ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А76-34986/17 от 11.09.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск

Резолютивная часть определения оглашена 11 сентября 2019 года  Определение в полном объеме изготовлено 17 сентября 2019 года 

Судья Арбитражного суда Челябинской области Бушуев В.В. при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Рябковой Т.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании требование  Федеральной налоговой службы в размере 22 106 192 руб. 85 коп.,  предъявленное в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с  ограниченной ответственностью «Южуралсантехмонтаж-2», при участии в  судебном заседании представителя уполномоченного органа ФНС России  ФИО1 по доверенности от 04.06.2019, исполняющего обязанности  конкурсного управляющего ФИО2, 

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2017  возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной  ответственностью «Южуралсантехмонтаж-2» (далее – общество  «Южуралсантехмонтаж 2», должник). 

Определением суда от 27.08.2018 в отношении должника введена  процедура, применяемая в деле о банкротстве – наблюдение, временным  управляющим утвержден ФИО2, член ассоциации  «Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация  арбитражных управляющих «Единство». 

Сообщение о признании общества с ограниченной ответственностью  «Южуралсантехмонтаж 2» банкротом и открытии в отношении него процедуры  наблюдения было опубликовано в газете «Коммерсант» № 168 от 15.09.2018 г. 

Уполномоченный орган Российской Федерации – Федеральной налоговой  службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному  району г. Челябинска обратился в Арбитражный суд с заявлением от  12.10.2018г. вх. № 54768, в котором просит: 

- признать обоснованным и включить во вторую очередь реестра  требований кредиторов должника ООО «ЮУСТМ-2» требования ФНС России в  лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.  Челябинска задолженность по НДФЛ в размере 866 905 руб.; 

- признать обоснованным и включить в третью очередь реестра  требований кредиторов должника ООО «ЮУСТМ-2» требования ФНС России в  лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.  Челябинска в размере 21 239 287 руб. 85 коп., в том числе недоимка- 13 296 173 


руб., пени- 4 899 196 руб. 05 коп., штраф- 3 043 918 руб. 80 коп. (требование   № 5). 

Определением суда от 12.12.2018 рассмотрение заявления приостановлено  до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится  рассмотрение по существу дела № А76-36235/2018. 

Решением суда от 20.06.2019 (резолютивная часть от 13.06.2019) должник  признан несостоятельным (банкротом), в отношении общества  «Южуралсантехмонтаж 2» введено конкурсное производство, исполнение  обязанностей конкурсного управляющего возложено на ФИО2, члена ассоциации «Краснодарская межрегиональная  саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Единство». 

Определением суда от 13.08.2019, отраженном в протоколе судебного  заседания, производство по требованию уполномоченного органа  возобновлено. 

В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал  заявленные требования в полном объеме. 

Исполняющий обязанности конкурсного управляющего возражений  против требования уполномоченного органа не заявил. 

Иные лица, участвующие в рассмотрении требования, надлежащим  образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению  требования, своих представителей для участия в заседании не направили. В  соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации требование рассмотрено в их отсутствие. 

Исследовав и оценив, в соответствии со ст. 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы  дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требование  кредитора является обоснованным и подлежит установлению в деле о  банкротстве. 

Согласно п. 10 ст. 16, а также п.п. 3-5 ст. 100 Закона о банкротстве  проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не  подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется  арбитражным судом независимо от наличия либо отсутствия возражений по  требованию кредитора. 

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской  Федерации от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской  Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»  уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в  процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам определена  Федеральная налоговая служба. 

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить  обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о  налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по  уплате налога является основанием для применения мер принудительного  исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных кодексом: 


направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате  налога (ст.ст. 69, 70 НК РФ), обращения взыскания на денежные средства  налогоплательщика на счетах в банках путем направления в банк, в котором  открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового  поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты  (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов  налогоплательщика или налогового агента (ст. 46 НК РФ), взыскания налога за  счет имущества налогоплательщика – организации путем направления в  течение трех дней с момента вынесения соответствующего постановления  судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном  Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном  производстве» (ст. 47 НК РФ). 

По сведениям уполномоченного органа должник имеет задолженность по  обязательным платежам в размере 21 239 287 руб. 85 коп., в том числе: 

- 200 руб. штрафа;

- 6 567 747 руб. недоимки, 2 678 665 руб. 42 коп. пени по налогу на  добавочную стоимость; 

- 6 728 426 руб. недоимки, 2 080 468 руб. 33 коп. пени, 2 691 370 руб. 40  коп. штрафа по налогу на прибыль; 

- 866 905 руб. недоимки, 140 062 руб. 30 коп. пени, 352 348 руб. 40 коп.  штрафов по налогу на доходы физических лиц. 

В обоснование заявленной для включения в реестр требований  кредиторов должника задолженности уполномоченный орган ссылается на  решение внутренней налоговой проверки № 7/16 от 18.06.2018 (л.д. 12-70) о  привлечении к ответственности за налоговое правонарушение за неуплату  налога на прибыль организаций за 2014 году в виде штрафа в размере  2 691 370,40 руб.; установлена неуплата 866 905 руб. недоимки, 140 062 руб. 30  коп. пени, 352 348 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц. 

Кроме того, обществу также начислены за 1-4 кварталы 2014 года в  сумме 6 567 747 руб. недоимки, пени по НДС в сумме 2 678 665,42 руб., налога  на прибыль организаций за 2014 год в сумме 6 728 426 руб., пени по налогу на  прибыль в сумме 2 080 468,33 руб., 200 руб. штрафа за непредставление  сообщения о невозможности удержать налог по форме 2-НДФЛ. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской  области от 27.09.2018 № 16-07/005545, вынесенным по результатам  рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции  утверждено. 

Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2019 (резолютивная  часть от 22.03.2019) по делу № А76-36235/2018 в удовлетворении требований о  признании недействительным решения от 18.06.2018 № 7/16 отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  29.07.2019 решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2019 по  делу № А76-36235/2018 оставлено без изменения. 

Предъявляемые по указанным требованиям налоговые периоды  окончились до даты возбуждения арбитражным судом производства по делу о  банкротстве должника, в связи с чем признается судом обоснованным. 


По общему правилу требование конкурсного кредитора, признанное  арбитражным судом обоснованными, подлежит включению в третью очередь  реестра требований кредиторов (п. 4 ст. 134, п. 1 ст. 137 Закона о банкротстве). 

Арбитражный суд учитывает, что требование об уплате страховых  взносов по удержанному налогу на доходы физических лиц подлежит  удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о  выплате заработной платы. 

В пункте 41.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с  принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении  изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"  разъяснено, что удерживаемые должником при выплате текущей заработной  платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом  уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об  уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о  банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и  предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом. 

В связи с этим требования в размере 866 905 руб. недоимки по  удержанному налогу на доходы физических лиц, не являющиеся текущими, в  соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве  относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право  голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого  Закона. 

 В соответствии с п.4 ст. 134, п.1, ст.137 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)» требования конкурсных кредиторов  учитываются в третьей очереди реестра требований кредиторов, при этом  требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов,  пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение  (ненадлежащие исполнение) денежных обязательств учитываются отдельно в  реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения  основной суммы задолженности (п.3 ст. 137 Закона). 

Соответственно требования в части пени подлежат отдельному учету и  удовлетворению по правилам п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве. 

Руководствуясь ст. 16, 71 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)», ст. 184, 185, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

признать требование Федеральной налоговой службы в размере 866 905  руб. недоимки по удержанному налогу на доходы физических лиц  установленным и подлежащим включению во вторую очередь реестра  требований кредиторов должника общества с ограниченной ответственностью  «Южуралсантехмонтаж-2». 

Признать требования Федеральной налоговой службы по обязательным  платежам в размере 13 296 173 руб. недоимки, 4 899 196 руб. 05 коп. пени и 


3 043 918 руб. 80 коп. штрафов установленным и подлежащим включению в  третью очередь реестра требований кредиторов должника общества с  ограниченной ответственностью «Южуралсантехмонтаж-2». 

Требование в части пени и штрафов учесть отдельно в реестре  требований кредиторов должника, как подлежащие удовлетворению после  погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. 

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть  обжаловано в течение десяти дней с даты принятия определения в  Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через  Арбитражный суд Челябинской области. 

Судья В.В. Бушуев