Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов
«15» февраля 2022 года Дело № А64-10557/2021
Резолютивная часть определения объявлена «15» февраля 2022 года
Определения изготовлено в полном объеме «15» февраля 2022 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Чекмарёва А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Чуксиной А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело №А64-10557/2021 по заявлению
Прокурора Токаревского района Тамбовской области, Тамбовская область, Токаревский район, р.п.Токаревка
к Обществу с ограниченной ответственностью «Заря» (ОГРН <***>, ИНН <***>), р.п.Токаревка
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 21.12.2020;
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще;
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Дело рассматривается в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом, по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Токаревского района Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к ООО «Заря» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 24.12.2021 дело принято к производству Арбитражного суда Тамбовской области, возбуждено дело №А64-10557/2021.
В судебном заседании 08.02.2022 представитель прокурора требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 123, 136, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица по имеющимся материалам, поскольку он извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
При отсутствии возражения сторон, присутствующих в деле, суд открыл судебное заседание в первой инстанции и на основании ст.153 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании 08.02.2022 объявлялся перерыв до 09 час.00 мин. 15.02.2022.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителя прокурора, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Токаревского района во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 №140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», указания прокуратуры Тамбовской области, проведена проверка в указанной сфере деятельности.
В ходе проверки установлено, что ООО «Заря» осуществляет предпринимательскую деятельность, в т.ч. путем предоставления населению услуги по водоснабжению. В ходе проверки было установлено, что на территории Гладышевского сельсовета Токаревского района Тамбовской области услуга по водоснабжению жителям с.Гладышево, д.Цыгановка и с.Семенецк оказывается Обществом путем использования водонапорных башен и водозаборных скважин №8303, №8308, №8311, без лицензии.
При этом, как было установлено в ходе проверки, Обществом с декабря 2020 по ноябрь 2021 года осуществляя предпринимательскую деятельность, используя без лицензии на право пользования недрами, в целях водоснабжения населения, артезианские скважины, с жителей Токаревского района Тамбовской области были получены денежные средства в сумме 121859,13 руб.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 10.12.2021, получены объяснения представителя Общества.
Учитывая, что Общество эксплуатирует скважины, которые использует для добычи подземных вод в целях обеспечения водоснабжением населения и юридических лиц в целях извлечения прибыли, лицо, проводившее проверку, пришло к выводу, что ответчик является водо- и недропользователем и в нарушение требований Водного кодекса Российской Федерации и Закона РФ «О недрах» осуществляет пользование недрами в целях добычи подземных вод без оформления лицензии.
Усмотрев таким образом, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, постановлением от 10.12.2021 в отношении ООО «Заря» прокурором Токаревского района Тамбовской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Постановление вынесено в присутствии представителя Общества по доверенности ФИО2.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Заря» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, в связи с чем, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом правонарушения по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
В соответствии с ч.3 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Часть. 3 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) в ст.9 предусматривает, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии со ст.11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Организационное обеспечение лицензирования пользования недрами возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы (ст.16 Закона о недрах).
Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы осуществляют лицензирование пользования недрами, за исключением лицензирования пользования недрами в отношении участков недр местного значения, с привлечением подведомственных ему государственных казенных учреждений, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков недр, находящихся на их территориях.
При этом, законодатель предусматривает право собственников земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки прокуратурой установлено, что ООО «Заря» осуществляет предпринимательскую деятельность, в т.ч. путем предоставления населению услуги по водоснабжению. В ходе проверки было установлено, что на территории Гладышевского сельсовета Токаревского района Тамбовской области услуга по водоснабжению жителям с.Гладышево, д.Цыгановка и с.Семенецк оказывается Обществом путем использования водонапорных башен и водозаборных скважин №8303, №8308, №8311, без лицензии.
Так, на территории Гладышевского сельсовета Токаревского района Тамбовской области услуга по водоснабжению жителям с.Гладышево, д. Цыгановка и с. Семенецк оказывается Обществом путем использования водонапорных башен и водозаборных скважин №8303, №8308, №8311.
За период с декабря 2020 по ноябрь 2021 года включительно за водоснабжение от населения д.Гладышево Гладышевского сельсовета (скважина №8303) Обществом было получено 16157,22 руб. За период с декабря 2020 по ноябрь 2021 года включительно за водоснабжение населения д.Семенецк Гладышевского сельсовета (скважина №8311) было получено 3021,16 руб.. За период с декабря 2020 по ноябрь 2021 года включительно за водоснабжение населения д.Цыгановка Гладышевского сельсовета (скважина №8308) ООО «Заря» было получено 15178,50 руб.
Также, ООО «Заря» предоставляет услугу по водоснабжению жителям д. Безукладовка Токаревского района Тамбовской области путем использования без лицензии водонапорных башен и водозаборных скважин №б/н, расположенных в восточной и западной части д.Безукладовка.
За период с декабря 2020 по ноябрь 2021 года включительно за водоснабжение населения д.Безукладовка Токаревского района Тамбовской области (2 скважины №б/н) Обществом было получено 87502,25 руб.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и Обществом не оспариваются.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт осуществления ООО «Заря» предпринимательской деятельности по предоставлению населению услуги по водоснабжению без получения лицензии на право пользования недрами.
Прокуратурой указанные действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно.
Между тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.18 постановления от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Также, как следует из п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации «О недрах»).
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что материалами дела подтверждено, что Обществом осуществляется пользование недрами без соответствующей лицензии, указанные действия образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ – пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.
Таким образом, квалификация действий ООО «Заря» должна определяться в рамках главы 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специальной нормой (ч.1 ст.7.3 Кодекса), а не частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
При этом, если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, не отнесено к компетенции арбитражных судов.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, рассматривают, в соответствии со ст.23.22 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Таким образом, при имеющихся обстоятельствах и с учетом изложенного, производство по делу подлежит прекращению, а постановление прокурором Токаревского района Тамбовской области от 10.12.2021 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении возвращению прокурору.
В соответствии со ст.151 АПК РФ о прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку в соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь частью 1 статьи 150, статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Производство по делу №А64-10557/2021 по заявлению прокурора Токаревского района Тамбовской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Заря» (ОГРН <***>, ИНН <***>, р.п.Токаревка) к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ прекратить.
Постановление от 10.12.2021 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении с прилагаемыми к нему документами возвратить прокурору Токаревского района Тамбовской области.
2. Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: <...>, через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья А.В.Чекмарёв