о прекращении производства по делу о банкротстве
г. Ульяновск Дело № А72-16286/2018
22 августа 2019 года
Резолютивная часть определения объявлена 19 августа 2019 года.
В полном объеме определение изготовлено 22 августа 2019 года.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи В.А. Корастелёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Голубевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (ПАО «Ульяновскэнерго», ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск
к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» (ОГРН <***>, ИНН <***>), <...>)
о признании должника несостоятельным (банкротом)
от лиц, участвующих в деле – явка представителей не обеспечена, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru.
УСТАНОВИЛ:
01.10.2018 Публичное акционерное общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании требования кредитора ПАО «Ульяновскэнерго» обоснованным, введении в отношении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» процедуры банкротства - наблюдение; включении требования ПАО «Ульяновскэнерго» в размере 1 221 877 руб. 83 коп. в реестр требований кредиторов; утверждении временного управляющего.
Определением от 08.10.2018 заявление принято судом к производству.
27.03.2019 в адрес суда от Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области поступили заверенные копии бухгалтерской отчетности за 2017 год в отношении МУП ЖКХ МО «Калмаюрское сельское поселение».
25.04.2019 в адрес суда почтой от Администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области поступил отзыв на заявление, в котором Администрация сообщает, что не поддерживает заявление ПАО «Ульяновскэнерго».
23.05.2019 в адрес суда от представителя СРО «Союз менеджеров и арбитражных управляющих» поступили сведения и документы о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего ФИО1 требованиям ст. ст. 20, 20.2 Федерального закона от 26.10.2012 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
27.05.2019 в адрес суда от Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области поступил отзыв на заявление, в котором Министерство оставляет решение на усмотрение суда и просит провести судебное заседание в отсутствие представителя.
06.06.2019 в адрес суда от Федеральной антимонопольной службы поступил отзыв на заявление, в котором она указывает, что по состоянию на 30.05.2019 МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» не включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, следовательно, представить мотивированное заключение о наличии (отсутствии) у указанной организации признаков субъекта естественной монополии не представляется возможным.
При этом Федеральная антимонопольная служба указывает следующее:
-принадлежность хозяйствующего субъекта к субъекту естественных монополий определяется путем выявления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях;
- в соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для ведения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.
ПАО «Ульяновскэнерго» требования определений суда от 11.06.2019, от 17.07.2019 не исполнило: не представило письменную гарантию на финансирование расходов в процедуре банкротства в случае отсутствия имущества должника, с указанием суммы финансирования.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Согласно статье 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в рассмотрении дела и надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения спора, дело рассматривается в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
Всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
Пунктом 1 статьи 62 Закона о банкротстве установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Законом, процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Закона.
Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда или заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 настоящего Закона (абзац второй пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Таким образом, для введения наблюдения в отношении должника требуется наличие в совокупности одновременно трех условий: требования к юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, требования не исполнены в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны быть исполнены; требования обоснованы и не удовлетворены должником на дату судебного заседания.
В обосновании заявленных требований, заявитель ссылается на наличие задолженности по договорам энергоснабжения №240776ЭО от 01.01.2009, №240776ЭО от 26.12.2016 в общей сумме 1 221 877,83 руб., подтвержденной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2017 по делу №А72-19837/2016, от 04.12.2017 по делу №А72-16616/2017.
Уплата образовавшейся задолженности перед Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» должником не производилась, доказательств обратного суду не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, судом установлено наличие у должника задолженности, достаточной для введения процедуры банкротства, обязательства по погашению указанной задолженности не исполнены в течение трех месяцев; действий по оплате задолженности должником не предпринимается (доказательств обратного материалы дела не содержат), что свидетельствует о нестабильности материального положения муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение», наличии признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества, и является основанием для введения в отношении должника процедуры наблюдения.
Между тем, проанализировав спорные отношения, суд исходил из положений статьи 57 Закон о банкротстве, согласно которой арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотренное абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве основание для прекращения производства по делу о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему) может быть применено судом по своей инициативе.
В силу пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» (далее - Постановление № 91), если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу.
При наличии письменного согласия участвующего в деле лица (кроме уполномоченного органа) на финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве производство по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве прекращению не подлежит и дело подлежит дальнейшему рассмотрению в общем порядке.
В отсутствие такого согласия либо при невнесении давшим согласие лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
По данным уполномоченного и регистрирующих органов имущество у должника отсутствует, обратного в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); ликвидность дебиторской задолженности заявителем не доказана.
В соответствии со статьей 20.7 Закона о банкротстве расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Заявитель по делу - ПАО «Ульяновскэнерго» не представил письменную гарантию на финансирование расходов в процедуре банкротства в случае отсутствия имущества должника, с указанием суммы финансирования, то есть расходы на проведение процедуры могут быть погашены только за счет имущества у должника.
Таким образом, судом сделан вывод об отсутствии в материалах дела доказательств возможности финансирования процедуры банкротства.
Принимая во внимание отсутствие документов, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества должника, за счет которого возможно полностью или частично погасить расходы, суд пришел к выводу об отсутствии объективной возможности для проведения процедуры банкротства, в связи с чем полагает целесообразным производство по настоящему заявлению прекратить.
В связи с прекращением производства по делу вопрос об утверждении временного управляющего должника рассмотрению не подлежит.
Кроме того, суд считает необходимым отразить сообщение, поступившее в суд от Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, о том, что МУП ЖКХ МО «Калмаюрское сельское поселение» включено в Реестр организаций энергетического и коммунального комплексов Ульяновской области и осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг в сфере холодного водоснабжения с 13.09.2010.
При этом, на 2019-2023 годы приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 06.12.2018 № 06-280 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» на 2019-2023 годы» были утверждены следующие тарифы: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 28,95 руб./куб. м; с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 29,53 руб./куб. м; с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 29,53 руб./куб. м; с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 29,77 руб./куб. м; с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 29,77 руб./куб. м; с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 30,37 руб./куб. м; с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 30,37 руб./куб. м; с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 30,64 руб./куб. м; с 01.01.2023 по 30.06.2023 - 30,64 руб./куб. м; с 01.07.2023 по 31.12.2023 - 31,26 руб./куб. м.
25.04.2019 МУП ЖКХ МО «Калмаюрское сельское поселение» предоставило в департамент по регулированию цен и тарифов Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области дополнительные материалы для корректировки тарифа на холодное водоснабжение на 2020 год в связи с увеличением затрат по электроэнергии.
Администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области сообщило суду о том, что должник является единственной ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения на территории населенных пунктов муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение»: обслуживает 88,2 км водопроводных сетей, 10 артезианских скважин на территории 7 населенных пунктов с общей численностью жителей – 3 262 человека.
При этом согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий в том числе относятся: услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Следовательно, исходя из доводов Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, должник обладает признаками субъекта естественных монополий (главой IX Закона о банкротстве предусмотрены специальные нормы, применяемые при банкротстве отдельных категорий должников - юридических лиц; банкротство субъектов естественных монополий регулируется параграфом 6 указанной Главы).
Доказательства тому, что по заявлению ПАО «Ульяновскэнерго» имеются в совокупности все условия для признания банкротом субъекта естественной монополии не представлены.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 197 Закона о банкротстве субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей.
Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь статьей 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Во введении наблюдения в отношении Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» отказать.
Производство по делу № А72-16286/2018 прекратить.
Возвратить Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению от 06.09.2018 № 938.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.А. Корастелёв