ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-3856-1/2022 от 12.08.2022 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

http://www.chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов

г.Чита Дело № А78-3856-1/2022

12 августа 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Цымпиловой М.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы о включении требования в размере 131 177,03 руб. в реестр требований кредиторов ФИО1.

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России, уполномоченный орган, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 (далее – ФИО1, должник) 131 177,03 руб., в том числе: 105 676,45 руб. – налоги и взносы, 25 500,58 руб. – пени.

Уполномоченный орган, должник и финансовый управляющий явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Надлежащее уведомление участвующих в деле лиц подтверждается находящимися в материалах дела доказательствами, согласно которым они о факте возбуждения производства по настоящему заявлению извещены. Уполномоченным органом представлено ходатайство, а от финансового управляющего и должника поступили отзывы, содержащие просьбы о проведении судебного заседания без их участия (вх. №А78-Д-4/66646 от 18.07.2022, №А78-Д-4/67824 от 27.07.2022). В связи с этим, и учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений части 6 статьи 121 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка участвующих в обособленном споре лиц в судебное разбирательство не является препятствием для рассмотрения заявления по существу на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы по заявлению, суд установил следующее.

В отношении ФИО1 по его заявлению, принятому определением Арбитражного суда Забайкальского края от 29.04.2022, возбуждено производство по делу №А78-3856/2022 о несостоятельности (банкротстве).

Определением суда от 31.05.2022 в отношении должника введена процедура реструктуризация долгов, утвержден финансовый управляющий ФИО2.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Согласно статье 40 Закона о банкротстве, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; доказательства оснований возникновения задолженности; иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.

В силу пункта 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом. Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.

Сведения о введении процедуры реструктуризации долгов опубликованы в газете «Коммерсантъ» №103 от 11.06.2022. Заявление ФНС России передано в суд 17.06.2022 в установленный Законом о банкротстве срок.

Возражений относительно включения в реестр требований кредиторов должника предъявленной задолженности не поступало. Должником и финансовым управляющим в представленных отзывах указано на обоснованность требования уполномоченного органа и отсутствие возражений по его включению в РТК.

Статья 65 АПК РФ обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Иного порядка доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, Закон о банкротстве не устанавливает.

Предъявляя требование к должнику, кредитор должен представить, во исполнение положений статьи 65 АПК РФ, достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

Таким образом, положения Закона о банкротстве возлагают на арбитражный суд обязанность проверить обоснованность требований кредиторов и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов. Такая проверка осуществляется путём исследования документов, представленных кредитором в подтверждение обоснованности предъявленного требования.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее – Обзор), требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указанная в декларации сумма налога определяется самим налогоплательщиком и представляет собой его заявление о налоге, подлежащем уплате в бюджет. Поэтому в отсутствие доказательств исполнения обязанности по уплате этой суммы налоговая декларация является достаточным подтверждением наличия задолженности.

Для включения в реестр требований кредиторов должника предъявлена задолженность в размере 131 177,03 руб., в том числе:

- 105 676,45 руб. недоимка, из которой: 63 949,17 руб. – по транспортному налогу физических лиц (9417,17 руб. за 2017 год, 13 943 руб. за 2018 год, 13 735 руб. за 2019 год, 13 119 руб. за 2020 год, 13 735 руб. исчисленный налог за 2021 год); 4741,45 руб. – по земельному налогу физических лиц (1815,45 руб. за 2016 год, 2203 руб. за 2017 год, 585 руб. за 2018 год, 46 руб. за 2019 год, 46 руб. за 2020 год, 46 руб. исчисленный налог за 2021 год); 30 773,61 руб. – по страховым взносам на ОПС по страховой части в фиксированном размере (23 400 руб. за 2017 год, 7373,61 руб. за 2018 год); 6212,22 руб. – по страховым взносам в ФФОМС в фиксированном размере (4590 руб. за 2017 год, 1622,22 руб. за 2018 год);

- 25 500,58 руб. пени, из которых: 11 626,68 руб. - по транспортному налогу и 1344,95 руб. – по земельному налогу физических лиц за период с 02.12.2017 по 31.03.2022; 10 427,25 руб. - по страховым взносам на ОПС по страховой части и 2101,70 руб. - по страховым взносам в ФФОМС в фиксированном размере за период с 01.01.2018 по 31.03.2022.

В подтверждение обоснованности предъявленной задолженности в материалы дела представлены сведения об объектах владения должника; налоговые уведомления №71164649 от 23.09.2017, №40536152 от 14.08.2018, №22531406 от 10.07.2019, №3457984 от 03.08.2020, №43569 от 01.09.2021, №7116924; требования №50246 от 13.12.2017, №982842 от 25.01.2018, №3845 от 06.06.2018, №10751 от 18.07.2018, №15844 от 23.11.2018, №2211 от 28.01.2019, №1512 от 31.01.2019, №2081 от 22.01.2020, №17648 от 07.02.2020, №55809 от 15.12.2020, №80098 от 21.12.2021; расчеты пени; решения и постановления о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества должника в порядке ст.ст. 46, 47 НК РФ; заявления о вынесении судебных приказов; информация о судебных приказах №2а-2064/2019 от 09.08.2019, №2а-4399/2020 от 16.10.2020, №2а-1417/2021 от 26.03.2021; сведения о ходе исполнительных производств; банк данных исполнительных производств сайта ФССП по состоянию на 12.07.2022, 11.08.2022.

На основании статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статья 357 НК РФ предусматривает, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 358 НК РФ закреплено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьёй 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а согласно положениям статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (до внесения изменений в пункт 1 статьи 363 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ срок уплаты налога приходился на 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом).

При этом налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании пунктов 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 3 статьи 396 и статье 397 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым в силу пункта 1 статьи 393 НК РФ признаётся календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей.

Пунктом 2 статьи 432 НК РФ закреплено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном НК РФ, недоимку по страховым взносам.

В качестве основания взимания предложенных к уплате рассматриваемых налогов, страховых взносов и пени по требованиям значатся ссылки на соответствующие статьи закона, регламентирующие порядок исчисления и сроки их уплаты, а также по начислению пени, установлены сроки для добровольного исполнения требований. Имеются соответствующие расчеты пени, содержащие необходимую для восприятия обоснованности их начисления информацию.

Суммы недоимок по налогам и страховым взносам подкреплены расчетами, налоговыми уведомлениями, сведениями об объектах владения должника, с учетом информации о состоявшихся ранее приведенных судебных приказов.

Пеня в теории права является акцессорным (дополнительным) обязательством, то есть следует судьбе основного обязательства. Это означает, что пеня (неустойка) возникает не ранее основного обязательства и прекращается одновременно с ним, а потому за наличие неисполненного в установленные сроки основного обязательства начисляется пеня (неустойка), обеспечивающая исполнение обязательства. После прекращения обязанности по уплате основного долга пеня (неустойка) не может быть начислена. Следовательно, обязанность по уплате пеней возникает со следующего дня после просрочки исполнения основного обязательства и прекращается одновременно с исполнением основного обязательства. Пеня следует судьбе основного обязательства.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 52 постановления от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

Взыскание налога с учетом пункта 2 статьи 45 НК РФ производится с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в редакции спорных периодов).

На основании пунктов 6 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

По правилам статьи 46 НК РФ при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган вправе обратиться в суд на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога, если пропущен двухмесячный срок вынесения предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), поскольку решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) установлен пунктом 1 статьи 47 НК РФ: один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), принятое после истечения годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение двух лет после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как отмечено выше, в обоснование предъявленной задолженности по налогам, страховым взносам, а также пени по ним в материалы дела представлены соответствующие материалы, оценив которые в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд не усматривает несоответствия требованиям закона их расчетов, в том числе исчисленных за 2021 год обязательств по имущественным налогам.

Между тем, суд полагает не подлежащим удовлетворению заявление уполномоченного органа на сумму земельного налога за 2016 год и пени по нему в размере 1845,88 руб. по требованию №50246 от 13.12.2017, на сумму страховых взносов по ОПС и ОМС за 2018 год и пени по ним в размере 9895,51 руб. по требованию №3845 от 06.06.2018, и на сумму 375,41 руб. по требованию №10751 от 18.07.2018 (всего на сумму 12 116,80 руб.) ввиду истечения давностного срока на их предъявление в судебном порядке по причине непринятия уполномоченным органом мер, предусмотренных ст.ст. 46, 47 НК РФ (доказательства обратного в деле отсутствуют, и по этим требованиям в реестре принятых мер взыскания содержится указание на их отсутствие).

Так, приведенные требования имели сроки для добровольного исполнения 05.02.2018, 27.06.2018 и 07.08.2018, а потому, исходя из непосредственного содержания п. 3 ст. 46 НК РФ шестимесячный срок для судебного инициирования взыскания долгов по ним приходился на 05.08.2018, 27.12.2018 и 07.02.2019 соответственно. С заявлением о включении в РТК должника сумм по таким требованиям ФНС России обратилась только 17.06.2022, в связи с чем, и ввиду отсутствия ходатайства о восстановлении срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в указанной части.

Также суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления касательно суммы страховых взносов по ОПС и ОМС и пени по ним за 2017 год в размере 28 084 руб. по требованию №982842 от 25.01.2018, поскольку из представленных в дело материалов следует, что после вынесения решения №222251 от 01.03.2018 по ст. 46 НК РФ и постановления №97728 от 01.03.2018 по ст. 47 НК РФ, переданного на исполнение в ФССП, исполнительное производство по нему на всю предъявленную сумму (составляла 30 707,84 руб.) окончено постановлением СПИ от 10.05.2018 со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ), то есть ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

По аналогичным основаниям не подлежит удовлетворению рассматриваемое требование в части земельного и транспортного налогов за 2016 и 2017 годы с пенями по ним на общую сумму 11 886,65 руб., а также в части пени по страховым взносам на ОПС и ОМС в сумме 1020,81 руб. (всего на сумму 12 907,46 руб.) по требованиям №15844 от 23.11.2018, №221 от 28.01.2019, №1512 от 31.01.2019, поскольку по представленным в дело материалам постановлением СПИ от 13.02.2021 в связи с фактическим исполнением судебного приказа №2а-2064/2019 от 09.08.2019, выданного на основании заявления уполномоченного органа №3278 на их взыскание (сумма составляла 18 569,05 руб.), исполнительное производство окончено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона №229-ФЗ.

Кроме того, в деле не содержится доказательств, что после окончания указанных исполнительных производств 10.05.2018 и 13.02.2021 уполномоченным органом реализовано право их повторного предъявления к исполнению в установленный шестимесячный срок согласно части 3 статьи 21, части 5 статьи 46 Закона №229-ФЗ, и что свидетельствует об утрате к моменту обращения в суд права на их взыскание по причине истечения давностного срока, объективно истекшего в августе 2021 года.

Учитывая, что на приведенные суммы недоимок по налогам и взносам уполномоченным органом по состоянию на 31.03.2022 также начислялись пени, необеспеченные мерами взыскания, то ввиду утраты налоговым органом возможности взыскания приведенных основных долгов на основании указанных требований, пени, необеспеченные мерами взыскания, на них приходящиеся, также не могут быть включены в РТК должника.

При этом общая сумма пени, необеспеченных мерами взыскания, не подлежащих включению в РТК должника, составляет 14 374,63 руб. согласно представленной заявителем таблице в разрезе требований с учетом уточнения (вх. №А78-Д-4/77741 от 11.08.2022, №А78-Д-4/77832 от 12.08.2022), в том числе: 1234,77 руб. – по земельному налогу; 3380,93 руб. – по транспортному налогу; 8119,65 руб. – по страховым взносам на ОПС и 1639,28 руб. – по страховым взносам на ОМС.

С учетом изложенного требование уполномоченного органа на общую сумму обязательств по налогам, взносам и пени в размере 67 482,89 руб. (12 116,80 руб. + 28 084 руб. + 12 907,46 руб. + 14 374,63 руб.) включению в РТК не подлежит.

Вместе с тем суд полагает подлежащим удовлетворению требование уполномоченного органа в отношении сумм земельного и транспортного налогов за 2018-2021 годы, соответствующих им пени по требованиям №2081 от 22.01.2020, №55809 от 15.12.2020, №80098 от 21.12.2021 в общей сумме 55 500,63 руб., а также в отношении пени по страховым взносам на ОПС и ОМС по требованию №17648 от 07.02.2020 в сумме 380,17 руб. ввиду их подтверждения сведениями об объектах владения должника, налоговыми уведомлениями, требованиями, а также наличествующей информацией о состоявшихся в отношении них судебных приказах №2а-4399/2020 от 16.10.2020, №2а-1417/2021 от 26.03.2021 с учетом сведений банка данных неоконченных исполнительных производств ФССП по состоянию на 11.08.2022 и трехлетнего срока возможного предъявления таких судебных актов в силу части 3 статьи 21 Закона №229-ФЗ.

В части пени, необеспеченных мерами взыскания, и начисленных на недоимки по указанным имущественным налогам, которые подлежат включению в РТК должника, заявление уполномоченного органа также следует удовлетворить, Сумма таких пени составляет 7813,34 руб. (22 187,97 руб. (всего пени необеспеченных мерами) – 14 374,63 руб. (не подлежащие включению в РТК пени, необеспеченные мерами)).

В статье 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Исходя из положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Федеральным законом.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Согласно пунктам 6 Обзора при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).

В рассматриваемой ситуации предъявленные суммы недоимок и пени по налогам и взносам не являются текущими платежами, поскольку обязанность по ним сформирована по итогам периодов, окончившихся к моменту принятия заявления о признании должника банкротом и о возбуждении дела о его несостоятельности, а пени следуют судьбе основных долгов, возникших за периоды до принятия заявления о признании должника банкротом, и срок их начисления ограничен моментом введения процедуры реструктуризации долгов.

С учетом приведенных обстоятельств и нормоположений, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного уполномоченным органом требования с его включением в реестр требований кредиторов должника по правилам пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве на сумму 63 694,14 руб. (55 500,63 руб. + 380,17 руб. + 7813,34 руб. или 131 177,03 руб. (всего заявлено) - 67 482,89 руб. (не подлежит включению в РТК)).

В остальной части требования заявителю следует отказать по ранее приведенным мотивам.

Руководствуясь ст.ст. 71, 134, 137, п. 2 ст. 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить частично.

Признать обоснованным и включить требование Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов ФИО1 третьей очереди в размере 63 694,14 руб., в том числе: 55 255 руб. – налоги, 8439,14 руб. – пени.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья Д.Е. Минашкин