655017, г. Абакан, ул. Крылова,74, а/я 147
http://khakasia.arbitr.rue-mail: info@khakasia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отложении судебного разбирательства
г. Абакан Дело №А74-2550/2007
07 декабря 2007 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания судьёй Сидельниковой Т.Н. в открытом судебном заседании рассмотрел дело по заявлению
Администрации муниципального образования города Абаза, город Абаза, к
Абазинскому городскому Совету депутатов, город Абаза,
об оспаривании решения от 30 мая 2007 года №16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
Муниципальное учреждение «Средства массовой информации города Абазы», город Абаза.
В судебном заседании принимали участие представители:
Администрации города Абазы - ФИО1, доверенность от 22 января 2007 года №72-1;
Абазинского городского Совета депутатов - ФИО2, доверенность от 20 августа 2007 года;
Муниципальное учреждение «Средства массовой информации города Абазы» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Администрация муниципального образования города Абаза (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Абазинского городского Совета депутатов (далее – Совет депутатов) от 30 мая 2007 года №16.
Определением от 11 октября 2007 года арбитражный суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение «Средства массовой информации города Абазы» (далее – Муниципальное учреждение).
В судебном заседании представитель Администрации поддержал требование о признании оспариваемого решения недействительным и в обоснование указал следующее.
По мнению Администрации, оспариваемым решением на Главу Администрации незаконно возложена обязанность в срок до 30 июня 2007 года привести в соответствие с решением Совета депутатов от 18 сентября 2003 года №227 Устав Муниципального учреждения, включив в состав учредителей Муниципального учреждения Совет депутатов; организовать государственную регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц изменений в Устав Муниципального учреждения по включению в состав учредителей Совета депутатов.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления») Глава руководит Администрацией на принципах единоначалия.
Согласно статье 23 Устава муниципального образования города Абаза Глава муниципального образования является руководителем Администрации муниципального образования г. Абаза.
В силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным учреждением.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Полномочия органов местного самоуправления в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливаются Уставом муниципального образования.
Полномочия Совета депутатов установлены статьей 18 Устава муниципального образования города Абаза.
Пунктом 13 статьи 18 Устава муниципального образования к полномочиям Совета депутатов в сфере регулирования деятельности муниципальных учреждений отнесено только полномочие по определению порядка принятии решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений и предприятий, порядка их финансирования.
Пунктами 35, 37 статьи 26 Устава муниципального образования города Абаза к полномочиям Администрации муниципального образования города Абаза отнесено полномочие по созданию и финансированию в соответствии с действующим законодательством муниципальных учреждений и предприятий, полномочие по утверждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов.
Согласно Уставу Муниципального учреждения его структурным подразделением является редакция газеты «Абазинский вестник», в которой публикуются муниципальные правовые акты и иная информация органов местного самоуправления города Абаза.
Муниципальное учреждение создано постановлением Администрации города Абаза от 21 ноября 2003 года №842, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц его единственным учредителем является Администрация муниципального образования города Абаза.
Принимая во внимание изложенное, Администрация полагает, что оспариваемое решение противоречит перечисленным выше правовым нормам и нарушает права Администрации, как учредителя Муниципального учреждения.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя дополнил основания требований и указал, что в период времени с 2003 года до мая 2007 года Совет депутатов фактически уклонился от обязанностей учредителя, поскольку не разрабатывал и не утверждал устав, не обращался с заявлениями о регистрации юридического лица, выдаче лицензий на осуществление деятельности средств массовой информации.
Кроме того, Администрация города Абазы и Глава Администрации не наделены полномочиями по вопросам изменения устава муниципального учреждения.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Положения об Отделе по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза, утверждённым решением Абазинского городского Совета депутатов от 02 марта 2007 года №1 (далее – Положение об Отделе по правовому регулированию), не Администрация и глава Администрации, а Отдел по правовому регулированию наделен полномочиями в установленном законом и актами представительного органа местного самоуправления управлять (осуществлять полномочия владения, пользования и распоряжения) объектами муниципальной собственности, в том числе выступать учредителем и собственником муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утверждать уставы муниципальных предприятий и учреждений, вносить изменения в уставы предприятия (учреждения).
Вследствие этого оспариваемое решение должно быть адресовано Отделу по правовому регулированию, незаконно возлагает на Администрацию в лице Главы Администрации обязанности, связанные с внесением изменений в устав Муниципального учреждения.
В подтверждение доводов представлены Положение об Отделе по правовому регулированию, лицензии муниципального учреждения, свидетельства о регистрации средств массовой информации.
При исследовании вопроса о подведомственности спора арбитражному суду представитель заявителя пояснил, что расценивает спор между Администрацией и Советом депутатов как спор между учредителями и полагает, что он должен разрешаться в арбитражном суде.
Совет депутатов полагает требования Администрации неправомерными и просит отказать в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Совета депутатов поддержал доводы, приведённые в отзыве на заявление Администрации, указал на несостоятельность довода Администрации о том, что к полномочиям Совета депутатов отнесено только определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений и предприятий, порядка их финансирования.
Так, в пункте 9 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относит не только названные полномочия, но и полномочия по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Аналогичная норма содержится в пункте 20 статьи 18 Устава муниципального образования города Абаза.
В соответствии с пунктом 21 статьи 18 Устава муниципального образования города Абаза к полномочиям Совета депутатов прямо отнесено учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения для сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Статьёй 26 Устава муниципального образования города Абаза Администрация действительно наделена правом создания и финансирования в соответствии с действующим законодательством муниципальных предприятий и учреждений, а также на учреждение печатного средства массовой информации. Однако в статье 26 Устава муниципального образования города Абаза и остальных нормах действующего законодательства отсутствует запрет Совету депутатов выступать учредителем средства массовой информации.
Принимая оспариваемое решение от 30 мая 2007 года №16, Совет депутатов руководствовался частью 3 статьи 43 Федерального закона «ОБ общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которой представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В постановлении Главы муниципального образования города Абазы от 21 ноября 2003 года №842 «О создании Муниципального учреждения «Средства массовой информации города Абаза» имеется ссылка на то, что оно принято во исполнение решения Совета депутатов от 18 сентября 2003 года №227 «О создании СМИ Администрации города Абаза Абазинского городского Совета депутатов», однако, в нарушение этого решения в утверждённом решением от 21 ноября 2003 года №842 уставе Муниципального учреждения не указаны сведения о Совете депутатов как учредителе Муниципального учреждения.
Следовательно, постановление от 21 ноября 2003 года противоречит решению Совета депутатов от 18 сентября 2003 года №227 имеющему большую юридическую силу.
С учётом изложенного Совет депутатов просил в удовлетворении требований Администрации отказать.
В ходе судебного заседания представитель Совета депутатов привёл доводы о соответствии решения Совета депутатов от 18 сентября 2003 года №227 требованиям статей 125, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», уставу муниципального образования города Абазы, указал на неосведомлённость населения города Абазы и Совета депутатов о том, что только Администрация действительно является единственным учредителем Муниципального учреждения и в подтверждение сослался на выкопировки из газеты «Абазинский вестник» в части сведений об учредителях.
Муниципальное учреждение ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. О времени и месте судебного заседания Муниципальное учреждение уведомлено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 12 ноября 2007 года №01211 о вручении заказного письма с определением арбитражного суда от 07 ноября 2007 года.
Из представленного отзыва следует, что Муниципальное учреждение полностью поддерживает заявленные Администрацией требования.
По мнению Муниципального учреждения, Совет депутатов вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации его в качестве учредителя, а в случае отказа от регистрации в качестве учредителя – обжаловать отказ в установленном законодательством порядке.
Муниципальное учреждение полагает, что вопрос о составе учредителей может быть решён в обозначенном порядке, но не путём принуждения Администрации утвердить Устав Муниципального учреждения в новой редакции.
Кроме того, отсутствие в уставе Муниципального учреждения сведений о Совете депутатов как учредителе Муниципального учреждения не нарушает его прав и обязанностей.
Так, согласно статье 2.1 устава Муниципального учреждения основными целями деятельности учреждения являются, в том числе представление информации о деятельности органов исполнительной и представительной власти, общественных, политических и религиозных организаций: создание условий на страницах газеты, в радиопередачах, телепередачах для открытого гласного диалога всех структур государственных, муниципальных органов власти, общественных, политических, религиозных организаций, субъектов экономики всех форм собственности с гражданами, проживающими на территории муниципального образования города Абаза.
Только за 10 месяцев 2007 года Муниципальным учреждением опубликовано 20 решений Совета депутатов, по муниципальному телевидению освещены все восемь сессий Совета депутатов. Все выполнено на безвозмездной основе.
С учётом изложенного Муниципальное учреждение просит удовлетворить заявление Администрации.
В ходе судебного разбирательства представитель Совета депутатов пояснил, что оспариваемое решение не оценивалось Советом депутатов с точки зрения довода заявителя о неправомерном возложении на Главу Администрации обязанности привести в соответствие устав Муниципального учреждения при условии, что вопросами изменения уставов муниципальных учреждений и предприятий занимается Отдел по правовому регулированию.
Поскольку на дату судебного заседания отсутствует возможность более детального ознакомления с Положением об Отделе правового регулирования, представителю Совета депутатов не вручены копии лицензий и свидетельств о регистрации средств массовой информации, представитель Совета депутатов ходатайствовал об отложении судебного разбирательства на более позднюю дату с целью представления оценки довода заявителя.
Арбитражный суд признал обоснованными доводы представителя Совета депутатов, удовлетворил ходатайство и в соответствии с частями 4, 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает отложить судебное разбирательство по делу.
Руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Отложить на 13 часов 30 минут 18 декабря 2007 года судебное разбирательство по делу, провести судебное заседание в здании арбитражного суда по адресу: <...>, кабинет 301, зал судебного заседания №4.
2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить:
Администрации муниципального образования города Абазы – в письменном виде доводы, обозначенные в судебном заседании устно; доказательства вручения лицам, участвующим в деле, копии пояснений; иные доказательства в подтверждение требований;
Абазинскому городскому Совету депутатов – в письменном виде доводы по вопросу о полномочиях Администрации по изменению устава муниципального учреждения; доказательства вручения пояснений (доводов) лицам, участвующим в деле; иные доказательства в подтверждение возражений;
Муниципальному учреждению «Средства массовой информации города Абазы» - при наличии - доводы по вопросу о полномочиях Администрации по изменению устава муниципального учреждения; доказательства вручения письменных пояснений (доводов) лицам, участвующим в деле; иные доказательства в подтверждение доводов;
3. Предложить лицам, участвующим в деле, обеспечить явку в судебное заседание уполномоченных представителей.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Сидельникова Т.Н.