ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А70-13224/20 от 08.12.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требования в реестр требований кредиторов

г. Тюмень

Дело №

А70-13224/2020

08 декабря 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 08 декабря 2020 года.

Полный текст определения изготовлен 08 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Квиндт Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевым В.В., рассмотрев заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области

о включении в реестр требований кредиторов

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Варденик Мартунинского р-на Армянской ССР,
ИНН <***>, СНИЛС <***>, зарегистрирован по адресу: 625014, <...>),

при участии в судебном заседании:

от уполномоченного органа – ФИО2 по доверенности от 20.05.2020 (удостоверение),

слушатель – ФИО3 (паспорт),

установил:

Определением суда от 11.08.2020 заявление должника о признании его несостоятельным (банкротом) принято к производству суда.

Решением суда от 20.09.2020 (резолютивная часть объявлена 14.09.2020)
ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утвержден ФИО4.

Соответствующая публикация произведена в газете «Коммерсантъ» 19.09.2020.

Уполномоченный орган 12.11.2020 (электронно, зарегистрировано судом 13.11.2020) обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника в составе третьей очереди задолженности в размере 9 105 руб. – основной долг.

Определением суда от 17.11.2020 судебное заседание по рассмотрению заявления кредитора назначено на 08.12.2020.

От финансового управляющего 26.11.2020 (электронно, зарегистрировано судом 27.11.2020) в материалы обособленного спора поступил отзыв, в котором указал на отсутствие возражений относительно требований уполномоченного органа, также просит провести судебное заседание в отсутствие финансового управляющего.

02.12.2020 (электронно, зарегистрировано судом 04.12.2020) от финансового управляющего поступили дополнительные пояснения, в которых указал, что принадлежащее должнику транспортное средство Газель 172412 г/н <***> было передано по договору аренды от 20.05.2020 № 01 ФИО5 и в настоящее время транспортное средство числится в угоне.

В судебном заседании 08.12.2020:

Уполномоченный орган заявление об установлении требований к должнику поддержал, дал пояснения относительно сведений, указанных финансовым управляющим, а именно: по мнению уполномоченного органа требование к должнику заявлено обоснованно, поскольку передача транспортного средства Газель 172412 г/н <***> в пользу арендатора состоялась в мае 2020 года, после чего финансовым управляющим указано на наличие обстоятельств угона транспортного средства Однако, требование уполномоченного органа заявлено в отношении периода: 2019 года, то есть за ранее возникший налоговый период, в связи с чем оснований для освобождения должника от заявленного размера задолженности не имеется.

Иные представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание в назначенное время не явились, уведомлены в порядке, установленном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Суд, изучив материалы настоящего обособленного спора, оценив представленные доказательства, заслушав уполномоченный орган, считает заявленное требование обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника в размере 9 105 руб., исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 223 АПК РФ, пункта 1 статьи 32 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных
с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Таким образом, при рассмотрении заявлений о включении в реестр требований кредиторов судом проверяется обоснованность заявленных требований, определяется
их характер, размер и обязательства, не исполненные должником.

Согласно сведениям уполномоченного органа задолженность должника составляет –9 105 руб. – налог, в том числе:

- задолженность по уплате транспортного налога составляет 7 414 руб., в том числе 7 414 руб. – основной долг.

- задолженность по уплате налога на имущество физических лиц составляет 1 691 руб., в том числе 1 691 руб. – основной долг.

Основанием возникновения указанной задолженности является несвоевременная уплата транспортного налога и налога на имущество физических лиц за период: 2019 год.

В соответствии со статьей 23 НК РФ, налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно части 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (часть 2 статьи 70 НК РФ).

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 70 НК РФ).

Взыскание налога с физических лиц производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Предусмотренные статьей 75 НК РФ пени являются мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и взыскиваются с лица, на которое возложена такая обязанность.

Вместе с тем, как следует из материалов обособленного спора необходимость понуждения должника к уплате налога (соблюдение порядка принудительного взыскания налога в соответствии со статьей 48 НК РФ) в рассматриваемом случае отсутствовала.

Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Материалами обособленного спора подтверждается, что налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2019 год в отношении принадлежащих должнику транспортных средств ФордФокус г/н <***> в размере 3 142 руб., и без марки 172412 г/н <***> в размере 4 272 руб., а также за период 2019 год начислен налог на имущество физических лиц отношении квартиры, расположенной по адресу <...> ул.3, кв.53, в размере 1 691 руб. (налоговое уведомление от 01.09.2020 № 83135449).

Размер задолженности по начисленным суммам налогов должником, финансовым управляющим не оспорены.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, на дату судебного разбирательства срок уплаты заявленной суммы налога для должника наступил.

Учитывая отсутствие доказательств оплаты задолженности, суд признает требования уполномоченного органа обоснованными и подлежащими включению в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника в размере 9 105 руб., из которых: 9 105 руб. – налог.

В отношении сведений финансового управляющего относительно того, что транспортное средство Газель 172412 г/н <***> в настоящее время числится в угоне, суд считает необходимым указать на следующее.

В части 1 статьи 362 НК РФ указано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Положения статьи 357 НК РФ связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо. Иных оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога кроме снятия транспортного средства с регистрационного учета, угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу действующее законодательство не предусматривает.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 24.03.2015 № 541-О, установленная федеральным законодателем в главе 28 НК РФ взаимосвязь возникновения объекта налогообложения по транспортному налогу с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков. Данное законодательное регулирование призвано, в частности, исключить двойное налогообложение в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо.

Частью 3 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Таким образом, взимание транспортного налога в случае ареста (изъятия) транспортного средства прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета, так как сам по себе арест (изъятие) транспортного средства не приводит к прекращению существования транспортного средства, которое продолжает оставаться объектом налогообложения.

Статьей 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 8.2 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, зарегистрированных в Минюсте России 25.09.2018 N 52240, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 № 399, прекращение регистрации в отношении отчужденного транспортного средства осуществляется на основании заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом государственные регистрационные знаки и регистрационный документ признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением Госавтоинспекции в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 суток с даты отчуждения.

Транспортным налогом не облагается транспортное средство, находящееся в розыске, если факт угона или кражи подтвержден документом, выданным уполномоченным органом (подпункт 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ).

Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт угона (кражи) транспортного средства, не установлен ни в Налоговом кодексе, ни в иных нормативных актах. Поэтому к таким документам может относиться как справка об угоне (краже) транспортного средства, так и справка или постановление о возбуждении уголовного дела в связи его с угоном (кражей), которые выдаются правоохранительными органами. Также данная информация может содержаться во вступивших в силу судебных постановлениях, решениях, определениях. Основанием для прекращения взимания налога может стать и выданная уполномоченным органом справка о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) транспортного средства из-за того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему истек.

Между тем, в установленном порядке документы по факту события (угона) должником в налоговый орган не представлялись. Доказательств обратного суду не представлено и из пояснений налогового органа не следует (статьи 9,65 АПК РФ).

Кроме того, как указал финансовый управляющий в мае 2020 года должником на основании договора от 20.05.2020 № 01 транспортное средство Газель 172412 г/н <***> было предоставлено в аренду ФИО5, то есть по состоянию на указанную дату должник являлся титульным владельцем указанного транспортного средства.

Между тем, налоговый период, за который уполномоченным органом начислен налог: 2019 год.

При таких обстоятельствах оснований для освобождения должника от уплаты транспортного налога, исчисленного за налоговый период: 2019 год, в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ в рассматриваемом случае не имелось.

Руководствуясь статьями 100, 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Включить требование Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области в размере 9 105 руб. – налог, в состав третьей очереди реестра требований кредиторов ФИО1.

Определение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение десяти дней со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Копию определения направить уполномоченному органу, должнику, финансовому управляющему

Судья

Квиндт Е.И.