АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов
г.Чита Дело №А78-12183/2017
11 августа 2018 года
Резолютивная часть определения объявлена 10 августа 2018 года
Определение изготовлено в полном объёме 11 августа 2018 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Алфёрова Д.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клевцовой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов акционерного общества Читинская мостостроительная фирма «Автомост» задолженности по обязательным платежам в размере 25 897 133,51 рублей, в том числе 20 142 044,31 рублей основного долга, 5 749 624,33 рублей пени, 5 464,87 рублей штрафа,
с участием в обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю,
при участии в судебном заседании:
от уполномоченного органа - (до объявления перерыва в судебном заседании) - ФИО1, представителя по доверенности от 15.01.2018 (сроком на 1 год); ФИО2, представителя по доверенности от 22.01.2018 (сроком на 1 год);
от третьего лица - (до объявления перерыва в судебном заседании) ФИО3, представителя по доверенности от 19.03.2018 (сроком на 1 год)
установил:
дело о банкротстве закрытого акционерного общества Читинская мостостроительная фирма «Автомост» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672014, <...>, далее – должник, ЗАО «Автомост») было возбуждено 05.09.2017 на основании заявления от 21.08.2017 индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее – заявитель).
Определением суда от 11.12.2017 в отношении закрытого акционерного общества Читинская мостостроительная фирма «Автомост» введена процедура наблюдения сроком на 3 месяца, временным управляющим должника утвержден ФИО5.
Сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликованы 23.12.2017 в газете «Коммерсантъ» №240.
Федеральная налоговая служба 19.12.2017 обратилась с заявлением о признании должника банкротом, заявление было оставлено судом без движения.
Распоряжением исполняющего обязанности председателя Арбитражного суда Забайкальского края от 09 января 2018 года № А78-К-3/1-18 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные дела, находящиеся в производстве судьи Мациборы А.Е. переданы в отдел делопроизводства для дальнейшего их распределения среди судей с учетом специализации. Дело №А78-12183/2017 передано в отдел делопроизводства для формирования нового состава суда посредством автоматизированной системы распределения дел. Дело №А78-12183/2017 распределено судье Алфёрову Д.Е.
Определением от 22.02.2018 суд принял заявление Федеральной налоговой службы к производству как заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника в размере 58 373 876,18 рублей (с учетом ходатайства об уточнении требований от 22.01.2018, принятого судом) задолженности по налоговым платежам, пеням, штрафам и страховым взносам.
Определением суда от 22 марта 2018 года требования уполномоченного органа в части включения в реестр требований кредиторов закрытого акционерного общества Читинская мостостроительная фирма «Автомост» задолженности по обязательным платежам в размере 25 897 133,51 рублей, в том числе 20 142 044,31 рублей основного долга, 5 749 624,33 рублей пени, 5 464,87 рублей штрафов выделены в отдельное производство и зарегистрированы за № А78-Д-4/2881.1.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц актуальное наименование должника - акционерное общество Читинская мостостроительная фирма "Автомост", в связи с чем в соответствии со ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наименованием должника надлежит считать акционерное общество Читинская мостостроительная фирма "Автомост".
В судебном заседании представители уполномоченного органа поддержали заявленные требования, дали пояснения относительно обстоятельств возникновения задолженности и расчетам. На вопрос суда в части правомерности включения в реестр требований кредиторов сумм задолженности по требованиям №207S01160165082 от 30.12.2016 и №974603 от 04.10.2017 указали, что решение по ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации по требованию от 30.12.2016 было вынесено только 09.11.2017 в связи с поздним поступлением сведений посредством электронного документооборота от третьего лица и ошибочным указанием в электронной базе срока исполнения по требованию - 23.10.2017, что, по мнению, представителей уполномоченного органа является уважительной причиной пропуска срока для вынесения решения. В отношении требования №974603 от 04.10.2017 указали, что в требовании была перевыставлена к оплате задолженность указанная ранее в требовании №207S01170032774 от 28.01.2017, размер которой изменился в связи с перерасчетом, в связи с чем рассматривали перевыставление требования соответствующим ст. 71 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица дал пояснения относительно обстоятельств возникновения задолженности и расчетам.
В целях представления уполномоченным органом дополнительных документов в обоснование включения в реестр задолженности по требованиям №207S01160165082 от 30.12.2016 и №974603 от 04.10.2017 в судебном заседании объявлялся перерыв с 06.08.2018 до 10.08.2018.
После окончания перерыва в судебном заседании лица, участвующие в деле, явку представителей в заседание не обеспечили, уполномоченный орган через канцелярию суда представил ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителей уполномоченного органа.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд провёл судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении должника опубликовано 23.12.2017, с заявлением, из которого были выделены рассматриваемые судом требования, уполномоченный орган обратился в суд 19.12.2017, в связи с чем требования заявлены в установленный срок.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» указано, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Таким образом, положения Закона о банкротстве возлагает на арбитражный суд обязанность проверить обоснованность требований кредиторов и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов. Такая проверка осуществляется путём исследования документов, представленных кредитором в подтверждение обоснованности предъявленного требования, по её результатам выносится определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
П. 2 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 НК РФ.
Указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В соответствии с абз. вторым п. 4 ст. 75 НК РФ процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 46, 47, 69, 70, 80, 87 – 89 НК РФ доказательствами наличия задолженности по обязательным платежам являются налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам проверок, акты сверки с налогоплательщиком, требования об уплате налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога о взыскании за счет имущества должника, вынесенные и предъявленные в установленные сроки и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В подтверждения наличия задолженности в размере уполномоченным органом в материалы дела представлены материалы выездной проверки, требования №0850440082090 от 01.10.2014, №0850440032114 от 28.02.2015, №0850440032037 от 28.02.2015, №0850440046625 от 30.06.2015, №207S01150003852 от 14.08.2015, №207S01160085824 от 24.05.2016, №207S01150027054 от 09.11.2015, №207S01150043744 от 11.12.2015, №207S01160074627 от 27.04.2016, №207S01160085807 от 24.05.2016, №207S01160085830 от 24.05.2016, №207S01160090432 от 31.05.2016, №207S01160129457 от 31.08.2016, №207S01160165082 от 30.12.2016, №917682 от 05.05.2017, №917883 от 06.05.2017, №951616 от 08.06.2017, №953416 от 27.06.2017, №958400 от 07.07.2017, №961026 от 20.07.2017, №961589 от 27.07.2017, №961700 от 28.07.2017, №962263 от 04.08.2017, №962933 от 08.08.2017, №963754 от 17.08.2017, №964222 от 28.08.2017, №964399 от 06.09.2017, №523795 от 06.10.2017, №974695 от 06.10.2017, №974603 от 04.10.2017, №976224 от 27.10.2017, №976558 от 03.11.2017, №977740 от 17.11.2017, №978431 от 08.12.2017, вынесенные на основании указанных требований решения, постановления, первичные документы и расчеты, почтовые реестры, реестры, выписки из лицевого счета.
Заявленные ко включению в реестр требований кредиторов должника требования фактически с учетом математической проверки расчета уполномоченного органа включают в себя:
- основной долг по страховым взносам на страховую, накопительную части пенсии и по дополнительному тарифу в размере 14 957 162,12 рублей из расчета: 14 042 347,91 рублей (уведомление о наличии задолженности №2018-158 от 22.01.2018 и соответствующие требования, решения и постановления третьего лица) + 626 747,79 рублей (требование №917883 от 06.05.2017) + 225 688,50 рублей (требование №961589 от 27.07.2017) + 96 942,11 рублей (требование №961700 от 28.07.2017 с учетом вычета 23 коп., не заявленных ко включению в реестр) - 34 564,19 рублей (переплаты должника, зачтенной в счет уплаты основного долга по требованию №0850440082090 от 01.10.2017);
- основной долг по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 184 862,19 рублей из расчета: 4 971 356,52 рублей (уведомление о наличии задолженности №2018-158 от 22.01.2018 и соответствующие требования, решения и постановления третьего лица) + 139 446,18 рублей (требование №917883 от 06.05.2017) + 51 808,58 рублей (требование №961589 от 27.07.2017) + 22 250,91 рублей (требование №961700 от 28.07.2017);
- пени в размере 5 749 624,33 рублей в соответствии с реестром принятых досудебных мер и соответствующими требованиями, решениями и постановлениями;
- штраф в размере 5 464,87 рублей (требование №0850440046625 от 30.06.2015).
При проверке обоснованности включения соответствующих сумм в реестр судом установлены нарушения.
Согласно абзацу 5 статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.
Порядок исчисления, уплаты, принудительного взыскания страховых взносов определялся на момент возникновения обязательств Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ №212) в силу положений пункта 1 статьи 1 указанного Закона.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, установленном главой 3 ФЗ №212.
Согласно ст. 10 ФЗ №212 расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В соответствии с ч. 2 и 3 ФЗ ст. 18 №212 в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Под недоимкой понимается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законом срок (пункт 9 статьи 2 ФЗ №212).
В силу статьи 22 ФЗ №212 требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Согласно статье 19 ФЗ №212 в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей. Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит. В случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №207S01160165082 на суммы 2 260 361,75 рублей основного долга (1 848 964,08 рублей - основной долг по страховым взносам на страховую, накопительную части пенсии и по дополнительному тарифу, 411 397,67 рублей - основной долг по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере), 81 457,62 рублей пени было выставлено 30.12.2016 с установлением срока его исполнения - до 17.01.2017.
Решение о взыскании недоимки и пени с плательщика в порядке ст. 19 ФЗ №212 не принималось.
С 01.01.2017 порядок взыскания страховых взносов и пеней регулируется НК РФ. Функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговый орган.
Согласно требованиям статей 46, 76 НК РФ, абзаца 2 пункта 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, пени и штрафа. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Срок исполнения требования №207S01160165082 от 30.12.2016 истек 16.01.2017, при этом решением в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации было вынесено только 09.11.2017, то есть уполномоченный орган в части указанной задолженности значительно пропустил установленный законом срок для ее взыскания в судебном порядке. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока уполномоченным органом не заявлено. Приводимые уполномоченным органом доводы о позднем поступлении сведений посредством электронного документооборота от третьего лица и ошибочным указанием в электронной базе срока исполнения по требованию - 23.10.2017 суд отклоняет, поскольку указанные действия находятся в сфере правоотношений уполномоченного органа и третьего лица, зависят от них, в связи с чем ненадлежащий документооборот между указанными ведомствами не должен влечь негативных последствий для плательщика страховых взносов в виде четырехкратного увеличения в отношении него установленного ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока для вынесения решения. Оснований для восстановления пропущенного по указанным уполномоченным органом причинам срока суд не усматривает.
Суд также полагает не подлежащей включению в реестр задолженность по требованию №974603 от 04.10.2017 об уплате пени в размере 577 990,19 рублей в силу следующего.
Из материалов дела, пояснений уполномоченного органа следует, что указанная задолженность представляет сумму ранее указанную в требовании №207S01170032774 от 28.01.2017, в отношении которого в последующем меры в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации не принимались, в связи с чем срок принудительного взыскания задолженности по указанному требованию был пропущен. Повторное выставление указанной недоимки в уточненном в связи с перерасчетом виде (в требовании №974603 от 04.10.2017) Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Указанные действия фактически направлены на устранение установленных законом сроков для принятия мер по принудительному взысканию задолженности и последствий их пропуска, в силу чего противоречат действующему законодательству, нарушают права должника, влекут невозможность включения соответствующей задолженности в реестр. Довод представителя уполномоченного органа о возможности перевыставления требования в порядке ст. 71 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку указанная норма устанавливает производность уточненного требования от первоначального, в связи с чем, поскольку в отношении первоначального требования возможность принудительного взыскания задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена, то аналогичным образом данная возможность утрачена и в отношении уточненного требования, несмотря на своевременное принятие по уточненному требованию мер досудебного взыскания задолженности.
К моменту обращения в суд установленный законом шестимесячный срок для взыскания задолженности в судебном порядке в отношении требований №207S01160165082 от 30.12.2016 и №207S01170032774 от 28.01.2017 (от которого производно требование №974603 от 04.10.2017) истек, в связи с чем возможность взыскания указанного долга утрачена и во включении в реестр требований кредиторов задолженности по указанным требованиям суд отказывает.
В остальной части требований, проверив установленные законодательством об уплате страховых взносов и налоговым законодательством (статьи 46, 47, 70 НК РФ) порядок и сроки принудительного взыскания задолженности, арбитражный суд установил, что они были соблюдены, возможность судебного взыскания задолженности не утрачена.
Таким образом, расчет подлежащей включению в реестр задолженности составляет 22 977 303,95 рублей:
- основной долг по страховым взносам на страховую, накопительную части пенсии и по дополнительному тарифу в размере 13 108 198,04 рублей из расчета: 14 042 347,91 рублей (уведомление о наличии задолженности №2018-158 от 22.01.2018 и соответствующие требования, решения и постановления третьего лица) - 1 848 964,08 рублей (требование №207S01160165082 от 30.12.2016) + 626 747,79 рублей (требование №917883 от 06.05.2017) + 225 688,50 рублей (требование №961589 от 27.07.2017) + 96 942,11 рублей (требование №961700 от 28.07.2017 с учетом вычета 23 коп., не заявленных ко включению в реестр) - 34 564,19 рублей (переплаты должника, зачтенной в счет уплаты основного долга по требованию №0850440082090 от 01.10.2017);
- основной долг по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 773 464,52 рублей из расчета: 4 971 356,52 рублей (уведомление о наличии задолженности №2018-158 от 22.01.2018 и соответствующие требования, решения и постановления третьего лица) - 411 397,67 рублей (требование №207S01160165082 от 30.12.2016)+ 139 446,18 рублей (требование №917883 от 06.05.2017) + 51 808,58 рублей (требование №961589 от 27.07.2017) + 22 250,91 рублей (требование №961700 от 28.07.2017);
- пени в размере 5 090 176,52 рублей из расчета: 5 749 624,33 рублей (в соответствии с реестром принятых досудебных мер и соответствующими требованиями, решениями и постановлениями) - 81 457,62 рублей (требование №207S01160165082 от 30.12.2016) - 577 990,19 рублей (требование №974603 от 04.10.2017);
- штраф в размере 5 464,87 рублей (требование №0850440046625 от 30.06.2015).
В остальной части требований уполномоченного органа надлежит отказать.
Размер подлежащей включению в реестр требований кредиторов должника задолженности определен с учетом состоявшихся оплат.
Доказательства наличия неучтенных уполномоченным органом оплат в материалы дела не представлены.
Требования не являются текущими с учетом момента окончания периода, за который образовался долг, а также следования дополнительного требования судьбе основного обязательства.
Пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве установлено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда об их включении в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Закона о банкротстве в реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства от 20.12.2016 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
То есть требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения.
Пунктами 1, 3 статьи 137 Закона о банкротстве предусмотрено, что при определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В силу вышеизложенного, во вторую очередь реестра требований кредиторов должника подлежит включению 13 108 198 руб. 04 коп. основного долга по страховым взносам на страховую, накопительную части пенсии и по дополнительному тарифу, в третью очередь реестра 4 773 464 руб. 52 коп. основного долга по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 5 090 176 руб. 52 коп. пени, 5 464 руб. 87 коп. штрафа.
Руководствуясь статьями 71, 134, 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить частично.
Признать установленными и включить в реестр требований кредиторов акционерного общества Читинская мостостроительная фирма «Автомост» требования Федеральной налоговой службы в размере 22 977 303 руб. 95 коп., в том числе:
- во вторую очередь реестра 13 108 198 руб. 04 коп. основного долга по страховым взносам на страховую, накопительную части пенсии и по дополнительному тарифу;
- в третью очередь реестра 4 773 464 руб. 52 коп. основного долга по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 5 090 176 руб. 52 коп. пени, 5 464 руб. 87 коп. штрафа.
В остальной части требований отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Д.Е. Алфёров