[A1]
Арбитражный суд Республики Тыва
Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)
http://www.tyva.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения
город Кызыл Дело № А69-1299/20
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Хертек А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саая А.О.,рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства здравоохранения Республики Тыва об отсрочке исполнения судебного акта от 16 сентября 2020 года по делу по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) к Министерству здравоохранения Республики Тыва (ИНН <***>) о взыскании задолженности по государственному контракту № 0112200000819003720 от 04.12.2019г. в размере 22 920 000 руб., неустойки в размере 389 640 руб., неустойки по день фактической оплаты основного долга, расходов по оплате государственной пошлины в размере 139 548 р., об обязании установить дату Акта о передаче товара, вводе в эксплуатацию товара и обучению специалистов заказчика – 03.03.2020,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): представитель ИП ФИО1 ФИО2, по доверенности;
при участии в Арбитражном суде Республики Тыва:
от ответчика: не явились;
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – министерство, ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту от 04.12.2019 № 0112200000819003720 в сумме 22 920 000 руб., неустойки в размере 389 640 руб., неустойки по день фактической оплаты основного долга, расходов по оплате государственной пошлины в размере 139 548 руб., об обязании установить дату акта о передаче товара, вводе в эксплуатацию товара и обучению специалистов заказчика – 03.03.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 16.09.2020 иск удовлетворен частично: с министерства в пользу ИП ФИО1 взыскана задолженность по государственному контракту от 04.12.2019 № 0112200000819003720 в размере 22 920 000 руб., пени в размере 194 820 руб., пени, начисленные на сумму задолженности 22 920 000 руб., исходя из 1/300 учетной ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации, действующей на дату фактического исполнения обязательства, за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с 11.06.2020 по день фактического погашения долга, расходы по уплате государственной пошлины в размере 138 381 руб. 87 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
[A2] Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 16 сентября 2020 по настоящему делу оставлена без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Кассационная жалоба Министерства здравоохранения Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 16 сентября 2020 года по делу № А69-1299/2020, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 года по тому же делу к рассмотрению не принята и возвращена заявителю.
В судебное заседание ответчик не явился и не направил своего представителя. Заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не поступило. Доказательство надлежащего извещения имеется в материалах дела.
Информация о времени и месте проведения судебного заседания была размещена в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru., что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводилось в отсутствие надлежаще извещенного ответчика.
В судебном заседании представитель истца с заявлением не согласился по основаниям, указанным в возражении.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 324 Кодекса при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу приведенной нормы для предоставления отсрочки (переноса на более позднюю дату срока исполнения) исполнения судебного акта суд должен установить наличие определенных обстоятельств, затрудняющих его исполнение.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу статьи 324 Кодекса основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок
[A3] исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно заявлению должника фактически исполнить решение Арбитражного суда Республики Тыва от 16 сентября 2020 г. будет возможно только в течение второго квартала 2021 года по следующим основаниям:
Оплата обязательств по государственному контракту Министерством производится после перечисления Министерством финансов Республики Тыва целевых финансовых средств. В свою очередь указанные финансовые средства выделены в рамках реализации Соглашения, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Тыва от 10 октября 2019 г. № 056-17-2019-501 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования Резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с приобретением медицинских изделий.
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации по лимитам финансовых средств, предусмотренных на оплату оборудований, которые не постановлены в 2019 году, произведен возврат в связи с завершением финансового года и отсутствуем их освоения.
Министерство является казенным учреждением, финансируется за счет бюджетных средств, не имеет собственных доходов для оплаты обязательств по государственному контракту. Необходимый объем финансовых средств для полного исполнения поступивших исполнительных листов в бюджетной росписи Министерства здравоохранения Республики Тыва отсутствует.
В связи с этим в целях выделения финансовых средств из федерального бюджета для оплаты задолженности по исполненным государственным контрактам Министерством через Правительство Республики Тыва неоднократно направлялись письма Министру здравоохранения Российской Федерации ФИО3 и Председателю Правительства Российской Федерации ФИО4 с просьбой поддержать вопрос о возврате бюджету Республики Тыва неиспользованных федеральных средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году для оплаты заключенных (поставленных) государственных контрактов.
В настоящее время работа по возврату иного межбюджетного трансферта в бюджет Республики Тыва на погашение задолженности в сумме 154 474,56 тыс. рублей за поставленное медицинское оборудование продолжается, в частности направлено письмо на имя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 3 марта 2021 г. № ШК-10-1242/21. Согласно резолюции Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 4 марта 2021 г. № ММ-П12-2647р письмо направлено заместителю Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5
В случае согласования Правительством Российской Федерации финансирования из федерального бюджета из Министерства финансов Российской Федерации в Министерство финансов Республики Тыва поступит уведомление о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющих целевое назначение. Минфин Республики Тыва извещает Минздрав Республики Тыва о поступлении денежных средств и Министерство направляет предложение в Минфин Республики Тыва о внесении изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета. После согласования предложения Министерства поступает финансирование из Минфина Республики Тыва. На осуществление данных процедур, установленных бюджетным законодательством, требуется определенное время.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения истца, арбитражный суд не находит основания для удовлетворения заявления об отсрочке исполнения решения суда по
[A4] следующим основаниям.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Иными словами, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О).
Таким образом, в каждом конкретном случае суд разрешает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения на основании исследования обстоятельств дела и их оценки. При рассмотрении заявления об отсрочке исполнения суд обязан учитывать интересы как должника, так и взыскателя.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Оценивая обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов сторон, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности исполнения судебных актов арбитражных судов (статья 16 АПК РФ).
Отсутствие финансирования не может являться основанием для предоставления лицу отсрочки исполнения, а заявитель не приобщил к материалам дела доказательств, подтверждающих, что денежные средства, необходимые для исполнения судебного акта, будут предоставлены должнику.
Из материалов дела следует, что решение арбитражного суда Республики Тыва от 16 сентября 2020 года вступило в законную силу 30 ноября 2020 года, но не исполнено до настоящего времени.
С заявлением об отсрочке исполнения судебного акта должник обратился в суд в 22 марта 2021 года.
Неисполнение судебного акта на протяжении четырех месяцев уже свидетельствует о фактической отсрочке его исполнения в течение данного времени.
Указанные должником причины не являются обстоятельствами, препятствующими
[A5] исполнению решения суда, учитывая, что оно должно исполняться, прежде всего, добровольно в силу общеобязательности судебных актов.
Должником не представлены доказательства невозможности исполнить судебный акт, не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что имеются объективные препятствия для исполнения судебного акта должником. Должник не доказал, что в результате предоставления отсрочки интересы взыскателя будут ущемлены меньше, чем интересы должника, и отсрочка исполнения судебного акта позволит после окончания ее срока исполнить судебный акт.
Должником не представлены доказательства того, что отсрочка исполнения судебного акта позволит после окончания ее срока исполнить судебный акт.
Отсрочка исполнения данного судебного акта ущемляет права взыскателя на своевременное исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
На основании статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 184, 188, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Республики Тыва об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Тыва от 16 сентября 2020г. по делу № А69-1299/2020 отказать.
На определение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья А.В. Хертек
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 17.07.2020 7:02:12
Кому выдана Хертек Аржаана Васильевна