ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А70-12654/17 от 02.08.2018 АС Тюменской области

34/2018-77090(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-12654/2017 

Резолютивная часть определения объявлена 02 августа 2018 года.
В полном объеме определение изготовлено 09 августа 2018 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Ли Э.Г. при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Постоваловой С.М.,  помощником судьи Кликушиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в  рамках дела, возбужденного по заявлению индивидуального предпринимателя  ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о  признании общества с ограниченной ответственностью «Сибирия» (ИНН <***>,  ОГРН <***>) несостоятельным (банкротом), 

заявление Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ИНН  <***>, ОГРН <***>, ОГРН <***>) об установлении требований к  должнику, 

с привлечением к участию в рассмотрении заявления Департамента  агропромышленного комплекса Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН  <***>, ОГРН <***>) об установлении требований к обществу с  ограниченной ответственностью «Сибирия» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора, – Счетной палаты Тюменской области, 

при участии в судебном заседании:

от должника: до перерыва – ФИО2 по доверенности № 5/2 от 10 ноября 2017  года (личность представителя подтверждена паспортом гражданина Российской  Федерации), 

от временного управляющего: не явились, извещены надлежащим образом,

от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области: ФИО3 по доверенности № 14/5260-17 от 19 декабря 2017 года (личность представителя  подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации), 

от Счетной Палаты Тюменской области: ФИО4 по доверенности № 20 от  24 мая 2018 года (личность представителя подтверждена паспортом гражданина  Российской Федерации), ФИО5 по доверенности от № 21 от 24 мая 2018 года  (личность представителя подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации), 

УСТАНОВИЛ:

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 16 февраля 2018 года  (резолютивная часть определения оглашена 14 февраля 2018 года) в отношении ООО  «Сибиря» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждён ФИО6. 


Объявление об открытии процедуры наблюдения в отношении должника  опубликовано в издании «Коммерсант» № 38 от 03 марта 2018 года. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)», для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе  предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты  опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в  арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта  или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные  требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения  арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. 

В Арбитражный суд Тюменской области 03 апреля 2018 года поступило заявление  Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области о включении в реестр  требований кредиторов в размере 6 606 016 рублей 00 копеек. 

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 04 апреля 2018 года  указанное заявление принято Судом к производству, судебное заседание назначено на  10 мая 2018 года. 

Как следует из отзыва, ООО «Сибирия» в полном объеме выполнило основное  условие и основание предоставления субсидий - воспроизводство племенных животных.  Должник, со ссылкой на условия Положения о субсидировании, утверждает, что целью  получения субсидий является закуп животных для воспроизводства. 

Как указано в отзыве, главным условием соблюдения целевого использования  субсидии является осуществление воспроизводства приобретенного скота. Условиями  договоров поставки КРС условие о стельности (в месяцах) животных на момент отгрузки  не установлено. При этом, по утверждению должника, им предоставлены сведения о том,  что все приобретенные животные в последствии были осеменены и принесли потомство  (Приложения № 3-4 к Акту), а следовательно, целевое использование предоставленной  субсидии было соблюдено. Кроме того, по мнению ООО «Сибирия», Счетной палатой не  предоставлены надлежащие документы, которые бы свидетельствовали о существенной  разнице между стоимостью особей, находящихся в состоянии беременности на момент  приобретения (нетели) и небеременными особями (телки). 

Относительно доводов заявителя о нарушении соблюдения условий получения  средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по  кредитам, возражения должника выражаются в следующем. 

Кредитные средства были получены ООО «Сибирия» на субсидируемые цели, и  использованы по целевому назначению, что следует из представленных самим заявителем  документов. 

Возмещение процентов по кредитным договорам осуществлено в соответствии с  условиями Приложения № 1 Порядка 107-п, поскольку названные условия предоставления  субсидии не ставят в зависимость возможность получения субсидии с порядком  распределения обществом финансовых потоков. 

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 10 мая 2018 года судебное  заседание отложено на 04 июня 2018 года. 


В судебном заседании представители Департамента агропромышленного комплекса  Тюменской области и Счетной палаты Тюменской области поддержали заявленные  требования в полном объеме. 

Представитель должника считает требования необоснованными и не подлежащими  удовлетворению. 

В судебном заседании, начатом 04 июня 2018 года, объявлен перерыв до 08 июня  2018 года до 08 часов 55 минут. 

Судебное заседание после перерыва продолжено в том же составе, при том же лице,  ведущем протокол судебного заседания. 

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 08 июня 2018 года  судебное заседание отложено на 28 июня 2018 года. 

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 28 июня 2018 года  судебное заседание отложено на 26 июля 2018 года. 

Представители заявителя по делу и временного управляющего в судебное заседание в  назначенное время не явились, уведомлены в порядке, установленном статьёй 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей  заявителя по делу и временного управляющего. 

Представитель кредитора подтвердил требования в полном объеме.

Представитель должника возразил относительно удовлетворения требований  кредитора в полном объеме. Представил суду заявление о пропуске срока исковой  давности. Подтвердил указанное заявление и попросил суд применить последствия  пропуска срока исковой давности. 

Как следует из упомянутого заявления, Департамент агропромышленного комплекса  Тюменской области имел неограниченные возможности для установления обстоятельств  предоставления субсидии, вместе с тем бездействовал на протяжении более чем 3,5 лет и  не предъявлял никаких претензий к ООО «Сибирия». 

По утверждению должника, на требование кредитора, в части требований на общую  сумму 2 666 160 рублей, перечисленных ООО «Сибирия» по приказу Департамента  агропромышленного комплекса Тюменской области от 03 июня 2014 года № 579-п «О  выделении средств» платежными поручениями № 233666 от 05 июня 2014 года и № 236402  от 06 июня 2014 года, распространяется общий трехгодичный срок исковой давности  (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим ООО  «Сибирия» в отношении вышеназванных требований заявлено о пропуске срока для  защиты права пропущен 05 июня 2017 года и 06 июня 2017 года соответственно по  каждому из платежей. 

Представители третьего лица поддержали требования кредитора в полном объеме.

По ходатайству представителя кредитора, в судебном заседании, начатом 26 июля  2018 года, объявлен перерыв до 02 августа 2018 года до 08 часов 50 минут. 

Информация о перерыве размещения в информационном сервисе «Картотека  арбитражных дел» в информационного-телекоммуникационной сети Интернет (по  электронному адресу http://kad.arbitr.ru/). 

Во время перерыва – 01 августа 2018 года – кредитором представлено письменное  возражение на заявление о пропуске срока исковой давности. 


После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе. Протокол  судебного заседания до перерыва вела секретарь судебного заседания Поствалова С.М.,  после перерыва – помощник судьи Кликушина А.С.. 

В судебном заседании после перерыва представитель кредитора возразил  относительно удовлетворения заявления о пропуске срока исковой давности. Повторно  подтвердил заявленные требования в полном объеме. 

Представители третьего лица вновь поддержали требования кредитора в полном  объеме и представили суду для приобщения к материалам дела, в копии, письмо  Председателя Счетной Палаты Тюменской области начальнику ФИО7 УМВД России по  Тюменской области исх. № 798 от 01 августа 2018 года с приложенным к нему заявлением  о пропуске срока исковой давности. 

Представитель кредитора возражений относительно приобщения к материалам дела  указанных документов не заявил. 

Суд приобщил к материалам дела в копии, письмо Председателя Счетной Палаты  Тюменской области начальнику ФИО7 УМВД России по Тюменской области исх. №  798 от 01 августа 2018 года с приложенным к нему заявлением о пропуске срока исковой  давности. 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя временного  управляющего, учитывая отсутствие возражений со стороны временного управляющего,  исследовав письменные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает, что в  предоставленных заявителем документах имеются достаточные основания для  установления в судебном порядке размера заявленных требований. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)», для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе  предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты  опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в  арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта  или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные  требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения  арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. 

В пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 года № 35 «О  некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»,  разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о  банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется  судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между  должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной  стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении  требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что  установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых  представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. 

В связи с изложенным при установлении требований в деле о банкротстве не  подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на  которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными  другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими  обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные  возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении  требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим  обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК  РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких  обстоятельств. 


В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно  доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 АПК РФ)  заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих  требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств. 

При этом другие участники процесса (иные кредиторы) вправе опровергать  доказательства, представленные заявителем. 

По смыслу части 1 статьи 64, части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд обязан  оценить достоверность каждого доказательства и не вправе основывать свои выводы на  недостоверных доказательствах. 

Как установлено Судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с  Положением о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную  поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением  Правительства Тюменской области от 14 мая 2012 года № 180-п «Об утверждении  Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на  государственную поддержку сельскохозяйственного производства» (в ранее  действовавшей редакции на дату предоставления субсидии) (далее — Положение № 180-п)  Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент  АПК) были предоставлены ООО «Сибирия» субсидии на приобретение племенных  животных для воспроизводства: 

По договору о предоставлении субсидии № 30/006-15 от 21 августа 2015 года в  размере 36 695 454 рубля по платежным поручениям № 371006 от 27 августа 2015 года, №  375733 от 31 августа 2015 года. 

По договору о предоставлении субсидии № 05/022-16 от 15 сентября 2016 года в  размере 8 236 363 рубля по платежному поручению № 416526 от 30 сентября 2016 года. 

По договору о предоставлении субсидии № 05/027-16 от 07 ноября 2016 года в  размере 4 941 818 рублей по платежному поручению № 510726 от 18 ноября 2016 года. 

По договору о предоставлении субсидии № 05/031-16 от 06 декабря 2016 года в  размере 3 294 545 рублей по платежному поручению № 552048 от 12 декабря 2016 года. 

По приказу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 03  июня 2014 года № 579-п «О выделении средств» в размере 31 136 362 рубля по платежным  поручениям № 233666 от 05 июня 2014 года, № 236402 от 06 июня 2014 года. 

В 2017 году Счетной палатой Тюменской области было проведено контрольное  мероприятие «Проверка правомерности и эффективности использования государственного  имущества Тюменской области и средств областного бюджета, направленных ООО  «Сибирия» (ООО «СТАСагро») Голышмановского муниципального района в рамках  реализации мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственного  производства» на объекте ООО «Сибирия», по результатам которого были выявлены  нарушения и составлен Акт № 61 от 23 июня 2017 года. 

В рамках проведения контрольного мероприятия проводилась проверка соблюдения  условий получения средств областного бюджета на племенное животноводство (в том  числе целевой направленности их использования). 

Согласно пункту 1.2 акта проверки исследовался вопрос, касающийся субсидий на  племенное животноводство, в том числе возмещения стоимости 1325 племенных нетелей  молочной голштинской породы, приобретенных у ПК «Молоко» (пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.4  акта проверки): 

по договору от 18 февраля 2014 года б/н (500 племенных нетелей, пункт 1.2.1),  по договору от 25 мая 2015 года № 179 (585 племенных нетелей, пункт 1.2.2),  по договору от 12 января 2016 года № 8 (240 племенных нетелей, пункт 1.2.4). 


Согласно пункту 1.2.1 акта проверки субсидия предоставлена ООО «СТАСагро»  согласно справке-расчету от 23 мая 2014 года, приказу Департамента АПК от 03.06.2014 №  579-п на сумму 31 136,362 тыс. рублей (50 % стоимости животных). Стоимость 1 головы  составила 124,545 тыс. рублей без НДС, субсидия на 1 голову - 62,273 тыс. рублей. 

В нарушение пункта 2.1.1 Приложения № 1 к Порядку № 180-п (в редакции от 30  апреля 2014 года) ООО «СТАСагро» для получения субсидии предоставлены  недостоверные данные о половозрастной группе 345 голов животных. 

Так, по представленным документам (акт приема-передачи, товарная накладная от 25  марта 2014 года № 23091) поставлены нетели. Условиями договора от 18 февраля 2014  года б/н условие о стельности (в месяцах) животных на момент отгрузки не установлено.  Отелы поступивших 345 нетелей в течении 285 дней (9 месяцев - продолжительности  беременности крупного рогатого скота) в ООО «СТАСагро» не зарегистрированы: 

отел 3 голов нетелей ( №№ 6695, 7195, 7437) не зарегистрирован в течении 36  месяцев после поставки (на 01 апреля 2017 года); 

отел 325 голов зарегистрирован позднее 9,5 месяцев с даты поставки: 88 голов  отелились через 9,5-10 месяцев, 143 головы - через 11-13 месяцев, 94 головы - через 14-36  месяцев; 

отел 17 голов нетелей не зарегистрирован в течении 9,5 месяцев после поставки, при  этом животные после этого периода пали. 

Данные факты свидетельствуют о том, что ООО «СТАСагро» приобретены  нестельные животные по цене нетелей, при этом стоимость 1 головы нетели дороже на  стоимость приплода, в связи с чем необоснованно получена субсидия в размере 2 666,160  тыс. рублей. 

Согласно пункту 1.2.2 акта проверки субсидия предоставлена ООО «СТАСагро»  согласно справке-расчету от 20 августа 2015 года, договору о предоставлении субсидии от  21 августа 2015 года № 30/006-15, приказу Департамента АПК от 25 августа 2015 года №  728-п на сумму 36 695,454 тыс. рублей (50 % стоимости животных). Стоимость 1 головы  составила 125,454 тыс. рублей без НДС, субсидия на 1 голову - 62,727 тыс. рублей. 

В нарушение пункта 2.1.1 Приложения № 1 к Порядку № 180-п (в редакции от 27  июля 2015 года) ООО «СТАСагро» для получения субсидии предоставлены недостоверные  данные о половозрастной группе 310 голов животных. 

Так, по представленным документам (акт приема-передачи от 28 июля 2015 года,  товарным накладным от 19 июля 2015 года № 35, от 23 июля 2015 года № 36, от 28 июля  2015 года № 37) поставлены нетели. Условиями договора от 25 мая 2015 года № 179  условие о стельности (в месяцах) животных на момент отгрузки не установлено. 

Отелы поступивших 310 нетелей в течении 285 дней (9 месяцев - продолжительности  беременности крупного рогатого скота) в ООО «СТАСагро» не зарегистрированы: 

отел 41 головы нетелей не зарегистрирован в течении 20 месяцев после поставки (на  01 апреля 2017 года); 

отел 229 голов зарегистрирован позднее 9,5 месяцев с даты поставки: 83 головы  отелились через 9,5-10 месяцев, 102 головы отелились через 11-13 месяцев, 44 головы  отелились через 15-21 месяц; 

отел 40 голов нетелей не зарегистрирован в течении 9,5 месяцев после поставки, при  этом животные после этого периода пали. 

Согласно пояснениям заместителя генерального директора по животноводству (б/д),  с апреля по июнь 2017 года (то есть через 21-23 месяца после поставки) отелилось 14  голов, оставшиеся 27 голов отелятся до конца ноября 2017 года (то есть через 28 месяцев  после поставки). 

Данные факты свидетельствуют о том, что ООО «СТАСагро» приобретены  нестельные животные по цене нетелей, при этом стоимость 1 головы нетели дороже на 


стоимость приплода, в связи с чем необоснованно получена субсидия в размере 2 047,550  тыс. рублей. 

Согласно пункту 1.2.4 акта проверки ООО «Сибирия» по договору от 12 января 2016  года № 8 у ПК «Молоко» приобретены 240 голов (в том числе 199 голов импортного  происхождения) на сумму 36 240,000 тыс. рублей, из них возмещено из областного  бюджета 16 472,726 тыс. рублей, информация приведена в таблице: 

Договор о предоставлении
субсидии

Количество
голов

Сумма субсидии, тыс. 

руб.

от 15.09.2016 № 05/022-16 

120

8236,363

от 07.11.2016 № 05/027-16 

72

4941,818

от 06.12.2016 № 05/031-16 

48

3294,545

Итого

240

16 472,726

Стоимость 1 головы составила 137,272 тыс. рублей без НДС, субсидия на 1 голову68,636 тыс. рублей (50 %). 

В нарушение пункта 2.1.1 Приложения № 1 к Порядку № 180-п (в редакциях от 04  июля 2016 года, 14 сентября 2016 года) ООО «Сибирия» для получения субсидии  предоставлены недостоверные данные о половозрастной группе 42 голов животных. 

Так, по товарным накладным от 12 августа 2016 года № 46, от 30 сентября 2016 года   № 57, от 30 сентября 2016 года № 59 поставлены нетели. Условиями договора от 12 января  2016 № 8 условие о стельности (в месяцах) животных на момент отгрузки не установлено. 

В ходе проверки установлено, что отел 42 голов нетелей не зарегистрирован в  течение 9 месяцев после поставки (на 01.07.2017). Согласно пояснениям заместителя  генерального директора по животноводству (б/д) ожидаются отелы: 38 голов - в июле 2017  года (через 10-11 месяцев после поставки), 2 голов - в феврале 2018 года (через 18 месяцев  после поставки), 2 головы осеменены, но стельность не подтверждена. 

Данные факты свидетельствуют о том, что ООО «Сибирия» приобретены нестельные  животные по цене нетелей, при этом стоимость 1 головы нетели дороже на стоимость  приплода, в связи с чем необоснованно получена субсидия в размере 47.292 тыс. рублей. 

В адрес ООО «Сибирия» Счетной палатой Тюменской области Тюменской области  было направлено Представление от 14 августа 2017 года № 19/П, в котором ООО  «Сибирия» было предложено принять меры по устранению нарушений, в том числе по  возврату средств в бюджет, на сумму 62 655 217 рублей. 

По результатам проверки Счетной палаты Тюменской области, согласно  представления № 19/П от 14 августа 2017 года сумма излишне полученной субсидии на  приобретение племенных животных составляет 4 761 002 рубля, в том числе: 

По приказу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 03  июня 2014 года № 579-п «О выделении средств» составляет 2 666 160 рублей. 

По договору о предоставлении субсидии № 30/006-15 от 21 августа 2015 года  составляет 2 047 550 рублей. 

По договорам о предоставлении субсидии № 05/022-16 от 15 сентября 2016 года, №  05/027-16 от 07 ноября 2016 года, № 05/031-16 от 06 декабря 2016 года составляет 47 292  рубля. 

Согласно пункту 5.2 Положения № 180-п, при получении Департаментом АПК  представления от контролирующих органов, указывающего на выявленные нарушения  условий, установленных при предоставлении субсидий, Департамент АПК в течение 30 


рабочих дней со дня его получения направляет Получателю субсидии уведомление о  возврате субсидии в областной бюджет в полном объеме или в ее части с указанием  платежных реквизитов. Получатель субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения  уведомления производит возврат субсидии в областной бюджет по платежным реквизитам,  указанным в уведомлении о возврате субсидии. В случае невозврата субсидии взыскание  средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

В соответствии с Порядком предоставления субсидий из средств федерального и  областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам,  полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в  сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, установленным в  приложении № 1 к постановлению Правительства Тюменской области от 08 апреля 2013  года N 107-п (в ранее действовавшей редакции на дату предоставления субсидии) (далее  — Порядок № 107-п) ООО «СТАСагро» (правопреемником которого является ООО  «Сибирия») была предоставлена субсидия по возмещению из федерального и областного  бюджетов части затрат на уплату процентов по кредитному договору С406648 от 30 марта  2015 года, полученному ООО «СТАСагро» в ТФ ЗАО «Сургутнефтегазбанк», в размере 8  646 908 рублей по платежным поручениям за счет федерального бюджета: № 406187 от 29  сентября 2015 года, № 455282 от 16 октября 2015 года, № 473816 от 23 октября 2015 года,   № 550039 от 20 ноября 2015 года, № 682277 от 29 декабря 2015 года, № 606733 от 10  декабря 2015 года, № 688328 от 30 декабря 2015 года, № 199056 от 23 мая 2016 года; за  счет областного бюджета: № 418875 от 25 сентября 2015 года, № 452834 от 14 октября  2015 года, № 465511 от 21 октября 2015 года, № 512135 от 18 ноября 2015 года, № 547048  от 08 декабря 2015 года, № 594534 от 28 декабря 2015 года, № 602907 от 29 декабря 2015  года, № 199056 от 23 мая 2016 года. 

По результатам проверки Счетной палаты Тюменской области условий получения  субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору  С406648 от 30 марта 2015 года, согласно Представления № 19/П от 14 августа 2017 года и  Акта контрольного мероприятия № 61 от 23 июня 2017 года, был установлен ряд  нарушений. 

Так, согласно пункту 2.5 акта проверки исследовался кредитный договор с ЗАО  «СНГБ» от 30 марта 2015 года <***> на пополнение оборотных средств,  финансирование подготовки к посевным работам, а также самой посевной (далее -  кредитный договор <***>). 

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 2.1 Приложения № 1 к  Порядку № 107-п ООО «СТАСагро» по кредитному договору <***> предоставлены  недостоверные сведения об объеме целевой ссудной задолженности, так как часть  кредитных средств в сумме 16 417,654 тыс. рублей, перечисленных ООО «Агропрод» и  ООО «Агроснаб», возвращена на расчетный счет ООО «СТАСагро» в другом банке (ОАО  «Россельзозбанк»): 

за счет кредитных средств оплачено ООО «Агропрод» 23 800,000 тыс. рублей (п/п от  30 марта 2015 года № 598), на следующий день средства от поставщика возвращены на  сумму 12 382,750 тыс. рублей (п/п от 31 марта 2015 года № 101) как возврат предоплаты  согласно письму; 

за счет кредитных средств оплачено ООО «Агроснаб» 9 371,438 тыс. рублей (п/п от  30 марта 2015 года № 595), через 2 дня средства от поставщика возвращены на сумму 4  034,904 тыс. рублей (п/п от 01 апреля 2015 года № 874) как возврат излишне  перечисленных денежных средств по письму. 

Следует отметить, что в представленных в проверку письмах на возврат средств от 31  марта 2015 года ООО «СТАСагро» просит поставщиков вернуть средства, перечисленные  им ранее за счет собственных средств за 1-3 недели до даты оплаты за счет кредитных 


средств (п/п от 12 марта 2015 года № 438, от 19 марта 2015 года № 482, от 24 марта 2015  года №№ 502-509). На дату перечисления средств за счет кредита числилась дебиторская  задолженность (переплата поставщику), между датами оплаты за счет собственных средств  и оплатой за счет средств кредита производилась поставка товара. В частности, ООО  «СТАСагро» перечислено ООО «Агропрод» по платежному поручению от 12 марта 2015  года № 438 за счет собственных средств 2 382,750 тыс. рублей, на эту же сумму товар 16  марта 2015 года поставлен, задолженность между сторонами на 17 марта 2015 года  отсутствует, при этом 31 марта 2015 года ООО «СТАСагро» просит вернуть ООО  «Агропрод» ошибочно перечисленные денежные средства по платежному поручению от 12  марта 2015 года № 438 на сумму 2 382,750 тыс. рублей. 

Также в ходе проверки не подтверждены отдельные затраты ООО «СТАСагро» на  приобретение запчастей у ЗАО «АгроСнаб». Так, в качестве документов, подтверждающих  целевое использование средств по кредитному договору <***>, приложены копии  товарных накладных от 01 июня 2015 года № 6408 на сумму 92,012 тыс. рублей и от 03  июня 2015 года № 6571 на сумму 77,532 тыс. рублей. По данным бухгалтерского учета  ООО «СТАСагро» о взаимных расчетах с ЗАО «АгроСнаб» по товарной накладной от 01  июня 2015 года № 6408 запчасти приобретены на сумму 84,420 тыс. рублей, по товарной  накладной от 03 июня 2015 года № 6571 запчасти не приобретались, то есть ООО  «СТАСагро» представлены недостоверные сведения о целевом использовании кредита.  Завышение целевой ссудной задолженности составило 85,124 тыс. рублей (92,01284,420+77,532). 

Итого сумма 16 502,778 тыс. рублей не исключена из объема целевой ссудной  задолженности (16 417,654+85,124), в связи с чем размер полученной субсидии на  проценты по кредитному договору <***> за период с 31 марта 2015 года по 28 марта  2016 года завышен на 1 845.014 тыс. рублей. 

Счетной палатой Тюменской области в адрес Департамента агропромышленного  комплекса Тюменской области было направлено письмо исх. № 238 от 15 марта 2018 года,  согласно которому по состоянию на 14 марта 2018 года по представлению Счетной палаты  Тюменской области от 14 августа 2017 года № 19/П требуется принятие мер по возврату в  областной бюджет средств на сумму 6 718,290 тыс. рублей (пункты 1 и 2 представления).  Сумма субсидии 6 718,290 тыс. рублей израсходована ООО «Сибирия» с нарушением  постановлений Правительства Тюменской области от 14 мая 2012 года № 180-п «Об  утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального  бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» и от 08  апреля 2013 года № 107-п «Об утверждении Порядков предоставления субсидий из  средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату  процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам,  полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». 

В целях принятия мер по устранению нарушений и недостатков генеральному  директору ООО «Сибирия» внесено представление Счетной палаты Тюменской области от  14 августа 2017 года № 19/П, согласно которому ООО «Сибирия» предложено принять  меры и представить подтверждающие документы по устранению нарушений, изложенных  в указанном представлении. 

В связи с уменьшением остатка судной задолженности, размер излишне  предоставленной субсидии, составил 1 845 014 рублей, в том числе 1 573 646 рублей за  счет средств федерального бюджета, 271 368 рублей за счет средств областного бюджета,  которая подлежит возврату в областной бюджет. 

Согласно пунктов 5.1, 5.2 Порядка № 107-п, при нарушении условий предоставления  субсидий, установленных настоящим Порядком, полученная субсидия подлежит возврату в  полном объеме. Департамент АПК в течение 30 рабочих дней со дня получения  представления от контролирующих органов либо подписания акта выездной проверки или 


заключения камеральной проверки, указывающего на выявленные нарушения условий  предоставления субсидий, направляет заемщику уведомление о возврате субсидии в  полном объеме с указанием платежных реквизитов. Заемщик в течение 10 календарных  дней со дня получения уведомления производит возврат субсидии в областной бюджет по  платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидии. В случае  невозврата субсидии взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с  действующим законодательством Российской Федерации. 

На основании изложенного суд отклоняет возражения должника, изложенные в его  отзыве и приложении к нему. 

Таким образом, общий размер задолженности ООО «Сибирия» перед Департаментом  агропромышленного комплекса Тюменской области по возврату в областной бюджет  денежных средств в соответствии с Актом контрольного мероприятия № 61 от 23 июня  2014 года, Представлением Счетной палаты Тюменской области № 19/П от 14 августа 2017  года, составляет 6 606 016 рублей, в том числе: 4 761 002 рубля - излишне полученные  субсидии на приобретение племенных животных, 1 845 014 рублей – излишне полученные  субсидии на возмещение процентных ставок по договорам кредита. 

Как указано выше, должником заявлено о пропуске срока исковой давно в отношении  требований на общую сумму 2 666 160 рублей, перечисленных ООО «Сибирия» по приказу  Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 03 июня 2014 года   № 579-п «О выделении средств» платежными поручениями № 233666 от 05 июня 2014 года  и № 236402 от 06 июня 2014 года. 

Факт истечения срока исковой давности служит самостоятельным основанием для  отказа в иске, применение судом срока исковой давности исключает саму необходимость  исследования доказательств по делу и заявленных ходатайств. 

По заявлению о применении срока давности ответчик обязан обосновать, когда, по  его мнению, заявителю должно было стать известно о наличии оснований для оспаривания  сделки. 

Заявитель в этом случае вправе представить доказательства, когда ему в  действительности стало известно о наличии оснований для оспаривания сделки. 

По заявлению о применении срока давности ответчик обязан обосновать, когда, по  его мнению, заявителю должно было стать известно о наличии оснований для оспаривания  сделки. 

Заявитель в этом случае вправе представить доказательства, когда ему в  действительности стало известно о наличии оснований для оспаривания сделки. 

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации,  исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого  нарушено. 

Согласно части 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий  срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со  статьей 200 настоящего Кодекса. 

В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации,  если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня,  когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. 

Суд считает необоснованным утверждение должника, о пропуске срока исковой  давности по следующим основаниям. 

Для получения субсидии на приобретение племенных животных для воспроизводства  ООО «СТАСагро» (ООО «Сибирия») представило в Департамент агропромышленного  комплекса Тюменской области 26 мая 2014 года заявку на получение субсидии в размере  31 136 362 рубля, справку-расчет, а также первичные документы на приобретение  племенных животных для воспроизводства (договор купли-продажи б/н от 18 февраля  2014 года, платежные документы, акт приема-передачи), подтверждающие 


приобретение нетелей в количестве 500 голов и тёлок в количестве 429 голов. При этом,  согласно представленных заявителем документов, стоимость одной головы нетели  составляла 137 ООО рублей без НДС, одной головы телки — 120 ООО рублей. 

Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области были  рассмотрены представленные первичные документы и правильность расчетов субсидии, и  заявителю по приказу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области  от 03 июня 2014 года № 579-п «О выделении средств» была предоставлена субсидия в  размере 50% от стоимости приобретенных племенных животных без НДС, в сумме 31 136  362 рубля. 

Недостоверность представленных заявителем сведений при получении субсидии в  размере 2 666 160 рублей была установлена при проведении Счетной палаты Тюменской  области в отношении ООО «Сибирия» контрольного выездного мероприятия «Проверка  правомерности и эффективности использования государственного имущества Тюменской  области и средств областного бюджета, направленных в ООО «Сибирия» (ООО  «СТАСагро») Голышмановского района в рамках реализации мероприятий по  государственной поддержке сельскохозяйственного производства». 

Согласно пункта 29 Положения о порядке предоставления средств областного  бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства,  утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14 мая 2012 года №  180-п (в ранее действовавшей редакции на дату предоставления субсидии) (далее —  Положение № 180-п) получатель субсидии несет ответственность за достоверность  представленных сведений в соответствии с действующим законодательством Российской  Федерации. Под недостоверными сведениями понимается наличие в содержании  представленных для получения государственной поддержки документов информации, не  соответствующей действительности. 

По результатам контрольного мероприятия был составлен Акт проверки от 23 июня  2017 года, указанный акт направлен в адрес Департамента агропромышленного комплекса  Тюменской области 05 июля 2017 года. 

Таким образом, Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области  стало известно о выявленных нарушениях в части предоставления ООО «Сибирия»  недостоверных сведений о приобретенном племенном скоте только 05 июля 2017 года, в  связи с чем начало течения срока исковой давности по указанному нарушению в  соответствии с требованиями гражданского законодательства следует определять с 05  июля 2017 года. 

Следовательно, срок исковой давности в отношении требований на общую сумму 2  666 160 рублей, перечисленных ООО «Сибирия» по приказу Департамента  агропромышленного комплекса Тюменской области от 03 июня 2014 года № 579-п «О  выделении средств» платежными поручениями № 233666 от 05 июня 2014 года и № 236402  от 06 июня 2014 года истекает 05 июля 2020 года. 

Таким образом, на дату подачи кредитором (03 апреля 2018 года) в Арбитражный суд  Тюменской области заявления области о включении в реестр требований кредиторов  должника, срок исковой давности не истек. 

При указанных обстоятельствах заявление ООО «Сибирия» о пропуске срока  исковой давности является необоснованным и подлежащим отклонению. 

На момент рассмотрения заявления доказательств погашения задолженности по  судебному акту в материалах дела не имеется. 

Таким образом, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства,  суд считает требования Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области  в размере 6 606 016 рублей 00 копеек суммы основного долга, обоснованными и  подлежащим включению в реестр требований кредиторов общества с ограниченной  ответственностью «Сибирия». 


В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)», включение требований кредиторов в реестр требований кредиторов  должника осуществляется на основании определения арбитражного суда. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 134 Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-186, 188, 223 Арбитражного  процессуального кодекса РФ, Суд, 

определил:

Заявленные требования удовлетворить.

Включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной  ответственностью «Сибирия» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в состав третьей  очереди требования Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области  (ИНН <***>, ОГРН <***>, ОГРН <***>) в размере 6 606 016  рублей 00 копеек суммы основного долга, на дату введения в отношении должника  процедуры наблюдения. 

Определение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в  течение десяти дней со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через  арбитражный суд Тюменской области. 

Определение направить заявителю, должнику, временному управляющему,  заявителю по делу (ФИО8), представителю участников должника (при наличии). 

 Судья Ли Э.Г. 


Код для входа в режим ограниченного доступа: