ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-2786/2023 от 10.11.2023 АС Республики Хакасия

Арбитражный суд Республики Хакасия

http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требований в реестр требований кредиторов

10 ноября 2023 года Дело № А74-2786/2023

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Милешиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы (ИНН <***>, ОГРН <***>) о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения с. Гульча Алтайского района Киргизской ССР, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>)
9157 рублей 33 копеек задолженности.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, отсутствовали.

ФИО1 (далее – должник) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия (далее – арбитражный суд, суд) с заявлением о признании ее несостоятельной (банкротом).

Определением арбитражного суда от 28 апреля 2023 года заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

Определением арбитражного суда от 19 июля 2023 года в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО2.

Информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликовано в газете «Коммерсантъ» №147(7592) от 12 августа 2023 года, размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве №12028091от 24 июля 2023 года.

19 сентября 2023 года в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы (далее – уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов должника 9157 рублей 33 копеек, в том числе: 8437 рублей 14 копеек задолженности по налогам и страховым взносам, 720 рублей 19 копеек пеней.

Определением арбитражного суда от 26 сентября 2023 года заявление принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 10 ноября 2023 года.

До судебного заседания от уполномоченного органа поступили пояснения к требованию с приложением документов, от финансового управляющего – отзыв на заявление.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения требования, с учетом положений статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 12, путем направления судебных актов по делу, размещения информации о движении дела на сайте арбитражного суда, в судебное заседание не явились.

В материалах требования имеется ходатайство уполномоченного органа о рассмотрении заявления в отсутствие его представителя.

Руководствуясь статьями 156, 223 АПК РФ, арбитражный суд провел заседание и рассмотрел заявление в отсутствие названных лиц.

Исследовав представленные в материалы заявления документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 213.8 Федерального закона от 26 октября 2002 года
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом.

Информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликовано в газете «Коммерсантъ» №147(7592) от 12 августа 2023 года, размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве №12028091от 24 июля 2023 года.

Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим требованием
19 сентября 2023 года (посредством системы «Мой арбитр»), то есть в срок, установленный Законом о банкротстве.

Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 Закона о банкротстве (пункт 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов.

Срок для представления возражений истек, возражения относительно заявленного требования в арбитражный суд не поступили.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3 – 5 статьи 71 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Федеральная налоговая служба при обращении с настоящим заявлением просит включить в реестр требований кредиторов должника задолженность по обязательным платежам в сумме 9157 рублей 33 копеек, в том числе:

во вторую очередь реестра требований кредиторов: 3888 рублей 95 копеек задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год,

в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженность по обязательным платежам в сумме 5268 рублей 38 копеек, из них:

- 990 рублей 19 копеек задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год и 81 рубль 07 копеек пени на недоимку за 2022 год,

- 318 рублей 44 копейки пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год,

- 2035 рублей задолженности по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, за 2022 год и 159 рублей 58 копейки пеней,

- 1523 рубля задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2022 годы и 161 рубль 10 копеек пеней.

Пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Порядок принудительного взыскания задолженности с физических лиц регламентирован статьями 45, 48, 69, 70 НК РФ.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц установлена статьями 400, 401 НК РФ. Обязанность по уплате земельного налога установлена статьями 387 - 389 НК РФ, порядок и сроки уплаты - статьями 396 - 397 НК РФ.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями, урегулирована главой 26.5 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.51 НК РФ в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 346.51 НК РФ если произведен перерасчет суммы налога в соответствии с абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, то сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается не позднее 20 дней со дня снятия с учета налогоплательщика в налоговом органе в соответствии с пунктом 3 статьи 346.46 настоящего Кодекса.

Обязанность по уплате страховых взносов установлена статьей 419 НК РФ, порядок и сроки уплаты – статьями 425, 430-432 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, должник был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 15 апреля 2021 года по 11 августа 2022 года.

Как следует из представленных в материалы дела расчетов по страховым взносам:

- на обязательное пенсионное страхование за 2022 год (за период с 01 января по 11 августа 2022 года) исчислена сумма 21 111 рублей 45 копеек (срок уплаты – 26 августа 2022 года),

- на обязательное медицинское страхование за 2022 год (за период с 01 января по 11 августа 2022 года) исчислена сумма 5372 рубля 71 копейка (срок уплаты – 26 августа 2022 года).

Также уполномоченным органом представлены патенты на право применения патентной системы налогообложения:

от 21 декабря 2021 года №1900210009922 (по виду деятельности – розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы) на общую сумму 8986 рублей, согласно которому ФИО1 в срок не позднее 01 апреля 2022 года следует уплатить налог в размере 2995 рублей, в срок не позднее 30 июня 2022 года в размере 5991 рубль,

от 21 июня 2022 года №1900220003143 (по виду деятельности – розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы) на общую сумму 9134 рубля, согласно которому ФИО1 в срок не позднее 29 сентября 2022 года следует уплатить налог в размере 3045 рублей, в срок не позднее 31 декабря 2022 года в размере 6089 рублей.

Как следует из пояснений уполномоченного органа, в период действия патента №1900220003143 от 21 июня 2022 года налогоплательщик прекратил предпринимательскую деятельность в связи с принятием им соответствующего решения 11 августа 2022 года.

Таким образом, патент №1900220003143 от 21 июня 2022 года был пересчитан с учетом фактически отработанного времени, сумма уплаты налога составила 2035 рублей по сроку уплаты 08 сентября 2022 года.

Уполномоченный орган пояснил, что налогоплательщиком в отношении патента №1900220003143 от 21 июня 2022 года уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму страховых платежей (взносов) и пособий в налоговый орган не поступало.

Налоговыми уведомлениями от 10 июля 2019 года № 35524989, от 03 августа 2020 года № 27851996, от 01 сентября 2021 года № 33739628, от 29 июля 2023 года № 81831167 налоговый орган уведомил должника о необходимости уплатить налог на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы. Налоговые уведомления направлялись должнику почтовой связью и через личный кабинет налогоплательщика.

В связи с несвоевременной уплатой налогов и взносов должнику начислены пени и направлены требования:

№92403 по состоянию на 13 сентября 2022 года со сроком для добровольной уплаты до 17 октября 2022 года,

№121326 по состоянию на 12 июля 2023 года со сроком для добровольной уплаты до 31 августа 2023 года,

№93568 по состоянию на 20 сентября 2022 года со сроком для добровольной уплаты до 24 октября 2022 года,

№26406 по состоянию на 25 июня 2020 года со сроком для добровольной уплаты до 16 ноября 2020 года,

№66142 по состоянию на 18 июня 2021 года со сроком для добровольной уплаты до 24 ноября 2021 года,

№137684 по состоянию на 14 декабря 2022 года со сроком для добровольной уплаты до 17 января 2023 года.

Требования направлялись должнику через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года, разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Поскольку обязательство по уплате налогов и страховых взносов за 2017-2022 годы возникло до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом
(28 апреля 2023 года), в связи с введением процедуры реструктуризации долгов обязанность по его уплате для целей участия в деле о банкротстве считается наступившей.

Процедура реструктуризации долгов гражданина введена в отношении должника определением арбитражного суда от 19 июля 2023 года.

Оценив представленные в материалы требования доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что уполномоченным органом представлены достаточные доказательства наличия оснований и размера задолженности по налогу на имущество за 2017-2022 годы в общей сумме 1523 рублей, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения за 2022 год в размере 2035 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 3888 рублей 95 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год в размере 990 рублей 19 копеек.

На дату ведения первой процедуры банкротства срок для принудительного взыскания данной задолженности не истек.

В связи с неуплатой и несвоевременной уплатой обязательств, уполномоченным органом произведено начисление сумм пени:

на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017-2021 годы в размере
161 рубля 10 копеек,

на недоимку по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения за 2022 год в размере 159 рублей 58 копеек,

на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 318 рублей 44 копейки,

на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год в размере 81 рубль 07 копеек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72, пунктом 1 статьи 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечено, в том числе пеней, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Проверив представленные уполномоченным органом расчеты пеней по налогам, арбитражный суд пришел к выводу, что данные расчеты произведены на дату введения первой процедуры банкротства с учетом суммы недоимки по налоговым обязательствам, периодов просрочки и ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, арифметически верно.

Учитывая изложенное, требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника пеней в общей сумме 720 рублей 19 копеек признано судом обоснованным.

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника возбуждено
28 апреля 2023 года, обязанность по уплате обязательных платежей возникла у должника
до указанной даты, следовательно, с учетом положений статьи 5 Закона о банкротстве, разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года №60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2013 года №88, требования уполномоченного органа текущими не являются.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года), судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения, они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.

Начисленные на предъявленную недоимку пени, срок исполнения которой наступил до принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), относятся к реестровым требованиям и удовлетворяются в порядке, установленном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

С учетом положений статьи 16, пункта 4 статьи 134, статьи 136, пунктов 1, 3 статьи 137 Закона о банкротстве, требование уполномоченного органа подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника в размере 3888 рублей 95 копеек, в третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 5268 рублей 38 копеек, в том числе 4548 рублей 19 копеек – основной долг, 720 рублей 19 копеек – пени, которые учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Руководствуясь статьями 16, 71, 134, 137, 213.8, 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 176, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы.

Финансовому управляющему ФИО2 включить в реестр требований кредиторов ФИО1 требование Федеральной налоговой службы в размере 9157 (девять тысяч сто пятьдесят семь) рублей 33 копейки, в том числе:

в составе кредиторов второй очереди – 3888 рублей 95 копеек основного долга,

в составе кредиторов третьей очереди – 5268 рублей 38 копеек, из них:

4548 рублей 19 копеек – основной долг,

720 рублей 19 копеек – пени, которые учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья О.Е. Корякина