ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-10376/17 от 20.02.2019 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по заявлению

г. Ставрополь.                                                                                      

27 февраля 2019 года                                                                              дело № А63-10376/2017

                            Резолютивная часть определения объявлена 20 февраля 2019 года.

                            Определение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2019 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Пекуш Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ганченко А.Н., рассмотрев в судебном заседании в рамках дела № А63-10376/2017 о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества «Лиссант-Юг» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
г. Невинномысск Ставропольского края, заявление Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, г. Ставрополь, об исключении из конкурсной массы денежных средств, полученных из бюджета Ставропольского края, и возврате их в бюджет Ставропольского края,

при участии в судебном заседании представителя Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края – ФИО1 по доверенности от 11.01.2019 № 4, и в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Публичное акционерное общество «Банк «Санкт-Петербург» (далее – ПАО «Банк «Санкт-Петербург») обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании закрытого акционерного общества «Лиссант-Юг» (далее – ЗАО «Лиссант-Юг», должник) несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 10.07.2017 указанное заявление принято, возбуждено производство по делу № А63-10376/2017 о несостоятельности (банкротстве)
ЗАО «Лиссант-Юг».

Определением суда от 03.08.2017 (резолютивная часть определения объявлена 27.07.2017) в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО2

Решением суда от 17.01.2018 (резолютивная часть решения объявлена 11.01.2018) ЗАО «Лиссант-Юг» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2

Сведения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, в периодическом издании - газете «Коммерсантъ» от 20.01.2018 № 10.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ЗАО «Лиссант-Юг» в суд поступило заявление Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края (далее – заявитель, Минпром края) об исключении из конкурсной массы денежных средств в сумме 819 472 руб. 07 коп., полученных должником из бюджета Ставропольского края в качестве субсидии, направленной на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края, и возврате указанной суммы в бюджет Ставропольского края.

Определением суда от 15.01.2019 непосредственным участником данного обособленного спора признано Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, судебное заседание по рассмотрению заявления Минпрома края отложено на 14.02.2019.

В ранее представленных возражениях конкурсный управляющий возражал против удовлетворения заявления Минпрома края, указывая, что субсидия получена
ЗАО «Лиссант-Юг» законно и полностью израсходована по своему целевому назначению на приобретение оборудования. Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату,и единственным основанием для возврата бюджетной субсидии может быть только нецелевое расходование бюджетных средств, то есть расходование их на иные цели, нежели предусмотренные соглашением. С момента достижения целей расходования бюджетной субсидии (целевое назначение), она утрачивает свой самостоятельный статус (в том числе ограничение оборотоспособности) и становиться частью конкурсной массы. Кроме того, ЗАО «Лиссант-Юг» являясь несостоятельным (банкротом), фактически прекратившим какую-либо коммерческую деятельность, не в состоянии придерживаться тех или иных условий ранее заключенных соглашений, так как с момента признания должника несостоятельным (банкротом) начинают действовать определенные Законом о банкротстве правовые последствия.

К дате судебного заседания от заявителя поступил отзыв на возражения конкурсного управляющего с доказательствами его направления участвующим в обособленном споре лицам. В данном отзыве Минпром края, ссылаясь на постановление Правительства Ставропольского края от 25.04.2016 № 158-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, направленных на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края», указало на неисполнение должником условий соглашения от 30.08.2016 № 1 о предоставлении субсидии юридическому лицу, направленной на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края, как на основание возврата субсидии. Банкротство должника в данном случае, не является правомерным основанием для неисполнения условий соглашения. С учетом того, что субсидия не является имуществом должника, заявитель полагает, что она подлежит исключению из его конкурсной массы.

14 февраля 2019 года от конкурсного управляющего поступило ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие с дополнительными пояснениями по существу спора.

В судебном заседании представитель Минпрома края поддержал заявленные требования в полном объеме, указал, что фактически предъявлением данного заявления преследуется цель взыскания денежных средств с должника.

В судебном заседании 14.02.2019 суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв до 14 часов 30 минут 20.02.2019. Информация об объявленном перерыве размещена на сайте суда в сети «Интернет».

Во время перерыва в судебном заседании от конкурсного управляющего поступило ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие. Дополнительно в данном ходатайстве конкурсный управляющий указал, что возражает против удовлетворения требований заявителя, поскольку правовые последствия введения конкурсного производства исключают возврат субсидии, израсходованной по целевому назначению. Факт расходования средств по целевому назначению заявителем не оспаривается, документы, обосновывающие покупку оборудования, представлены вместе с заявкой на предоставление субсидии. Кроме того, в рамках плановой проверки, проведенной 13.02.2019 Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю, установлено наличие у ЗАО «Лиссант-Юг» перечня оборудования, на которое выдавалась субсидия, в частности: пилы ленточной DW 876 DeWalt - 1 шт., насоса Husky - 1 шт., листогиба ручного PBBI500 Ультра - 1 шт., пенобетомесителя - 1 шт., станка плазменной резки PC 1500 - 1 шт., станка точечной сварки 4645NE - 1 шт., станка точечной сварки 4645NE - 1 шт.

После окончания перерыва в судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные до объявления перерыва в судебном заседании.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы обособленного спора, оценив представленные документальные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности с учетом, относимости, допустимости и достаточности, суд пришел к выводу о необходимости прекращения производства по заявлению ввиду следующего.

30 августа 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 25.04.2016 № 158-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, направленных на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края» (далее – Порядок) и на основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц для предоставления субсидий, направленных на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края от 17.08.2016 № 1 Минпромом края (министерство) и
ЗАО «Лиссант-Юг» (получатель) заключили соглашение № 1 о предоставлении субсидии юридическому лицу, направленной на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края.

По условиям соглашения министерство предоставляет получателю субсидию направленную на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края (далее – инвестиционный проект) на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей промышленных предприятий, направленные на создание и (или) развитие производства новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми планами импортозамещения, а получатель использует полученную субсидию на указанные цели в порядке и на условиях, установленных Порядком и данным соглашением.

В пункте 1.3 соглашения установлено, что финансирование расходов по направлениям, не предусмотренным соглашением, не допускается.

В соответствии с пунктом 2.1 соглашения министерство предоставляет субсидию получателю в размере 819 472 руб. 07 коп.

Согласно пункту 3.2.1 соглашения министерство вправе запрашивать информацию и документацию, связанную с реализацией соглашения.

Получатель обязался предоставлять министерству отчетность об исполнении обязательств по соглашению, предусмотренную пунктом 6 соглашения, в том числе о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных пунктом 5 соглашения; в течение трёх лет не осуществлять продажу или передачу в аренду оборудования, приобретённого в рамках инвестиционного проекта, на реализацию которого была предоставлена субсидия; ввести в эксплуатацию оборудование, приобретённое в рамках реализации инвестиционного проекта, и поставить на баланс в течение одного года со дня перечисления субсидии; обеспечить достижение показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 5.1. соглашения; возвратить субсидию в случаях и порядке, установленном пунктом 4 Порядка (пункт 3.3 соглашения).

В пункте 4.1 соглашения определено, что возврат полученной субсидии в доход краевого бюджета производится в следующих случаях: неисполнение условий предоставления субсидий; установление факта представления получателем недостоверных либо намеренно искаженных сведений в целях получения субсидии; нарушения получателем условий соглашения.

В пункте 6.1 соглашения сторонами установлено, что получатель ежегодно, в течение 3 лет, в срок до 15 февраля года следующего за отчетным, предоставляет в министерство: копии документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию оборудования и постановку его на баланс получателя оборудования, приобретенного в рамках реализации инвестиционного проекта, по реализации которого предоставлена субсидия, заверенные подписью руководителя и печатью получателя; документы, подтверждающие выполнение показателей, предусмотренных пунктами 5.1.1. и 5.1.2. соглашения.

Соглашение вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 31.12.2016 (пункт 8.1 соглашения).

Во исполнение условий соглашения 29.09.2016 Минпром края в лице УФК по Ставропольскому краю перечислило должнику денежные средства в размере 819 472 руб. 07 коп., что подтверждается платежными поручениями № 334659 и № 352877.

02 апреля 2018 года Минпром края направило ЗАО «Лиссант-Юг» письмо
№ 02-1539, в котором указало на непредставление должником в срок до 15.02.2018 документов, отраженных в соглашении, и уведомило должника о проведении 10.04.2018 заседания комиссии по проверке соблюдения ЗАО «Лиссант-Юг» условий, установленных соглашением.

В ответе на указанное письмо конкурсный управляющий должником сообщил, что ЗАО «Лиссант-Юг» признано банкротом, коммерческая деятельность прекращена, в связи с чем дальнейшее исполнение условий соглашения не представляется возможным (ответ на запрос от 04.04.2018 № 24).

В результате проведенной созданной на основании приказа Минпрома края от 09.04.2018 № 78-о/д комиссией проверки установлено неисполнение ЗАО «Лиссант-Юг» обязательств, связанных с предоставлением отчетности по соглашению, которое является нарушением условий соглашения и влечет возврат субсидии (акт от 30.04.2018).

На основании результатов проведенной проверки Минпром края направило должнику требование от 03.05.2018 о возврате субсидии в размере 819 472 руб. 07 коп. в течение 60 календарных дней со дня получения данного требования.

Ссылаясь на неисполнение должником данного требования, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об исключении из конкурсной массы денежных средств в размере 819 472 руб. 07 коп.

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным указанным кодексом, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

В соответствии со статьей 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Как следует из материалов обособленного спора, субсидия направлена
ЗАО «Лиссант-Юг» на компенсацию расходов по приобретению оборудования, в частности: пилы ленточной DW 876 DeWalt - 1 шт., насоса Husky - 1 шт., листогиба ручного PBBI500 Ультра - 1 шт., пенобетомесителя - 1 шт., станка плазменной резки PC 1500 - 1 шт., станка точечной сварки 4645NE - 1 шт., станка точечной сварки 4645NE - 1 шт., которое имеется в наличии.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств учета, резервирования или хранения денежных средств в размере 819 472 руб. 07 коп. на специальном счете должника, отдельно от иного имущества, составляющего конкурсную массу, в материалы обособленного спора сторонами не представлено.

Таким образом, с момента поступления спорных денежных средств на счет должника они стали обезличенными.

В натуральной форме или индивидуализированном виде у ЗАО «Лиссант-Юг» спорные денежные средства отсутствуют, доказательств иного в материалы спора не представлено.

Соответственно, данные денежные средства не могут быть исключены из конкурсной массы должника.

При этом, как следует из пояснений представителя заявителя, данных в ходе судебного заседания, фактически воля заявителя направлена на возврат предоставленных  в качестве субсидии денежных средств ввиду ненадлежащего исполнения ЗАО «Лиссант-Юг» условий соглашения, в том числе посредством их взыскания с должника.

Постановлением Правительства Ставропольского края  от  25.04.2016 № 158-п  утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, направленных на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края.

Данный Порядок разработан в  соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и  постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2016  № 194 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий», согласно которому предоставление субсидии осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом.

Требования заявителя мотивированы неисполнением должником обязанности по предоставлению в срок до 15.02.2018 документов, указанных в пункте 6.1 соглашения.

Как указывал заявитель,  по требованию Минпрома края должник возврат субсидии не произвел.

По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации изначально в момент предоставления субсидии у получателя отсутствует обязательство по возврату субсидии в бюджет. Факт возникновения обязательств по возврату субсидий, порядок и сроки возврата субсидий установлены договорами и дополнительными соглашениями к ним.

В силу положений вышеназванных Порядка, утвержденного постановлением  Правительства Ставропольского края от 25.04.2016 № 158-п (в соответствии с которыми должнику  была предоставлена субсидия), министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения условий целей и порядка предоставления субсидий и в случае установления нарушений, получатель обязан в течение шестидесяти календарных дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии возвратить предоставленную субсидию.

При нарушении предприятием срока возврата субсидии министерство принимает меры по взысканию субсидии в краевой бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края (пункта  24  вышеназванного Порядка).

Таким образом, денежное обязательство получателя субсидии по возврату субсидии возникает с момента предъявления соответствующего требования об этом соответствующего органа.

В рассматриваемом случае требование о возврате субсидии заявлено Минпромом края 03.05.2018.

При этом как указывалось ранее и следует из материалов дела, определением суда от 10.07.2017 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве)
ЗАО «Лиссант-Юг»; определением суда от 03.08.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения; решением суда от 17.01.2018 ЗАО «Лиссант-Юг» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» разъяснено, что денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом. Судам при применении пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве необходимо учитывать, что в силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом возбуждения производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника  10.07.2017  суд приходит  к выводу, что требование Минпрома края о возврате субсидии носит текущий характер.

В абзаце 2 пункта 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что в случае, если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.

Принимая во внимание, что требования Минпрома края в размере 819 472 руб.
07 коп. относятся к текущим платежам, суд прекращает производство по рассматриваемому заявлению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Прекращая производство по делу, суд также учитывает, что  Минпромом края реализовано права на предъявление требований  к должнику о возврате  субсидии путем предъявления в порядке искового производства  заявления о взыскании  с  ЗАО «Лиссант- Юг»  в бюджет Ставропольского края   819 472 руб. 07 коп.  в рамках дела № А63-14203/2018.

Руководствуясь статьями 150, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по заявлению Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, г. Ставрополь, об исключении из конкурсной массы денежных средств, полученных из бюджета Ставропольского края, и возврате их в бюджет Ставропольского края прекратить. 

Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме). 

Судья                                                                                                     Т.Н. Пекуш