ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А70-17619/19 от 03.06.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-17619/2019

10 июня 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 03 июня 2020 года.

Полный текст определения изготовлен 10 июня 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сажиной А.В. при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Богатыревым Е.В., рассмотрев в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ИНН <***>, СНИЛС № <***>, зарегистрирован по адресу: 626150, Тюменская область, 7. Тобольск, 3 мкр., д. 9, кв. 66),

заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области (625009, <...>) о включении требования в реестр требований кредиторов,

при участии в судебном заседании представителя УФНС – ФИО2 по доверенности от 14.03.2019, диплом от 05.07.2015,

установил:

В арбитражный суд Тюменской области 04.10.2019 обратился ФИО1 с заявлением о несостоятельности (банкротстве), в связи с наличием кредиторской задолженности в размере 1 430 105 руб. 61 коп.

Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2019 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества должника, финансовым управляющим должника утверждена ФИО3.

Сведения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликованы в издании «Коммерсанть» №216(6696) от 23.11.2019.

18.12.2019 в Арбитражный суд Тюменской области обратился (нарочно) уполномоченный орган в лице Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника задолженности перед бюджетом в размере 52 330, 24 руб., в том числе 36453 руб. долг, 15682, 24 руб. пени, 195 руб. штраф.

Определением суда от 19.12.2019 заявление принято к рассмотрению, назначено судебное заседание.

От финансового управляющего 31.01.2020 в материалы дела поступил отзыв на заявление, согласно которому управляющий полагает не подлежащим удовлетворению:

- требование в части задолженности по НДФЛ за 2015 ввиду истечения срока исковой давности,

- требование в части задолженности по транспортному налогу за период 2014-2015, как подлежащей списанию на основании Федерального закона от 28.12.2017 №463-ФЗ.

Определениями суда судебное заседание неоднократно откладывалось, судебное заседание назначено на 03.06.2020.

До судебного заседания от финансового управляющего поступило ходатайство о рассмотрении заявления в его отсутствие.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа заявленные требования поддержал, на отзыв финансового управляющего возражал, должник, финансовый управляющий в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судебное разбирательство осуществляется в отсутствие не явившихся представителей сторон.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителя налогового органа, установил следующее.

В силу части 1 статьи 223 АПК РФ, пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, при наличии доказательств уведомления кредиторов о получении таких требований рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (пункт 5 статьи 100 Закона о банкротстве).

Пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Таким образом, при рассмотрении заявлений о включении в реестр требований кредиторов судом проверяется обоснованность заявленных требований, определяется их характер, размер и обязательства, не исполненные должником.

Согласно сведениям уполномоченного органа задолженность ФИО1, составляет 52 330 руб. 24 коп., из них: 36 453 руб. -долг, 15 682 руб. 24 коп. – пени, 195 руб. - штраф, в том числе:

-задолженность по НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ составляет 2 805 руб. 72 коп., в том числе налог -1 950 руб-, пени - 660 руб. 72 коп., штраф - 195 руб.

Основанием возникновения задолженности является Решение КНП № 1760 от 16.05.2017.

- задолженность по транспортному налогу с физических лиц составляет 49 524 руб. 52 коп., в том числе налог - 34 503 руб., пени - 15 021 руб. 52 коп.

Основанием возникновения задолженности является неуплата налога за период 2014- 2015 годы.

С целью взыскания указанной задолженности направлены:

Требования №№: 66885 от 09.10.2015, 25787 от 08.12.2016, 23190 от 02.12.2019, 5772 от 05.09.2016, 3216 от 21.07.2017 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в деле о банкротстве является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Таким образом, уполномоченный орган в настоящем деле вправе предъявить должнику требования об уплате всех налогов и сборов, вне зависимости от того, кто является их администратором.

По смыслу ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность налогоплательщика (плательщика) по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии установленных Кодексом оснований и возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является в соответствии с пунктом 4 названной статьи основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога (сбора).

В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном ст.ст.46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном ст.ст.47 и 48 НК РФ. Положения, предусмотренные ст. 69 НК РФ, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Представленные в материалы дела документы доказывают наличие задолженности должника перед бюджетом в заявленном размере, доказательств погашения указанной задолженности суду не представлено.

Отклоняя довод финансового управляющего о пропуске уполномоченным органом срока исковой давности по НДФЛ за 2015 год суд исходит из следующего.

Порядок взыскания задолженности по налогам и сборам определен положениями ст.ст. 46,47,48 Налогового кодекса Российской Федерации, которые являются специальными по отношению к общим нормам гражданского законодательства.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном ст.ст.46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном ст.ст.47 и 48 НК РФ. Положения, предусмотренные ст. 69 НК РФ, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, возможность включения в реестр требований кредиторов должника связана с реализацией налоговым органом в установленные НК РФ сроки мер принудительного взыскания налогов.

Согласно п. 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В обоснование заявленных требований уполномоченный орган ссылается на принятие следующих мер по взысканию с должника задолженности по уплате обязательных платежей: направление требований №5772 от 05.09.2016, №3216 от 21.07.2017, №23190 от 02.12.2019. При этом суд отмечает, что сумма задолженности по НДФЛ, включая долг, пени и штраф не превысила 3000 руб., с даты выставления первоначального требования, в связи с чем сроки принудительного взыскания задолженности в порядке ст. 48 НК РФ уполномоченным органом не пропущены.

Отклоняя довод финансового управляющего о возникновении у уполномоченного органа обязанности по списанию задолженности по транспортному налогу, образовавшейся на 01.01.2015, суд исходи из следующего.

Согласно статье 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию:

недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням ( п.1).

недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения (п.2).

В соответствии со ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку недоимка по транспортному налогу за 2014 год у должника образовалась не ранее 1 декабря 2015 года, а за 2015 год – не ранее 1 декабря 2016 года, задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015 годы не признается безнадежной ко взысканию и не подлежит списанию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 №436-ФЗ. В этой связи, требования уполномоченного органа в части задолженности по транспортному налогу с физических лиц за период 2014-2015 годов в размере 49 524,52 руб., в том числе налог - 34 503 руб., пени - 15 021 руб. 52 коп. являются правомерными.

Учитывая, своевременность обращения уполномоченного органа с настоящим требованием, а также то обстоятельство, что наличие задолженности подтверждено допустимыми и относимыми документами, доказательств исполнения должником обязательств по уплате налогов и обязательных платежей суду не представлено, требования уполномоченного органа в размере 52 330 руб. 24 коп., из них: 36 453 руб. -долг, 15 682 руб. 24 коп. – пени, 195 руб. - штраф являются законными, обоснованными и подлежащими включению в состав третьей очереди реестра требований кредиторов гражданина ФИО1.

Руководствуясь статьями 100, 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Включить требования Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области в размере 52 330 руб. 24 коп., из них: 36 453 руб. -долг, 15 682 руб. 24 коп. – пени, 195 руб. - штраф в состав третьей очереди реестра требований кредиторов гражданина ФИО1.

Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья

Сажина А.В.