ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А70-14520/20 от 26.01.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-14520/2020

29 января 2021 года

Резолютивная часть определения оглашена в судебном заседании 26 января 2021 года.

Определение в полном объеме изготовлено 29 января 2021 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Целых М.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Максимовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Ишим, зарегистрирована по адресу: <...>; ИНН <***>; СНИЛС <***>) заявление Федеральной налоговой службы о включении требования в реестр требований кредиторов должника,

заинтересованные лица не явились; извещены;

установил:

28.08.2020 ФИО1 (далее – ФИО1, должник) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании ее банкротом и о введении в отношении нее процедуры реализации имущества гражданина, утверждении финансового управляющего.

Определением арбитражного суда от 31.08.2020 заявление должника принято к производству.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.10.2020 (резолютивная часть 24.09.2020) ФИО1 признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим назначен ФИО2

Сведения о введении процедуры реализации имущества опубликованы в печатном издании «Коммерсантъ» от 03.10.2020 № 181, в ЕФРСБ - 29.09.2020.

В Арбитражный суд Тюменской области 26.11.2020 (почтовый штамп 24.11.2020) обратилось государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменской области с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника в размере 3 203 руб. 40 коп.

Определением суда от 03.12.2020 заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 24.12.2020.

До начала судебного заседания от заявителя поступили дополнительные пояснения.

От финансового управляющего поступил отзыв на заявление, в котором указывает на отсутствие возражений по существу требования.

Определением арбитражного суда от 24.12.2020 судебное заседание отложено на 26.01.2021; заявителем по настоящему требованию определена Федеральная налоговая служба.

До начала судебного заседания от заявителя поступили дополнительные документы.

Заявитель, финансовый управляющий имуществом должника, должник, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения заявления, не явились. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно пункту 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры
реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Закона.

Из совокупного толкования положений указанного пункта 4 статьи 213.34
и пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве следует, что кредиторы вправе предъявить
свои требования к должнику в ходе процедуры реализации имущества гражданина.
Указанные требования направляются в арбитражный суд и финансовому управляющему
с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются финансовым управляющим в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных
с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктов 3-5 статьи 100
Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения,
с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить
из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Таким образом, в деле о банкротстве включение в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами. При этом суд осуществляет проверку обоснованности требований кредитора вне зависимости от наличия или отсутствия возражений против данных требований иных лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении обоснованности требований кредиторов подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.

В обоснование заявления указано, что у ФИО1 имеется задолженность перед Центром ПФР в Тюменской области в связи с излишне выплаченными суммами пенсии в размере 3 203 руб. 40 коп.

Пунктом 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, предусмотрено, что ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

В силу абзаца 9 статьи 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Из анализа статьи 17, 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что федеральная социальная доплата к пенсии является расходным обязательством Российской Федерации, выплачивается пенсионеру за счет средств федерального бюджета, пенсионер, получивший излишне эту доплату, обязан ее возвратить в собственность Российской Федерации.

Таким образом, интересы Российской Федерации по возврату излишних доплат, произведенных Пенсионным фондом РФ, в рамках дела о банкротстве, представляет Федеральная налоговая служба.

Данный вывод соответствует судебной практике: постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу № А28-17414/2017.

Как следует из материалов дела, ФИО1 являлась получателем страховой пенсии по старости с повышенной фиксированной выплатой к указанной страховой пении с учетом иждивенца ФИО3

Согласно Уведомлению о постановке на учет физического лица в налоговый орган от 10.07.2020 ФИО3 начал осуществлять трудовую деятельность с 10.07.2020.

05.10.2020 ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Тюменской области выявило факт излишней выплаты страховой пенсии по старости ФИО1 за период с 01.08.2020 по 30.09.2020 в сумме 3 203 руб. 40 коп., что отражено в протоколе о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии № 116 от 05.10.2020.

08.10.2020 в адрес должника было направлено письмо с просьбой вернуть 3 203 руб. 40 коп.

Поскольку указанная сумма не была возвращена, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона № 178-ФЗ федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В силу пункта 10 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пункту 11 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Как следует из абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве, пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» (далее - Постановление № 63), возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

Согласно разъяснениям пункта 9 Постановления № 63 денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора (статья 1102 ГК РФ).

Из истории выплат за период с 01.08.2020 по 31.12.2020 следует, что за август2020 выплаты были получены должником 29.07.2020, за сентябрь - 31.08.2020.

При этом, заявление о признании должником несостоятельным (банкротом) было принято судом к производству 31.08.2020.

При таких обстоятельствах, в реестр требований кредиторов должника подлежат включению излишние выплаты страховой пенсии в размере 1 601 руб. 70 коп.

Производство по заявлению в части включения требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов 1 601 руб. 70 коп. излишние выплаченной суммы за период с 01.09.2020 по 30.09.2020. подлежит прекращению, поскольку относится к текущим платежам.

Руководствуясь статьями 5, 100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 150, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Включить в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 требование Федеральной налоговой службы в размере 1 601 руб. 70 коп. долга

Прекратить производство по требования Федеральной налоговой службы в части включения в реестр требований кредиторов ФИО1 1 601 руб. 70 коп. переплату за сентябрь 2020года.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано
в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Целых М.П.