Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного разбирательства
г. Ханты-Мансийск 30 июля 2020 г. | Дело № А75-23931/2019 |
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола заседания секретарём Цанько Ю.Н, рассмотрев
в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Сургутского городского суда Ханты-мансийского автономного округа – Югры дело № А75-23931/2019 по заявлению администрации города Сургута
и Сургутского городского муниципального унитарного коммунального предприятия в лице руководителя ликвидационной комиссии ФИО1-И к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании недействительными решений о приостановлении операций по счетам Сургутского городского муниципального унитарного коммунального предприятия,
а также о признании незаконным бездействий должностных лиц ответчика, при участии заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,
при участии представителей:
от администрации города Сургута - ФИО2, доверенность от 19.07.2019,
от Сургутского городского муниципального унитарного коммунального предприятия – руководитель ликвидационной комиссии ФИО1 Нурал-Исламович, паспорт гражданина РФ,
от ответчика – ФИО3, доверенность от 30.01.2020, ФИО4, доверенность от 23.03.2020, ФИО5, доверенность от 27.07.2020;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – не явились, извещены,
установил:
администрация города Сургута (далее – заявитель, Администрация) обратилась
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Инспекция) о признании недействительными решений о приостановлении операций по счетам Сургутского городского муниципального унитарного коммунального предприятия (далее – Предприятие) (решение от 31.08.2018 № 593411; решение от 25.09.2018 № 595996; решение от 02.10.2018 №597090; решение от 04.10.2018 №597216; решение от 24.10.2018 № 598208; решение от 08.11.2018 № 599897; решение от 14.11.2018 № 600661; решение от 14.11.2018 № 600662; решение от 19.11.2018
№ 603370; решение от 27.11.2018 № 604813; решение от 03.12.2018 № 607268; решение от 21.12.2018 № 609760; решение от 15.01.2019 № 611082; решение от 28.01.2019
№ 613923; решение от 28.02.2019 № 616088; решение от 28.02.2019 № 616089; решение
от 24.03.2019 № 9974; решение от 25.04.2019 № 12376; решение от 23.05.2019 № 14172; решение от 22.05.2019 № 15389; решение от 29.05.2019 № 16494; решение
от 21.06.2019 № 20706; решение от 20.08.2019 № 25931; решение от 20.08.2019 № 25597; решение от 02.09.2019 № 27316; решение от 02.09.2019 № 27324; решение от 02.09.2019 № 27445; решение от 16.09.2019 № 29810; решение от 24.09.2019 № 30708; решение
от 25.10.2019 № 32348; решение от 31.10.2019 № 32825; решение от 06.11.2019 № 33490), а также о признании незаконными бездействий должностных лиц Инспекции, выразившихся в уклонении от отмены оспариваемых решений о приостановлении операций по счетам Предприятия.
Определением суда от 17.06.2020 к участию в деле в качестве созаявителя привлечено Предприятие в лице руководителя ликвидационной комиссии
ФИО1
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление).
Судебное заседание проведено путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры.
От Предприятия поступило письменное заявление, в котором поддержаны ранее заявленные требования Администрации.
От Администрации поступили письменные пояснения, согласно которым срок
на подачу заявления в суд заявителем не пропущен. По мнению заявителя, срок надлежит исчислять с даты получения решения Управления по результатам рассмотрения жалобы Администрации.
От Инспекции и Управления поступили отзывы на заявление с возражениями относительно заявленных требований.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей Управления.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил, что распоряжением Администрации от 01.08.2018 № 1259 принято решение о ликвидации Предприятия (т.2, л.д. 126-129). Сведения о ликвидации Предприятия внесены в ЕГРЮЛ 13.08.2018.
При выполнении мероприятий по ликвидации Предприятия был утвержден промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 30.09.2018, а также определен порядок реализации принадлежащего имущества, осуществляемый в целях погашения кредиторской задолженности и задолженности по текущим платежам.
Как указывает Инспекция в дополнениях к отзыву промежуточный ликвидационный баланс от 30.09.2018 в адрес регистрирующего органа, которым также является Инспекция, не представлен, что не позволяет проверить достоверность содержащихся в нем сведений о наличии и размере кредиторской задолженности, а также сведения об активах, за счет которых могут быть удовлетворены требования кредиторов в рамках ликвидационных процедур.
Как указывает Администрация, после реализации имущества ликвидационной комиссией Предприятия произведена оплата кредиторской задолженности перед налоговым органом (3 очередь) в размере, указанном в акте сверки расчетов от 01.06.2019 (в том числе включенных в реестр требований по состоянию на 30.09.2018).
Из пояснений сторон следует, что задолженность 1-3 очереди оплачена Предприятием, не оплаченной на момент рассмотрения спора является задолженность Предприятия по 4 и последующим очередям.
В материалы дела представлен акт сверки по состоянию на 03.07.2020, подписанный между Предприятием и Инспекцией, согласно которому у ликвидируемого юридического лица отсутствует задолженность перед бюджетом по обязательным платежам, имеется задолженность только по пени и штрафам, начисленным по уже оплаченным суммам недоимок (т.4, л.д. 95-103).
Инспекцией представлена справка № 2983064 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.08.2018 (т.1, л.д. 122-134), а также информация о штрафах после 01.08.2018 (т.1, л.д. 135-136)
Сторонами спора подтверждается, что в адрес Предприятия Инспекцией были направлены требования о взыскании налогов, пени, штрафов с указанием сроков исполнения требований.
В связи с неисполнением требований Инспекции в установленный срок налоговым органом в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ приняты решения о взыскании с налогоплательщика сумм задолженности. Как следует из материалов дела, решения о взыскании приняты Инспекцией после размещения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры ликвидации Предприятия.
В целях обеспечения исполнений решений о взыскании Инспекцией на основании статьи 76 Налогового кодекса РФ вынесены решения о приостановлении операций по счетам Предприятия - решение от 31.08.2018 № 593411; решение от 25.09.2018 № 595996; решение от 02.10.2018 №597090; решение от 04.10.2018 №597216; решение от 24.10.2018 № 598208; решение от 08.11.2018 № 599897; решение от 14.11.2018 № 600661; решение от 14.11.2018 № 600662; решение от 19.11.2018 № 603370; решение от 27.11.2018 № 604813; решение от 03.12.2018 № 607268; решение от 21.12.2018 № 609760; решение от 15.01.2019
№ 611082; решение от 28.01.2019 № 613923; решение от 28.02.2019 № 616088; решение от 28.02.2019 № 616089; решение от 24.03.2019 № 9974; решение от 25.04.2019 № 12376; решение от 23.05.2019 № 14172; решение от 22.05.2019 № 15389; решение от 29.05.2019 № 16494; решение от 21.06.2019 № 20706; решение от 20.08.2019 № 25931; решение
от 20.08.2019 № 25597; решение от 02.09.2019 № 27316; решение от 02.09.2019 № 27324; решение от 02.09.2019 № 27445; решение от 16.09.2019 № 29810; решение
от 24.09.2019 № 30708; решение от 25.10.2019 № 32348; решение от 31.10.2019 № 32825; решение от 06.11.2019 № 33490.
Общая сумма задолженности (недоимки, пени, штрафы), отраженная в указанных решениях о приостановлении, составляет более 13 млн. руб.
Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика направлены Инспекцией в АО «Сургутнефтегазбанк» для исполнения.
В материалы дела представлены платежные поручения № 37, № 38, № 39, № 40, № 41 и № 42 от 26.06.2019, подтверждающие оплату Предприятием задолженности по НДС в сумме 194 350 рублей, задолженности по НДФЛ в сумме 7 541 058 руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 36 918, 26 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 314 339,16 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 330 931,87 руб. и по налогу на имущество в сумме 1 475 416 руб. (т.2, л.д. 132-134).
Как указывают заявители, после оплаты задолженности председателем ликвидационной комиссии в адрес налогового органа направлено требование об отзыве решений о приостановлении операций по расчетному счету предприятия от 24.06.2019, поскольку приостановление операций по расчетному счету препятствует расчету с иными кредиторами, относящимися к 4 очереди согласно положений статьи 64 ГК РФ
(т.4, л.д. 109)
Заявители ссылаются на то, что письмом от 30.07.2019 Инспекцией предоставлена информация об отзыве решений о приостановлении операций по расчетному счету Предприятия, письмом от 20.09.2019 № 18-24/28935 налоговый орган уведомил председателя ликвидационной комиссии Предприятия о том, что отмена решений о приостановлении операций по счетам в банке возможна после полного исполнения обязательств по погашению задолженности.
Письмо Инспекции от 30.07.2019, представленное Предприятием в материалы дела (т.4, л.д. 110-114), содержит сведения об инкассовых поручениях за период с 19.06.2017 по текущую дату составления письма, а также сведения об отзыве инкассовых поручений от 29.06.2019, направленных в АО «Сургутнефтегазбанк», иной информации указанное письмо не содержит.
Также в материалы дела представлено письмо Предприятия от 10.09.2019, в котором Предприятие указало на то, что инкассовые поручения, указанные в письме Инспекции от 30.07.2019, так и не отозваны, в том числе по исполненным обязательствам по уплате суммы недоимки по налогам (т.4, л.д. 115)
Как указывают заявители, согласно справки о состоянии расчетов от 12.09.2019, оформленной между Предприятием и Инспекцией, задолженности у ликвидируемого предприятия перед налоговым органом не имеется (т.4, л.д. 116).
При этом в письме от 20.09.2019 Инспекция сообщила налогоплательщику о наличии задолженности по пени по состоянию на 19.09.2019, а также о том, что отзыв решений Инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика возможен только после полного исполнения обязательств по погашению задолженности (т.4, л.д. 117).
В материалы дела представлена переписка между Предприятием
и АО «Сургутнефтегазбанк», из которой усматривается требования Предприятия о снятия ограничений по счету в связи с необходимостью погасить задолженность и разъяснения кредитной организации, согласно которой Инспекцией не отменены в соответствии с пунктом 4.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ поручения, ранее направленные в банк в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ на принудительное взыскание задолженности. Кроме того, АО «Сургутнефтегазбанк» сообщил Предприятию о направлении обращения от 11.12.2019 в адрес Управления с просьбой о разъяснении действий банка в сложившейся ситуации (т.4, л.д. 118-124).
Как указал представитель заявителей в судебном заседании в его адрес от АО «Сургутнефтегазбанк» не поступала информация о получении ответчика Управления на обращение кредитной организации от 11.12.2019.
Поскольку ограничения операций по расчетному счету Предприятия не были сняты после произведенной оплаты задолженности по налогам и сборам, Администрация, считая принятые после принятия решения о ликвидации Предприятия решения о приостановлении операций по счетам незаконными, обратилось с жалобой в Управление (т.1 л.д. 47-50). При обращении с жалобой Администрация просила отменить решения Инспекции о приостановлении операций по счетам, признать незаконным бездействие Инспекции по отмене решений о приостановлении операций по счетам, признать штрафы и пени, начисленные во время ликвидации Предприятия, незаконными.
Решением Управления от 19.02.2020 № 97-15/02525 жалоба Администрации оставлена без удовлетворения (т.2 л.д. 40-42).
Не согласившись с решениями Инспекции о приостановлении операций по счетам Сургутского городского муниципального унитарного коммунального предприятия (решение от 31.08.2018 № 593411; решение от 25.09.2018 № 595996; решение от 02.10.2018 №597090; решение от 04.10.2018 №597216; решение от 24.10.2018 № 598208; решение от 08.11.2018 № 599897; решение от 14.11.2018 № 600661; решение от 14.11.2018 № 600662; решение от 19.11.2018 № 603370; решение от 27.11.2018 № 604813; решение
от 03.12.2018 № 607268; решение от 21.12.2018 № 609760; решение от 15.01.2019 № 611082; решение от 28.01.2019 № 613923; решение от 28.02.2019 № 616088; решение от 28.02.2019 № 616089; решение от 24.03.2019 № 9974; решение от 25.04.2019 № 12376; решение от 23.05.2019 № 14172; решение от 22.05.2019 № 15389; решение от 29.05.2019 № 16494; решение от 21.06.2019 № 20706; решение от 20.08.2019 № 25931; решение от 20.08.2019 № 25597; решение от 02.09.2019 № 27316; решение от 02.09.2019 № 27324; решение от 02.09.2019 № 27445; решение от 16.09.2019 № 29810; решение от 24.09.2019 № 30708; решение от 25.10.2019 № 32348; решение от 31.10.2019 № 32825; решение от 06.11.2019 № 33490), а также считая незаконными бездействий должностных лиц Инспекции, Администрация обратилась с настоящим заявлением в суд.
Инспекцией в материалы дела представлены требования об уплате налогов, сборов, пени и штрафов за период 2018-2019 годов, а также принятые на их основании решения о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов, на основании которых по утверждению Инспекции приняты оспариваемые по настоящему делу решения о приостановлении операций по счетам.
Суд полагает необходимым привлечь к рассмотрению настоящего дела
АО «Сургутнефтегазбанк», в котором на исполнении находятся оспариваемые решения Инспекции о приостановлении операций по счетам Предприятия, поскольку из пояснений ответчика следует, что наличие в кредитной организации решений Инспекции
о приостановлении операций по счетам не препятствует ликвидируемому юридическому лицу производить расчеты с кредиторами 4 очереди, отказ кредитной организации в осуществлении таких операций не связан с незаконным бездействием Инспекции, как полагает заявитель.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает необходимым отложить судебное заседание.
Руководствуясь статьями 158, 184, 185, 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры
определил:
судебное заседание по рассмотрению заявленияадминистрации города Сургута
и Сургутского городского муниципального унитарного коммунального предприятия в лице руководителя ликвидационной комиссии ФИО1-И отложить на 25 августа 2020 года в 14 часов 00 минут по адресу: <...>, зал № 301.
Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица акционерное общество «Сургутнефтегазбанк» (628400, <...>).
До даты судебного заседания:
заявителям – представить доказательства направления заявлений в адрес привлеченного к участию в деле заинтересованного лица;
ответчику – представить доказательства направления в адрес привлеченного заинтересованного лица отзыва и дополнительных пояснений к нему;
- представить письменные пояснения о порядке очередности погашения задолженности ликвидируемого налогоплательщика по пени и штрафам, начисленным за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате обязательных платежей (с учетом абзаца шестого части 1 статьи 64 ГК РФ) и доказательства принятия Инспекцией решений об отзыве не исполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 4.1
статьи 46 НК РФ, после исполнения заявителем обязанности по уплате суммы недоимки по налогам;
УправлениюФедеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – представить ответ на запрос АО «Сургутнефтегазбанк» от 11.12.2019№ 08-2-2-1/19346;
- доказательства направления в адрес привлеченного заинтересованного лица отзыва на заявление;
АО «Сургутнефтегазбанк» - представить отзыв на заявление и доказательства его направления лицам, участвующим в деле, а также ответ Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на обращение от 11.12.2019№ 08-2-2-1/19346 (при его наличии).
Письменные доказательства для приобщения к материалам дела представить
в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенных копий непосредственно
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Для участия в заседаниях представителям лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует иметь при себе документы, подтверждающие полномочия (паспорт гражданина; копию и подлинник доверенности, копию и подлинник диплома о высшем юридическом образовании).
Суд разъясняет, что в соответствии с пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Информация о движении дела может быть получена по тел. <***> (канцелярия суда), 95-88-31 (офис судьи), на сайте Федеральные Арбитражные Суды Российской Федерации: http://www.arbitr.ru, на сайте суда: http://www.hmao.arbitr.ru.
Адрес для корреспонденции: ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, 628011
(при переписке обязательно ссылаться на номер дела).
Судья Е.А. Голубева