ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-2469-1/2021 от 29.07.2022 АС Забайкальского края





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов

г. Чита Дело № А78-2469-1/2021
03 августа 2022 года

Резолютивная часть определения объявлена 29 июля 2022 года
Определение в полном объёме изготовлено 03 августа 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Цыцыкова Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной И.С.,  рассмотрел в открытом судебном заседании обособленный спор по заявлению  Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов Общества с  ограниченной ответственностью «Дэуэнертек-Чита» задолженности по налоговым и  страховым платежам в размере 311 694,55 руб., 

при участии в обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного  учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому  краю. 

при участии в судебном заседании:

от третьего лица: Чемусова В.В. – представитель по доверенности от 13.01.2022 года (до  перерыва), не явился (после перерыва), 

иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили,  извещены надлежащим образом. 

Федеральная налоговая служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о  включении в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью  «Дэуэнертек-Чита» задолженности по налоговым и страховым платежам в размере 311  694,55 руб. 

Обособленному спору присвоен номер А78-2469-1/2021. Определением  арбитражного суда от 23.05.2022 заявление ФНС принято к производству. В соответствии  с распоряжением от 09.12.2021 № А78-К-3/32-21 вопрос о принятии заявления ФНС,  рассматривался судьей Бронниковой Е.А. в порядке взаимозаменяемости. 

Лица, участвующие в данном обособленном споре, в порядке, предусмотренном  главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ) и в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35  «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»,  надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако явку  представителей в судебное заседание не обеспечили. 

Конкурсный управляющий должника, надлежащим образом извещенный о  рассмотрении настоящего спора, отзыв на требование налогового органа, возражений не  представил.  


[A1] Судом установлено, что сведения о настоящем требовании ФНС опубликованы в  ЕФРСБ 08.06.2022 (сообщение № 8968798). 

Третьим лицом 29.07.2022 представлено в суд ходатайство о проведении судебного  заседания в отсутствие представителя (вх. № А78-Д-4/68079). 

Налоговым органом в суд 13.07.2022 представлено ходатайство о приобщении к  материалам дела приложенных к ходатайству документов, а также о рассмотрении дела в  отсутствие представителя (вх. № А78-Д-4/66283); 29.07.2022 представлено в суд  ходатайство об отложении судебного разбирательства (вх. № А78-Д-4/68083). 

Суд протокольным определением от 29.07.2022 в соответствии со статьями 158,  159 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного ходатайства. Учитывая рассмотрение  обособленного спора с 23.05.2022, а также то, что ранее налоговым органом представлены  материалы в соответствии с описями, заявлялось ходатайство о рассмотрении дела в  отсутствие представителя (от 27.06.2022, от 13.07.2022), суд полагает, что отсутствуют  процессуальные основания для отложения судебного разбирательства. Кроме того,  налоговым органом явка представителя в судебные заседания не обеспечена, ходатайство  об отложении судебного разбирательство не обосновано, документально не  подтверждено. 

В судебном заседании, начатом 27.07.2022, в соответствии со статьей 163 АПК РФ  объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 29.07.2022, о чем сделано публичное извещение  на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru. 

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ обособленный спор рассматривается  в отсутствие лиц, участвующих в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенных о  времени и месте проведения судебного заседания. 

Пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых  процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» предусмотрено,  что согласно пункту 5 статьи 71 и пункту 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования  кредиторов, по которым не поступили возражения, могут быть рассмотрены без  привлечения лиц, участвующих в деле. Подобные требования, тем не менее,  рассматриваются в судебном заседании, назначаемом определением суда, которое  размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети  Интернет, но в силу указанных норм отсутствует необходимость соблюдения  установленного частью 1 статьи 121 АПК РФ пятнадцатидневного срока и не требуется  предусмотренного частью 1 статьи 123 АПК РФ наличия к началу судебного заседания  сведений о получении определения о принятии требования; если же в такое судебное  заседание явились участвующие в деле о банкротстве лица, суд обязан допустить их в это  заседание. Пункт 9 части 1 статьи 148 АПК РФ в таком случае не применяется. 

Суд, изучив материалы дела, уставил следующее.

Федеральная налоговая служба (далее – заявитель, уполномоченный орган)  обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании  несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Дэуэнертек- Чита» (ОГРН 1127536007500, ИНН 7536131329, адрес: 672014, Забайкальский край, г.  Чита, переулок Длинный, д. 9, кв. 2) по упрощенной процедуре отсутствующего  должника. Определением арбитражного суда от 20.05.2022 заявление принято к  производству, возбуждено дело о банкротстве. 

Решением арбитражного суда от 06.05.2022 отсутствующий должник – ООО  «Дэуэнертек-Чита» признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника  открыта упрощенная процедура, применяемая в деле о банкротстве, – конкурсное  производство сроком до 27.09.2022 года, конкурсным управляющим утвержден Хуторной  Алексей Юрьевич. 

Федеральная налоговая служба в лице УФНС России по Забайкальскому краю  19.05.2022 обратилась в арбитражный суд с заявлением (вх. № А78-Д-4/35874) о 


[A2] включении в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью  «Дэуэнертек-Чита » суммы задолженности в размере 311 694,55 руб., в том числе: 

- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является  налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата  налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса  Российской Федерации, пеня – 308 433.55 руб.; 

- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового  кодекса Российской Федерации (штрафы за представление налоговым агентом налоговому  органу документов, содержащих недостоверные сведения), штраф - 261 руб.; 

- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового  кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговому органу сведений,  необходимых для осуществления налогового контроля) - 1000 руб.; 

- штрафы за непредставление страхователем в установленный срок сведений  предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (по форме СЗВ-М), штраф - 2000 руб. 

Определением арбитражного суда от 23.05.2022 данное заявление принято к  производству. 

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), дела о  банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных  предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным  АПК РФ, с особенностями, установленными названным Федеральным законом. 

На основании пункта 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом  собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в  течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении  наблюдения. В силу пункта 2 возражения относительно требований кредиторов могут  быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня  истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным  управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем  учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества  должника - унитарного предприятия. 

В соответствии с частью 2 статьи 228 Закона о банкротстве конкурсный  управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника  всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со  дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному  управляющему в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона. 

В силу статьи 71 Закона о банкротстве требования направляются в арбитражный  суд, должнику и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных  документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования  включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного  суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. 

Согласно пункту 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О  некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» в соответствии с пунктом 2 статьи 228 Закона о банкротстве на  конкурсного управляющего возлагается обязанность уведомить всех известных ему  кредиторов отсутствующего должника. Специальными правилами о банкротстве  отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о  признании отсутствующего должника банкротом (пункт 3 статьи 28 Закона). Поскольку  специальный месячный срок на предъявление требований установлен в пункте 2 статьи  228 Закона о банкротстве только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного  управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут  быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в  срок, установленный абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона. Правило пункта 4 


[A3] статьи 142 Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков.  Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения  арбитражного суда. 

Иной порядок исчисления сроков для предъявления требований кредиторов  отсутствующего должника Закон о банкротстве не содержит. 

В рассматриваемом случае, учитывая, что в деле о банкротстве Общества  заявителем является налоговый орган, настоящее заявление ФНС подано в установленный  законом срок. 

Кредиторы возражений относительно включения в реестр требований кредиторов  должника спорной задолженности в суд не направили. 

Требование подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи  100 Закона о банкротстве, в силу которого требования кредиторов, по которым не  поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их  обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По  результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об  отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные  требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц,  участвующих в деле о банкротстве. 

Проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом  независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и  лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и  предъявившим требование кредитором - с другой стороны. Установленными могут быть  признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные  доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 постановления Пленума ВАС  РФ № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с  рассмотрением дел о банкротстве»). 

По смыслу пункта 3 статьи 6, пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве требования  уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание,  если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения  уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством  Российской Федерации, регулирующим вопросы взимания соответствующих  обязательных платежей. 

В силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия  арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии  конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об  уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением  текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и  требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого  незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о  применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе  конкурсного производства. 

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных  обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен  судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. 

Статья 65 АПК РФ обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. Иного порядка доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела,  Закон о банкротстве не устанавливает. Предъявляя требование к должнику, кредитор  должен представить, во исполнение положений статьи 65 АПК РФ, достаточные  доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых  процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»). 


[A4] В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи  100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не  подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется  арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований  между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с  одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. 

При установлении не подтвержденных судебным решением требований  уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того,  что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых  представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и  возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым  законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд  не утрачена. 

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным  платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в  соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание  данных требований необоснованными. 

При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных  процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой  утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ). 

Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня  истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были  приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств  налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет  иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О  некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой  Налогового кодекса Российской Федерации"). 

К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств  налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление  налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств  (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока  исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты,  взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд  составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования  об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). 

Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым  органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70,  статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного  взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и  продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный  уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен  судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в  пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными  судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". 

Таким образом, положения Закона о банкротстве возлагают на арбитражный суд  обязанность проверить обоснованность требований кредиторов и наличие оснований для  их включения в реестр требований кредиторов. Такая проверка осуществляется путём  исследования документов, представленных кредитором в подтверждение обоснованности  предъявленного требования. 


[A5] Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить  законно установленные налоги и сборы. Конституционная обязанность платить законно  установленные налоги и сборы по смыслу данной статьи имеет публично-правовой, а не  частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих  правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны  другой, а именно налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном  объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени  государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком.  Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью  принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы  подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены  правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения  взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы - иначе нарушались бы  воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно  защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы  налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом. 

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –  НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате  налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для  направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику  требования об уплате налога. 

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение  налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в  установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога  направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. 

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности  по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке  исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения  обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования  налогоплательщиком. 

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях  взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах,  которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. 

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику  (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее  трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с  настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей,  требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по  пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено  налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не  предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 70 НК РФ). Требование об  уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено  налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы  налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего  решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 70 НК РФ). 

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенной в пункте 52 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах,  возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса  Российской Федерации», в основе требования об уплате налога лежит либо решение,  принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо  представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление. 


[A6] Взыскание налога с учетом пункта 2 статьи 45 НК РФ производится с организации  или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47  настоящего Кодекса (в редакции рассматриваемых периодов). 

Налоговым кодексом Российской Федерации для каждого этапа установлен  соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, при нарушении одного из  этапов процедуры взыскания налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять  соответствующие действия по осуществлению последующего этапа процедуры взыскания,  то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному  взысканию. 

На основании пунктов 6 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате  налога является основанием для применения мер принудительного исполнения  обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила,  предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней,  штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и  ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. 

По правилам статьи 46 НК РФ при неуплате или неполной уплате налога в  установленный срок налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на  денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, а при  недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика  (налогового агента) или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе  взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в  соответствии со статьей 47 НК РФ

Кроме того, налоговый орган вправе обратиться в суд на основании пункта 3 статьи  46 НК РФ с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента)  причитающейся к уплате суммы налога, если пропущен двухмесячный срок вынесения  предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ решения о взыскании налога за счет  денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), поскольку решение  о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и  исполнению не подлежит. 

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение шести месяцев  после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по  уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. 

Срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества  налогоплательщика (налогового агента) установлен пунктом 1 статьи 47 НК РФ: один год  после истечения срока исполнения требования об уплате налога. 

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового  агента), принятое после истечения годичного срока, считается недействительным и  исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с  заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Такое заявление может  быть подано в арбитражный суд в течение двух лет после истечения срока исполнения  требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи  заявления может быть восстановлен судом. 

В силу пункта 1 статьи 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не  являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда  внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий  налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица,  привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой  санкции, установленной настоящим Кодексом. До обращения в суд налоговый орган  обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового  правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. 


[A7] Пунктом 2 статьи 104 НК РФ установлено, что исковое заявление о взыскании  налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в  арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным  предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться  в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в  порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с  физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и  сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. 

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального  предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45  настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев  после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по  уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть  восстановлен судом.  

При этом пунктом 11 Обзора разъяснено, что требование уполномоченного органа  об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам  признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой  задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. 

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным  платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в  соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание  данных требований необоснованными. 

Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без  исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления,  общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит  неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. 

Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда  общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для  арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах,  установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам,  участвующим в деле. 

Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 НК РФ установлена обязанность  российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в  результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить,  удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц,  причитающуюся к уплате с этих доходов. 

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах  представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган  Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по  трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на  вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации  начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы,  содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных  документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего  пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и  муниципальных услуг. 

Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не  позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о  каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры  гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, 


[A8] оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного  права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные  договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения  науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по  управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на  коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального  лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер  налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере  налогоплательщика застрахованного лица). 

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление  страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или)  недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего  Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в  размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. 

По результатам оценки приведенных материалов о выявленном факте допущенного  нарушения, суд полагает, что штраф по требованиям пенсионного фонда предъявлен  обоснованно, правильность его квалификации, а также расчета и соблюдения давностных  сроков сомнений не вызывают. 

С учетом того, что Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об  исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве)  устанавливает сроки предъявления к исполнению судебных актов, оформленных в  установленном порядке актов органов, осуществляющих контрольные функции, после их  истечения утрачивается возможность взыскания задолженности в принудительном  порядке, а, следовательно, их включения в реестр требований кредиторов. 

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве  исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением  исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть  предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в  законную силу. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих  контрольные функции, о взыскании денежных средств могут быть предъявлены к  исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения (пункт 6.1). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве  исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено  частично, возвращается взыскателю: 1) по заявлению взыскателя; 2) если невозможно  исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от  совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность  исполнения которого не утрачена; 3) если невозможно установить местонахождение  должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему  денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении  в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим  Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества; 4) если у  должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все  принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию  его имущества оказались безрезультатными; 5) если взыскатель отказался оставить за  собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении  исполнительного документа; 6) если взыскатель своими действиями препятствует  исполнению исполнительного документа; 7) если должник, который не уплатил  административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом  без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской  Федерации. 

 Согласно статье 46 Закона об исполнительном производстве возвращение  взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного 


[A9] предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока,  установленного статьей 21 настоящего Федерального закона (пункт 4). В случае  возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1  настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения  исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего  Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об  окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного  документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения  указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении  имущественного положения должника. 

В рассматриваемом случае налоговый орган просит включить в реестр требований  кредиторов должника задолженность в размере 311 694,55 руб., которая образовалась на  основании следующего: 

- по требованию № 12963 от 29.10.2020 неуплаченный штраф по НДФЛ в размере  11 руб., по требованию № 129638 от 29.10.2020 неуплаченный штраф по НДФЛ в размере  125 руб., по требованию № 129639 от 29.10.2020 неуплаченный штраф по НДФЛ в  размере 125 руб. 

По указанным требованиям налоговым органом реализовано право на взыскание  задолженности в порядке статей 46, 47 НК РФ, выносились решение № 12226 о взыскании  налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 02.12.2020, решение №  753607439 от 21.12.2020, постановление № 753606994 о взыскании налога за счет  имущества налогоплательщика от 21.12.2020. 

Постановление № 753606994 от 21.12.2020 предъявлено на исполнение в ССП,  возбуждено ИП № 30623/20/75025-ИП, которое окончено 12.05.2022 в соответствии с п. 7  ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве – признание должника банкротом. 

Как указывает налоговый орган, задолженность по штрафам в размере 625 руб.  возникла после доначислений по результатам камеральных проверок по НДФЛ за 1  квартал, полугодие, 9 месяцев, год 2018г., 1 квартал 2019 г. После проведенного  налоговым органом 11.03.2021 зачета в размере 364 руб. сумма задолженности  уменьшилась до 261 руб.: из них 11 руб. доначислены по решению камеральной  проверки № 8516 (до зачета сумма была 125 руб.); сумма 125 руб. доначислена по  решению камеральной проверки № 6082; сумма 125 руб. доначислена по решению  камеральной проверки № 6087. Остальная сумма штрафа по указанным камеральным  проверкам включена определением арбитражного суда от 27.04.2022. 

В обоснование налоговым органом представлены материалы камеральных  проверок, сведения лицевого счета. 

Судом представленные документы и расчеты проверены, требование о включении  указанной задолженности признается судом правомерным и обоснованным, право на  взыскание задолженности не утрачено, повторное включение задолженности в РТК судом  исключено. 

- по требованию № 130312 от 06.12.2020 штраф по НДФЛ в размере 1 000 руб. (на  основании решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение  от 11.09.2020 № 1664); срок исполнения требования до 01.12.2020. 

По данному требованию меры по взысканию задолженности налоговым органом не  принимались, однако предусмотренные законом сроки для принудительного взыскания  задолженности не истекли, право на взыскание задолженности не утрачено; требование  ФНС о включении указанной задолженности признается судом правомерным и  обоснованным. 

- по требованию ПФ РФ № 207S01190002367 от 12.03.2019 штраф в размере 500  руб., по требованию ПФ РФ № 207S01190002368 от 12.03.2019 штраф в размере 500 руб.,  по требованию ПФ РФ № 207S01190004054 от 24.05.2019 штраф в размере 500 руб., по  требованию ПФ РФ № 207S01190004055 от 24.05.2019 штраф в размере 500 руб. 


[A10] Предъявленный уполномоченным органом штраф по решениям пенсионного фонда  о привлечении страхователя к ответственности основан на факте непредставления  Обществом в установленный срок отчетности по форме СЗВ-М тип за август и декабрь  2018 года, июнь и июль 2018 года. 

Пенсионным фондом реализовано право на взыскание задолженности в судебном  порядке, представлены решения арбитражного суда от 18.10.2019 по делу № А7810901/2019, от 30.01.2020 № А78-14301/2019; по указанным делам решения вступили в  законную силу, выданы исполнительные листы (срок для предъявления исполнительного  документа на исполнение в ССП, а также повторного предъявления исполнительного  листа на исполнение (при окончании ИП на основании п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об  исполнительном производстве) не пропущены) 

Требование о включении в РТК спорной задолженности правомерно и обосновано;  право на взыскание не утрачено. 

Вышеуказанная задолженность подтверждается представленными налоговым  органом документами (требованиями, решениями и постановлениями с доказательствами  их доведения до налогоплательщика, материалами камеральных проверок и материалами  административных производств, выписками по счетам, размер пени подтвержден  представленными расчетами). 

Также налоговым органом заявлено о включении в РТК пени, необеспеченных  мерами взыскания, начисленных за период с 17.09.2020 по 26.04.2022, в размере  308 433,55 руб. (в соответствии с представленным расчетом). 

В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и  сборов может обеспечиваться, в том числе пеней. 

В силу п.п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей  денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты  причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с  перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние  по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. 

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности  по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством  о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25,  26.1 настоящего Кодекса. 

Пеня в теории права является акцессорным (дополнительным) обязательством, то  есть следует судьбе основного обязательства. Это означает, что пеня (неустойка)  возникает не ранее основного обязательства и прекращается одновременно с ним, а  потому за наличие неисполненного в установленные сроки основного обязательства  начисляется пеня (неустойка), обеспечивающая исполнение обязательства. После  прекращения обязанности по уплате основного долга пеня (неустойка) не может быть  начислена. Следовательно, обязанность по уплате пеней возникает со следующего дня  после просрочки исполнения основного обязательства и прекращается одновременно с  исполнением основного обязательства. Пеня следует судьбе основного обязательства. 

Представленный расчет пени проверен судом и признан надлежащим, указанный  размер пени ранее в РТК не включался, повторное включение задолженности в РТК судом  исключено. 

В рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что налоговым органом верно  определена правовая природа задолженности, материалами дела подтверждено наличие у  должника спорной задолженности, документы, подтверждающие факт погашения  должником задолженности, наличия задолженности в иной сумме в материалы дела не  представлены. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер  денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в  арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не 


[A11] предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных  платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника  банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до  принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей  после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. 

О применении данной нормы также содержится соответствующее разъяснение в  пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением  дел о банкротстве". 

В статье 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - налоги,  сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня  бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные  фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской  Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных  взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации  и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и  установленные уголовным законодательством штрафы. 

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами  понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты  принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено  названным Федеральным законом. 

На основании пункта 2 статьи 5 требования кредиторов по текущим платежам не  подлежат включению в реестр требований кредиторов. 

При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным  платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания  налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг (пункт 6  Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов  в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства,  утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016). 

Возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта  налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение  которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. 

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания  налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания  срока уплаты налога. 

Квалификация требования об уплате штрафа производится в соответствии с  правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 03.07.2012 N  2941/12, зависит от даты окончания срока, в течение которого обязанность по  перечислению в бюджет удержанного налога должна была быть исполнена. В настоящее  время схожий подход изложен в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам,  связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в  этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда  Российской Федерации 20.12.2016. Согласно разъяснениям, данным в этом пункте,  штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой  ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например,  за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120,  122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее  правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено  контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве. 


[A12] Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения  обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов,  подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими  платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования  учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению  после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные  требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей  определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются  правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения  соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац  десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи  126 Закона о банкротстве). 

Штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой  ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например,  за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120,  122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее  правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено  контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве. 

В данном случае предъявленные суммы задолженности не являются текущими  платежами, а относятся к реестровым платежам, поскольку недоимка по предъявленным  налогам сформирована по итогу периодов, окончившихся к моменту принятия заявления о  признании должника банкротом и о возбуждении дела о его несостоятельности; пени  следуют судьбе основного долга, возникшего за период до принятия заявления о  признании должника банкротом, и их начисление ограничено моментом введения  процедуры конкурсного производства; штрафы предъявлены за правонарушения,  совершенные до возбуждения дела о банкротстве. 

Заявленная к включению в РТК задолженность не погашена (доказательства  обратного материалы дела не содержат), подтверждена представленными в материалы  дела доказательствами, а потому подлежит включению в реестр требований кредиторов  должника по правилам статьи 134 Закона о банкротстве. 

Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения  обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов,  подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими  платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования  учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению  после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные  требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей  определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются  правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения  соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац  десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи  126 Закона о банкротстве). 

Согласно пункту 4 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов  удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по  требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных  платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом  требованиям; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и  (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по  выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью  очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. 


[A13] Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, и оценив их в  совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об  обоснованности заявленного налоговым органом требования и его удовлетворении в  полном объеме и включении спорной задолженности в третью очередь реестр требований  кредиторов должника. 

Руководствуясь статьями 100, 134, 137, 142 Федерального закона от 26.10.2002 г. №  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить.

Признать обоснованными и включить требования Федеральной налоговой службы  в размере 311 694,55 руб. (пени в размере 308 433,55 руб., штрафы в размере 3 261 руб.) в  третью очередь реестра требований кредиторов Общества с ограниченной  ответственностью «Дэуэнертек-Чита». 

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в  Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия  через Арбитражный суд Забайкальского края. 

Судья Б.В. Цыцыков

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 23.12.2021 20:40:30

 Кому выдана Цыцыков Балдан Владимирович