ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-166-48/20 от 06.12.2021 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

http://www.chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе во включении требования кредитора в реестр

требований кредиторов

г.Чита Дело № А78-166-48/2020

06 декабря 2021 года

Определение в полном объёме изготовлено 06 декабря 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Цыцыкова Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании обособленный спор по заявлению Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия «Теплосети» в общей сумме 10 855, 81 руб., из которых 9 789,5 руб. – штраф за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2019 год; 1 066,31 руб. – пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за период с 04.03.2020 года по 03.06.2020 года,

при участии в судебном заседании:

лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.

Федеральная налоговая служба обратилась с арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия «Теплосети» в общей сумме 10 855, 81 руб., из которых 9 789,5 руб. – штраф за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2019 год; 1 066,31 руб. – пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за период с 04.03.2020 года по 03.06.2020 года.

Обособленному спору присвоен номер А78-166-48/2020. Определением арбитражного суда от 14.09.2021 заявление налогового органа принято к производству.

Лица, участвующие в данном обособленном споре, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании, начатом 29.11.2021, объявлялся перерыв до 16 часов 45 минут 06.12.2021, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.

Налоговым органом 02.11.2021 посредством сервиса «Мой Арбитр» представлены дополнительные пояснения, согласно которым налоговый орган вопросы правомерности начисления и заявления сумм задолженности для включения в РТК должника оставляет на усмотрение суда, также налоговый орган ходатайствует о рассмотрении обособленного спора в отсутствие представителя (вх. № А78-Д-4/73158).

Конкурсным управляющим МУП «Теплосети» ФИО1 06.10.2021 посредством сервиса «Мой Арбитр» представлен отзыв на требование ФНС (вх. № А78-Д-4/68283), согласно которому управляющий указывает, что ранее определением суда от 11.05.2021 по этому же делу задолженность по налогу УСН за 2019 года в сумме 65 264 руб. и пени за период 26.10.2019 - 04.03.2020 гг. в сумме 1 227,96 руб. были включены за РТК в связи с пропуском срока, предусмотренного п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве. Последующее начисление пени с 04.03.2020 г. противоречит правилу о возможности начисления штрафных санкций до момента введения наблюдения (абз. 9 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). Процедура наблюдения в отношении МУП «Теплосети» была введена судом 04.03.2020, начисление и предъявление в реестр суммы пени в размере 1 066,31 руб. является неправомерным. Сумму штрафа в размере 9 789,50 руб. конкурсный управляющий полагает возможным включить за РТК, поскольку штрафные санкции должны следовать судьбе основной сумме задолженности. Также управляющий просит рассмотреть обособленный спор в свое отсутствие.

Данные документы приобщены судом к материалам дела в соответствии со статьями 67, 159 АПК РФ.

Обособленный спор рассматривается в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении настоящего спора.

Суд, изучив материалы дела, уставил следующее.

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Теплосети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 674480, <...>, далее - должник) возбуждено 17.01.2020 на основании заявления Акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Решением арбитражного суда от 04.06.2020 муниципальное унитарное предприятие «Теплосети» признано несостоятельным банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий ФИО1.

Сведения о введении процедуры банкротства – конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ» 11.06.2020 № 103(6824), в ЕФРСБ – 08.06.2020 (сообщение № 5069948).

Определением арбитражного суда от 12.08.2021 срок процедуры конкурсного производства МУП «Теплосети» продлен на три месяца.

Определением арбитражного суда от 12.11.2021 срок процедуры конкурсного производства МУП «Теплосети» продлен на три месяца.

Федеральная налоговая служба 09.09.2021 обратилась в арбитражный суд с заявлением (вх. №А78-Д-4/59706) о включении в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия «Теплосети» в общей сумме 10 855, 81 руб., из которых 9 789,5 руб. – штраф за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2019 год; 1 066,31 руб. – пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за период с 04.03.2020 года по 03.06.2020 года.

Определением арбитражного суда от 14.09.2021 заявление налогового органа принято к производству.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Согласно статье 2 Закона о банкротстве для целей данного Закона под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

На основании пунктов 1, 3 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Согласно статье 40 Закона о банкротстве, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; доказательства оснований возникновения задолженности; иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 100 данного Федерального закона.

На основании пункта 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.

Согласно пункту 65 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с пунктом 2 статьи 228 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возлагается обязанность уведомить всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом (пункт 3 статьи 28 Закона). Поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в пункте 2 статьи 228 Закона о банкротстве только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона. Правило пункта 4 статьи 142 Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.

В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Иной порядок исчисления сроков для предъявления требований кредиторов отсутствующего должника Закон о банкротстве не содержит.

Сведения о введении конкурсного производства в отношении должника опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 103 (6824) от 11.06.2020, в ЕФРСБ – 08.06.2020 (сообщение № 5069948). Заявление ФНС поступило в суд 09.09.2021, т.е. за пределами установленного Законом о банкротстве срока.

Пунктом 3 статьи 100 Закона о банкротстве предусмотрено, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.

При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения указанных требований (пункт 4).

Проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ №35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

Согласно статье 40 Закона о банкротстве, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; доказательства оснований возникновения задолженности; иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.

Предъявляя требование к должнику, кредитор должен представить во исполнение положений статьи 65 АПК РФ достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

Таким образом, положения Закона о банкротстве возлагают на арбитражный суд обязанность проверить обоснованность требований кредиторов и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов. Такая проверка осуществляется путём исследования документов, представленных кредитором в подтверждение обоснованности предъявленного требования.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее – Обзор), требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.

По смыслу пункта 3 статьи 6, пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей.

В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

По смыслу статей 80, 101 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) основанием для предъявления к взысканию налогов, пени и штрафа являются налоговая декларация (расчет по авансовым платежам), решения налогового органа, принятые по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, расчеты пеней, поэтому допустимым доказательством наличия обязанности должника по уплате налога, пени и штрафа является либо налоговая декларация, либо решение налогового органа, принятое по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.

На это также указывают разъяснения, приведенные в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

Учитывая важность формирования реестра требований кредиторов, в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» даны разъяснения о том, что при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Следовательно, суд, рассматривающий дело о банкротстве, устанавливает обоснованность заявленных требований, независимо от наличия возражений должника.

Для включения в реестр требований кредиторов должника ФНС предъявлена задолженность в размере 10 855,81 руб., которая образовалась в виду следующего:

1) по требованию № 18318 от 03.08.2021, согласно которому у должника имеется неоплаченный штраф за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) в размере 9 789,50 руб. Срок исполнения требования до 31.08.2021.

Налоговым органом также представлены материалы проверки: налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения за отчетный год 2019; акт налоговой проверки № 1748 от 30.04.2021; протокол № 2013 рассмотрения материалов налоговой проверки от 23.06.2021; решение №838 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.06.2021.

2) пени, не обеспеченные мерами взыскания (по УСН за период с 04.03.2020 по 03.06.2020), в размере 1 066,31 руб.

Основанием для предъявления указанной задолженности явился факт сдачи конкурсным управляющим должника 29.01.2021 в налоговый орган налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019.

Сумма исчисленного минимального налога за налоговый период составляет 65 264 руб., данная задолженность (а также 1 227,96 руб. – пени за период с 26.10.2019 по 04.03.2020) включена в РТК должника в рамках дела № А78-166/2020 согласно определения арбитражного суда от 17.05.2021.

В рассматриваемом случае суд при рассмотрении требования ФНС учитывает следующее.

В соответствии со статьей 346.12 НК РФ МУП «Теплосети» является налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 346.23 НК РФ налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В частности, срок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, не позднее 30.06.2020 года, согласно постановлению №409 от 02.04.2020 года «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

Фактически налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, представлена налогоплательщиком 29.01.2021, что является нарушением вышеупомянутой нормы закона.

Сумма налога, подлежащая к уплате на основе налоговой декларации, составляет - 65 264 руб. Срок уплаты суммы исчисленного налога по УСН за отчетный 2019 - 12.05.2021 года. По данным карточки расчетов с бюджетом оплата налога не произведена по сроку уплаты в размере - 65 254 руб.

Камеральной налоговой проверкой установлено несвоевременное представление декларации «Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» за 2019 год течение 6 (5 полных и 1 неполный) месяцев.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, представленной в налоговый орган налогоплательщиком 29.01.2021г., по телекоммуникационным каналам связи с ЭП, peг. номер 1138180677;

- квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде,

- подтверждением даты отправки.

В результате нарушения, совершенного МУП «Теплосети», а именно несвоевременного представления «Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» за 2019 год, налоговый орган установил состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Таким образом, налоговый орган пришел к выводу, что имеется основание для привлечения налогоплательщика за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов суммы и не менее 1 000 рублей. Итого сумма штрафа составляет 19 579 р.

Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

На основании пункта 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Смягчающие обстоятельства за совершение налогового правонарушения указаны в статье 112 НК РФ. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 112 НК РФ к смягчающим могут быть отнесены иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. То есть перечень смягчающих вину обстоятельств является открытым.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №57 от 30 июля 2013 года «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в случае, если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Кодекса), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

МУП «Теплосети» ни в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, ни в ходе самой проверки ходатайств о применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения не заявлено, соответствующих документов не представлено.

Инспекцией самостоятельно рассмотрены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств следующие обстоятельства: незначительность просрочки (не принимается в качестве обстоятельства смягчающего ответственность, поскольку срок нарушения представления отчетности налоговой декларации по УСН больше 10 дней); социальная направленность деятельности налогоплательщика - согласно данных выписки ЕГРЮЛ у налогоплательщика - МУП «Теплосети» основным видом деятельности является «Распределение пара и горячей воды», что свидетельствует о социальной значимости деятельности налогоплательщика; признание вины и устранение ошибок (налоговый орган не принимает данное обстоятельство в качестве смягчающего обстоятельства, поскольку исполнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств не является обстоятельством, смягчающим ответственность заявителя с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность налогоплательщиком самостоятельно и в установленный законом срок уплачивать налоги и представлять в налоговый орган налоговые декларации, поскольку добровольная уплата законно установленного налога и представления деклараций является конституционной обязанностью налогоплательщика и за выполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации); тяжелое финансовое положение организации - (не может быть учтено, поскольку налогоплательщиком не представлены соответствующие документы, которые могут свидетельствовать о тяжелом финансовом положении, а также у Инспекции отсутствуют данные сведения);

Исходя из вышеизложенного, в ходе исследования обстоятельств, смягчающих ответственность налоговым органом установлено обстоятельство, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, а именно: социальная направленность деятельности налогоплательщика - согласно данных выписки ЕГРЮЛ у налогоплательщика - МУП «Теплосети» основным видом деятельности является «Распределение пара и горячей воды», что свидетельствует о социальной значимости деятельности налогоплательщика;

С учётом установленного обстоятельства и приведенных норм НК РФ, налоговый орган полагает, что размер штрафа подлежит уменьшению в 2 раза и составит по п.1 ст. 119 НК РФ, 9 789,50 руб.

В части рассматриваемого штрафа, предложенного должнику к уплате по указанному требованию, значится ссылка на ранее приведенное решение по результатам проверки и выявленного факта допущенного нарушения, доказательств отмены или изменения которого вышестоящим органом либо судом материалы по обособленному спору не содержат, суду не представлены.

В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 52 Постановления от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

Взыскание налога с учетом пункта 2 статьи 45 НК РФ производится с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в редакции спорного периода).

На основании пунктов 6 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

По правилам статьи 46 НК РФ при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган вправе обратиться в суд на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога, если пропущен двухмесячный срок вынесения предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), поскольку решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу пункта 1 статьи 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Пунктом 2 статьи 104 НК РФ установлено, что исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

В части довода конкурсного управляющего должника относительно обращения налогового органа после закрытия реестра требований кредиторов должника и возможности их удовлетворения только в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 142 Закона о банкротстве, суд отмечает следующее.

В практике судов выявлен различный подход к исчислению срока предъявления уполномоченными органами требований об установлении задолженности по обязательным платежам, если к моменту введения в отношении должника процедуры конкурсного производства не была завершена проводимая в отношении него налоговая проверка.

При установлении таких требований в деле о банкротстве необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей и иных требований, поименованных в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Общий срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, определен пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве и составляет два месяца.

Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.

По смыслу данных положений Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.

В соответствии со статьями 4, 16, 34, 71, 134, 137, 142 Закона о банкротстве, а также согласно абзацу 2 пункта 27 и абзацу 5 пункта 29.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы 3.1 Закона о банкротстве", абзацем 4 пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях, когда кредитор не имел возможности по объективным причинам предъявить свои требования в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о введении процедуры конкурсного производства, срок закрытия реестра для такого кредитора исчисляется с иной даты - с момента появления такой возможности.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.

При этом Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.

Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.

Как и ранее, если у уполномоченного органа имелись объективные препятствия для предъявления требований, периоды, связанные с проведением мероприятий налогового контроля, рассмотрением результатов налоговой проверки, апелляционной жалобы на принятое по ее результатам решение, не включаются в указанный восьмимесячный срок.

Таким образом, как до внесения изменений в Закон о банкротстве, так и после них подлежит установлению наличие либо отсутствие объективных препятствий для предъявления требований в реестр в установленный срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов в процедуре конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (абзац 1 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве).

Данное правило не применяется в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок (абзац 3 пункта 4 статьи 142 закона о банкротстве).

Порядок применения приведенных выше законоположений раскрыт в пункте 12 Обзора от 20.12.2016, в котором выражена правовая позиция о том, что очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.

В рассматриваемом случае судом установлено, что требование ФНС основано на результатах налоговой проверки, которая была начата 29.01.2021 (дата представления налоговой декларации) и завершена 26.04.2021, то есть после закрытия реестра требований кредиторов. Соответственно, в силу объективных причин данное требование не могло быть предъявлено до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Решение налогового органа в соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно вынесено,если не была подана жалоба в порядке, предусмотренном статьей 139.1 НК РФ. В рассматриваемом случае решение налогового органа № 838 от 23.06.2021 должником не обжаловалось, вступило в законную силу 30.07.2021 (направлено в адрес налогоплательщика электронно и получено им 29.06.2021 + 1 месяц), на основании данного решения вынесено требование № 18318 от 03.08.2021.

Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.

Согласно пункту 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (пункт 1 статьи 101.2 НК РФ).

Следовательно, обстоятельства, предусматривающие уплату штрафа, возникают после вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства.

До настоящего времени решение налогового органа не отменено в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, и не признано недействительным в порядке, установленном нормами главы 24 АПК РФ, и вступило в законную силу.

Однако в рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что данная задолженность является текущей по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 6, 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 г.:

при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг;

моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога;

вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих;

требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами;

требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.

По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве);

штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 1 20, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве (пункт 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018).

Таким образом, для квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой в отношении недоимки необходимо исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг, а квалификация требования об уплате штрафа зависит от даты совершения правонарушения. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2012 № 2941/12.

В настоящее время схожий подход изложен в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016.

Согласно разъяснениям, данным в этом пункте, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

При этом согласно пункту 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года, утвержденного постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4, 11 и 18 мая 2005 г., невыполнение установленных нормативным правовым актом требований, для которых предусмотрен определенный срок исполнения, не является длящимся правонарушением.

То есть, если обязанность имеет определенный срок исполнения, то в случае неисполнения данной обязанности в установленный срок, правонарушение считается совершенным на следующий день после истечения срока, данного для ее исполнения.

Согласно пункту 1 статьи 346.23 НК РФ налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом срок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения согласно Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» за 2019 год, не позднее 30.06.2020 года.

Днем совершения правонарушения является следующий день после установленного срока представления налоговой декларации и (или) уплаты налога.

Следовательно, датой совершения правонарушения за несвоевременное представление налоговой декларации за 2019 год – 01.07.2020.

В рассматриваемом случае производство в отношении должника возбуждено 17.01.2020, в то время как спорное правонарушение совершено 01.07.2020, т.е. после возбуждения дела о банкротстве, следовательно, предъявленное требование является текущим.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.

На основании изложенного, производство по заявлению Федеральной налоговой службы в указанной части подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В части требования ФНС о включении в РТК должника пени, не обеспеченных мерами взыскания, (по УСН за период с 04.03.2020 по 03.06.2020) в размере 1 066,31 руб., суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

В силу статьи 75 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пени.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению, а, следовательно, и взысканию.

Исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства, и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Пеня в теории права является дополнительным обязательством, то есть следует судьбе основного обязательства. Это означает, что пеня (неустойка) возникает не ранее основного обязательства и прекращается одновременно с ним, а потому за наличие неисполненного в установленные сроки основного обязательства начисляется пеня (неустойка), обеспечивающая исполнение обязательства. После прекращения обязанности по уплате основного долга пеня (неустойка) не может быть начислена. Следовательно, обязанность по уплате пеней возникает со следующего дня после просрочки исполнения основного обязательства и прекращается одновременно с исполнением основного обязательства. Пеня следует судьбе основного обязательства.

В то же время, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

В соответствии со статьей 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" по смыслу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита) соответственно на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется. Данный подход подлежит применению и для требований уполномоченного органа, исходя из того, что пени, начисленные за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налоговых платежей, не являются в данном случае текущими платежами, а поэтому к ним применяются положения пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве. Данная позиция находит отражение в том числе и в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 № 07АП-11285/2014(1) по делу № А67-430/2014.

Если требование по денежному обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер (включая проценты) определяется на дату введения наблюдения, в том числе в силу пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве и в случаях, когда срок исполнения обязательства должен был наступить после введения наблюдения.

В разъяснениях, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры наблюдения, определяются на день введения наблюдения.

Суд, исходя из единства правового положения конкурсных кредиторов и уполномоченного органа как кредитора в деле о банкротстве, приходит к выводу о применении к спорным правоотношениям вышеуказанные разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита), соответственно, на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.

Таким образом, после включения в реестр требования, в том числе и по уплате налогов и иных обязательных платежей (в состав которого входят сумма основного долга и начисленных пеней), кредитор может получить начисленные финансовые санкции только в том размере, в котором они начислены соответственно либо на дату подачи им заявления о признании должника банкротом, либо на дату введения соответствующей процедуры банкротства (в зависимости от того, когда было предъявлено соответствующее требование к должнику).

Процедура наблюдения в отношении МУП «Теплосети» введена определением арбитражного суда от 04.03.2020, следовательно, финансовые санкции за ненадлежащее исполнение обязательств могут быть начислены налоговым органом только по 03.03.2020, то есть на дату введения процедуры, в которой первоначально требование ФНС России было заявлено.

Определением арбитражного суда от 11.05.2021 в РТК должника включена задолженность по УСН за 2019 год в размере 65 264 руб., а также пени, не обеспеченные мерами взыскания, начисленные за период с 26.10.2019 по 04.03.2020, в размере 1 227,96 руб.

Исходя из положений части 2 статьи 69 АПК РФ, суд учитывает преюдициальное значение при рассмотрении настоящего обособленного спора определения арбитражного суда от 11.05.2021 в рамках дела №А78-166/2020.

В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

Соответственно, поскольку ФНС России реализовала в процедуре наблюдения свое право на предъявление к должнику требования, составляющего сумму основного долга – налога и пени, и суд, установив размер этого требования, включил его в РТК должника, размер установленного требования, впоследствии изменению не подлежит.

Включение пени на недоимку по налогам в рассматриваемом случае предоставляло бы не основанное на законодательстве и противоречащее разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации преимущество уполномоченному органу перед конкурсными кредиторами должника, требования которых основаны на денежных обязательствах и не подлежат изменению в случае начисления неустойки за период наблюдения. Основания для применения статьи 75 НК РФ отсутствуют, поскольку нормы специального законодательства о банкротстве имеют приоритет перед нормами Налогового кодекса. Закон о банкротстве не предусматривает права уполномоченного органа ни в текущей, ни в последующих процедурах доначислить пени на сумму обязательного платежа и дополнительно включить их в реестр требований кредиторов. Данная позиция находит отражение в Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.05.2013 по делу № А03-2398/2012, Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.01.2013 по делу № А27-2510/2011, Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 по делу № А67-4774/2008, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2015 № Ф06-26429/2015 по делу № А06-8025/2014, Определение Арбитражного суда Орловской области от 05.10.2021 по делу № А48-1374/2021 и др.

Таким образом, довод конкурсного управляющего о необоснованном заявлении налоговым органом и начислении пени в размере 1 066,31 руб. является правомерным.

Исследовав и оценив в совокупности материалы дела и представленные доказательства, суд считает производство в части требования ФНС о включении в реестр требований кредиторов должника штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2019 год в размере 9 789,5 руб. подлежит прекращению, в остальной части надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 100, 142 Закона о банкротстве, статьями 150, 151, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу в части требования Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия «Теплосети» штраф за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2019 год в размере 9 789,5 руб. прекратить.

В удовлетворении требования Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия «Теплосети» пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за период с 04.03.2020 года по 03.06.2020 года в размере 1 066,31 руб., отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья Б.В. Цыцыков