ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А65-11685/19 от 25.09.2019 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Казань Дело №А65-11685/2019

Дата изготовления определения в полном объеме 02 октября 2019 года

Дата объявления резолютивной части определения 25 сентября 2019 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хасанова А.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафиуллиной Л.М.,

рассмотрев 18.09.2019, 20.09.2019, 25.09.2019 в открытом судебном заседании требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ ст. Калейкино", пос. ж/д станции Калейкино,

с участием:

от заявителя- не явился, ФИО1, доверенность от 19.10.2018 (после перерыва 20.09.2019),

от должника – не явился,

от временного управляющего – не явился,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Республики Татарстан 24 апреля 2019 года поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизация Мониторинга Тепла-ЭнергоСервис», г. Санкт-Петербург (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании несостоятельным (банкротом) Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ ст.Калейкино», 423450, РТ, Альметьевский район, пос. ж/<...>, (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2019 заявление Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизация Мониторинга Тепла-ЭнергоСервис», г. Санкт-Петербург (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании несостоятельным (банкротом) Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ ст.Калейкино», 423450, РТ, Альметьевский район, пос. ж/<...>, (ИНН <***>, ОГРН <***>) принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя.

Определением 17.07.2019 заявление Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизация Мониторинга Тепла-ЭнергоСервис», г. Санкт-Петербург признано обоснованным и в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ ст.Калейкино», 423450, РТ, Альметьевский район, пос. ж/<...>, (ИНН <***>, ОГРН <***>) введена процедура банкротства наблюдение.

Временным управляющим Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ ст.Калейкино», Альметьевский район, пос. ж/д ст.Калейкино утвержден ФИО2 (236016, <...>) член Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления» с вознаграждением за каждый месяц осуществления им своих полномочий в размере фиксированной суммы 30000 рублей.

В Арбитражный суд Республики Татарстан поступило требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ ст. Калейкино", пос. ж/д станции Калейкино в состав второй очереди в размере 40 773 руб. основного долга по налогу на доходы физических лиц, 5 580,27 руб. основного долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в состав третьей очередив размере 138 932,57 руб., в том числе: 39 499,71 руб. основного долга, 16 704,72 руб. пени, 82 728,14 руб. штрафа.

Заявитель, временный управляющий надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда, в судебное заседание не явились.

Должник не явился, считается извещенным в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

От временного управляющего поступил отзыв, который судом приобщен к материалам дела.

В судебном заседании по инициативе суда в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 20.09.2019 на 12 час. 35 мин. (информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан).

После перерыва судебное разбирательство продолжено в назначенное время.

Временный управляющий надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда, в судебное заседание не явился.

Должник не явился, считается извещенным в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя заявление поддержал, дал пояснения, представил дополнительные документы по делу, которые судом приобщены к материалам дела.

В судебном заседании по инициативе суда в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 25.09.2019 на 16 час. 45 мин. (информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан).

После перерыва судебное разбирательство продолжено в назначенное время.

Заявитель, временный управляющий надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда, в судебное заседание не явились.

Должник не явился, считается извещенным в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

От заявителя поступили письменные возражения на отзыв временного управляющего.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.

При исследовании доказательств арбитражным судом установлено.

В соответствии с ч.1 ст.223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно п.1 ст. 71 Федерального закона от 26.10.02г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту – Закон о банкротстве) для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

На основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506) ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсант» на сайте 26.07.2019 (в печатной версии- 27.07.2019).

Требование кредитора направлено в арбитражный суд в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

В обоснование требования суду представлены следующие доказательства: справка об основаниях возникновения задолженности, подробные расчеты, требования, решения о взыскании, постановления о взыскании, сводки по исполнительным производствам, декларации.

Согласно требованию уполномоченный орган просил включить его требование в размере 40 773 руб. основного долга по налогу на доходы физических лиц, 5 580,27 руб. основного долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.

Как указано в пп. 3 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 37 «О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами», постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» дополнено п. 41.1, согласно которому удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом или, соответственно, профсоюзной организацией.

При этом разъяснения, изложенные в пп. 3 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 37 «О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами» применяются в процедурах банкротства, введенных после размещения настоящего постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 37).

Согласно п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемым в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (Обзор от 20.12.2016), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (ст. 3 названного Закона).

Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налог на доходы физических лиц не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения.

Требования заявителя в размере 138 932,57 руб., в том числе: 39 499,71 руб. основного долга, 16 704,72 руб. пени, 82 728,14 руб. исполнительского сбора (имеет характер санкций) подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.

В соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

В силу статей 9 и 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе в части представления (непредставления) доказательств, заявления ходатайств о проверке достоверности сведений, представленных иными участниками судебного разбирательства, а также имеющихся в материалах дела.

Доказательства удовлетворения должником требования уполномоченного органа в заявленном размере суду не представлены.

Учитывая, что требования кредитора подтверждены материалами требования и доказательств погашения задолженности в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражный суд находит требование обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника.

Доводы временного управляющего судом отклоняются на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» от 20 декабря 2016 года при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее.

Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.

При этом в соответствии с абз. 2 п.1 ст.4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Задолженность должника перед уполномоченным органом по требованию №17403 от 02.07.2019 возникла в результате невыполнения обществом обязанности по уплате сумм налога на доходы физических лиц за 2018 г. в срок, установленный законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ годовой расчет 6-НДФЛ налоговые агенты сдают не позднее 1 апреля следующего года. Если последний день выпадает на выходной или праздник, отчетность представляется не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Уполномоченный орган в письменных возражениях указал, что расчет сумм налога на доходы физических лиц за 2018 г. представлен должником 01.07.2019.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, на основании выявленной недоимки согласно ст. 69 НК РФ должнику было выставлено требование № 17403 от 02.07.2019 со сроком уплаты 15.07.2019. В связи с отсутствием оплаты по требованию согласно ст. 46 НК РФ выставлено решение о взыскании налога и сборов за счет денежных средств налогоплательщика № 5403 от 26.07.2019.

Задолженность общества перед уполномоченным органом по требованию №15203 от 22.04.2019 возникла в результате невыполнения должником обязанности по уплате страховых взносов за первый квартал 2019 г. в срок, установленный законодательством.

В соответствии с п. 7 ст. 431, ст. 423 НК РФ организации и ИП, которые платят взносы с доходов физлиц, подают расчеты за I квартал, полугодие, 9 месяцев и за год в срок, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Если последний день выпадает на выходной или праздник, отчетность представляется не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Уполномоченный орган в письменных возражениях указал, что расчет по страховым взносам за 1 квартал 2019 г. представлен должником 10.04.2019.

Таким образом, на основании выявленной недоимки согласно ст. 69 НК РФ было выставлено требование № 15203 от 22.04.2019 со сроком уплаты 08.05.2019. В связи с отсутствием оплаты по требованию согласно ст. 46 НК РФ выставлено решение о взыскании налога и сборов за счет денежных средств налогоплательщика № 4223 от 13.05.2019.

Исходя из вышеизложенного, сроки, установленные ст. 69, 46,76 НК РФ, налоговым органом не нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 184, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 100 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Признать заявление обоснованным и включить требование Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ ст. Калейкино", пос. ж/д станции Калейкино (ИНН <***>, ОГРН <***>) в состав второй очереди в размере 40 773 руб. основного долга по налогу на доходы физических лиц, 5 580,27 руб. основного долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в состав третьей очередив размере 138 932,57 руб., в том числе: 39 499,71 руб. основного долга, 16 704,72 руб. пени, 82 728,14 руб. штрафа.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.

Судья Хасанов А.Р.