ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А71-3858/20 от 16.11.2020 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Определение

о включении требований в реестр требований кредиторов

г. Ижевск

Дело № А71- 3858/2020

23 ноября 2020 года

Т2

Резолютивная часть определения вынесена 16 ноября 2020 года

Определение в полном объеме изготовлено 23 ноября 2020 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи
В.Н. Якушева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И. Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина ФИО1 г. Ижевск (ИНН <***>, СНИЛС <***>) требование Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России, уполномоченный орган) г. Москва о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 19 361 руб. 58 коп.,

при участии в судебном заседании:

от ФНС России: ФИО2 – представителя по доверенности № 23 от 03.03.2020,

в отсутствие иных лиц, участвующих в процессе, извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики в сети «Интернет»,

УСТАНОВИЛ:

14 апреля 2020 г. гражданин ФИО1, г. Ижевск (далее – ФИО1, должник) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), основанием чему послужило наличие просроченной задолженности по обязательствам в размере 500 412 руб. 72 коп.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2020 года (резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2020 года) ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества сроком до 05.02.2021, финансовым управляющим утверждена член Союза «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» ФИО3, ИНН <***>.

Сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликовано Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 12 августа 2020 года., в газете «Коммерсантъ» 15 августа 2020 года.

12.10.2020 ФНС России обратилась в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 задолженности по обязательным платежам в размере 19 361 руб. 58 коп. (в том числе
11 860 руб. - налог, 2 501 руб. 58 коп. - пени, 5000 руб. - штраф).

Определением суда от 19.10.2020 требование ФНС России принято к производству, судебное заседание назначено на 16 ноября 2020 года.

Должник, финансовый управляющий, иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Судебное заседание проведено в порядке статей 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие должника, финансового управляющего, при участии в судебном заседании представителя ФНС России, который заявленные требования поддержал.

Финансовый управляющий, должник возражения по включению в реестр требований кредиторов задолженности по обязательным платежам не представили.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

В силу статьи 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Из представленных ФНС России документов следует, что уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника 19 361 руб. 58 коп. задолженности по обязательным платежам, в том числе:

- 11 860 руб. 00 коп. недоимки, в том числе 11 847 руб. 00 коп. недоимки по транспортному налогу физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 год, 13 руб. 00 коп. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год;

- 2 501 руб. 58 коп. пени, в том числе 2 485 руб. 87 коп. пени по транспортному налогу, 15 руб. 71 коп. пени по налогу на имущество физических лиц;

- 5000 руб. 00 коп. штрафов по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе 1000 руб. 00 коп. штрафа по камеральной налоговой проверке по решению от 14.08.2015 № 09-05/48436 за непредставление в установленный срок единой (упрощенной) налоговой декларации за 9 месяцев 2014 года, 1000 руб. 00 коп. штрафа по камеральной налоговой проверке по решению от 14.08.2015 № 09-05/48435 за непредставление в установленный срок единой (упрощенной) налоговой декларации за 2014 год, 1000 руб. 00 коп. штрафа по камеральной налоговой проверке по решению от 09.11.2015 № 09-05/49525 за непредставление в установленный срок единой (упрощенной) налоговой декларации за1 квартал 2015 года, 1000 руб. 00 коп. штрафа по камеральной налоговой проверке по решению от 28.03.2016 № 09-05/51038 за непредставление в установленный срок единой (упрощенной) декларации за полугодие 2015 года, 1000 руб. 00 коп. штрафа по камеральной налоговой проверке по решению от 28.03.2016 № 09-05/51037 за непредставление в установленный срок единой (упрощенной) налоговой декларации за 9 месяцев 2015 года.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 НК РФ).

Статьей 75 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов уплачивать пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В целях подтверждения заявленных требований и принятия установленных статьями 45, 69, 70, 48 НК РФ мер по принудительному взысканию налога, пеней, штрафов уполномоченным органом представлены:

- требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 3779 по состоянию на 11.05.2016, № 3780 по состоянию на 11.05.2016, № 6802 по состоянию на 07.10.2015, № 6803 по состоянию на 07.10.2015, № 9032 по состоянию на 29.12.2015 (об уплате штрафов в общей сумме 5 000 рублей) и сведения о направлении требований по ТКС;

- требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 17728 по состоянию на 28.11.2016 по пеням по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, расчет пени, сведения об отправке требования;

- требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 11590 по состоянию на 04.02.2020 по недоимке по транспортному налогу за 2018 год и пени, расчет пени, сведения об отправке требования;

- требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 16429 по состоянию на 19.12.2017 по недоимке по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год и по пеням, расчет пени, сведения об отправке требования;

- требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 6865 по состоянию на 06.02.2019 по недоимке по транспортному налогу за 2017 год и пени, расчет пени, список заказных писем об отправке требования;

- требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 19606 по состоянию на 18.12.2016 по недоимке по транспортному налогу за 2015 год и пени, расчет пени, список заказных писем об отправке требования;

- требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 51150 по состоянию на 09.09.2020 по пеням по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, список ф. № 103 от 10.09.2020;

- налоговое уведомление № 140202742 от 13.09.2016 по транспортному налогу за 2015 год по транспортному средству ISUZU г.н. Е955ТМ18, список заказных писем об отправке требования;

- налоговое уведомление № 57872296 от 20.09.2017 по транспортному налогу за 2016 год по транспортному средству ISUZU г.н. Е955ТМ18, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, по квартире, расположенной по адресу: <...>, список заказных писем об отправке требования;

- налоговое уведомление № 42362772 от 28.08.2018 по транспортному налогу за 2017 год по транспортному средству ISUZU г.н. Е955ТМ18, список заказных писем об отправке требования;

- налоговое уведомление № 18928211 от 04.07.2019 по транспортному налогу за 2018 год по транспортному средству ISUZU г.н. Е955ТМ18, список заказных писем об отправке требования;

- налоговое уведомление № 30444230 от 03.08.2020 по транспортному налогу за 2019 год по транспортному средству ISUZU г.н. Е955ТМ18, список заказных писем об отправке требования;

- расшифровку задолженности;

- решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.08.2015 № 09-05/48436, № 09-05/48435, от 09.11.2015 № 09-05/49525, от 28.03.2016 № 09-05/51038, № 09-05/51037;

- акты налоговой проверки от 24.04.2015 № 09-05/49943, от 01.07.2015 № 09-05/48692, от 01.07.2015 № 09-05/48693, от 12.02.2016 № 09-05/51818, № 09-05/51819;

- реестры отправки заказной корреспонденции: решений от 09.11.2015 № 09-05/49525, от 14.08.2015 № 09-05/48435, № 09-05/48436, от 28.03.2016 № 09-05/51037, № 09-05/51038, актов от 01.07.2015 № 09-05/48692, от 24.04.2015 № 09-05/49943, от 01.07.2015 № 09-05/48693, от 12.02.2016 № 09-05/51818, № 09-05/51819;

- сведения из банка данных исполнительных производств, возбужденных в отношении ФИО1;

- заявление о вынесении судебного приказа № 12201;

- административное исковое заявление № 8082 от 19.06.2020;

- решение от 04.04.2016 № 169 о взыскании с физического лица за счет имущества через суд в порядке статьи 48 НК РФ штрафов в общей сумме 3000 рублей.

Вместе с тем из письма Межрайонной ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике от 13.11.2020 № 04-36/20214@ следует, что доказательства принятия мер по принудительному взысканию задолженности в отношении штрафов по КНП № 51037 от 28.03.2016, КНП № 51038 от 28.03.2016 у инспекции отсутствуют в связи с тем, что после конвертации налогоплательщика в программный комплекс «АИС-Налог3» требования № 3779 от 11.05.2016, № 3780 от 11.05.2016 не вошли в пользовательское задание для формирования заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица согласно статье 48 НК РФ.

В силу статьи 65 АПК РФ бремя доказывания обоснованности заявленного требования лежит на уполномоченном органе.

В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Поскольку доказательств принятия мер по принудительному взысканию с должника в порядке статьи 48 НК РФ штрафов в общей сумме 2000 рублей, подлежащих взысканию на основании решений от 28.03.2016 № 09-05/51038, № 09-05/51037, ФНС России не представлено, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания указанной задолженности, в связи с чем в данной части требование следует признать необоснованным.

В удовлетворении требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по штрафам в сумме 2000 рублей следует отказать.

В остальной части, поскольку представленные ФНС России документы подтверждают как основания возникновения задолженности по обязательным платежам, ее размер, так и принятие налоговым органом предусмотренных законом мер по взысканию недоимки, пеней и штрафов, доказательств погашения предъявленной для включения в реестр требований кредиторов задолженности суду не представлено, требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате обязательных платежей обоснованно в размере 17 361 руб. 58 коп. и подлежит включению в реестр требований кредиторов ФИО1 по третьей очереди удовлетворения: 11 860 руб. 00 коп. – налог, 2 501 руб. 58 коп. – пени, 3 000 руб. 00 коп. – штраф.

Руководствуясь ст.ст. 184-187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 100, 213.24, 213.27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Удмуртской Республики

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Признать требование Федеральной налоговой службы г. Москва обоснованным в размере 17 361 руб. 58 коп., из них: 11 860 руб. налог,
2 501 руб. 58 коп. пени, 3 000 руб. штраф подлежащим включению по третьей очереди удовлетворения в реестр требований кредиторов ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: гор. Ижевск, ИНН <***>.

2. В остальной части требование признать необоснованным, во включении в реестр требований кредиторов должника отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья В.Н. Якушев