АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14
Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 ноября 2012года | Дело № А72-330/05-21/2-Б |
г.Ульяновск |
Резолютивная часть определения объявлена: 23.11.2012г.
Полный текст определения изготовлен: 28.11.2012 г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Кнышевского Дениса Леонидовича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Ольгой Робертовной,
рассмотрев в судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России №5 по Ульяновской области о признании незаконными действий (бездействия) арбитражного управляющего Радищевского ГУП «Агротехснаб» ФИО1
по делу по заявлению Радищевского государственного унитарного предприятия «Агротехснаб», р.п. Радищево Ульяновской области о признании его несостоятельным (банкротом)
при участии:
от уполномоченного органа – ФИО2, доверенность от 07.02.12г. (явился после начала судебного заседания)
от должника - не явился, извещен;
от арбитражного управляющего - не явился, извещен;
от собственника имущества - не явился, извещен;
от СРО – до перерыва - не явился, извещен;
от Управления Росреестра – ФИО3, доверенность № 4 от 10.01.12г.
УСТАНОВИЛ:
Дело о банкротстве Радищевского государственного унитарного предприятия «Агротехснаб» (далее - ФИО4 «Агротехснаб») ведется по нормам ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции, действующей до даты вступления в законную силу ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008г. № 296-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.09.2005 ФИО4 «Агротехснаб» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
На основании распоряжения по второму судебному составу коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений от 06.03.2012 г. настоящее дело передано на рассмотрение судье Кнышевскому Д.Л.
Определением от 23.03.2012г. конкурсным управляющим ФИО5 «Агротехснаб» утвержден ФИО1, член Некоммерческого
партнерства «Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих «Содружество».
Определением от 13.09.12г. (объявлена резолютивная часть) ФИО1 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Радищевского государственного унитарного предприятия «Агротехснаб» с 13 сентября 2012 г.
14.09.2012 в Арбитражный суд Ульяновской области обратилась Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России №5 по Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) арбитражного управляющего Радищевского ГУП «Агротехснаб» ФИО1
Лица, участвующие в деле (за исключением Управления Росреестра и уполномоченного органа), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились.
Суд в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ располагает сведениями, что все лица, участвующие в деле, уведомлены о начавшемся процессе по заявленному ходатайству.
При данных обстоятельствах заявление ФНС России в судебном заседании в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.
Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебном заседании представления по существу заявления не представила.
Исследовав материалы дела и представленные документы, суд считает, что заявление уполномоченного органа подлежит удовлетворению в части признания незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего, выразившегося в не проведении собраний кредиторов и непредоставлении кредитору отчета о своей деятельности и отчета об использовании денежных средств должника в период с 20.03.2012 г. по 19.06.2012 г.; в не проведении в установленный срок собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа, в остальной части заявление налогового органа подлежит оставлению без удовлетворения.
При этом суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введённой до дня вступления в силу Закона № 296-ФЗ, применяются положения Закона о банкротстве без учёта изменений, внесённых Законом № 296-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий при проведении процедур банкротства должен действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 24, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий и бездействия конкурсного управляющего незаконными.
Статьей 60 названного Закона предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
Согласно ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
При этом по смыслу статей 12, 143 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» посредством собраний кредиторов кредиторы и уполномоченные органы, в том числе, осуществляют контроль за деятельностью утвержденного судом конкурсного управляющего.
Полномочия утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего, возложенные на него лично в соответствии с настоящим ФЗ не могут быть переданы иным лицам (п.7 ст. 24 Закона о банкротстве).
Как указывалось выше, ФИО1 утвержден конкурсным управляющим ФИО5 «Агротехснаб» определением суда от 23.03.2012г.
Из материалов дела следует, что собрание кредиторов проведено ФИО1 20.06.2012 с перерывом до 27.06.2012, то есть с нарушением срока, предусмотренного статьей 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции, действующей без учёта изменений, внесённых Законом № 296-ФЗ).
Кроме того, отчет об использовании денежных средств предоставлен конкурсным управляющим 20.06.2012г.
В материалах дела отсутствуют сведения об установлении собранием кредиторов более продолжительного срока предоставления отчета, чем установленного статьей 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в старой редакции).
В письменных пояснениях на жалобу налогового органа №218 от 08.10.12г. конкурсный управляющий указывает на то, что собрание кредиторов им в установленный законом срок не созывалось, поскольку документация по ФИО5 «Агротехснаб» была передана ему от предыдущего конкурсного управляющего ФИО6 только 23.05.12г.
Суд считает указанный довод конкурсного управляющего несостоятельным, поскольку отсутствие документов не может являться препятствием для проведения собрания кредиторов.
При этом суд учитывает, что принятие в ведение имущества и документации должника от предыдущего арбитражного управляющего является обязанностью нового арбитражного управляющего.
Таким образом, суд признает незаконным бездействие конкурсного управляющего ФИО1, выразившееся в непроведении собраний кредиторов и непредоставлении кредитору отчета о своей деятельности и отчета об использовании денежных средств должника в период с 20.03.2012 г. по 19.06.2012 г., что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов кредитора в осуществлении своевременного контроля за деятельностью конкурсного управляющего и ходом процедуры конкурсного производства.
05.04.12г. в адрес конкурсного управляющего налоговым органом было направлено требование о проведении собрания кредиторов от 04.04.12г. №16-03- 12/02493 с повесткой дня собрания кредиторов: «рассмотрение отчета конкурсного управляющего, рассмотрение отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств, выбор представителя собрания кредиторов».
В силу ст. 14 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 03.12.2008) собрание кредиторов по требованию комитета
кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Как следует из копии почтового уведомления, представленной заявителем, требование о проведении собрания кредиторов от 04.04.12г. №16-03-12/02493 вручено ФИО1 11.04.12г. Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в старой редакции) конкурсный управляющий ФИО1 должен был провести собрание кредиторов ФИО5 «Агротехснаб» по требованию налогового органа в срок до 02.05.2012, доказательства проведения конкурсным управляющим ФИО1 собрания кредиторов в указанные выше сроки в материалах дела отсутствуют.
Доводы арбитражного управляющего ФИО1 о том, что кредитор вправе был самостоятельно провести собрание кредиторов, отклоняется судом.
В соответствии с нормами ст. 12 Закона о банкротстве организация и проведение собраний кредиторов осуществляется арбитражным управляющим. Проведение собрания кредиторов кредитором самостоятельно является правом кредитора, а не его обязанностью. Наличие у кредитора такого права не освобождает арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление налогового органа в части признания незаконным бездействия конкурсного управляющего ФИО5 «Агротехснаб» ФИО1, выразившегося в не проведении в установленный срок собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа.
Допущенное нарушение также свидетельствует о нарушении прав и законных интересов кредитора в осуществлении своевременного контроля за деятельностью конкурсного управляющего и ходом процедуры конкурсного производства.
Суд считает не подлежащим удовлетворению заявление налогового органа в части признания незаконными действий конкурсного управляющего ФИО5 «Агротехснаб» ФИО1, выразившихся в необоснованном привлечении конкурсным управляющим Общества с ограниченной ответственностью «Ардо» для сопровождения процедур банкротства исходя из следующего.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 03.12.2008) арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов.
24.03.12г. между Обществом с ограниченной ответственностью «Ардо» (Фирма) и ФИО5 «Агротехснаб» в лице конкурсного управляющего ФИО1 (Клиент) был оформлен договор №1-7а/12 на юридическое и бухгалтерское обслуживание Клиента, со стоимостью оказываемых услуг – 35 000 руб. в месяц.
Во исполнение условий указанного договора Фирма оказывала Клиенту услуги, что подтверждается Актами о выполненных услугах №01 от 20.04.12г., №02 от 18.05.12г., №03 от 18.06.12г., №04 от 20.07.12г., №05 от 20.08.12г.
Соглашением от 04.09.12г. стороны расторгли договор №1-7а/12 от 24.03.12г. на юридическое и бухгалтерское обслуживание.
Суд не принимает довод налогового органа о том, что собранием кредиторов конкурсному управляющему было запрещено привлекать специалистов для обеспечения своей деятельности без предварительного согласия с собранием кредиторов.
Решение о запрете конкурсному управляющему привлекать специалистов для обеспечения своей деятельности без предварительного согласия с собранием кредиторов было принято на собрании кредиторов 03.09.12г., в то время как реализовав право, предусмотренное ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 03.12.2008), конкурсный управляющий Юрыцын П.П. заключил договор с ООО «Ардо» на юридическое и бухгалтерское обслуживание 24.03.12г., то есть до запрета собрания кредиторов.
Кроме того, арбитражный управляющий пояснил, что оплата услуг привлеченного лица не производилась. Доказательств оплаты конкурсным управляющим услуг, оказанный Обществом с ограниченной ответственностью «Ардо» в материалы дела не представлено.
Жалоба на действия (бездействие) арбитражного управляющего может быть удовлетворена только в случае, если вменяемыми неправомерными, или недобросовестными, или неразумными действиями (бездействием) действительно нарушены те или иные права и законные интересы подателя жалобы.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Уполномоченный орган не доказал, каким образом заключение конкурсным управляющим договора с ООО «Ардо» 1-7а/12 от 24.03.12г. на юридическое и бухгалтерское обслуживание нарушило его права и законные интересы.
Учитывая изложенное, заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции ФНС России №5 по Ульяновской области подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 60 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции ФНС России №5 по Ульяновской области удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего Радищевского государственного унитарного предприятия «Агротехснаб» ФИО1, выразившееся в не проведении собраний кредиторов и нередоставлении кредитору отчета о своей деятельности и отчета об использовании денежных средств должника в период с 20.03.2012 г. по 19.06.2012 г.; в не проведении в установленный срок собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа.
В остальной части Заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции ФНС России №5 по Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья | Д.Л. Кнышевский |
2
3
4
5