АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Воровского ул., д. 2, г. Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск
25 мая 2018 года Дело № А76-28211/2017
Резолютивная часть определения объявлена 23 мая 2018 года
Определение в полном объеме изготовлено 25 мая 2018 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Теплоухова С.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой В.Е., рассмотрев в судебном заседании требование кредитора – уполномоченного органа Российской Федерации – Управления Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 5 323 руб. 95 коп., предъявленного в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>),
при участии в судебном заседании:
представителя уполномоченного органа – ФИО2, доверенность от 17.11.2017 , личность установлена удостоверением,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2017 возбуждено производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) должника ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***> (далее – должник, ФИО1).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2017 (резолютивная часть объявлена 19.10.2017) ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан - реализация имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утверждена ФИО3, член союза Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Южный Урал».
Информация о введении в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве – реализации имущества гражданина, опубликована в печатной версии издания газеты «Коммерсант» № 206 от 03.11.2017.
Уполномоченный орган Российской Федерации – Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее – уполномоченный орган, ИФНС по Центральному району г. Челябинска) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 8 025 руб. 45 коп., в том числе недоимка 7 023 руб. 20 коп., пени 1 002 руб. 25 коп. (вх. № 86 от 09.01.2018) (требование №3).
Определением от 15.01.2018 арбитражный суд принял к производству требование уполномоченного органа, установил срок для предъявления возражений до 21.02.2018.
В установленный срок в арбитражный суд поступили возражения финансового управляющего ФИО3 (вх. № 8608 от 20.02.2018).
В обоснование заявленных возражений финансовый управляющий ссылается на то, что требование по уплате налога на имущество за 2016 год со сроком уплаты налога до 01.12.2017 в сумме 73 руб. – является текущим требованием, также по мнению финансового управляющего уполномоченным органом не представлены доказательства направления в адрес ФИО1, а также доказательств получения им требований об уплате налога, в том числе доказательств принятия мер по принудительному взысканию сумм недоимки по налогам.
В связи наличием возражений, рассмотрение требования уполномоченного органа назначено в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.
23.03.2018 уполномоченным органом представлено уточнение заявленных требований, заявленные требования уменьшены до суммы 5 323 руб. 95 коп., в том числе 5 109 руб. недоимка, 214 руб. 95 коп. пени. В уточнении заявленных требований уполномоченным органом указано что у ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 4 983 руб., налогу на имущество за 2014 год в размере 53 руб., налогу на имущество за 2015 год в размере 60 руб., налогу на имущество за 2016 год в размере 13 руб., а также задолженность по уплате пени в размере 214 руб. 95 коп.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании 03.04.2014 для предоставления дополнительных доказательств в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 10.04.2018.
Определением суда от 10.04.2018 рассмотрение требования уполномоченного органа отложено на 12.04.2018.
В судебном заседании 12.04.2018 финансовым управляющим представлены письменные пояснения, в которых он ссылается на необоснованность установления в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам, ввиду утраты уполномоченным органом возможности принудительного взыскания задолженности к моменту введения процедуры банкротства, также по мнению финансового управляющего уполномоченным органом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается.
В судебном заседании 12.04.2018 для предоставления дополнительных доказательств в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 19.04.2018.
В судебном заседании 19.04.2018 уполномоченным органом представлены письменные пояснения на возражения финансового управляющего, в которых указано, что транспортный налог за 2014 год, исчислен лишь 2017 году, в связи с поступлением 18.07.2017 из органов Госавтоинспекции данных о наличии в собственности должника транспортного средства в период с 26.08.2014 по 11.11.2014. Налоговое уведомление от 31.08.2017 с требованием уплаты транспортного налога за 2014 год направлено в адрес должника 22.09.2017, уполномоченным органом были предприняты исчерпывающие меры, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности. Сумма налога на имущество за 2014 год в размере 53 руб. исчислена налоговым органом по истечении налогового периода по объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, налоговое уведомление на данную сумму сформировано не было, в связи с тем, что общая сумма налога составляла менее 100 руб., в связи с чем, уведомление налогоплательщику не направлялось. Сумма налога на имущество за 2015 год в размере 60 руб. и сумма налога на имущество за 2016 год в сумме 13 руб. исчислена налоговым органом по истечении налогового периода по объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, налоговое уведомление от 31.08.2017 направлено в адрес должника 22.09.2017.
Определением суда от 19.04.2018 рассмотрение требования уполномоченного органа отложено на 16.05.2018.
В судебном заседании 16.05.2014 для предоставления дополнительных доказательств в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 23.05.2018.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Финансовый управляющий представил ходатайство о рассмотрении требования уполномоченного органа в его отсутствие.
Должник ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требование уполномоченного органа подлежит удовлетворению частично.
Как указывает в заявлении налоговый орган на дату вынесения определения о принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) ФИО1 имел задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 4 983 руб., налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы в размере 123 руб., а также пени в размере 214 руб. 95 коп.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» и от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Уполномоченный орган просит признать обоснованной и включить в реестр требований кредиторов сумму недоимки в размере 5 109 руб. и пени в размере 214 руб. 95 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является в соответствии с пунктом 4 названной статьи основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога (сбора).
Согласно статьям 69, 70 НК РФ налоговый орган не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, либо не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, либо десяти дней с даты вынесения решения по результатам налоговой проверки обязан направить письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный в требовании срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае реализации налоговым органом своих полномочий на бесспорное взыскание недоимок и пеней в установленный срок необходимость обращения в суд с заявлениями об их принудительном взыскании отсутствует.
В обоснование наличия задолженности по уплате транспортного налога за 2014 год уполномоченным органом представлены документы, подтверждающие исполнения обязанности по взысканию задолженности в досудебном порядке, а именно: налоговое уведомление № 12075586 от 31.08.2017, а также требование об уплате налога № 403 по состоянию на 12.02.2018.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (статья 8 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В этом случае, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
В силу пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также об их владельцах в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Как следует из содержания пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как установлено судом, с 26.08.2014 по 11.11.2014 в собственности ФИО1 находилось транспортное средство - грузовой автомобиль, мощностью 230 л.с. Вместе с тем, в связи с непредставлением регистрирующим органом информации о постановке на учет данного автомобиля, транспортный налог инспекцией не исчислялся, налоговое уведомление должнику за указанный период не направлялось, налог ФИО1 не уплачивался.
18.07.2017 Госавтоинспекцией в Инспекцию федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска были представлены сведения о нахождении в собственности ФИО1 в период с 26.08.2014 по 11.11.2014 транспортного средства.
Данные обстоятельства послужили основанием для доначисления ФИО1 транспортного налога за 2014 год в размере 4 983 руб. Расчет суммы налога должником не оспорен и признан судами верным.
В данном случае вины налогоплательщика в неуплате транспортного налога не усматривается, между тем, суд считает, что ненаправление налогового уведомления не является основанием для освобождения должника от соответствующей налоговой обязанности, поскольку она не может быть постановлена в зависимость от добросовестности исполнения регистрирующими органами обязанности по представлению в инспекцию сведений об объектах обложения транспортным налогом.
Также в силу пункта 2.1. статьи 23 НК РФ налогоплательщики – физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, в налоговый орган в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Не направление своевременно уведомления, не освобождает должника от уплаты транспортного налога. В данном случае налог начислен после получения сведений из Госавтоинспекции, начисление отражено в налоговом уведомлении.
В связи с чем, требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по транспортному налогу за 2014 год признается судом обоснованным.
Также уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности по налогу на имущество за 2014 год в размере 50 руб., за 2015 год в размере 60 рублей, за 2016 год в размере 13 руб.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Согласно положениям статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей Кодекса.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом, а обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В обоснование наличия задолженности по уплате налога на имущество за 2015 и 2016 год уполномоченным органом представлены документы, подтверждающие исполнения обязанности по взысканию задолженности в досудебном порядке, а именно: налоговое уведомление № 12075586 от 31.08.2017, а также требование об уплате налога № 403 по состоянию на 12.02.2018.
В своих возражениях финансовый управляющий ссылается на пункт 4 статьи 57 НК РФ - в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. По мнению финансового управляющего у должника не возникло обязанности по уплате налогов на имущество с период с 2014 по 2016 годы.
Согласно статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу статьи 409 НК РФ налог на имущество уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговый орган вправе направить налоговое уведомление об уплате имущественных налогов не более чем за три года, предшествующих году его направления. То есть налоговое уведомление, направленное в 2018 году, может содержать требование об уплате налогов за 2015 - 2017 годы.
Так же в соответствии с пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Налоговое уведомление № 12075586 от 31.08.2017 направлялось в адрес должника ФИО1, в указанном налоговом уведомлении содержится требование об оплате налога за два налоговых периода – 2015 и 2016 год. В связи с чем, требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности по налогу на имущество за 2015 год в размере 60 рублей, за 2016 год в размере 13 руб. признается судом обоснованным.
Заявленные уполномоченным органом требования о включении в реестр требований кредиторов задолженности по налогу на имущество за 2014 год в размере 53 руб., а также пени в размере 214 руб. 95 коп. признаются судом необоснованным.
Документов, подтверждающих соблюдение порядка направления налоговых уведомлений, а также принудительного взыскания задолженности в размере год в размере 53 руб. недоимки, а также пени в размере 214 руб. 95 коп. уполномоченным органом не представлены.
Согласно статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в суде иными доказательствами.
В нарушение статей 65,68 АПК РФ в материалы требования на представлены документы, подтверждающих основания возникновения задолженности в размере 53 руб. недоимки, а также пени в размере 214 руб. 95 коп., в связи с чем, указанная задолженность не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов учитываются в третьей очереди реестра требований кредиторов.
Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Требование уполномоченного органа Российской Федерации – Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска удовлетворить частично.
Признать требования уполномоченного органа Российской Федерации – Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска по обязательным платежам в размере 5 056 руб. недоимки, установленным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН <***>, СНИЛС <***>).
Разъяснить, что определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья С.Л. Теплоухова