ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А64-5624/20 от 14.04.2022 АС Тамбовской области

42/2022-119960(1)



Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
 http://tambov.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов Дело № А64-5624/2020
«15» апреля 2022 года

Резолютивная часть определения оглашена 14.04.2022  В полном объеме определение подготовлено 15.04.2022 

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Митиной Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи до и  после перерыва помощником судьи Игнатьевой И.Г., 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>,  ОГРНИП <***>, дата регистрации: 02.11.2009 г.) 

к 1) Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по  управлению государственным имуществом в Тамбовской и <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации:  01.07.2009) 

о признании реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка

третьи лица: ОАО «Тамбовский автотранспортный комбинат», Комитет архитектуры и  градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области 

при участии в судебном заседании до и после перерыва: 

от истца: не явились, извещены,

от ответчика-1 Межрегионального территориального управления Федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях: не  явились, извещены, 

от ответчика-2 Федерального агентства железнодорожного транспорта: не явились,  извещены, 

от ответчика-3 филиала ОАО «РЖД» - ФИО2, представитель по доверенности от  11.12.2020 № ЮВОСТ-234/Д, 

от третьих лиц: не явились, извещены

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН  <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации: 02.11.2009 г. обратился в  Советский районный суд г. Тамбова с иском к Межрегиональному территориальному 

[A1]

[A2] управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Тамбовской и Липецкой областях г. Тамбов, ул. Московская, д. 65 (ИНН 6829057176,  ОГРН 1096829003974, дата регистрации: 01.07.2009) о признании реестровой ошибки в  местоположении границ земельного участка. 

Определением Советского районного суда г. Тамбова от 22.07.2020 дело передано  по подсудности в Арбитражный суд Тамбовской области. 

Определением суда от 18.08.2020 исковое заявление принято к производству,  возбуждено производство по делу № А64-5624/2020. 

Определением суда от 26.10.2020 к участию в деле в качестве соответчика  привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта, в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены ОАО «Тамбовский автотранспортный комбинат, Комитет земельных  ресурсов и землепользования администрации города Тамбова. 

Определением суда от 09.12.2020 Комитет земельных ресурсов и землепользования  администрации города Тамбова исключен из числа третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета  спора, привлечен Комитет архитектуры и градостроительства администрации города  Тамбова Тамбовской области. 

Определением от 16.04.2021 судом назначалась судебная экспертиза производство  по делу № А64-5624/2020 приостановлено до получения заключения эксперта. 

Определением суда от 08.10.2021 производство по делу возобновлено. 

Определением суда от 24.01.2022 к участию в деле в качестве соответчика  привлечено Открытое акционерное общество «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная  железная дорога» (ИНН <***>, ОГРН <***>), исключено из числа третьих  лиц. 

Представители истца, ответчиков МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой  областях, Федерального агентства железнодорожного транспорта и третьих лиц ОАО  «Тамбовский автотранспортный комбинат», Комитета архитектуры и градостроительства  администрации города Тамбова Тамбовской области в судебное заседание не явились,  извещены надлежащим образом. 

В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело  в отсутствие представителей истца, ответчиков 1, 2 и третьих лиц по имеющимся  материалам, поскольку указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте  судебного заседания. 

Истцом в материалы дела представлено заявление об отказе от исковых  требований, в связи с удовлетворением требований истца в ходе рассмотрения спора. 

Представитель ответчика-3 филиала ОАО «РЖД» вопрос о принятии судом отказа  от исковых требований и прекращении производства по делу, оставил на усмотрение суда. 

В судебном заседании 11.04.2022 объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут  14.04.2022. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети  Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе. 

Представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная  дорога», возражая против доводов истца о добровольном удовлетворении требований в  ходе рассмотрения дела, указал, что кадастровые работы, в результате которых устранено  наложение границ земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и  земельного участка, принадлежащего истцу, проведено ОАО «РЖД» на основании  распоряжения уполномоченного государственного органа по образованию земельных  участков в границах полосы отвода железных дорог и не связано с устранением  реестровой ошибки; указал, что ОАО «РЖД» пользуется земельным участком, на котором  находится полоса отвода железной дороги, на основании договора аренды и не 


[A3] уполномочено распоряжаться земельным участком; считает ОАО «РЖД» ненадлежащим  ответчиком по делу. 

Ответчик Федеральные агентство железнодорожного транспорта в письменном  отзыве также считает себя ненадлежащим ответчиком, указав, что полномочия  собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной  собственности, отнесены к полномочиям Росимущества, также указал, что отсутствуют  сведения об установлении полосы отвода железных дорог в районе расположения  земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20; полагает, что уточнение  местоположения границ земельных участков осуществляется при проведении кадастровых  работ, заказчиком которых выступает уполномоченный орган местного самоуправления. 

В свою очередь, в ходе судебного разбирательства представитель МТУ  Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, указал, что представителем  собственника со стороны Российской Федерации в отношении полос отвода и охранных  зон железных дорог, с учетом специального назначения указанных объектов, является  Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое наделено полномочиями  по образованию земельного участка в пределах полосы отвода, а также по принятию  решений об изменении границы полосы отвода. 

Выбор ответчика по делу (как замена, так и процессуальное соучастие на стороне  ответчика) относится к диспозитивным полномочиям истца. В ходе рассмотрения дела  истец полагал привлеченных к участию в деле лиц надлежащими ответчиками. 

Суд полагает, что по заявленным требованиям об исправлении реестровой ошибки  в части координат границ земельного участка из земель федеральной собственности,  отведенной под полосу отвода железных дорог, ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога», Федеральное агентство железнодорожного транспорта  наряду с МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях являются надлежащими  ответчиками по делу. При этом суд исходил из следующего. 

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит  земельный участок с кадастровым номером 68:29:0306041:2 и объект капитального  строительства с кадастровым номером 68:29:0306041:101, расположенным на нем. 

Истец указывает, что при проведении кадастровых работ по привязке границ  земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2, кадастровым инженером  выявлено наложение смежного земельного участка с кадастровым номером  68:29:0301001:20 на земельный участок с кадастровым номером 68:29:0306041:2 с  наложением на здание склада, принадлежащее истцу на праве собственности. 

После привязки исходных границ земельного участка с кадастровым номером  68:29:0306041:2 к объектам искусственного происхождения (забор, межа), позволяющим  определить местоположение данных границ, выявлено, что существующие границы  пересекает граница земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20,  поставленного на кадастровый учет 27.05.2004. Сведения о поворотных точках границ  данного земельного участка внесены в ЕГРН в местной системе координат МСК-68;  площадь пересечения согласно прилагаемой схеме составила 329 кв.м. 

Как следует из иска, при проведении кадастровых работ по уточнению  местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером  68:29:0301001:20, согласование границ земельного участка с собственником земельного  участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 ФИО1, не проводилось. 

Ссылаясь на наличие реестровой ошибки в части наложения границ земельного  участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20, с земельным участком с кадастровым  номером 68:29:0306041:2, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд. 

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в 


[A4] судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и  других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание  правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного  (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке. 

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является  основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном  кадастре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный  землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению  смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными  координатами поворотных точек. 

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный  участок с кадастровым номером 68:29:0306041:2 и объект капитального строительства –  здание склада с кадастровым номером 68:29:0306041:101, расположенное на нем. 

При проведении кадастровых работ по привязке границ земельного участка с  кадастровым номером 68:29:0306041:2, кадастровым инженером выявлено наложение  смежного земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20 на земельный  участок с кадастровым номером 68:29:0306041:2 с наложением на здание склада,  принадлежащее истцу на праве собственности. 

В собственности Российской Федерации находится земельный участок с  кадастровым номером 68:00:0000000:13, категория земель: земли промышленности,  транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения,  энергетики, обороны и иного назначения, с разрешенным использованием – для  размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью  30 165 500 кв.м., адрес (местоположение): Тамбовская область, Первомайский,  Мичуринский, ФИО3, Тамбовский, Рассказовский, Кирсановский, Уметский  районы, г.Мичуринск, г.Тамбов, г.Рассказово, г.Кирсанов, участок железной дороги  Москва- Саратов (запись регистрации 68-01-1/2003-8 от 29.04.2003г.). 

Постановлением мэра города Тамбова от 18.12.1992 1032 «О предоставлении Юго-Восточной железной дороге в пределах г.Тамбова земельного участка» Юго-Восточной  железной дороге (с 19.07.2001 ФГУП «Юго-Восточной железной дороге») предоставлен в  постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 222,49га под  производственные здания и подъездные пути. Постановлением мэра города Тамбова от  31.12.2002 № 7780 «Об уточнении границ и площади земельного участка,  предоставленного ФГУП «Юго-Восточной железной дороге» в постоянное (бессрочное)  пользование в границах города Тамбова» площадь уточнена и составила 190,18 га. 

На данном земельном участке находится объект недвижимого имущества,  являющийся собственностью ОАО «РЖД»: сооружение-комплекс Тамбовской дистанции  пути, инв. № 68:401:001:007760200, назначение: транспортное (запись регистрации 68-011/2003-87 от 12.03.2004 г.). 

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером  68:29:0301001:20 находится в федеральной собственности и входит в состав земельного  участка с кадастровым номером 68:00:000000:13 (единое землепользование). 


[A5] Земельный участок с кадастровым номером 68:00:0000000:13 был поставлен на  кадастровый учет 24.01.2003 описательным способом. 

Земельный участок с кадастровым номером 68:29:0301001:20 площадью 1 568 704  кв. м., входит в состав земельного участка с кадастровым номером 68:00:0000000:13  (единое землепользование), поставлен на кадастровый учет 27.05.2004. 

На арендованном земельном участке находится полоса отвода железной дороги. 

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об  особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»  земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального  железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1  статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых  размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются  федеральной собственностью. 

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися  федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в  соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 2 Правил пользования земельными участками,  являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД",  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264, пользование  земельными участками полосы отвода железной дороги осуществляется на основании  договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по  управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД". 

Согласно п. 2 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон  железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611, в  целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или  уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего  пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо  организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры  железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей  необщего пользования (далее - заинтересованная организация), обеспечивают подготовку  соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных  участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода  устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для  формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской  Федерации. 

Таким образом, закон возложил на владельцев и заинтересованных в эксплуатации  железнодорожных путей лиц обязанность по установлению границ земельных участков в  границах полосы отвода железных дорог. 

ОАО «РЖД» фактически эксплуатирует железную дорогу, проводит кадастровые  работы в отношении земельных участков, составляющих полосу отвода; использует  земельный участок, смежный с участком истца, то есть является смежным  землепользователем, а следовательно, надлежащим ответчиком по делу. 

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 68:29:0301001:20 находится  в федеральной собственности и входит в состав земельного участка с кадастровым  номером 68:00:000000:13 (единое землепользование), правообладателем которого также  является Российская Федерация, соответчиком по делу привлечено МТУ Росимущества в  Тамбовской и Липецкой областях (территориальный орган Федерального агентства по  управлению государственным имуществом, уполномоченный на заключение договоров  аренды земельных участков для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного  транспорта, ограниченных в обороте). 

 Земельный участок с кадастровым номером 68:00:000000:13 (единое  землепользование) отведен под полосу отвода железной дороги и имеет вид разрешенного 


[A6] использования: под объекты транспорта железнодорожного, для размещения и  эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. 

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 06.04.2004 № 174, п. 1  Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного  постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397, Федеральное агентство  железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной  политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом  в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных  услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на  метрополитене. 

 Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет в порядке и  пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в  отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения  функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере  деятельности (п. 5.2 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта). 

В силу пункта 5.3.18. Положения о Федеральном агентстве железнодорожного  транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397,  указанный орган в период спорных правоотношений уполномочен на принятие решений  об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в  федеральной собственности, в целях установления границ полосы отвода железных дорог. 

Приведенные нормы права о формировании и изменении (уточнении) границ  земельных участков в пределах полосы отвода железных дорог соответствующим  уполномоченным органом направлены, в том числе, на установление специального  порядка осуществления названных действий с учетом особенности объекта - железной  дороги, представляющей повышенную опасность и необходимости обеспечения  нормального и безопасного ее функционирования. 

Также к полномочиям Федерального агентства железнодорожного транспорта  отнесено принятие решений об установлении границ охранных зон железных дорог,  которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода (п. 5.3.20 Положения). 

Необходимость привлечения Федерального агентства железнодорожного  транспорта в качестве соответчика по данной категории споров подтверждается  сложившейся судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2019   № 301-ЭС19-23173 по делу № А17-1033/2017, Определение Верховного Суда РФ от  17.10.2017 № 310-ЭС17-14492 по делу № А64-1643/2016, Определение Верховного Суда  РФ от 05.10.2020 № 304-ЭС20-13709 по делу № А03-374/2018, Постановление  Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2020 по делу № А03-374/2018,  Определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2020 № 888928/2020 по делу № 2-1054/2019, от 04.03.2020 № 88-4893/2020 по делу № 2-1-127/2019). 

Как уже было отмечено выше, истец, полагая, что его требования удовлетворены в  добровольном порядке в ходе рассмотрения дела и реестровая ошибка в местоположении  земельного участка, находящегося в федеральной собственности, устранена, представил  письменное заявление об отказе от исковых требований. 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой  инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в  соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. 

Частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации предусмотрено, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска,  уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает 


[A7] мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других  лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу. 

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что  заявленное ходатайство подлежит удовлетворению. 

При этом возражения ответчика ОАО «РЖД» относительно доводов истца о  добровольном удовлетворении требовании в ходе рассмотрения спора, поскольку  проведение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка, находящегося в  федеральной собственности, не было связано с устранением реестровой ошибки,  отклоняются судом по следующим основаниям. 

Обращаясь с настоящим иском (с учетом уточнений), истец просит суд признать  реестровой ошибкой сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым  номером 68:29:0301001:983, площадью 1571278 кв.м. В целях устранения наложения  спорных земельных участков с кадастровым номером 68:29:0306041:2 и 68:29:0301001:983  по их смежной границе из сведений ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером  68:29:0301001:983: исключить точки с координатами 344 (X: 427221.09; Y: 1248786.38)  внести точки с координатами: 

- 24-1 (X: 427234.06; Y: 1248750.34),
- 24 (344*) (X: 427230.90; Y: 1248748.74),
- 23 (345*) (X: 427207.90; Y: 1248808.46),
- 23-1 (X: 427214.24; Y: 1248810.28).

Уточнение исковых требований рассмотрено и принято судом в порядке ст. 49  АПК РФ

Спор об установлении границ является разновидностью негаторного иска, которым  устраняются препятствия в пользовании имуществом, выраженные, по заявленным  требованиям, в неправильном определении характерных точек границ земельных  участков. 

Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права  собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является  недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет  характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной  вещи. Таким образом, земельный участок становится объектом гражданских прав с  момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных  характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении  характерных точек координат границ. 

Сведения о границах земельного участка вносятся в государственный кадастр  недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в  установленном законом порядке недвижимом имуществе. 

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с  положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной  регистрации недвижимости". 

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение  в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках,  зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного  строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных  федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть  перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее  также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта  недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве  индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования,  а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах  недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). 


[A8] Документом, необходимым для осуществления государственного кадастрового  учета изменений основных характеристик земельных участков является межевой план,  требования к которому установлены ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. 

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ межевой  план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана  соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра  недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены  определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и  указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о  части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый  государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных  участках. 

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ  земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен  содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 части 1 статьи 22 Закона   № 218-ФЗ). 

Согласно статье 39 Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой  деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном  настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами,  указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ  уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого  выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение  границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в  государственный кадастр недвижимости. 

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с  заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение  местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей  другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.  Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения  частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему  земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе. 

Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков  являются, в числе прочего, обстоятельства возникновения у истца права на смежный  земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка,  принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику. 

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым  будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам  характерных точек. На основании такого судебного акта сведения об установленной  границе вносятся в ЕГРН. 

В ходе рассмотрения дела ответчики МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой  областях и филиал ОАО «РЖД», возражая против удовлетворения исковых требований,  указали, что земельный участок с кадастровым номером 68:29:0301001:20 входит в состав  земельного участка с кадастровым номером 68:00:0000000:13, который был поставлен на  кадастровый учет 24.01.2003. При этом земельный участок истца с кадастровым номером  68:29:0306041:2 был поставлен на кадастровый учет 21.07.2003. Ответчики полагают, что  границы земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 сформированы без  учета местоположения границы земельного участка полосы отвода железной дороги,  поскольку на момент внесения в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым  номером 68:29:0306041:2, железная дорога уже существовала; границы полосы отвода  железной дороги были установлены. Ответчики указывают, что заявленные требования  фактически направлены на оспаривание права собственности Российской Федерации на  принадлежащий участок полосы отвода железной дороги в границах и площади, учтенных 


[A9] в государственном кадастре недвижимости; полагают, что удовлетворение требований  повлечет за собой изменений границы и уменьшение площади земельного участка с  кадастровым номером 68:29:0301001:20, находящегося в федеральной собственности. 

В свою очередь, истец пояснил, что ФИО1 приобрел земельный участок с  кадастровым номером 68:29:0306041:2 и расположенные на нем здания у ОАО  «Тамбовский автотранспортный комбинат», который, в свою очередь, приобрел права на  здания в порядке приватизации. Земельный участок с кадастровым номером  68:29:0306041:2, площадью 2993 кв.м., был приобретен ОАО «Тамбовский  автотранспортный комбинат» в собственность у Комитета земельных ресурсов и  землепользования г. Тамбова на основании постановления главы администрации г.  Тамбова от 18.03.2008 № 1633; до указанного период земельный участок находился в  аренде у автотранспортного комбината. Соответственно фактические границы земельного  участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 были сформированы более 15 лет назад;  межевание участка на местности проведено в 2002 году. Здание, принадлежащее истцу и  расположенное на земельном участке истца, построено в 1984 году. По мнению истца,  границы земельного участка установлены фактическим пользованием, а также  документами о земельном и кадастровом учете; при этом при переводе координат границ  смежного земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20 в систему МСК- 68, кадастровым инженером допущена ошибка. 

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 06.09.2011 № 4275/11, если  кадастровые работы не проводились, либо проводились по инициативе одного или  нескольких собственников объектов недвижимости, но границы между образуемыми  земельными участками не были согласованы, суд вправе сам назначить проведение  кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Кодекса для  назначения экспертизы. 

Определением Советского районного суда г.Тамбова от 02.12.2019 в рамках  первоначального рассмотрения гражданского дела № 2-1721/2019 назначена судебная  экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНКО «Тамбовский центр судебных  экспертиз» (392008, <...>), эксперту ФИО4. 

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

«1. Определить имеется ли наложение (пересечение) границ земельного участка с  КН 68:29:0301001:20 на земельном участке с КН 68:29:0306041:2 и на здании склада в КН  68:29:0306041:2? 

По второму вопросу экспертом предложен вариант корректировки реестровых  границ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20 для устранения  выявленного пересечения. 

Согласно данному варианту экспертом предложено реестровые границы и площадь  участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 оставить неизменными и лишь привязать  их к актуальной системе координат МСК-68. Кроме того, экспертом предложено  скорректировать участки реестровых границ участка с кадастровым номером  68:29:0301001:20, ограниченные точками 343-344-345-346-347-348-349-350-351-352 и 398399-400-401-402-403-404-405-406-407-408-409-410-411 следующим образом: 


[A10] - участок границы по точкам 343-344-345-346-347-348-349-350-351-352  скорректировать, установив его по точкам 343-344*-345*-346-347-348-349*-350*-351*352. 

- участок границы по точкам 3398-399-400-401-402-403-404-405-406-407-408-409410-411 скорректировать, установив его по точкам 398-399*-400*-401-402-403-404*-411*. 

В судебном заседании Арбитражного суда Тамбовской области 10.02.2021  заслушаны пояснения эксперта ФИО4 по экспертному заключению от  10.06.2020 № 33/50. 

Согласно выводам эксперта, отраженным в заключении эксперта от 10.06.2020   № 33/50 и пояснениям эксперта ФИО4, границы земельного участка с  кадастровым номером 68:29:0301001:20 при постановке на кадастровый учет были  определены описательным методом с использованием материалов аэрофотосъемки,  принимая во внимание сложившиеся между землепользователями границы земельных  участков, в том числе по искусственно возведенным объектам. В дальнейшем земельный  участок с кадастровым номером 68:29:0301001:20 был привязан к системе координат  МСК-68 предположительно без выхода кадастровых инженеров на место, что повлекло  наложение границ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20 на  земельный участок с кадастровым номером 68:29:0606041:2. 

Из заключения эксперта от 10.06.2020 № 33/50 следует, что наложение  (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20 на  земельный участок с кадастровым номером 68:29:0306041:2 и на здание склада,  расположенного на участке с кадастровым номером 68:29:0306041:2, составляет от 3,54 м  до 6,60 м, что в разы превышает допустимую погрешность измерений при контроле  межевания, не превышающую в данном случае 0,2 м. Причиной несоответствия является  использование малоточного метода для первичного уточнения границ земельного участка  с кадастровым номером 68:29:0301001:20. 

Определением суда от 16.04.2021 по ходатайству истца судом назначалась  дополнительная судебная экспертиза, в целях определения нормативной ширины полосы  отвода железной дороги близ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2,  поскольку указанные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения  настоящего спора. 

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных  дорог определяется Правительством Российской Федерации. 

В соответствии с Нормами отвода земельных участков, необходимых для  формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон  железных дорог, утвержденными приказом Минтранса России от 06.08.2008 N 126, в  полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к  железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения  железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос  лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения,  производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов  железнодорожного транспорта. 

При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и  факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных  сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные  на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и  водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.),  необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность  местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при  аварии). Ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из  составляющих, определяемых этими условиями и факторами. 

В отзыве на исковое заявление ОАО "РЖД" указало на необходимость соблюдения 


[A11] при формировании земельного участка норм полосы отвода железной дороги в целях  соблюдения безопасности дорожного движения. 

Согласно пояснениям представителя филиала ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная  дорога от 03.03.2021 № РНЮ-5/160 ширина полосы отвода участка железной дороги с  кадастровым номером 68:29:0301001:20 в районе расположения земельного участка с  кадастровым номером 68:29:0306041:2 составляет от 30 до 34 метров от междупутья  главных путей, что подтверждается Актом установления и согласования границы полосы  отвода железной дороги от 2001 г. 

Определением от 16.04.2021 судом назначалась дополнительная судебная  экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО «Судебно-криминалистический  центр» ФИО4 по следующим вопросам: 

«1. Определить минимально допустимую ширину полосы отвода железной дороги  близ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 с учетом действующих  правил и нормативов, предусмотренных для полосы отводы железных дорог. 

В случае положительного ответа на вопрос предложить варианты корректировки  реестровых границ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20 с  указанием площади пересечения и координат характерных точек?». 

По результатам проведенной дополнительной экспертизы в материалы дела  представлено заключение эксперта Автономной некоммерческой организации «Судебно-криминалистический центр» № 154/06-21/СЭ от 30.05.2020, согласно выводам которого: 

- минимально допустимая ширина полосы отвода железной дороги близ земельного  участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 с учетом действующих правил и  нормативов, предусмотренных для полосы отвода железных дорог, составляет  35,52...37,29 м. 

- возможность скорректировать реестровые границы земельного участка с  кадастровым номером 68:29:0301001:20 для устранения пересечения с реестровыми  границами земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 и объектом  капитального строительства с кадастровым номером 68:29:0306041:101, расположенным  на нем, с соблюдением нормативных требований к ширине полосы отвода железной  дороги, расположенной близ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2,  имеется. 

- на усмотрение суда был предложен вариант корректировки реестровых границ  земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20 для устранения имеющегося  пересечения с реестровыми границами земельного участка с кадастровым номером  68:29:0306041:2 площадью 289 кв.м. и объектом капитального строительства с  кадастровым номером 68:29:0306041:101 площадью 88 кв.м. Данный вариант представлен  на схеме № 2 приложения к данному заключению. 

После проведения дополнительной судебной экспертизы судом установлено, что в  ходе судебного разбирательства Юго-Восточной железной дорогой проведены  кадастровые работы по образованию земельных участков путем раздела с сохранением  исходного земельного участка с кадастровым номером 68:00:0000000:13 в измененных  границах, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 68:29:0301001:20,  являющийся предметом судебной экспертизы, исключен из Единого государственного  реестра недвижимости. 


[A12] Указанные обстоятельства изложены в дополнении к отзыву ОАО «РЖД»,  представленном в материалы дела. 

В судебном заседании 20.12.2021 заслушаны пояснения эксперта ФИО4  по экспертному заключению от 30.09.2021 № 154/06-21/СЭ, с учетом исключения из ЕГРН  земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20, являвшегося предметом  судебной экспертизы, который пояснил, что возможно исправление реестровой ошибки  путем установления границы спорных смежных земельных участков по границе  искусственных объектов (железобетонные ограждения), возведенных ранее постановки на  кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20. При этом  площади спорных смежных участков не изменятся. 

 Из письменных разъяснений эксперта к экспертному заключению от 30.09.2021   № 154/06-21/СЭ следует, что по результатам изучения кадастрового план территории  квартала № 68:29:0000000 было установлено, что в настоящий момент на месте земельного  участка с КН 68:29:0301001:20 с учетной площадью 1568704 кв.м. числится земельный  участок с КН 68:29:0301001:983 с учетной площадью 1571278 кв.м. При этом площадь  участка с КН 68:29:0301001:20, вычисляемая, исходя из координат его характерных точек,  составляла также 1571278 кв.м. 

В результате сопоставления границ участков с КН 68:29:0301001:20 и КН  68:29:0301001:983 было установлено, что имеются отдельные незначительные участки  несовпадения их границ, расположенные при этом за пределами области пересечения с  границами участка с КН 68:29:0306041:2. 

Исследование по второму вопросу было уточнено с учетом наличия участка с КН  68:29:0301001:983 вместо участка с КН 68:29:0301001:20. 

Полученная минимально допустимая ширина полосы отвода железной дороги близ  земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 была нанесена на схему № 2  приложения к заключению эксперта № 33/50 от 10.06.2020, на которой представлен  вариант корректировки реестровых границ земельного участка с КН 68:29:0301001:20 для  устранения пересечения с земельным участком с КН 68:29:0306041:2 и объектом  капитального строительства с КН 68:29:0306041:101 с учетом фактического  землепользования с заменой участка с КН 68:29:0301001:20 на участок с КН  68:29:0301001:983. Полученная схема представлена на схеме № 2-1 приложения к данному  разъяснению. 

Анализ полученной схемы позволяет сделать вывод, что возможность  скорректировать реестровые границы земельного участка с кадастровым номером  68:29:0301001:983 для устранения пересечения с реестровыми границами земельного  участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2 и объектом капитального строительства с  кадастровым номером 68:29:0306041:101, расположенным на нем, с соблюдением  нормативных требований к ширине полосы отвода железной дороги, расположенной близ  земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2, имеется. 

На усмотрение суда был предложен вариант корректировки реестровых границ  земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:983 для устранения  имеющегося пересечения с реестровыми границами земельного участка с кадастровым  номером 68:29:0306041:2, площадью 289 кв.м., и объектом капитального строительства с  кадастровым номером 68:29:0306041:101, площадью 88 кв.м. (схема № 2-1 приложения к 

данному разъяснению).

Согласно выводам эксперта, площадь участка с кадастровым номером  68:29:0301001:983 в скорректированных границах не изменится и составит 1571278 кв.м.  Координаты указанных точек приведены на схеме № 2-1 приложения к данному  разъяснению. 

Суд, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение, полагает,  что экспертное заключение от 30.09.2021 № 154/06-21/СЭ с учетом разъяснений к нему от 


[A13] 23.12.2021 № 154/Э1, соответствует требованиям ст.ст. 82, 83, 86 АПК РФ, по своему  содержанию носит последовательный, однозначный и непротиворечивый характер. 

Оснований не доверять выводам эксперта, предупрежденного об уголовной  ответственности, у суда не имеется. 

Заключение эксперта в силу части 2 статьи 64 АПК РФ является одним из  доказательств по делу и исследуется судом наряду с другими доказательствами. 

Принимая во внимание изложенное, экспертное заключение принято судом в  качестве надлежащего доказательства по делу. 

Сторонами возражений относительно заключения эксперта не заявлено. 

Как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2  (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019,  при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую  границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о  местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования  спорных участков. 

Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим  границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при  несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном  кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на  устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков. 

Таким образом, значимым для дела обстоятельством является определение  соответствия расположения места фактического нахождения используемых сторонами  земельных участков их расположению, указанному в правоустанавливающих документах  сторон. 

Доводы ответчика МТУ Росимущества, согласно которым, земельный участок с  кадастровым номером 68:00:0000000:13 (единое землепользование) был поставлен на  кадастровый учет описательным методом 24.01.2003 ранее земельного участка истца  21.07.2003, в связи с чем, ответчик полагает, что земельный участок истца был  сформирован без учета местоположения границ земельного участка полосы отвода  железной дороги, не принимаются судом по следующим основаниям. 

Судом установлено, что истец приобрел здание склада, площадью 183,6 кв.м. и  земельный участок под ним, площадью 2993 кв.м, расположенные по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи от  12.01.2015, заключенного с ОАО «Тамбовский автотранспортный комбинат». 

В свою очередь, ОАО «Тамбовский автотранспортный комбинат» пользовался  земельным участком в существующих границах на основании постановлений мэра г.  Тамбова от 15.11.1999 № 4632, от 07.04.2003 № 1930, которыми ОАО «Тамбовский  автотранспортный комбинат» земельный участок, площадью 2993 кв.м. под  производственную базу по ул. Астраханской, 164-А, предоставлялся в аренду. 

В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером 68:29:0306041:2,  площадью 2993 кв.м. был приобретен ОАО «Тамбовский автотранспортный комбинат» в  собственность в порядке приватизации на основании постановления главы администрации  г. Тамбова от 18.03.2008 № 1633. 

Согласно пункту 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или  другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на  такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой  недвижимостью и необходимый для ее использования. 

Указанное также согласуется со статьей 35 ЗК РФ о переходе прав на земельный  участок при переходе права собственности на здание, сооружение. 

Согласно материалам межевого дела в отношении земельного участка с  кадастровым номером 68:00:0000000:13, актом, утвержденным в 24.12.2002, были 


[A14] установлены и согласованы в натуре границы полосы отвода ФГУП ЮВЖД в черте г.  Тамбова, с участием представителей смежных землепользователей. 

Из акта согласования границы полосы отвода железной дороги следует, что полоса  отвода на участке 469 км + 558,2 м и далее в сторону г. Саратова с северо-восточной  стороны путей граничит от точки 160 до точки 162 с землями ОАО «Автокомбинат». Акт  подписан смежными землепользователями, в том числе, и представителем ОАО  «Тамбовский автотранспортный комбинат» без разногласий. 

Между тем, на момент формирования полосы отвода железной дороги и  согласования границы полосы отвода железной дороги в 2002 году со смежными  землепользователями, а также формирования земельного участка с кадастровым номером  68:00:0000000:13 как единого землепользования, здание склада, принадлежащее истцу,  уже было возведено (1984 г.). 

С учетом изложенного, суд соглашается с позицией истца, согласно которой,  согласование границ земельного участка с кадастровым номером 68:00:0000000:13, не  могло быть проведено с собственниками смежных земельных участков по линии,  пересекающей части зданий и сооружений. 

При этом согласно выводам эксперта, при корректировке реестровых границ  земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:983 (ранее - 68:29:0301001:20)  в целях устранения пересечения с реестровыми границами земельного участка с  кадастровым номером 68:29:0306041:2 и объектом капитального строительства с  кадастровым номером 68:29:0306041:101, расположенным на нем, нормативные  требования к ширине полосы отвода железной дороги, расположенной близ земельного  участка с кадастровым номером 68:29:0306041:2, будут соблюдены. 

При разрешении спора об установлении границ смежных земельных участков  следует установить фактическую и (или) юридическую границу таких участков, с учетом  сведений о местоположении границ и согласовании на момент их образования.  Местоположение земельных участков определяется исходя из сведений, содержащихся в  документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого  документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение  границ земельного участка при его образовании. 

В ходе судебного разбирательства ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная  железная дорога» проведены кадастровые работы с целью уточнения границ земельного  участка с кадастровым номером 68:29:0301001:983, занятого полосой отвода железной  дороги. 

Судом установлено, что филиал ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога  обратился с заявлением от 27.11.2020 № 3770-ЮВОСТ НГ в МТУ Росимущества в  Тамбовской и Липецкой областях по вопросу образования земельных участков на  основании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории. 

Распоряжением МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от  29.01.2021 № 50-р принято решение разделить земельный участок с кадастровым номером  68:00:0000000:13, общей площадью 30 165 500 кв.м., занятый полосой отвода железных  дорог, с сохранением в измененных границах, в соответствии с прилагаемой схемой  расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане  территории, образовав из него шесть самостоятельных земельных участков. 

Филиалу ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога поручено обеспечить  проведение работ по подготовке межевого плана с целью образования земельных  участков, указанных в п. 1 настоящего распоряжения в соответствии со схемой  расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане  территории. 

Из пояснений представителя МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой  областях следует, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 


[A15] 68:00:0000000:13 его площадь и координаты не изменились, а раздел земельного участка  произведен по границам муниципальных образований. 

Согласно пояснениям представителя филиала ОАО «РЖД», Юго-Восточной  железной дорогой кадастровые работы по образованию земельных участков путем раздела  с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 68:00:0000000:13 в  измененных границах были проведены в июле 2021 года, то есть после начала судебного  разбирательства (иск подан в суд общей юрисдикции 22.08.2019). 

В результате указанных кадастровых работ в границах г. Тамбова был образован  земельный участок с кадастровым номером 68:29:0301001:983, а земельный участок с  кадастровым номером 68:29:0301001:20 исключен из Единого государственного реестра  недвижимости. 

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО5, приведенному в  межевом плане, подготовленном в связи с уточнением местоположения границ и (или)  площади земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:983, земельный  участок с кадастровым номером 68:29:0301001:983 был полностью образован из  обособленного земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:20, входящего в  единое землепользование 68:00:0000000:13. Координатное описание обособленного  земельного участка внесено в ЕГРН 27.05.2004. 

В заключении к межевому плану кадастровый инженер ссылается на проведение  работ по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка с  кадастровым номером 68:29:0301001:983, занятого полосой отвода железной дороги в  границах г. Тамбова для исключения из полосы отвода объектов, не относящихся к  собственности ОАО «РЖД» и не используемых в процессе эксплуатации  железнодорожного транспорта. 

В процессе кадастровых работ были установлены границы земельного участка  относительно территории частных домовладений по их фактическому использованию  (забор), многоквартирных домов и прилегающими гаражами и сараями физических лиц,  гаражных кооперативов, а также территорий, занятых производственными зданиями и  сооружениями, находящимися в собственности третьих лиц. 

В ходе судебного разбирательства привлеченные ответчики возражали против  удовлетворения требований истца, в том числе, и на стадии досудебного урегулирования  спора, полагая, что изменение координат границы земельного участка с кадастровым  номером 68:29:0301001:983, приведет к уменьшению площади полосы отвода железных  дорог, и как следствие к уменьшению земельного участка, находящегося в федеральной  собственности. 

Между тем, как следует из заключения кадастрового инженера ФИО5  после проведения кадастровых работ площадь земельного участка с кадастровым номером  68:29:0301001:983 не изменилась. Сохранение площади достигнуто за счет включения  территорий, занятых защитными лесополосами, размещенных в зоне размещения  объектов рекреации (Р1) и в зоне размещения объектов коммунально-складского  назначения (П2). 

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в отношении земельного  участка с кадастровым номером 68:29:0301001:983 (ранее - 68:29:0301001:20) под полосой  отвода железной дороги, допущена реестровая ошибка при переводе координат границ  земельного участка в систему МСК-68, устраненная в ходе рассмотрения дела. 

Таким образом, доводы ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная  железная дорога» об отсутствии связи между проведением кадастровых работ в  отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:983 и устранением  реестровой ошибки в виде наложения земельного участка с кадастровым номером  68:29:0301001:983, находящегося в федеральной собственности, на земельный участок с  кадастровым номером 68:29:0306041:2, принадлежащий истцу, опровергаются  материалами дела. 


[A16] Фактически в ходе рассмотрения спора проведены работы по исправлению ошибки  в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:983,  занятого полосой отвода железной дороги, что привело к изменению границ полосы  отвода, поскольку при разделе земельного участка он сохраняется в измененных границах. 

Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 68:29:0301001:983  в уточненных координатах не пересекаются с земельным участком истца, истцом заявлено  об отказе от иска. 

Отказ истца от исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и  законные интересы других лиц, в связи с чем, суд считает возможным принять отказ от  иска, и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации производство по делу прекратить. 

В соответствии со статьями 102, 105 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также  льготы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о  налогах и сборах. 

Согласно п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской  Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о  возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при прекращении производства  по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его  требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с  ответчика (часть 1 статьи 101 ГПК РФ, часть 1 статьи 113 КАС РФ, статья 110 АПК РФ). 

При этом следует иметь в виду, что отказ от иска является правом, а не  обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных  обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска.  Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком  после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные  издержки также подлежат взысканию с ответчика. 

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек,  связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. 

Истцом при подаче искового заявления в суд общей юрисдикции была оплачена  государственная пошлина сумме 600,00 руб. 

В силу п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 № 46 «О применении  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в  суде первой инстанции» в определении о принятии к производству дела, переданного из  суда общей юрисдикции, арбитражный суд указывает заявителю на необходимость  уплаты государственной пошлины по ставкам, предусмотренным статьей 333.21  Налогового кодекса Российской Федерации, разрешает вопрос о зачете государственной  пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд общей юрисдикции. Вопросы о  взыскании неуплаченной государственной пошлины, а также о возврате излишне  уплаченной государственной пошлины подлежат разрешению по правилам главы 9 АПК  РФ при вынесении итогового судебного акта. 

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ размер  государственной пошлины за рассмотрение заявлений неимущественного характера в  арбитражном суде составляет 6 000 рублей. 

Судебные расходы истца по оплате государственной пошлины относятся на  ответчиков в равных долях по 200,00 руб. с каждого. 

Недоплаченная истцом сумма государственной пошлины взыскивается судом в  доход федерального бюджета с ответчика Открытого акционерного общества «РЖД» в  лице филиала «Юго-Восточная железная дорога» в размере 1800,00 руб. Ответчики МТУ  Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, Федеральное агентство  железнодорожного транспорта от уплаты государственной пошлины освобождены. 


[A17] Истцом также понесены расходы на проведение судебной экспертизы в сумме  31 058,00 руб. и дополнительной судебной экспертизы на сумму 16 246,00 руб. 

Результаты проведенных экспертиз подтвердили правомерность требований истца,  наличие реестровой ошибки. Судебные расходы истца на проведение судебной  экспертизы в общей сумме 47 304,00 руб. подлежат отнесению на ответчиков в равных  долях по 15 768,00 руб. с каждого. 

Руководствуясь ст. 102, 110, п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 151, 184, 185 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по делу № А64-5624/2020.

Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой  областях (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федерального агентства  железнодорожного транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>), Открытого  акционерного общества «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Индивидуального предпринимателя  ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)  судебные расходы по оплате государственной пошлины по 200,00 руб. с каждого,  судебные издержки на проведение судебной экспертизы в размере 15 768,00 руб. с  каждого. 

Взыскать с Открытого акционерного общества «РЖД» в лице филиала «Юго-Восточная железная дорога» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход  федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1800,00 руб. 

Выдать исполнительные листы после вступления определения в законную силу.

Определение арбитражного суда о прекращении производства по делу может быть  обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца со дня его  принятия через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный  апелляционный суд (394006, <...>). 

Судья Ю.Н. Митина

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 04.02.2022 8:39:00

 Кому выдана МИТИНА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА