Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о признании требований подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр
г. Ханты-Мансийск
«12» июня 2022 года
Дело № А75-12725-51/2018
Резолютивная часть определения оглашена 10.06.2022, мотивированный текст определения изготовлен 12.06.2022.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Кузнецовой Е.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания Айболатовой И.З., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Департамента имущественных отношений Администрации Нефтеюганского района (628309, <...>) о включении требования в размере 23 298 рублей в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Монтажстройкомплекс» (628320, <...> строение 1/1, ИНН <***>, ОГРН <***>),
без участия представителей,
у с т а н о в и л :
решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.04.2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Монтажстройкомплекс» открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден ФИО1 (адрес для направления корреспонденции: 625003, <...>).
Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего назначено на 28.06.2021.
Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете «КомерсантЪ» № 76 от 27.04.2019 и кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев с даты опубликования объявления о признании должника банкротом.
В арбитражный суд 24.09.2021 поступило заявление Департамента имущественных отношений Администрации Нефтеюганского района о включении требования в размере 9 359 044 рубля в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Монтажстройкомплекс».
Судебное заседание отложено на 10.06.2022.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте суда.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Конкурсный управляющий, не представив возражения по существу требований, полагал, что кредитором пропущен установленный ст. 142 Закона о банкротстве срок обращения в суд.
Ранее от кредитора поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на предъявление требований. К настоящему судебном заседанию кредитор представил сведения о причинах, которые полагал уважительными и достаточными для восстановления срока обращения в суд.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 данного закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства. Указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. При рассмотрении требования кредитора в деле о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд проверяет его обоснованность и наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов должника. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Таким образом, в деле о банкротстве включение в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами. При этом суд осуществляет проверку обоснованности требований кредитора вне зависимости от наличия или отсутствия возражений против данных требований иных лиц, участвующих в деле.
В настоящем случае судом установлено следующее:
Между Муниципальным образованием Нефтеюганский район в лице уполномоченного органа муниципального образования Нефтеюганского района - Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района (далее - Кредитор) и ООО «Монтажстройкомплекс» (далее - Должник) 29.04.2016 заключен муниципальный контракт № 0187300001716000090-0050503-01 участия в долевом строительстве многоквартирного дома (с условием приобретения квартир в муниципальную собственность) в с. Лемпино Нефтеюганского района (далее - контракт).
Многоквартирный дом расположен по адресу: <...>.
Ввиду низкой температуры в жилых помещениях и продуваемости полов, на основании обращений граждан была проведено обследование данного многоквартирного дома, в ходе которого было установлено, что в указанном многоквартирном доме, требуется провести утепление чердачного перекрытия, ремонт полов, ремонт цоколя.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - 214-ФЗ), застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Пунктом 9.2 контракта предусмотрено, что гарантийный срок для квартир, за исключением технологического и инженерного оборудования, должен составлять 5 лет со дня передачи квартир. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящие в состав квартир, должен составлять 3 года со дня передачи квартир.
Аналогичные условия установлены частями 5 и 5.1 статьи 7 214-ФЗ.
Согласно передаточному акту квартиры были переданы Ответчиком Истцу 27.12.2016.
Пунктом 9.3 контракта предусмотрено, что для составления акта, фиксирующего дефекты, согласования порядка и сроков их устранения Исполнитель обязан командировать своего представителя не позднее 5 (пяти) дней со дня получения письменного извещения Муниципального заказчика. При неявке представителя Исполнителя в указанный срок для составления акта, Муниципальный заказчик составляет акт самостоятельно и подписывает со своей стороны. После чего акт считается действительным и не подлежит оспариванию Исполнителем. Если Исполнитель в течение срока, указанного в акте обнаруженных дефектов, не устранит обнаруженные дефекты и недоделки либо самоустранится или откажется от составления акта, то Муниципальный заказчик вправе, при сохранении своих прав по гарантии, устранить дефекты и недоделки своими силами или силами другого привлеченного Исполнителя. В этом случае Исполнитель возмещает Муниципальному заказчику всю сумму затрат по устранению дефектов.
В адрес Должника было направлено уведомление о необходимости явиться 23.03.2021 по адресу <...> для составления акта, фиксирующего дефекты, согласования сроков их устранения, в соответствии с условиями контракта.
Уведомление было получено арбитражным управляющим ФИО1 15.03.2021. Должник явку представителя не обеспечил, ввиду чего Муниципальным заказчиком был 23.03.2021 составлен и подписан комиссионно акт визуального осмотра мест общего пользования многоквартирного дома № 11 по ул. Солнечная с. Лемпино.
Согласно пункту 1 акта от 23.03.2021: выявлено следующее:
1.В чердачном помещении многоквартирного дома:
2.Частично отсутствует требуемый слой теплоизоляционного чердачного перекрытия;
2.1.Отсутствует пароизоляция и гидроизоляция;
2.2.Отсутствует контробрешетка.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - ПП 491), крыша, чердак включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
Указанные в пункте 1 акта факты привели к нарушениям пункта 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - ПП 47), согласно которому ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкции, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования, а так же пункта 16, в соответствии с которым помещения входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды.
Так же пунктом 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - постановление 170) предусмотрено, что в процессе эксплуатации жилых домов должны осуществляться мероприятия по устранению причин вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно- влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно- технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола.
Согласно пункту 2 акта от 23.03.2021:
2. В цокольной части многоквартирного дома:
2.3.Частичное разрушение отмостки, проседание грунта, образование трещин между несущей стеной здания и отмосткой;
2.4.Нарушена целостность цокольной части;
2.5.Повреждение металлической обшивки здания (прогибы);
2.6.Разрушение ходовой части крылец.
Согласно пункту 4.8.10 постановления 170, не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
Указанные в пункте 2 акта факты привели так же к нарушению указанного выше пункта 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением 170 и пункта 11 ПП 47, в соответствии с которым жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них.
Согласно пункту 3 акта от 23.03.2021:
3.Полы:
3.1.Разрушение несущей конструкции полов в местах общего пользования и жилых помещениях;
3.2.Частично отсутствует утеплитель, вместо утеплителя строительный мусор;
3.3.Отсутствует пароизоляция и гидроизоляция;
3.4.Частично сгнившие лаги пола.
Указанные в пункте 3 акта факты привели к нарушению пункта 12 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, согласно которым в отношении полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при выявлении повреждений и нарушений должны осуществляться разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 4 акта от 23.03.2021:
4.Стены:
4.1. Отсутствие утеплителя под внутренней (фальшстена) стеной.
Данный факт привел к нарушению пункта 4.10.2.1 Правил, утвержденных постановлением 170, предусматривающего, что в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санигарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, а так же нарушению пункта 4.2.1.1. предусматривающих необходимость обеспечения теплозащиты, влагозащиты наружных стен.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства (капитального ремонта) «Ремонт жилого дома в <...>», локальных сметных расчетов, произведенных МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нефтеюганского района»: локальному сметному расчету № 02-001-001 «Утепление чердачного перекрытия <...>. Общестроительные работы», локальному сметному расчету № 02-001-002 «Ремонт полов. Общестроительные работы», локальному сметному расчету № 02-001-003 «Ремонт цоколя. Общестроительные работы», общая стоимость устранения указанных дефектов составляет 9 359 044 рублей и включает в себя следующие работы и материалы: 1. В отношении чердачного перекрытия (п. 1 акта), согласно локальному сметному расчету № 02-001-001 «Утепление чердачного перекрытия <...>. Общестроительные работы»:
1.1.Изоляция покрытий и перекрытий изделиями из волокнистых и зернистых материалов насухо (позиция 1)
1.2.Плиты теплоизоляционный из стекловолокна URSA марки П-30-У20-1250- 600-50 (позиция 2)
1.3.Устройство пароизоляции: прокладочной в один слой (позиция 3)
1.4.Укладка ходовых досок (позиция 4)
1.5.Ремонт вентиляционных коробов (позиция 5)
2.В отношении цокольной части здания и стены (п.2, п. 4 акта) согласно локальному сметному расчету № 02-001-003 «Ремонт цоколя. Общестроительные работы»:
2.1.Разборка деревянных крылец с площадками и ступенями (позиция 1)
2.2.Смена простильных дощатых полов: с полной сменой досок (позиция 2)
2.3.Смена венцов в стенах: из брусьев окладных (позиция 3)
2.4.Устройство покрытий из брусков (позиция 4)
2.5.Бруски для покрытия полов со шпунтом и гребнем из древесины (позиция 5)
2.6.Доски для покрытия полов (позиция 6)
2.7.Ремонт и восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей мастикой: вулканизирующейся тиоколовой или монтажной пеной (позиция 7)
2.8.Пена монтажная (позиция 8)
2.9.Наружная облицовка поверхности стен сайдингом металлическим с полимерным покрытием с устройством металлического каркаса и теплоизоляционного слоя (позиция 9)
2.10.Плиты минералватные «Кавити Баттс» ROCK WOOL (позиция 10)
2.11.Панели фасадные сайдинг из оцинкованной стали с полимерным покрытием для навесных вентилируемых фасадов (позиция 11)
2.12.Профиль направляющий (позиция 12)
2.13.Укладка дарнита в цоколь (позиция 13)
2.14.Смена облицовки деревянного засыпного цоколя (позиция 14)
2.15.Песок природный (позиция 15)
2.16.Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузка мусора строительного с погрузкой вручную (позиция 16)
2.17.Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: 1 класс груза до 15 км (позиция 17)
3.В отношении пола (п. 3 акта), согласно локальному сметному расчету № 02-001-002 «Ремонт полов. Общестроительные работы»:
3.1.Разборка плинтусов: деревянных и из пластмассовых материалов (позиция 1)
3.2.Разборка покрытий полов: из линолеума и релина (позиция 2)
3.3.Разборка оснований покрытия полов: дощатых оснований щитового паркета (позиция 3)
3.4.С мена простильных дощатых полов: с полной сменой досок (позиция 4)
3.5.Смена венцов в стенах: из брусьев окладных сечением 200x200 (позиция 5)
3.6.Устройство гидроизоляции обмазочной: в один слой толщиной 2 мм (позиция 6);
3.7.Обертывание поверхности изоляции рулонными материалами насухо с проклейкой швов (позиция 7)
3.8.Рубероид кровельный РКК-350 (позиция 8)
3.9.Установка элементов каркаса: из брусьев (позиция 9)
3.10.Устройство тепло- и звукоизоляции сплошной из плит или матов минераловатных или стекловолокнистых (позиция 10)
3.11 Маты минераловатные прошивные без обкладок (позиция 11)
3.12.Обертывание поверхности изоляции рулонными материалами насухо с проклейкой швов - пароизоляция (позиция 12)
3.13.Рубероид кровельный РКК-350 (позиция 13)
3.14.Устройство покрытий дощатых толщиной 28 мм (позиция 14)
3.15.Устройство покрытий из плит древесноволокнистых (позиция 15)
3.16.Устройство покрытий из линолеума насухо со свариванием полотнищ в стыках (позиция 16)
3.17.Лента антикороззийная полимерно-асмольная ФИО2 (позиция 17)
3.18.Линолеум алкидный толщиной 2,5 мм (позиция 18)
3.19.Устройство плинтусов поливинилхлоридных на винтах самонарезающих
(позиция 19)
3.20.Плинтус для полов из ПВХ размер 19x48 мм (позиция 20)
3.21.Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузка
мусора строительного с погрузкой вручную (позиция 21)
3.22.Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т
работающих вне карьера на расстояние 1 класс груза до 15 км (позиция 22).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с пунктом 9.1 контракта, качество квартир, которые будут переданы исполнителем Муниципальному заказчику по Контракту, должны соответствовать требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а так же иным обязательным требованиям, в том числе СанФИО3.
По условиям пункта 4.4 контракта, стоимость контракта включает в себя стоимость строительства Квартир, коммуникаций и других инженерных сооружений, благоустройства прилегающей к дому территории, стоимость отделочных работ, стоимость работ, предусмотренных проектно-сметной и разрешительной документацией, стоимость иных необходимых работ, стоимость строительных и отделочных материалов, все налоги, пошлины и сборы, подлежащие уплате Исполнителем, стоимость работ по технической инвентаризации и постановке на кадастровый учет квартир.
Пунктом 6.3 контракта предусмотрено, что Исполнитель обязуется обеспечить выполнение собственными силами либо силами привлеченных подрядчиков всех строительных работ, предусмотренных проектной документацией, работ по благоустройству территории домовладения, отделочных работ, а так же иных работ, необходимых для сооружения Дома и для ввода его в эксплуатацию.
Таким образом, условиями контракта закреплено, что цена Муниципального контракта включает так же оплату за имущество, относящееся к общему имуществу собственников квартир.
Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в многоквартирном жилом доме.
Пунктом 2 статьи 755 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. Предельный срок обнаружения недостатков составляет пять лет (абзац 2 статьи 756 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 7 214-ФЗ, в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 данной статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:
1)безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
2)соразмерного уменьшения цены договора;
3)возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Муниципальным заказчиком обязательства исполнены надлежащим образом: согласно платежному поручению от 23.05.2016 № 296 ООО «МСК» перечислены денежные средства в размере 18 057 953,82 руб.
Между тем, ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей по муниципальному контракту Должников, в многоквартирном доме установлено наличие вышеуказанных дефектов.
В адрес ООО «Монтажстройкомплекс» 08.04.2021 направлена претензия от 07.04.2021 № 69-ю с предложением в течение 14 дней после получения претензии выполнить работы по устранению выявленных строительных дефектов, с уведомлением Муниципального заказчика и последующим составлением акта приемки работ с участием представителя Муниципального заказчика.
Претензия была вручена 14.04.2021 Арбитражному управляющему ООО «Монтажстройкомплекс» ФИО1
Претензия оставлена без ответа, работы по устранению выявленных дефектов не осуществлялись.
В адрес ООО «Монтажстройкомплекс» 20.05.2021 направлена претензия от 19.05.2021 № 107-ю с предложением в течение 10 дней после получения претензии вернуть денежные средства в размере 9 359 044 рублей 00 копеек.
Претензия была вручена 26.05.2021 Арбитражному управляющему ООО «Монтажстройкомплекс» ФИО1
Претензия оставлена без ответа, возврат денежных средств осуществлен не был, что послужило основанием для Кредитора в Арбитражный суд ХМАО-Югры с исковым заявлением о взыскании денежных средств в счет соразмерного уменьшения цены муниципального контракта участия в долевом строительстве (с условием приобретения квартир в муниципальную собственность) в с. Лемпино Нефтеюганского района от 29.04.2016 № о 187300001716000090-0050503-01.
При приведенных обстоятельствах суд полагает заявленное требование обоснованным. Возражений по существу не представлено. Недостатки работ, выявленные в пределах гарантийного срока, не опровергнуты. Стоимость работ по исправлению выявленных недостатков рассчитана в соответствии с требованиями закона, альтернативный расчет не представлен, пороки расчета кредитора не установлены.
При этом рассматриваемое требование не относится к текущим платежам и подлежит рассмотрению в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Сведения о погашении должником заявленной к включению в реестр задолженности на день обращения кредитора с требованием в суд и на день рассмотрения требования у суда отсутствуют.
По общему правилу срок предъявления требований в процедуре конкурсного производства составляет два месяца (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве, пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве").
Требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве).
На уровне высшей судебной инстанции выработан ряд правовых позиций, согласно которым в исключительных случаях лицо может претендовать на включение задолженности в реестр требований кредиторов юридического лица, даже несмотря на то, что требование заявлено с опозданием, то есть после закрытия указанного реестра (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Подобного рода исключение применяется, как правило, в случаях, когда возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно отсутствовала, в связи с чем и не была реализована кредитором: такой кредитор не должен нести негативные последствия (в виде понижения очередности) за несовершение тех действий, совершить которые он был не в состоянии.
Высшей судебной инстанцией используется юридический прием, согласно которому требование кредитора (несмотря на хронологическое опоздание) считается как бы заявленным в срок, то есть де-факто, такой срок закрытия реестра восстанавливается ввиду наличия у кредитора уважительной причины опоздания, находящейся вне его воли.
Понижение очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренное п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, применяется только в случае, когда возможность предъявления требований в двухмесячный срок, указанный в п. 1 этой статьи Закона, объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве").
Между тем в рассматриваемой ситуации вышеизложенные нормы и разъяснения суд считает не подлежащими применению в силу следующего.
В настоящем случае конкурсное производство в отношении должника введено 17.04.2019 (решение Арбитражного суда ХМАО-Югры). Соответствующее сообщение в газете «Комерсантъ» № 76 опубликовано 27.04.2019.
Заявление кредитора поступило в суд по истечении двух с половиной лет (24.09.2021).
Кредитор указывал, что недостатки выполненных должником работ были выявлены после зимнего период 2020-2021 года, в связи с чем просил восстановить срок обращения в суд.
Тем не менее, суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с пояснениями кредитора, недостатки были выявлены не позднее 23.03.2021, когда в адрес должника было направлено соответствующее уведомление о необходимости явиться для составления акт о фиксации выявленных недостатков.
Претензия о необходимости устранения выявленных строительных недостатков была направлена в адрес конкурсного управляющего 14.04.2021. И 20.05.2021 в адрес конкурсного управляющего была направлена претензия о возврате заявленной в настоящем случае к включению в реестр требований кредиторов денежной суммы, необходимой для устранения выявленных недостатков.
Таким образом, заявление кредитора с требованием о включении в реестр требований кредиторов было направлено в суд (24.09.2022) по истечение двух месяцев с момента, когда кредитор не только с достоверностью был осведомлен о введении в отношении должника конкурсного производства, но и в полном объеме определил размер и основание заявленных в дальнейшем требований (20.05.2021).
При приведенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, а требования кредитора, являясь обоснованными, подлежат за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Монтажстройкомплекс».
Суд обращает внимание, что при изготовлении резолютивной части определения была допущена опечатка в наименовании должника, которая подлежит исправлению в соответствии с правилами ст. 179 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 100, 142, 213.24, 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
признать требование Департамента имущественных отношений Администрации Нефтеюганского района в размере 9 359 044 рублей обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Монтажстройкомплекс».
Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения
в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд разъясняет, что в соответствии со статьями 177,
186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим
в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии судебного акта на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Е.А. Кузнецова