ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-2366/16 от 23.03.2017 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

определение

г. Тюмень Дело № А75-2366/2016

Резолютивная часть определения объявлена 23 марта 2017 года

Определение изготовлено в полном объеме 24 марта 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кокшарова А.А.

судей Буровой А.А.

Поликарпова Е.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи  Шороховой И.Г.  рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), поданную в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на определение от 30.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу № А75-2366/2016 по исковому заявлению Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ИНН <***>,
 ОГРН <***>) к акционерному обществу «Строительная компания ВНСС» (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
 <...>, ИНН <***>,
 ОГРН <***>)  о взыскании 55 361 925,18 руб. и о расторжении договоров.

В судебном заседании приняли участие представители:

от Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры –
 ФИО1 по доверенности от 22.12.2016 № 01-д-НК-Г-85;

от Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – ФИО2 по доверенности
 от 29.12.2016 № 22-Д-44, ФИО3 по доверенности от 29.12.2016
 № 22-Д-43;

от акционерного общества «Строительная компания ВНСС» -
 ФИО4 по доверенности от 28.02.2017 № 2017А.

Суд установил:

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к акционерному обществу «Строительная компания ВНСС» (далее – Общество) о взыскании 55 361 925,18 руб. и о расторжении договоров от 06.06.2012 № 37, от 06.11.2013 № 167,
 от 06.11.2013 № 168, от 06.11.2013 № 169.

Определением от 30.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждено мировое соглашение между Департаментом и Обществом по делу № А75-2366/2016 в согласованной сторонами редакции. Производство по делу прекращено.

В порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой на указанное определение суда первой инстанции обратилось Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Правительство), просит отменить определение от 30.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75-2366/2016 и направить дело на новое рассмотрение.

Обратившись с кассационной жалобой, Правительство, полагая, что при утверждении мирового соглашения были нарушены права и законные интересы Правительства, просит отменить определение суда первой инстанции и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса по существу.

В отзывах на кассационную жалобу Департамент и Общество выражают несогласие с доводами Правительства, считают определение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Заслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней, представителей Департамента и Общества, проверив законность судебного акта в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции установил следующее.

Департамент обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к акционерному обществу «Строительная компания ВНСС» о взыскании 55 361 925,18 руб. и о расторжении договоров от 06.06.2012 № 37, от 06.11.2013 № 167, от 06.11.2013 № 168, от 06.11.2013 № 169.

До судебного заседания стороны представили подписанное мировое соглашение и ходатайства о его утверждении.

Мировое соглашение подписано уполномоченными лицами.

Определением от 30.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мировое соглашение между Департаментом и Обществом утверждено.

В связи с утверждением мирового соглашения производство по делу № А75-2366/2016 прекращено.

Несогласие Правительства с утверждением данного мирового соглашения явилось основанием для обращения с кассационной жалобой.

При этом Правительство считает, что данное заявление подлежит рассмотрению в порядке статьи 42 АПК РФ.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы Правительства, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по поданной в порядке статьи 42 АПК РФ кассационной жалобе в связи со следующим.

В силу части 3 статьи 16 и статьи 42 АПК РФ лица, не участвующие в деле, вправе его обжаловать в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.

При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права или обязанности этого лица по рассматриваемым судом правоотношениям.

Между тем, из обжалуемого судебного акта не усматривается, что он принят о правах и обязанностях Правительства, в тексте обжалуемых судебных актов отсутствуют какие-либо выводы в отношении прав или обязанностей указанного лица.

Наличие у заявителя кассационной жалобы заинтересованности в исходе настоящего дела само по себе не предоставляет этому лицу права оспаривать судебные акты.

В кассационной жалобе и дополнении к ней податель прямо указывает, что утверждение судом первой инстанции мирового соглашения, нарушает права публичного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии со статьей 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, могут являться государственные органы.

В соответствии со статьей 6 «Устава (основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 26.04.1995 № 4-оз (далее - Устав) систему органов государственной власти автономного округа составляют в том числе Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как высший исполнительный орган исполнительной власти Ханты–Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона ХМАО-Югры от 12.10.2005 №73-оз «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Закон №73) Правительство возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа–Югры.

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Устава исполнительные органы государственной власти автономного округа обладают правами юридического лица, являются главными распорядителями средств бюджета автономного округа в соответствии с положениями о них.

В соответствии со статьей 5 Закона ХМАО-Югры от 02.04.2010 №62-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» исполнительные органы являются главными распорядителями средств бюджета автономного округа, имеют обособленное имущество в оперативном управлении, бюджетную смету и лицевые счета, открываемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, круглую печать с изображением герба автономного округа и со своим наименованием, в соответствии с положениями о них.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства ХМАО-Югры от 25.06.2012 № 214-п «О Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее - Постановление № 214) Департамент экономического развития ХМАО-Югры является исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа, мобилизационной подготовки экономики, формирование и исполнение государственных и ведомственных целевых программ, реализация административной реформы, торговой деятельности, досрочного завоза, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, дополнительного пенсионного обеспечения граждан.

При этом согласно пункту 6.4.66 Постановления №214-п Департамент осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и возложенных на него функций.

Таким образом, именно Департамент является надлежащим лицом по делу, связанному с использованием бюджетных средств, а также соблюдения условий, целей и порядка предоставления спорных субсидий и заключения в рамках данных полномочий соответствующих сделок.

С учетом изложенного, исходя из существа спорных правоотношений, кассационная инстанция приходит к выводу, что Правительство не является лицом, права и законные интересы которого нарушены оспариваемым судебным актом.

Поскольку обжалуемый в настоящем деле судебный акт не принят о правах и обязанностях указанного лица, кассационная инстанция считает, что Правительство в соответствии со статьей 42 АПК РФ не обладает правом обжалования определения от 30.08.2016 Арбитражного суда Ханты Мансийского автономного округа-Югры, в связи с чем производство по указанной кассационной жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

определил:

прекратить производство по кассационной жалобе Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на определение от 30.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу № А75-2366/2016.

Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.

Председательствующий А.А. Кокшаров

Судьи А.А. Бурова

Е.В. Поликарпов