ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-20921/20 от 25.02.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении судебного разбирательства

г. Ханты-Мансийск

25 февраля 2020 г.

Дело № А75-20921/2020

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в составе судьи Голубевой Е.А.,  при ведении протокола заседания секретарём Цанько Ю.Н,  рассмотрев
в
судебном заседании дело № А75-20921/2020 по заявлению администрации города Мегиона (ОГРН <***> от 27.11.2002, ИНН <***>, адрес: 628680, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,  <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре  о признании незаконным решения от 16.11.2020 по делу № 086/01/17-1632/2020, при участии  заинтересованных  лиц - прокуратуры города Мегиона; окружного фонда развития жилищного строительства «Жилище» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии представителей сторон:

от антимонопольного органа – ФИО1, доверенность №3 от 09.01.2020,

от прокуратуры города Мегиона – ФИО2, доверенность №101 от 12.01.2021,

от иных лиц – не явились, извещены,

установил:

администрация города Мегиона (далее – заявитель,  Администрация) обратилась
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – ответчик, Управления) о признании незаконным решения от 16.11.2020 по делу № 086/01/17-1632/2020.

К участию в деле в качестве  заинтересованных лиц -  прокуратура города Мегиона (далее - Прокуратура); окружной фонд развития жилищного  строительства «Жилище» (далее – Фонд «Жилище»).

Фонд в отзыве на заявление поддерживает требования Администрации (т.1 л.д. 58-61).

От антимонопольного органа поступил отзывы на заявление и материалы антимонопольного дела (т.1 л.д. 73-83).

До судебного заседания от прокуратуры города Мегиона поступили отзывы на заявление (т.4 л.д. 49-55, 69-75).

Определением суда от 01.02.2021 судебное заседание назначено на 25.02.2021.

От Администрации поступило ходатайство об участии в судебном заседании с использованием веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел», которое было одобрено судом. По техническим причинам представитель Администрации не смог принять участие в веб-конференции.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей заявителя и Фонда.

До судебного заседания от заявителя поступило ходатайство об истребовании
у Управления материального  носителя видеозаписи заеданий проведенных при  рассмотрении дела антимонопольного дела 086/01/17-1632/2020.

В соответствии с частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Основанием для удовлетворения названного ходатайства является установление судом обстоятельств, свидетельствующих о нахождении испрашиваемого доказательства у того лица, в отношении которого заявлено ходатайство об истребовании.

Представитель антимонопольного  органа в судебном заседании  пояснил, 
что запрашиваемых  Администрацией видеозаписей  у Управления не имеется.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства Администрации об истребовании видеозаписи у ответчика.

В судебном заседании от антимонопольного органа поступили дополнительные  документы.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 02.09.2020 в Управление в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) поступили заявление и материалы Прокуратуры, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации при проведении аукциона на приобретение объекта незавершенного строительства под многоквартирный жилой дом, строительной готовностью не менее 5%.

По результатам рассмотрения указанного заявления Ханты-Мансийским УФАС России возбуждено дело №086/01/17-1632/2020 по признакам нарушения Администрацией пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела Управлением установлено,  что постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 №408-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах» (далее - Государственная программа).

Пунктом 7.1 Государственной программы  утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидии муниципальным образованиям автономного округа - победителям окружного конкурса «Современная модель развития жилищного строительства муниципального образования» (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком Администрация направила заявку от 03.03.2017
№ ОД- 411 на участие в окружном конкурсе «Современная модель развития жилищного строительства муниципального образования».

На основании приказа департамента строительства ХМАО-Югры от 05.04.2017
№ 150- П первое место присвоено муниципальному образованию городской округ Мегион с проектом «Ликвидация аварийного жилищного фонда и сокращение очередности на социальный найм за счет развития наемных домов социального использования с привлечением коллективных инвестиций в рамках проектного управления» с выплатой гранта в размере 57 750,0 тыс. руб.

В соответствии с распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 14.04.2017
№ 203-рп муниципальному образованию городской округ Мегион предоставлен грант в форме субсидии в размере 57 750 000 руб.

18.04.2017 между департаментом строительства ХМАО-Югры и муниципальным образованием городской округ Мегион заключено соглашение о предоставлении гранта
в форме субсидии в размере 57 750 000 рублей.

В целях исполнения мероприятий, предусмотренных соглашением о предоставлении гранта, 17.11.2017 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru Администрацией размещено извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме на приобретение объекта незавершенного строительства под многоквартирный жилой дом, строительной готовностью не менее 5% (извещение №018730000451700063 5).

Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация, содержащая требования к объекту, приобретаемому по результатам аукциона. Начальная  (максимальная) цена контракта 17 317 768 руб.

На участие в аукционе поступила единственная заявка от Фонда.

По результатам проведенного аукциона между Администрацией и Фондом заключен муниципальный контракт №0187300004517000635-0053616 от 15.12.2017г.

Управление установило, что в технической части аукционной документации Администрацией как заказчиком установлены требования к качеству товаров, качественным (потребительским) свойствам товаров, а именно:

1. Объект незавершенного строительства: трех-секционный многоквартирный жилой дом переменной этажности от 9 до 12 этажей. Секции 1 и 3 - девятиэтажные. Секция 2 - двенадцатиэтажная. Степень готовности не менее 5%. Площадь застройки не менее
676 кв.м.

2. Комплект технической и проектной документации предусматривающий следующие характеристики объекта:

2.1. Плановые технико-экономические показатели жилого дома:

Площадь застройки

м2

не менее 1662,00

Этажность

эт

секции 1 и 3 не менее 9; секция 2 не менее 12

Количество квартир, в т.ч.:

шт

не менее 195

1-но комнатных

шт

не менее 135

2-х комнатных

шт

не менее 25

3-х комнатных

шт

не менее 35

Жилая площадь квартир

м2

не менее 4 600

Общая площадь квартир с учетом летних помещений (лоджий)

м2

не менее 9 200

Общая площадь квартир без учета летних помещений (лоджий)

м2

не менее 8 600

Общая площадь здания

м2

не менее 16 100

Класс функциональной пожарной опасности

-

Ф 1.3

Степень огнестойкости

-

II

Класс конструктивной пожарной опасности

-

СО

2.2 Инженерным проектом должны быть предусмотрены следующие конструктивные особенности жилого дома:

Несущая конструкция здания - железобетонный сборно-монолитный пространственный каркас.

Основой сборно-монолитного каркаса проектируемого здания является рамно-связевым каркасом, состоящим из следующих элементов: колонны; диафрагмы жесткости; предварительно напряженные ригеля; предварительно напряженные пустотные плиты
без опалубочного формования.

Узлы сопряжения вышеуказанных элементов: колонна-ригель-плита, колонна-диафрагма- плита, колонна-диафрагма-ригель являются монолитными.

Наружные и внутренние стены являются самонесущими, ограждающими с поэтажной разрезкой. Пролеты до 6м. Расчетная схема - пространственный рамно-связевый каркас. Встроенные помещения общественного назначения проектом не предусмотрены.

В каждой секции предусмотрен лестнично-лифтовый узел с лестничной клеткой. В лифтовом холле расположен один лифт грузоподъемностью 630 кг. Машинное помещение лифта расположено на кровле. В секции 2 предусмотрен лестнично-лифтовый узел с незадымляемой лестничной клеткой типа HI и с двумя лифтами грузоподъемностью не менее 1000 кг и не менее 400 кг. В здании в каждой секции предусмотрен мусоропровод.

В каждой секции предусмотрен технический этаж. На данном этаже запроектированы электрощитовые, узлы управления, насосная и индивидуальный тепловой пункт.

На первом этаже каждой секции предусмотрена входная группа в жилую часть. Имеется лестничная клетка, коридор, лифтовый холл, помещение уборочного инвентаря, помещение консьержа. Входные тамбуры имеют естественное освещение через оконные проемы в наружных стенах.

В жилом доме размещаются 1, 2, 3 - комнатные квартиры, которые согласно действующим санитарным нормам обеспечиваются нормативной непрерывной инсоляцией и имеют летние помещения – лоджии. Высота жилых комнат от пола до потолка не менее 2,70 м. Кровля здания плоская с внутренним водостоком. Выход на кровлю осуществляется через лестничную клетку. В уровне кровли запроектированы машинные помещения лифтов. Предусмотрены домофон, кодовые замки на входе в жилую часть на первом этаже. Проектом предусмотрена теплоизоляция наружных стен, обеспечивающая непроникновение наружного холодного воздуха и пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещений.

Кроме того аукционной документацией установлены требования к составу документов, необходимых для заключения контракта, а именно: выписка из единого государственного реестра недвижимости подтверждающая право собственности на недвижимое имущество; кадастровый паспорт объекта; разрешение на строительство жилого дома сроком действия не менее чем до 31.12.2017; технические условия для подключения инженерных сетей к объекту строительства (жилому дому); проектно-сметная документация на жилой дом с инженерными сетями степенью готовности не менее 100%.

В рамках рассмотрения антимонопольного дела было установлено, что в адрес Администрации в лице департамента инвестиций и проектного управления  до проведения аукциона поступило три коммерческих предложения от Фонда, ООО «Югра Сити», ООО «РУСстрой».

В своем коммерческом предложении Фонд указал на наличие у него жилого дома
со следующими характеристиками:

I Технические условия для подключения инженерных сетей к объекту недвижимого имущества (строительства) указанному в п. III.

II Проектно-сметная документация на жилой дом с инженерными сетями, в объеме достаточном для завершения строительства объекта недвижимого имущества, указанного в п. III (до степени готовности не менее 100%).

III Объект недвижимого имущества (незавершенного строительства), на территории города Мегиона, с нижеследующими характеристиками:

1. Объект незавершённого строительства: многоквартирный жилой дом.

2. Степень строительной готовности: 5 (пять) процентов.

3. Площадь застройки: не более 1 700 кв.м.

4. Этажность: переменная, не менее 9 этажей, не более 12 этаже.

5. Количество квартир: не менее 195 квартир, не более 200 квартир, в том числе:

- однокомнатных квартир: не менее 135 квартир;

- двухкомнатных квартир: не менее 25 квартир;

- трехкомнатных квартир: не менее 35 квартир.

6. Общая площадь квартир (без учета лоджий): не менее В 600 кв.м.

7. Общая площадь здания: не менее 16 100 кв.м.

8. Класс функциональной пожарной опасности: Ф 1.3.

9. Степень огнестойкости: 11.

10. Класс конструктивной пожарной опасности: СО.

11. Несущая конструкция здания: железобетонный сборно-монолитный пространственный каркас.

12. Количество секций: три.

13. Лестнично-лифтовый узел с лестничной клеткой: три, по одному в каждой секции.

14. Мусоропровод: три, по одному в каждой секции.

15. Состав мусоропровода: ствол, загрузочные клапаны, шиберы, противопожарные клапаны, очистное устройство со средством автоматического тушения возможного пожара в стволе, вентиляционного узла и мусоросборной камеры с тамбуром в уровне первого этажа.

16. Пандус для транспортирования контейнеров с мусором из мусоропровода: наличие, к каждому мусоропроводу.

17. Помещенье консьержа: три, по одному в каждой секции.

18. Входная группа в жилую часть: три, по одному в каждой секции, на первом этаже.

19. Кровля здания: плоская с внутренним водостоком.

20. Домофон: три, по одному в каждой секции.

21. Кодовый замок: три, по одному в каждой секции.

22. Технический этаж: наличие в каждой секции.

23. Технические помещения для зачистного устройства мусоропровода: три, по одному в каждой секции, в техническом этаже.

24. Технические помещения для размещения электрощитовых (электросиловых) узлов и узлов управления: наличие, в техническом этаже.

25. Технические помещения для размещения насосной станции: наличие, в техническом этаже.

26. Технические помещения для размещения индивидуального теплового пункта: наличие в техническом этаже.

Кроме того Фондом указано, что стоимость продажи незавершенного строительством жилого многоквартирного дома строительной готовностью не менее 5 % площадью 676 кв.м с комплектом технической и проектной документации по состоянию на 4 квартал 2017 года составляет 17 317 997 рублей.

Управлением установлено, что аналогичные характеристики жилых многоквартирных домов указаны в коммерческих предложениях ООО «ЮграСити» (№185 от 06.10.2017) и ООО «РУСстрой» (№27 от 05.10.2017).

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Прокуратурой проведена проверка в ходе которой установлено что, что на момент размещения аукционной документации и заключения муниципального контракта на территории городского округа Мегион находился только один объект незавершенного строительства под многоквартирный дом строительной готовностью 5%, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, а именно многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:
ул. Губкина-Свободы, 5 микрорайон, г.Мегион. Указанное подтверждалось письмом межмуниципального отдела по городу Нижневартовск, городу Мегиону и Нижневартовскому району Управления Росреестра по ХМАО- Югре от 25.08.2020, направленного в адрес Прокуратуры в рамках проводимой проверки.

Управление пришло к выводу, что характеристики многоквартирного жилого дома, указанные в аукционной документации, аналогичны тем, что предоставил Фонд в адрес Администрации в лице департамента инвестиций и проектного управления при направлении коммерческого предложения.

Антимонопольный орган  пришел к выводу о том  что на момент проведения аукциона единственным многоквартирным жилым домом, полностью соответствующим характеристикам аукционной документации, обладал только Фонд, в том числе и потому, что указанный многоквартирный жилой дом был зарегистрирован в органе государственной регистрации недвижимости как следовало из требований аукционной документации.

Как указывает ответчик, иных многоквартирных жилых домов (незавершенных строительством объектов), права на которые были зарегистрированы в установленном порядке, на территории города Мегиона на момент проведения аукциона не имелось.

Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что принять участие
в проводимом Администрацией аукционе мог только Фонд.

В рамках рассмотрения дела Администрацией была представлена информации, из которой следовало, что по состоянию на 01.11.2017 процентная готовность строящихся многоквартирных жилых домов составляла более 5%, в частности:

1. Многоквартирный жилой дом с общественными помещениями на первом этаже в XI мкр. г.Мегион» (II этап). Строительство многоквартирного жилого дома осуществлялось акционерным обществом «Автобан», процент готовности объекта на 01.11.2017 составлял 90%.

2. Многоквартирные 4-х этажные жилые дома №1,2,3, расположенные по адресу, ул.Центральная 56, пгт Высокий» (Жилой дом №2). Строительство многоквартирного жилого дома осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «АвиаСпецСервис», процент готовности объекта на 01Л 1.2017 составлял 89%.

3. Многоквартирные 4-х этажные жилые дома №1,2,3, расположенные по адресу: у л. Центральная 56, пгт Высокий» (Жилой дом №1). Строительство многоквартирного жилого дома осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «АвиаСпецСервис», процент готовности объекта на 01.11.2017 составлял 91%.

Администрация г.Мегиона указала, что на момент размещения аукционной документации (извещение №0187300004517000635) условиям аукционной документации соответствовал объект незавершенного строительства многоквартирный дом по ул.Губкина-Свободы в 5 микрорайоне, застройщиком которого являлся Фонд. Жилые дома, возводимые ООО «АвиаСпецСервис» и АО «ДСК «АВТОБАН», условиям аукционной документации не соответствовали.

Также Администрация указала, что ООО «Югра Сити» и ООО «РУСстрой», направившие коммерческие предложения до объявления аукциона, строительную деятельность на территории города Мегиона в 2017 году не осуществляли.

Управление, установив указанные обстоятельства, пришло к выводу о том, что Администрация до проведения аукциона располагала сведениями о наличии у Фонда указанного выше многоквартирного жилого дома, поскольку Администрация как уполномоченный орган выдавала разрешение на его строительство.

По мнению Управления из содержания заявки, направленной Администрацией в адрес департамента строительства ХМАО-Югры, для участия в конкурсе в целях получения гранта, Администрация планировала осуществить проектирование, строительство и ввести в эксплуатацию наемный дом социального использования
в 5 микрорайоне города Мегиона с применением проектных решений создания малогабаритного жилья.

Кроме того, Управление установило, что до проведения аукциона строительство многоквартирного жилого дома, принадлежащего Фонду, было приостановлено на основании приказа Фонда от 07.08.2017 №298/17; информация о консервации указанного дома в силу требований Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011, доведена до Администрации, что также следовало из письменных пояснений Фонда, представленных в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Следовательно, Администрация на момент проведения аукциона обладала сведениями о консервации Фондом строительства объекта готовностью 5 %.

Как пояснил представитель Управления в судебном заседании строительство указанного объекта после проведения аукциона не возобновлено.

Установив указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу о том, что действия Администрации и Фонда фактически были направлены на выкуп жилого многоквартирного жилого дома степенью готовности 5 % исключительно у Фонда без возможности участия в таком аукционе иных заинтересованных лиц.

Управление пришло к выводу о том, что определение Администрацией
в аукционной документации требований к выкупаемому жилому дому с характеристиками, которым обладал только Фонд, свидетельствует о наличии между Администрацией и Фондом признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также признаков нарушения части 1, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что отражено в решении Управления от 16.11.2020 по делу № 086/01/17-1632/2020.

Не согласившись  с вынесенным  решением, Администрация обратилась 
с настоящим заявлением в суд.

Установив, что спорный аукцион проводился Администрацией в рамках реализации соглашения от 18.04.2017, заключенного между департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальным образованием  городской округ город Мегион, о предоставлении гранта в форме субсидии в размере 57 750 000 руб., суд  считает необходимым привлечь к участию в деле в качестве  заинтересованного лица департамент  строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым отложить судебное заседание.

Руководствуясь статьями 158, 184, 185, 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры

определил:

судебное заседание по рассмотрению заявленияадминистрации города Мегиона отложить на 17 марта 2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Ханты-Мансийск,
ул. Мира,  д. 27, зал № 301.

Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица  департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Ханты-Мансийск,
ул. Мира, д.18).

До даты назначенного заседания представить в суд:

заявителю – направить заявление в адрес привлеченного заинтересованного лица; доказательства направления представить в суд;

ответчику - представить  доказательства направления отзыва
на заявления в адрес привлеченного заинтересованного лица; доказательства  направления представить  в суд;

департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры -
отзыв на заявление по существу предъявленных требований; доказательства направления/вручения отзыва лицам, участвующим в деле.

В отзыве должны быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела.

Письменные доказательства для приобщения к материалам дела представить
в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенных копий непосредственно
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Для участия в заседаниях представителям лиц, участвующих в деле, в соответствии
с требованиями статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует иметь при себе документы, подтверждающие полномочия (паспорт гражданина;  копию и подлинник доверенности, копию и подлинник диплома о высшем юридическом образовании).

Суд разъясняет, что в соответствии с пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству
по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации
и любых средств связи.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Информация о движении дела может быть получена по тел. <***> (канцелярия суда),  95-88-31 (офис судьи), на сайте Федеральные Арбитражные Суды Российской Федерации: http://www.arbitr.ru, на сайте суда: http://www.hmao.arbitr.ru.

Адрес для корреспонденции: ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, 628011
(при переписке обязательно ссылаться на номер дела).

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева