ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А76-18317/15 от 15.03.2021 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск

29 марта 2021 года Дело №А76-18317/2015

Резолютивная часть определения объявлена 15 марта 2021 года.

Определение в полном объеме изготовлено 29 марта 2021 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Шамина А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление должника в лице конкурсного управляющего ФИО1 об обязании муниципальное образование «Копейский городской округ» в лице Управления по имуществу и земельными отношениями Администрации Копейского городского округа принять имущество,

предъявленное в рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия «Горводоканал-Копейск», г. Копейск, Челябинской области, (ИНН <***>, ОГРН <***>).

при участии в судебном заседании:

конкурсного управляющего ФИО1,

представителя конкурсного управляющего ФИО2, доверенность от 14.03.2020,

представителя Управления по имуществу и земельными отношениями Администрации Копейского городского округа Кем Ю.В., доверенность от 03.02.2020,

конкурсного управляющего ЗАО «УК «Горводоканал» ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2015 возбуждено дело о банкротстве муниципального унитарного предприятия «Горводоканал-Копейск» (далее – предприятие «ГВК»).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2015 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО4.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2016 (резолютивная часть объявлена 01.07.2016) предприятие «ГВК» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО5.

Определением от 01.11.2017 произведена замена судьи Федотенкова С.Н., дело № А76-18317/2015 передано на рассмотрение судье Шаминой А.А.

Определением от 18.05.2018 ФИО5 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в деле о банкротстве предприятия «ГВК».

Определением от 03.08.2018 конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Конкурсный управляющий 19.11.2020 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит:

1. Обязать муниципальное образование «Копейский городской округ» в лице Управления по имуществу и земельными отношениями Администрации Копейского городского округа (далее – Управление по имуществу, Администрация, муниципальное образование) принять от муниципального унитарного предприятия «Горводоканал-Копейск» имущество, исключенное из конкурсной массы на основании определения Арбитражного суда Челябинской области от 10.08.2020 по делу А76-18317/2020 в течение 10 рабочих дней с момента вступления судебного акта по настоящему обособленному спору в законную силу;

2. В случае неисполнения судебного акта в установленный судом срок взыскать с муниципального образования в пользу предприятия «ГВК» денежную сумму в размере 100 руб. за каждый день просрочки принятия в казну каждого не принятого в срок объекта, входящего в состав исключенного из конкурсной массы имущества;

Определением от 14.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета рассматриваемого спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска».

Определением от 26.01.2021 в порядке ч.1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято изменение предмета требования в части объектов, подлежащих передаче, согласно которому конкурсный управляющий просит обязать Управление по имуществу принять в течение 10 рабочих дней с момента вступления судебного акта по настоящему обособленному спору в законную силу следующее имущество:

№ п/п

Наименование объекта

Инвентарный номер

Местонахождение

Количество

11

ВНС Насосная стан.над скважиной №55-бис (ВНС) (3.3)

3.3

Красноармейский р-н, с.Миасское, с юго-западной стороны СТ "Связист"

1

22

Скважина № 55-бис(2.5682)

2.5682

Красноармейский р-н, с.Миасское, с юго-западной стороны СТ "Связист"

1

33

Скважина артезианская №55(2.107)

2.107

Красноармейский р-н, с.Миасское, с юго-западной стороны СТ "Связист"

1

44

Здание вспом. с х/лаборат., быт.помещ. на очистных сооружениях (2.52)

2.52

с.Печенкино, оз.Хохловатое (Еткульский р-н)

1

55

Скважина артезианская(2971а)

2.971а

Еткульский р-н, в 50-ти метрах южнее ДОЛ им.Космодемьянской

1

66

Скважина № 15 артезианская(2.971)

2.971

Еткульский р-н, в 50-ти метрах южнее ДОЛ им.Космодемьянской

1

Администрация направила в арбитражный суд письменный отзыв и дополнения к нему, относительно заявленных требований возражает, полагая, что срок принятия имущества, изъятого из оборота не наступил. Кроме того, указывает, что в отношении части имущества принято решение о его списании, однако ввиду действий (бездействия) прежнего арендатора (ЗАО «УК «Горводоканал») распорядительного документа об исключении имущества из реестра муниципальной собственности издано не было. Считает также, что основанием для отказа в принятии объектов является факт нахождения их за пределами Копейского городского округа.

В судебном заседании конкурсный управляющий уточненные требования поддержал; администрация относительно заявления возражала; конкурсный управляющий обществом «УК «Горводоканал» поддержал позицию конкурсного управляющего ФИО1

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом в соответствии с ч.1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление рассмотрено по существу в отсутствии неявившихся лиц в порядке ч.5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив представленные в дело доказательства, выслушав устные объяснения участников спора, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления в части.

Согласно ст. 131 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве).

Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.

Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.

Учитывая, что оборотоспособность систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в ч.1 ст.9 Закона №416, который является специальным по отношению к Закону о банкротстве, принимая во внимание, что за объектами должника сохраняется правовой режим объектов, изъятых из оборота, арбитражный суд пришел к выводу о невозможности их реализации в порядке п.4 ст.132 Закона о банкротстве и исключению их из конкурсной массы предприятия «ГВК», что нашло свое отражение во вступившем в законную силу определении от 14.08.2020 по настоящему делу.

Согласно пункту 5 и 6 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что согласно пункту 6 статьи 132 Закона передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 этой статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Судам при применении данной нормы следует учитывать, что указанное определение принимается только при наличии разногласий между конкурсным управляющим и муниципальным образованием (собственником жилищного фонда) или при отказе последних принять упомянутое имущество.

В силу пункта 10 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующих органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

Поскольку вступившим в законную силу судебным актом установлена обязанность конкурсного управляющего передать, а муниципалитета – принять изъятое из оборота имущество, учитывая наличие соответствующих разногласий в этом вопросе, арбитражный суд полагает подлежащими применению вышеуказанные номы и соответствующие разъяснения к рассматриваемым отношениям по аналогии.

В рамках рассмотрения спора большая часть имущества (4039 единиц основных средств) Управлением по имуществу принято, о чем составлен акт приема-передачи имущества от 11.01.2021.

В процессе совместного осмотра, назначенного судом, составлен соответствующий акт от 17.02.2021 №1, согласно которому три объекта осмотрены, три – не осмотрены в виду неблагоприятных погодных условий.

Между тем, даже осмотренные объекты муниципальное образование принято отказалось, указав на следующие обстоятельства.

На основании акта комиссионного обследования технического состояния муниципального имущества, используемого ЗАО «УК «Горводоканал» по договору аренды №11-20/09 от 01.08.2009, гидрогеологического заключения ООО «Южно-Уральский геологический центр» №32,33,34 Администрацией Копейского городского округа Челябинской области принято распоряжение от 29.12.2020 №3949-р о списанииводопроводной насосной станции с инвентарным номером 3.3, скважины артезианской №55-бис с инвентарным номером 2.5682, скважина артезианской № 55 с инвентарным номером 2.107.

29.03.2011 генеральный директор ЗАО «УК «Горводоканал» ФИО6 обратился в администрацию Копейского городского округа с письмом о списании скважины артезианской с инвентарным номером 2971а и скважины артезианской № 15 с инвентарным номером 2.971.

Доказательств принятия муниципальным образованием соответствующего распоряжения не представлено.

Порядок ведения реестра муниципальной собственности Копейского городского округа регламентирован в положении, утвержденным Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 23 декабря 2015 г. № 57-МО.

В соответствии с п.1.6 указанного Порядка Администрация Копейского городского округа, являясь уполномоченным органом местного самоуправления, в лице Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области создает и ведет реестр, обеспечивает полноту и достоверность информации о наличии и использовании муниципального имущества.

Согласно п. 2.9 Положения списание объектов из реестра означает прекращение учета и осуществляется в порядке списания объектов муниципальной собственности Копейского городского округа. Исключение объектов из реестра муниципальной собственности городского округа осуществляется на основании: решения Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области; правовых актов Администрации Копейского городского округа; правовых актов Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа; решения суда, вступившего в законную силу; информации регистрирующих органов; договоров купли-продажи, мены, дарения, залога, хранения и т.д.; сведений о результатах инвентаризации.

В рассматриваемом случае документы-основания для принятия решения об исключении имущества из реестра муниципальной собственности отсутствуют, а, соответственно, спорное имущество не подлежит квалификации в качестве имущества, исключенного из соответствующего реестра.

Доводы администрации о том, что такие документы отсутствуют ввиду действий (бездействия) арендатора, не имеют самостоятельного правового значения, поскольку именно на собственнике имущества лежит обязанность по контролю и принятию решений.

Вместе с тем, спорное имущество включено в предмет договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 21.08.2012 №3-12. Доказательств того, что оно не использовалось в производственном процессе, связанном с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, арбитражному суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие вступившего в законную силу судебного акта об исключении имущества из конкурсной массы и передаче его в муниципальную собственность, который до настоящего времени в полном объеме не исполнен в виду наличия соответствующих разногласий, принимая во внимание нахождение спорного имущества в реестре муниципальной собственности, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.

Между тем, требование конкурсного управляющего о присуждении неустойки на случай неисполнения судебного акта в установленный срок на данной стадии преждевременно. Арбитражный суд учитывает также установленный совместным выходом факт невозможности осмотра нескольких объектов ввиду погодных условий. При этом конкурсный управляющий не лишен права обратиться с самостоятельным заявлением в случае неисполнения администрацией судебного акта в будущем.

Руководствуясь ст. 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Обязать муниципальное образование «Копейский городской округ» в лице Управления по имуществу и земельными отношениями Администрации Копейского городского округа принять в течение 10 рабочих дней с момента вступления судебного акта по настоящему обособленному спору в законную силу следующее имущество:

№ п/п

Наименование объекта

Инвентарный номер

Местонахождение

Количество

11

ВНС Насосная стан.над скважиной №55-бис (ВНС) (3.3)

3.3

Красноармейский р-н, с.Миасское, с юго-западной стороны СТ "Связист"

1

22

Скважина № 55-бис(2.5682)

2.5682

Красноармейский р-н, с.Миасское, с юго-западной стороны СТ "Связист"

1

33

Скважина артезианская №55(2.107)

2.107

Красноармейский р-н, с.Миасское, с юго-западной стороны СТ "Связист"

1

44

Здание вспом. с х/лаборат., быт.помещ. на очистных сооружениях (2.52)

2.52

с.Печенкино, оз.Хохловатое (Еткульский р-н)

1

55

Скважина артезианская(2971а)

2.971а

Еткульский р-н, в 50-ти метрах южнее ДОЛ им.Космодемьянской

1

66

Скважина № 15 артезианская(2.971)

2.971

Еткульский р-н, в 50-ти метрах южнее ДОЛ им.Космодемьянской

1

2. В остальной части заявления отказать.

3. Разъяснить, что определение может быть обжаловано в течение четырнадцати дней со дня его изготовления в полном объеме в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья А.А. Шамина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела в апелляционной инстанции можно получить на Интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.