей, достаточном для удовлетворения требований кредиторов.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, установил следующее.
Как следует из материалов дела, в реестр требований кредиторов должника включены требования кредиторов: публичного акционерного общества «Сбербанк России» в размере 107 448 рублей 19 копеек и публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк» в размере 80 055 рублей 89 копеек.
Общая сумма включенных в реестр требований составляет 187 504 рублей 08 копеек.
Иные заявленные и не рассмотренные судом на дату судебного заседания требования отсутствуют.
В заявлении о признании должника банкротом ФИО2 указано, что его кредиторами являются также общество с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей», общество с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие жилищного хозяйства», общество с ограниченной ответственностью «Профи», общество с ограниченной ответственностью МФК «Займер» и Федеральная налоговая служба.
ПАО «Сбербанк России» представлен план реструктуризации долгов гражданина, по условиям которого должник производит погашение задолженности перед кредиторами по графику, указанному в плане реструктуризации долгов. План предусматривает ежемесячное в сумме 11 682 рублей 26 копеек погашение задолженности перед кредиторами за счет имеющегося у должника ежемесячного заработка от трудовой деятельности в размере 37 241 рубля 12 копеек в течение трех лет.
24.02.2021 собранием кредиторов принято решение об утверждении плана реструктуризации долгов, предложенного ПАО «Сбербанк России».
Должником утвержденный собранием кредиторов план реструктуризации долгов не одобрен.
Финансовый управляющий в отчете о своей деятельности указал, что имущество, подлежащее реализации в процедуре банкротства должника, отсутствует.
В силу пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Согласно абзацу 17 статьи 2 Закона о банкротстве под реструктуризацией долгов понимается реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов относится, в том числе принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
Требования к содержанию плана реструктуризации долгов гражданина установлены статьей 213.14 Закона о банкротстве.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. Порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения устанавливаются в плане реструктуризации долгов гражданина. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:
гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
Как разъяснено в пунктах 30 и 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее - Постановление № 45) суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах.
Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве для утверждения плана реструктуризации долгов, гражданин должен обладать таким источником дохода, который с учетом совокупного размера задолженности, позволит с большой степенью вероятности исполнить план реструктуризации, то есть удовлетворить требования кредиторов, и такой доход у заявителя присутствует.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года.
Из представленного плана реструктуризации долгов должника следует, что план разработан кредитором публичным акционерным обществом «Сбербанк России», предусматривает удовлетворение требований кредиторов включенных в реестр требований кредиторов, а также требований общества с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей», общества с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие жилищного хозяйства», общества с ограниченной ответственностью «Профи» за 36 месяцев путем ежемесячных перечислений в размере 11 682 рублей 26 копеек; общая сумма погашения составит 440 827 рублей 53 копейки.
Удовлетворение требований кредиторов предполагается за счет ежемесячного дохода ФИО2, в виде заработной платы, должник официально трудоустроен в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) «Ленская центральная районная больница»; ежемесячный средний доход должника составляет 58 000 рублей (январь – март 2021 года). Сведения о снижении дохода в материалах дела отсутствуют.
ФИО2 является трудоспособным гражданином, не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство, не признавалась банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов, план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
Изучив содержание плана реструктуризации долгов гражданки ФИО2, исследовав и оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд приходит к выводу о наличии возможности удовлетворения требований кредиторов должника путем реструктуризации задолженности и о соответствии плана требованиям, предъявляемым к гражданину, в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов и в отношении задолженности которого представлен план реструктуризации, установленным пунктами 1, 2 статьи 213.13 Закона о банкротстве, а также о соответствии представленного на утверждение судом плана реструктуризации долгов гражданки ФИО2, требованиям, определенным статьей 213.14, 213.15 Закона о банкротстве.
Оценив план реструктуризации долгов на предмет вероятности его исполнения должником с учетом имущественного положения должника, размера получаемого ежемесячного дохода, в том числе с учетом всех вышеназванных обстоятельств, арбитражный суд оснований для отказа в утверждении представленного Плана реструктуризации долгов, предусмотренных статьей 213.18 Закона о банкротстве, не выявил.
Должник соответствует требованиям, предусмотренным в пункте 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве; план реструктуризации долгов не нарушает права и законные интересы кредиторов, должника. На основе предложенного к утверждению плана реструктуризации долгов должник может восстановить свою платежеспособность и произвести расчеты с кредиторами.
Таким образом, арбитражный суд усматривает наличие оснований для утверждения представленного проекта плана реструктуризации долгов гражданина, поскольку сформулированные в нем положения способствуют удовлетворению требований кредиторов должника и обеспечат баланс интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве должника.
При этом отказ должника одобрить план реструктуризации задолженности суд расценивает как злоупотребление правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку должник не располагает имуществом достаточным для удовлетворения требований кредиторов, указанных в плате реструктуризации задолженности, а также текущих обязательств должника (в том числе расходы на процедуру банкротства в размере 43 540 рублей 49 копеек, а также задолженность перед кредиторами в размере 445 569 рублей 88 копеек (с учетом представленных должником сведений об увеличении долга перед обществом с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие жилищного хозяйства» увеличилась до 255 972 рублей 20 копеек).
При отсутствии у должника какого-либо имущества, подлежащего реализации и, с учетом ограниченного срока процедуры реализации имущества, возможное удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, будет произведено в меньшем размере, чем в случае утверждения плана реструктуризации долгов, предусматривающего полное удовлетворение требований кредиторов должника.
Делая выводы о злоупотреблении должником правом, суд также принимает во внимание наличие противоречий в позиции должника, так с одной стороны должник указывает на то, в случае перевода на прежнюю должность, имеющего дохода будет недостаточно для исполнения представленного к утверждению плана реструктуризации задолженности, а с другой на то, что имеющихся у должника денежных средств в размере 445 865 рублей достаточно для удовлетворения требований кредиторов.
При этом суд разъясняет, что в соответствии со статьями 213.20 - 213.21 Закона о банкротстве гражданин, а также собрание кредиторов вправе направить финансовому управляющему предложения о внесении изменений в план реструктуризации своих долгов, которые подлежат утверждению арбитражным судом.
Руководствуясь статьями 213.17, 213.19 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
утвердить План реструктуризации долгов гражданина ФИО2 в представленной публичным акционерным обществом «Сбербанк России» редакции.
Назначить судебное заседание по проверке промежуточных итогов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина на 09 часов 00 минут 15.11.2021 в помещении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по адресу: 677980, улица Курашова, дом 28, Якутск, кабинет 413.
Финансовому управляющему заблаговременно представить в арбитражный суд промежуточный отчет о результатах исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации его долгов с приложением копий документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, доказательства направления отчета кредиторам, требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина.
С даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина наступают последствия, предусмотренные статьей 213.19 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Настоящее определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Н.А. Стопичева