ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-7553/2022 от 04.08.2023 АС Республики Хакасия

Арбитражный суд Республики Хакасия

http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требований в реестр требований кредиторов должника

04 августа 2023 года Дело № А74-7553/2022

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Милешиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы (ИНН <***>, ОГРН <***>) о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: город Абакан Красноярского края, адрес регистрации: <...>) 8219 рублей 81 копейки долга и пени.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, отсутствовали.

ФИО2, ФИО1 (далее – должники) обратились в Арбитражный суд Республики Хакасия (далее – арбитражный суд, суд)
с заявлением о признании их несостоятельными (банкротами).

Определением арбитражного суда от 09 сентября 2022 года заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

Определением арбитражного суда от 22 ноября 2022 года (резолютивная часть определения объявлена 15 ноября 2022 года) в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО3.

Информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликовано 26 ноября 2022 года в газете «Коммерсантъ»
№ 220 (7421) , на сайте ЕФРСБ – 23 ноября 2022 года сообщение №10156044.

14 марта 2023 года в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы (далее – уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов должника ФИО1 8309 рублей 90 копеек, в том числе 7862 рублей 47 копеек основного долга по налогам и страховым взносам, 447 рублей 43 копеек пени.

Определением арбитражного суда от 21 марта 2023 года заявление уполномоченного органа принято к рассмотрению.

Определением от 16 июня 2023 года судебное заседание по проверке его обоснованности отложено на 04 августа 2023 года.

До судебного заседания от уполномоченного органа поступило ходатайство об уменьшении размера требования до 8219 рублей 81 копейки, из них: задолженность второй очереди – 6111 рублей 21 копейки, третьей очереди – 2108 рублей 60 копеек, в том числе: 1751 рубль 26 копеек недоимки по налогам и страховым взносам, 357 рублей 34 копейки пеней.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения требования, в том числе с учетом положений статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №12, путем направления судебных актов по делу, размещения информации о движении дела на сайте арбитражного суда, в судебное заседание не явились.

В заявлении содержится ходатайство уполномоченного органа о рассмотрении в отсутствие его представителя. На основании статей 156, 223 АПК РФ арбитражный суд рассмотрел заявление в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев в судебном заседании в порядке статьи 159 АПК РФ ходатайство уполномоченного органа, арбитражный суд в соответствии со статьей 49 названного Кодекса протокольным определением от 04 августа 2023 года принял данное уменьшение.

По результатам рассмотрения обоснованности требования кредитора арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 213.8 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом.

Как указано выше, информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликовано 26 ноября 2022 года в газете «Коммерсантъ» № 220(7421) , на сайте ЕФРСБ – 23 ноября 2022 года сообщение №10156044.

Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 14 марта 2023 года (оттиск штампа входящей корреспонденции арбитражного суда), то есть с пропуском срока, установленного Законом о банкротстве.

Вместе с тем предъявление кредитором требования с пропуском установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока или отказ в его восстановлении для целей участия в первом собрании кредиторов должника не является основанием для не рассмотрения судом этого требования для целей включения в реестр. В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве такие требования, в случае включения в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются на общих условиях. В резолютивной части определения о включении требования кредитора, предъявленного с пропуском установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока, в реестр требований кредиторов должника суд указывает на отсутствие у конкурсного кредитора права принимать участие в первом собрании кредиторов должника (пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года №45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).

Согласно пункту 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов.

На дату рассмотрения требования кредитора срок на предъявление возражений истек.

Возражения относительно заявленного требования в арбитражный суд не поступили.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов
3 – 5 статьи 71 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить
из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей
и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Федеральная налоговая служба просит включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженность по обязательным платежам в сумме
8219 рублей 81 копейки, в том числе:

во вторую очередь – задолженность по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (далее – страховые взносы по ОПС) за 2022 год в сумме 6111 рублей 21 копейки,

в третью очередь –

задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (за 2021 год) в размере 196 рублей, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 35 копеек,

задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – страховые взносы на ОМС) за 2022 год в размере 1555 рублей 26 копеек и 72 рубля 42 копейки пени,

пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2022 год в размере 284 рублей 57 копеек.

Пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –
НК РФ) закреплена обязанность налогоплательщика, плательщика взносов уплачивать законно установленные налоги, взносы.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц установлена статьями 400, 401 НК РФ. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 409 НК РФ).

Обязанность по уплате страховых взносов установлена статьей 419 НК РФ, порядок и сроки уплаты – статьями 425, 430-432 НК РФ.

Порядок принудительного взыскания задолженности с физических лиц регламентирован статьями 45, 48, 69, 70 НК РФ, с индивидуальных предпринимателей – статьями 45, 46, 47, 69, 70 НК РФ.

Из материалов требования следует, что налоговым уведомлением от 01 сентября 2021 года №36864526 налоговый орган известил должника о наличии обязательств по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год (срок уплаты 01 декабря 2021 года) в сумме 507 рублей (направлено должнику по почте).

Налоговым уведомлением от 01 сентября 2022 года №14568236 налоговый орган известил должника о наличии обязательств по уплате налога на имущество физических лиц за 2021 год (срок уплаты 01 декабря 2022 года) в сумме 196 рублей (направлено должнику по почте).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, должник был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 14 марта 2022 года по 17 мая 2022 года.

Из материалов требования следует, что согласно:

- расчету по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2022 год, в котором исчислены суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет, в том числе, за 2022 год – 1555 рублей 26 копеек (за период с 14 марта 2022 года по 17 мая 2022 года),

- расчету по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2022 год, в котором исчислены суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет, в том числе, за 2022 год – 6111 рублей 21 копейку (за период с 14 марта 2022 года по 17 мая 2022 года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно статье 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 34 445 рублей за расчетный период 2022 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8766 рублей за расчетный период 2022 года.

Поскольку в установленный срок должник обязанность по уплате страховых взносов не исполнил, налоговый орган в порядке статьи 70 НК РФ направил должнику требование №99447 по состоянию на 07 октября 2022 года, в котором предложил в срок до 15 ноября 2022 года уплатить страховые взносы на ОПС и ОМС и пени. Требование направлено должнику по почте.

Оценив представленные в материалы требования доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что уполномоченным органом представлены достаточные доказательства наличия оснований и размера задолженности 7862 рублей 47 копеек, в том числе:
6111 рублей 21 копейка - страховые взносы на ОПС за 2022 год, 1555 рублей 26 копеек - страховые взносы на ОМС за 2022 год, 196 рублей – налог на имущество физических лиц за 2021 год.

Поскольку обязательство по уплате налогов, страховых взносов за 2020-2022 годы возникло до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом (09 сентября 2022 года), в связи с введением процедуры реструктуризации долгов обязанность по его уплате для целей участия в деле о банкротстве считается наступившей.

Срок для применения мер принудительного взыскания по налогу на имущество физических лиц за 2021 год на дату введения процедуры реструктуризации (22 ноября 2022 года) в отношении должника не наступил.

На дату введения первой процедуры банкротства возможность принудительного взыскания предъявленной задолженности не утрачена.

Из представленных расчетов пени по налогу на имущество, по страховым взносам арбитражным судом установлено, что суммы пени рассчитаны с учетом суммы недоимки по соответствующим налогам и взносам, с учетом периодов просрочки и ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации, а также положений пункта 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года №35 на дату введения первой процедуры банкротства
(15 ноября 2022 года).

Доказательства своевременного и полного исполнения должником обязательств по уплате налогов и взносов в материалы дела не представлены.

Поскольку должник своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов за 2020, 2021 гг., страховых взносов за 2022 год, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, арбитражный суд приход к выводу об обоснованности требования о взыскании пеней.

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника возбуждено
09 сентября 2022 года, обязанность по уплате обязательных платежей возникла у должника
до указанной даты, следовательно, с учетом положений статьи 5 Закона о банкротстве, разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года №60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2013 года №88, требования уполномоченного органа текущими не являются.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года), судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения, они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.

Начисленные на предъявленную недоимку пени, срок исполнения которой наступил до принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), относятся к реестровым требованиям и удовлетворяются в порядке, установленном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

Как уже указывалось, уполномоченным органом при обращении с настоящим заявлением в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина пропущен установленный Законом срок.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании должника банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 Закона.

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве). Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Восстановление пропущенного срока на предъявление требования к должнику в целях участия в первом собрании кредиторов возможно на основании ходатайства кредитора только до дня проведения первого собрания (пункт 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве). Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.

Предъявление кредитором или уполномоченным органом требования с пропуском установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока или отказ в его восстановлении для целей участия в первом собрании кредиторов должника не является основанием для нерассмотрения судом этого требования для целей включения в реестр. Данные требования, в случае включения в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются на общих условиях (абзац второй пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве).
В резолютивной части определения о включении такого требования в реестр требований кредиторов должника суд указывает на отсутствие у конкурсного кредитора или уполномоченного органа права принимать участие в первом собрании кредиторов должника.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у кредитора возможности своевременно направить в суд заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника, не представлено.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на предъявление требования
к должнику не заявлено.

Как установлено пунктом 3 статьи 213.7 Закона о банкротстве кредиторы и третьи лица, включая кредитные организации, в которых открыты банковский счет и (или) банковский вклад (депозит) гражданина-должника, считаются извещенными об опубликовании сведений, указанных в пункте 2 данной статьи, по истечении пяти рабочих дней со дня включения таких сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, если не доказано иное, в частности если ранее не было получено уведомление, предусмотренное абзацем восьмым пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан уведомлять кредиторов, а также кредитные организации,
в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем
в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора.

Доказательств неисполнения финансовым управляющим этой обязанности в материалы дела не представлено.

Суд приходит к выводу, что срок на предъявление требований в целях участия в первом собрании кредиторов пропущен и, следовательно, у уполномоченного органа отсутствует право принимать участие в первом собрании кредиторов.

Как следует из материалов основного дела, первое собрание кредиторов должника проведено 11 мая 2023 года.

В этой связи арбитражный суд полагает возможным не указывать в резолютивной части на отсутствие у уполномоченного органа права на участие в первом собрании кредиторов должника.

С учетом положений статьи 16, пункта 4 статьи 134, статьи 136, пунктов 1, 3 статьи 137 Закона о банкротстве, требование уполномоченного органа подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника в размере 6111 рублей 21 копейка, в третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 2108 рублей 60 копеек, в том числе: 1751 рубль 26 копеек - основной долг, 357 рублей 34 копейки – пени, которые учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Руководствуясь статьями 16, 71, 134, 137, 213.8, 213.27 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 176, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы.

Финансовому управляющему ФИО3 включить в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 требование Федеральной налоговой службы в размере 8219 (восемь тысяч двести девятнадцать) рублей 81 копейки, в том числе:

в составе кредиторов второй очереди – 6111 рублей 21 копейка,

в составе кредиторов третьей очереди – 2108 рублей 60 копеек, из них:

1751 рубль 26 копеек – основной долг,

357 рублей 34 копейки – пени, которые учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности
и причитающихся процентов.

Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья О.Е. Корякина