ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А69-1776/17 от 29.07.2019 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва   Кочетова ул., 91, г. Кызыл, 667000  

 тел./факс (394 22) 2-11-96; е-mail: info@tyva.arbitr.ru 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в удовлетворении заявления
об освобождении от уплаты исполнительского сбора

г. Кызыл Дело № А69-1776/2017 

Резолютивная часть определения объявлена 29 июля 2019 г. Полный текст  определения изготовлен 05 августа 2019 г. 

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Донгак Ш.О., при ведении  протокола судебного заседания секретарем Монгуш О.Д., рассмотрев в судебном  заседании заявление республиканского казенного предприятия «Авиакомпания  «Тувинские авиационные линии» об освобождении от уплаты исполнительского сбора по  делу по исковому заявлению федерального казенного предприятия «Аэропорт Кызыл»  ИНН (1701042988), ОГРН (1081701000237) к республиканскому казенному предприятию  «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» ИНН (1701047200), ОГРН  (1101719000240) о взыскании 3 194 625,44 рублей 

 при участии представителей сторон:
заявителя: Санданова А.Э. по доверенности от 08.05.2019;
истца: Черепановой О.В. по доверенности от 03.08.2017;
 УСТАНОВИЛ:

федеральное казенное предприятие «Аэропорт Кызыл» обратилось в арбитражный  суд с исковым заявлением к республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания  «Тувинские авиационные линии» (далее ответчик, РКП «АК «Тува Авиа») о взыскании  задолженности по договорам оказания услуг в размере 2 944 112,37 рублей, штрафных  санкций за просрочку платежа в размере 250 513,07 рублей, в том числе процентов в  размере 26 304,98 рублей, пени в размере 224 208,09 рублей, судебных расходов по уплате  государственной пошлины в размере 38 973 рублей. 

Решением суда от 21.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме. 


24.01.2018 для принудительного исполнения судебного акта судом выдан  исполнительный лист серии ФС № 013494427 от 21.12.2017, на основании которого  судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по  Республике Тыва возбуждено исполнительное производство от 23.06.2018 №  10072/18/17002/ИП. 

В связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный  для добровольного исполнения, не исполнен, 06.11.2018 судебным приставом- исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с РКП  «АК «Тува Авиа» исполнительского сбора в размере 226 351,89 рублей. 

РКП «АК «Тува Авиа» обратилось в арбитражный суд с заявлением об  освобождении от уплаты исполнительского сбора. 

В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации судебное заседание проводится в отсутствие надлежащим образом  извещенного представителя МОСП г. Кызыла по РОВИП. 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к  следующему. 

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство  осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. 

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на  которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. 

В соответствии с частью 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского  сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные  вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона  подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются по правилам, установленным частью  2 настоящей статьи. 

Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном  производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что задачами  исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение  судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных 


законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях  защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. 

В силу части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного  документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным  законом. 

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то  судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного  производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником  содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о  принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для  добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по  совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного  Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве). 

Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня  получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если  иное не установлено указанным Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об  исполнительном производстве). Если в исполнительном документе указан срок  исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со  сроком, указанным в исполнительном документе (часть 13 статьи 30 Закона об  исполнительном производстве). 

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что  исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае  неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного  исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им  исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с  момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении  исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный  бюджет (часть 1). 

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по  истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил  судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным  вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных  условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании  исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2). 


Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей  взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи  рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и  десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного  документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина  или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч  рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. 

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,  обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке  его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания  исполнительского сбора (часть 6). 

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок  исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных  обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также  уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в  соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским  кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства  суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7). 

Из изложенного следует, что исполнительский сбор является мерой принуждения в  связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию  штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести  определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой  ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе  исполнительного производства. 

Таким образом, статья 112 Закона об исполнительном производстве является  специальной нормой, на основании которой на должника в случае виновного  неисполнения им исполнительного документа неимущественного характера в срок,  установленный для его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде  штрафных санкций. Целью данной нормы является пресечение правонарушений,  совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений. 

Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный  документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Возможность  надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения  исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми 


обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями,  находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и  осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения  обязанности, лежит на должнике. 

Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда  Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы  заявителя в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для  освобождения от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №  23822/18/17002-ИП. 

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых  вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" приведены следующие  разъяснения. 

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном  производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам  следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской  деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы  (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из  положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они  приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном  документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том  числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного  (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований  исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от  уплаты исполнительского сбора. 

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если  требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после  истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с  учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при  разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не  более чем на одну четверть. 


По положениям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

Основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора  отсутствуют, поскольку требования исполнительного документа в установленный на  добровольное исполнение срок не исполнены, доказательства осуществления должником  в пределах указанного срока конкретных мер, подтверждающих намерение исполнить  исполнительный документ в добровольном порядке, а также доказательств, объективно  препятствующих добровольному исполнению требований исполнительного документа в  установленный для этого срок, заявителем не представлено. Мер, направленных на  приостановление срока на добровольное исполнение требований исполнительного  документа (отсрочка, рассрочка исполнения судебного акта, приостановление  исполнительного производства), должником не предпринято. 

 Доводы, указанные должником в обоснование заявления об освобождении от  уплаты исполнительского сбора, не принимаются судом как не относящиеся к настоящему  делу. 

Таким образом, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению, так как  отсутствуют объективные основания для освобождения от уплаты исполнительского  сбора. 

Руководствуясь статьями 184, 324, 188 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

 О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении заявления республиканского казенного предприятия  «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» об освобождении от уплаты  исполнительского сбора по делу А69-1776/2017 отказать. 

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий  арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы в  течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва. 

Судья Ш.О. Донгак